Открытый урок по предмету «ИЗО» на тему: «Первоцветы. Рисование пластилином»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Петрова Татьяна Анатольевна
Развивать творческое воображение, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное к ней отношение, любовь к поэзии, музыке, изобразительному искусству. воспитывать любовь и уважение к близким, душевную доброту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Шихабыловская ООШ»

Урмарского района

Чувашской Республики

Открытый урок по предмету «ИЗО»

 на тему:

 «Первоцветы. Рисование пластилином»

1 класс.

Подготовила: Петрова Т. А.

учитель начальных классов

2013 год

Цель. Ознакомить с новым способом изображения — рисунком пластилином.

Задачи. Развивать творческое воображение, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное к ней отношение, любовь к поэзии, музыке, изобразительному искусству. воспитывать любовь и уважение к близким, душевную доброту.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, слайды с изображением картин русских художников (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Март», «Большая вода», А. Герасимов. Натюрморт. Полевые цветы. И. Шишкин. Уголок заброшенного сада. Этюд. К. Коровин. Розы.  А. Пластов. Колокольчики и ромашки).  Слайды с изображением первых весенних цветов нашего края (подснежник, мать-и-мачеха, мимоза, медуница, верба, ландыш, фиалка). Песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», пьеса П. И. Чайковского «Подснежник (Апрель)», Вальс цветов из балета «Щелкунчик». 2 листа ватмана, пластилин, контурный рисунок цветов на картонной основе, 5 рисунка первоцветов, лото «Времена года».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Придумано кем-то

   Просто и мудро

   При встрече здороваться:

   «Доброе утро».

Всем доброе утро. Желаю вам доброго и хорошего настроения в течение всего дня.

  1. Эмоциональный настрой.

Учитель: Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

     3.Актуализация знаний.

 Игра «Лото». ( Работа в группах.)

Учитель: У каждой группы лежит на столе игровое поле – названия месяцев и времён года. Нужно их сопоставить.

Учитель:- О чём будем сегодня на уроке говорить? (О временах года.)

Учитель:- Только не обо всех временах, лишь об одном. А вот о каком? Послушайте загадку и отгадайте её.

Зеленоглаза, весела

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла

 То, что всем понравится:

Зелень – листьям,

Нам – тепло,

Волшебство, чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы,

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - … (весна).

Учитель: Март, апрель, май. К какому времени года вы отнесли эти месяцы? (Весна.)

Учитель: А теперь другая загадка. Отгадайте, какой месяц весну начинает?

Ручейки бегут быстрее,

 Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

 Заглянул к нам месяц … (март).

Демонстрируются репродукции картин художников о весне (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Март», «Большая вода»).

Учитель:- Талантливые русские художники Левитан И. И. , Саврасов А. К. все свои картины посвятили родной природе.

Ребята, чему мы рады зимой? (Снегу.)

А чему мы радуемся весной? (Теплу, яркому солнышку, зелёной травке и цветам.)

Вот и народная пословица гласит:

Зима красна снегами,

А весна — цветами.

III. Самоопределение к деятельности.

Учитель: А теперь послушайте стихотворение, и скажите - о каком празднике говорится? В каком месяце он бывает?

Наступает мамин праздник,

Наступает женский день.

Знаю: любит мама очень

Розы, маки и сирень.

Только в марте нет сирени,

Роз и маков не достать…

А ведь можно на листочке все цветы нарисовать!

(Праздник этот бывает в марте – 8 числа.)

Учитель:- 8 марта не только мамин праздник, мы поздравляем всех девочек, женщин, бабушек.

Ни один праздник не обходится без цветов, ведь цветы – это символ радости, хорошего настроения, счастья.

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Будем лепить цветы из пластилина.)

    Учитель: Только не лепить, а рисовать цветы пластилином.

IV.  Работа по теме урока.

Учитель: Первые цветы приносят весну и создают красоту вокруг нас. Об их красоте пишут стихи поэты, композиторы — музыку, художники — картины. Сейчас на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года «Подснежник (Апрель)» прозвучат произведения поэтов о весне и первых весенних цветах.

Весенний луг. (Слайд «Весенний луг»)

Теплеют дни и вечера,

Теплеют ночи...

А вчера

С пригорка выбежали вдруг

Подснежники на ближний луг. Виктор Мусатов.

