«Создание рельефа на основе спонтанного рисунка».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
План-конспект
открытого занятия в ТО студии керамики
«Глиняный СЛОН»
(для воспитанников первого года обучения)
Педагог: Малиновская М.И.
Тип занятия: комбинированный урок
Тема: «Создание рельефа на основе спонтанного
рисунка».
Цель: - раскрепостить сознание ребёнка
- дать возможность почувствовать себя
творцом уникального произведения
искусства
Задачи:
Обучающие:
- Научить видеть в спонтанных рисунках сюжеты
для собственных композиций
- Формировать чувство формы ( целостность,
гармоничность )
-Научить приёмам создания рельефа
- Ознакомить с рельефными композициями
разных эпох и стран
Развивающие:
- Развивать творческое мышление в процессе
решения творческих задач
- Развивать воображение
- Развивать сенсорные ощущения
- Развивать мелкую моторику в процессе работы
с глиной
Воспитывающие:
-Разбудить в ребёнке « инстинкт первооткрывателя»
(радость от уникальности ,созданного им
творения)
-Формировать мотивационную, познавательную,
эмоциональную сферу обучающихся
-Воспитывать уважительное отношение к
своему и чужому труду
-Формировать бережное отношение к материалам,
воспитывать аккуратность
-Воспитывать доброжелательное отношение
друг к другу
Принципы обучения: наглядности, доступности,
творческой активности, положительного эмоционального фона обучения, интереса к работе с глиной.
Форма обучения: коллективная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Приёмы: устное изложение, диалог, показ, работа с
наглядным материалом ,демонстрация видеоматериалов, анализ работ, игра
Оснащение занятия.
Материалы:
Глина, стеки, дощечки, оргалит, ткань, скалки, шликер,
бумага, карандаш , нож, баночка с водой, кисти, демонстрационные диски
Иллюстративный материал: работы воспитанников из фонда студии, альбомы с изображениями рельефных композиций разных стран и эпох.
Музыкальный ряд: музыка для релаксации, звуки природы
Средства обучения: компьютер, проектор с экраном,
дидактические пособия
План урока
-Орг.момент ( проверка присутствующих)-5 мин.
-Введение в новый материал -15 мин.
-Практическая часть –55мин.
-Обсуждение -5 мин.
-Подведение итогов, игра – 5мин.
-Уборка рабочего места -5мин.
Ход занятия.
Первый этап:
Педагог: «Ребята, сегодня в очередной раз вы превратитесь в волшебников, потому что из бесформенного куска глины вы создадите КРАСОТУ.
Вы помните, что глина – живая. Она воспринимает все ваши эмоции. Например, любовь и радость вы передаёте глине прикосновением ваших рук, и она отвечает: «Слушаю и повинуюсь». Или страх. Вы думаете: «У меня ничего не получится». И тогда глина перестаёт быть послушной. Сопротивляется вам.
Вспомните, чем полезна глина? Что делают из глины?»
Воспитанники: «Строят дома (кирпич), делают посуду, лепят глиняные фигурки, украшают жилище глиняными
картинами».
Педагог: «На глиняных табличках написаны древние книги . И ещё глину едят. Да-да. В средневековой Европе глина входила в состав конфет. До сих пор жители Крайнего Севера добавляют белую глину в молоко или бульон и называют «жиром Земли».
Тема сегодняшнего занятия - «рельеф». Что же такое рельеф? Рельеф – это скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного сооружения, может украшать декоративные сосуды, вазы. (Слайд № 1) Но может выступать и как самостоятельное произведение (Слайд №2).
По отношению изображения к плоскости фона различают углублённый рельеф , который называется «контррельеф». Он получил распространение в архитектуре Древнего Египта (Слайды №3,4). Второй вид рельефа – выпуклый рельеф, подразделяющийся на
низкий-«барельеф» (Слайды №5, 6) и высокий- «горельеф» ( Слайды №7,8).
Рельеф был известен уже в эпоху палеолита 150-35 тыс. лет назад (Слайд №9), позднее в Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве во 2-ом веке до н.э. (Слайд №10).
Теперь вы имеете представление о рельефе. Но прежде. Чем вы начнёте работать с глиной, необходимо сделать эскиз будущей композиции.
Второй этап.
Педагог: «Перед вами на столе лежит лист бумаги и карандаш. Я не хочу ограничивать ваше воображение темой поэтому…..Закройте глаза. ( В студии звучит музыка для релаксации). Вслушайтесь в музыку. При закрытых глазах ваш слух обостряется. Представьте себе солнечный день. Вы на лесной поляне. Птицы поют. Журчит ручей. У вас за спиной лес. В нём живут разные звери. Какие они? Дружелюбные или агрессивные? Вам хочется подружиться с ними или убежать?
