Конспект урока по изобразительному искусству (2 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Урок по теме: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по изобразительному искусству.

Тема урока: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.

Класс: 2

Учитель: Шепель О.В.

Цели урока:

  1. Обучающие:
  1. учить изображать женский  портрет сказочных персонажей с ярко выраженным характером элементарными пропорциями лица;
  2. учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
  3. повторить понятие «портрет»
  4. дать понятия «мимика лица», «эмоции»
  5. укреплять межпредметные связи.
  1. Развивающие:
  1. развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;
  2. активизировать познавательный интерес учащихся через литературные произведения (сказки);
  3. совершенствовать практические умения и навыки работы с акварелью (восковыми мелками);
  4. обогащать лексический запас терминами и понятиями по ИЗО.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое  и нравственное отношение к действительности.
  2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на уроке.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, проектор, магнитофон, образцы работы учителя.
  2. Презентация к уроку.
  3. Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь.
  4. Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина.
  5. Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь»
  6. Цветовой ряд: спектр теплых и холодных цветов.
  7. Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель.
  8. Шаблоны овала лица.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Звучит музыка «Там по дорогам сказок»)

Приветствие.

О чем была песня? (о сказках)

Сегодня мы отправимся в страну сказок.

Но чтобы туда попасть, давайте проверим нашу готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка художественных материалов к работе. (Слайд № 1)

II. Сообщение темы, целей урока.

В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство

раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники

раскрывают характеры.

Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить

красками (восковыми мелками)  портрет сказочных персонажей. (Слайд № 2)

III. Вводная беседа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в сказку.

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки? (русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки

народов мира)

- В русских народных сказках,  авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами.

- Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.

 - Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей, н/р, из русских народных сказок или сказок  А.С.Пушкина. («Морозко», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка»,   «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,  «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»).

1. Отрицательные женские образы:

 1. - Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (слова Бабы-Яги):

            «Девочка вошла в избушку:?

Здравствуй, бабушка! 

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? 

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. 

- Садись покуда кудель прясть.»       (Баба-Яга)

- Правильно. Баба-Яга – отрицательный или положительный персонаж сказки? (отрицательный) (Слайд № 3, 4, 5, 6).

2. – Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Морозко» (слова Мачехи):

«- Вези, вези её, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали!

Вези её в лес, на трескучий мороз.»          (Мачеха)

- Молодцы! Какой это  персонаж? (отрицательный)

                                                                                            (Слайд № 7, 8)

3. – Следующий отрывок послушайте и назовите название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи):

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».      (Старуха)

- Правильно. Какой персонаж Старуха? (отрицательный)

                                                                                                    (Слайд № 9, № 10)

2. Положительные женские образы

- А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках.

- Кто мне их назовёт? (Красные девицы)                              (Слайд № 11)

- Те сказки, которые мы вспомнили сейчас, есть в них добрые героини? (Падчерица)

                                                                                            (Слайд № 12, 13, 14, 15, 16, 17)

III. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.  

Положительные  образы:  прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящные. 
Отрицательные образы:  безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые. 

  1. Литературные образы:

А. Пушкин « Сказка о  царе Салтане»

«За морем царевна есть,                                                                                                                                
Что не можно глаз отвесть:                                                                                                           
...Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.                                                                                                                                
А сама-то величава,                                                                                                                              
Выступает, будто пава;                                                                                                                                
А как  речь-то говорит,                                                                                                                                 
Словно реченька журчит...   (
Царевна- Лебедь)

 - Из какой сказки изображён герой на этом  рисунке? (Слайд № 18)

- Верно. Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - Царевна-Лебедь.

  1. Работа с репродукциями художников.

-  А вот русский художник Михаил Александрович Врубель  (Слайд № 19) 

представил Царевну-Лебедь такой.   (Слайд № 20)

(Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героини)

- Какой характер у героини?

- Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки? (добрый, помогает князю Гвидону)

  Как художник передает положительный образ героини?
- Опишите  царевну. (Белолица,  мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)

3. Прослушивание музыкального произведения Ш.К. Сен-Санс  «Лебедь».

- А теперь послушайте музыкальное произведение французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса, которое называется - «Лебедь».            (Слайд № 20)

- Понравилось вам произведение? Какая была музыка спокойная или громкая?

- Мелодичная, плавная или быстрая?

- Подходит ли это музыкальное произведение к литературному образу Царевны-Лебедь А.С. Пушкина?

- Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень добрых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

IV. Физкультминутка.

 В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят

V.Творческая работа.

1. - Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть...

VI. Практическая работа

1. Беседа о цветах (теплые и холодные)

- А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему?

Вспомнить тёплые, холодные цвета. (Учитель вывешивает спектр цветов – теплых и холодных).

- Итак, вы должны будете нарисовать свой персонаж – сказочный женский образ положительный или отрицательный.  (Слайд № 21)

- Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дайте ему имя. Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных  персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых  или злых (по выбору учащихся).

  - Работа выполняется в цвете: акварелью.

 Выразительность образа передается цветовыми отношениями.    

- А что такое портрет? (Портрет – это изображение лица человека)

          Если видишь, что с картины

         Смотрит кто-нибудь на нас, -

         Или принц в плаще старинном,

         Или в робе верхолаз,

         Лётчик, или балерина,

         Или Колька, твой сосед –

         Обязательно картина называется … (Портрет)

  1. Беседа о мимике лица, эмоциях.   

- Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ.   (Слайд № 22, 23, 24, 25, 26)

- Мимика передает нам эмоции человека, его характер через  положение бровей, глаз, носа, рта.    (Слайд № 27,28)

- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.

3. Выполнение работы.

- Возьмите шаблоны овала лица и обведите на листе. Подумайте, какую героиню вы хотите нарисовать – положительную или отрицательную. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками раскрасите. (Слайд № 29, 30)    

  Учитель вывешивает образцы портретов.  

(Дети рисуют).

VI. Эстетическая оценка работ

Выставка всех работ на доске или планшетах.

- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     (яркими цветами,

контрастами, чертами лица, мимикой)
- Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?

Художник в изображении передает свое понимание персонажа  (человека) через художественный образ,  характер.

VII. Домашнее задание

Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с иллюстрациями, где есть

изображения мужчин (сказочные образы и реальные), обратить внимание на одежду, доспехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по изобразительному искусству 2 класс

Класс 2 Вид занятия: декоративное рисованиеТема: Филимоновская игрушка....

Конспект урока по изобразительному искусству, 3 класс. Тема: Учимся видеть. Русский музей.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...

Конспект урока по изобразительному искусству, 1 класс. Тема: Знакомство с мастером Воображения. Цветы.

Цель урока:Научить учащихся рисовать основной силуэт цветка.Задачи урока:расширение эстетического опыта учащихся, т. е. умения наблюдать явления окружающего мира, удивляться его красоте и разнообразию...

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс "Мир полон украшений"

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс "Мир полон украшений"...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б.М. Неменского на тему урока: "Весенний натюрморт"

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему урока: «Весенний натюрморт»...