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг.      С. Дрожжин

Подснежник. (Слайд «Голубой подснежник»)

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок... А. Майков

Фиалка   (Слайд «Фиалка»)

На солнечной опушке

Фиалка расцвела -

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла. Е. Серова

Медуница  (Слайд «Медуница»)

Лиловый, красный, голубой -

Цветёт любимая пчелой

В дубраве царь-девица.

Никто другой в стране лесной

Не может, как она весной,

В три цвета нарядиться. В. Мусатов

Мимоза. (Слайд «Мимоза»)

Месяц март, сады пусты,

Ну какие тут цветы.

Но у нас назло морозу

К празднику несут мимозу.

  1. Учитель: Что можно сделать, чтобы продлить такую красоту? (Не рвать, не топтать, а нарисовать цветы.)
  2. Учитель: Цветы можно сделать из бисера, бумаги и стекла, вырезать из дерева, камня, выковать из железа, и из разных материалов тоже можно сделать цветы своими руками.) Демонстрация слайдов.
  3. Учитель: Благодаря художникам, мы можем любоваться красотой цветов круглый год. (Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин художников:  А. Герасимов. Натюрморт. Полевые цветы. К.  Коровин. Розы).
  4. Учитель: А где растут эти цветы? (Ромашки растут в поле, а розы выращиваем в саду.) Среди полевых цветов очень много лекарственных.
  5. (Слайд с репродукциями картин: И. Шишкин. Уголок заброшенного сада. Этюд. А. Пластов. Колокольчики и ромашки. И просит их поделиться впечатлениями.
  6. Учитель: Что вы слышите и чувствуете, глядя на эти картины? (Чувствуется запах цветов.)
  7. Учитель: Какие краски используют художники для написания цветов? (Яркие, сочные, разные оттенки одного цвета.)
  8. Учитель: Есть у вас пластилин такого цвета? Как можно получить смешанные цвета из пластилина? (Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель показывает приёмы смешивания пластилина, способы изображения цветов на плоскости.) А теперь мы немножко отдохнём.

Физкультминутка. (Демонстрация со слайда).

V.  Творческая практическая деятельность учащихся. (Групповая работа.)

  1. Учитель: Перед каждой группой лежит рисунок первого весеннего цветка. А ещё у вас на партах есть фрагменты - контуры, которые вы должны нарисовать пластилином. Каждый красит свой контур, а потом группа собирает из них пазл так, как на готовом рисунке, пазл потом нужно приклеить на листки ватмана.

Этапы изготовления некоторых цветов:

Подснежник (белый, голубой, фиолетовый). Мать-и –мачеха. Мимоза.

1. Подготовить несколько разноцветных полосок пластилина голубого, фиолетового, белого, жёлтого, зелёного цветов.

2. Отщипнуть от зелёного пластилина небольшой кусочек и приложить чуть выше, слегка надавив. После этого каждую пластилиновую точку растереть пальчиком, вытягивая пластилин вверх листа. Это будут листья.

3. Отщипнуть голубой, фиолетовый, белый,жёлтый цвета, приложить сверху листьев и вытянуть, нажимая пальцами. Цвета будут смешиваться, напоминая лепестки цветков.

4. Добавить, если нужно, оттенки на листья, процарапать прожилки.

VI . Итог урока. Звучит песня Юрия Антонова «Не рвите цветы». (Демонстрируются слайды на экологическую тему.)

Выставка и анализ работ.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если вместе я и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Фиалки, ландыши припас

Весёлый май в тиши для нас.

Но мы их обрывать не будем,

Пускай цветут на радость людям!

Учитель: Чему же вы сегодня научились? (Ответы детей).

 Учитель: Этот год для всех особенный – он объявлен президентом Путиным В. В. Годом защиты окружающей среды.

  1. Учитель: Посмотрите, мы не рвали цветы, а нарисовали их пластилином, и у нас получилась целая поляна первоцветов и сейчас они для нас станцуют.

Просмотр фрагмента «Вальс цветов» из мультфильма «Щелкунчик».

VII. Рефлексия.

Учитель: Если вы узнали на уроке что-то интересное, то поднимите красные цветочки.

Если для вас урок прошёл как обычно и ничего нового вы не узнали, то поднимите зелёные листочки.

Если время было потрачено на уроке напрасно, и вам было грустно, то поднимите жёлтый лист.

  1. Учитель: Цветы любуются своей красотой в воде, люди — в зеркале. Мне кажется, что сегодня в зеркале мы увидим красивых девочек и мальчиков, потому что все хорошо трудились на уроке. Спасибо всем!

Уборка рабочего места.