Теперь почувствуйте рукой границы листа бумаги, который лежит перед вами. Возьмите карандаш и, не открывая глаза, нарисуйте любую непрерывную линию. Она не должна быть слишком запутанной. Откройте глаза. Внимательно посмотрите на рисунок. Кого напоминают ваши «каляки- маляки»?Может быть это сказочная птица? Или какой-нибудь фантастический зверь?
Вспомните облака, плывущие по небу. Наверняка вы узнавали в них понятные образы людей, животных, птиц.
Вспомните морозные узоры на стеле. Вы с лёгкостью различали в них прекрасные цветы или даже далёкие галактики.
Ещё раз взгляните на ваши рисунки и дополните их до узнаваемого образа».
Педагог подходит к каждому воспитаннику и, в случае необходимости, помогает «увидеть».
Педагог: «Какие необыкновенные существа у вас получились! Они уникальны. Только каждый из вас и никто другой смог их нарисовать.
Я открою вам один секрет. Каждый настоящий художник мечтает создать такую картину, написать такую книгу, сочинить такую музыку , какую до него никто не создавал. И, когда это удаётся ( или художнику кажется, что это удалось), его переполняет такая радость, с которой ничто в жизни не может сравниться.
Третий этап.
Педагог: «Перейдём к работе с глиной. Раскатайте на ткани глиняный пласт толщиной 5-7 мм, положите на него рисунок и с помощью карандаша или стеки переведите рисунок на глину.
Вспомните, что такое «контррельеф»? А что такое «барельеф»? ( Ответы воспитанников)
Если вы хотите, чтобы у вас получился углублённый рельеф ( контррельеф), обведите изображение по контуру обратной стороной кисточки или стекой, как делали художники Древнего Египта. Если вы хотите, чтобы ваши звери и птицы выступали над поверхностью пласта (барельеф), раскатайте ещё один пласт, вырежьте из него ножом по контуру ваших зверюшек и шликером приклейте к основному пласту ( к фону).
Вот вы и создали свой первый в жизни рельеф по собственному эскизу. Вы настоящие художники, потому что работы, которые у вас получились уникальны. Я горжусь вами .
На следующем занятии вы помоете подсохшие работы губками и раскрасите их специальными красками, которые называются ангобы. Затем ваши пласты побывают в муфельной печи и станут крепкими и «закалёнными».
Четвёртый этап.
Педагог: «Ну, а сейчас рассмотрим проекты выпускников студии «Глиняный СЛОН», выполненные по теме «Рельеф».
Демонстрация работ из фонда студии. (См. приложения)
Заключительный этап.
Педагог: «В конце занятия хочу предложить вам подумать и оценить ваши ощущения от сегодняшнего урока. Возьмите свои кораблики и разместите их на карте островов». (См. примечание)
Воспитанники размещают кораблики на карте.
Педагог: «Мы отлично поработали сегодня. Мне было очень интересно с вами. Спасибо».
Уборка рабочего места.
Примечание: У воспитанников студии есть нарисованные ими и вырезанные из картона кораблики. В конце занятия каждый воспитанник размещает свой кораблик на карте островов, которая хранится в студии.
На карте изображены : Остров Радости, Остров Скуки, Остров Удовольствия, Остров Лени, Остров Ожидания, Остров Несправедливости, Остров Просветления, Бермудский треугольник и т.д. Размещение корабликов на карте позволяет педагогу оценить эмоционально-чувственное состояние каждого ребёнка и степень интереса к проведённому занятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики в 4 классе "Создание рисунков с помощью инструментов графического редактора TuxPaint"
Урок информатики с использованием обучающих игр GCompri...
Создание текста на основе его главной мысли
Презентация к уроку русского языка по теме "Создание текста на основе его главной мысли" (3 класс, УМК "Планета знаний")...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «СОЗДАНИЕ КЛИПА НА ОСНОВЕ ФОТОМАТЕРИАЛОВ, КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕФЛЕКСИИ МЕРОПРИЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПОШАГОВОЕ СОЗДАНИЕ КЛИПА НА ОСНОВЕ ФОТОМАТЕРИАЛОВ, КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕФЛЕКСИИ МЕРОПРИЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Создание коллажа на основе рисунков, посвященных празднику 8 марта
статья посвящена серии уроков в начальной школе. Использование рисунков, выполненных на уроках ИЗО, для создания коллажа на компьютере....
Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" по теме:" Создание текста на основе его главной мысли"
Цель: учить составлять текст...
Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений.
Технологическая карта урока, конспект....
Технологическая карта по информатики. Тема урока:«Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка.(создание рисунка по образцу )», УМК «Школа 2100» (3 класс)
Тип урока: урок «открытие» знания Цель урока: Формирование умений называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе предметов.Задачи урока Дидактические:1. На...