Конспект урока по изобразительному искусству "Зимний пейзаж" (пальчиковое рисование)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Конспект урока по изобразительному искусству "Зимний пейзаж" (пальчиковое рисование)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Изобразительного искусства в 1классе. Тема урока: Выполнение композиции на тему: «Зимний пейзаж» (техника выполнения ладошками)

Учитель начальных специальных (коррекционных) классов VIII вида

 Теплова Наталья Александровна

Цель урока: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования  и желание действовать с ними.

Задачи:

  1. Образовательные:

Учить детей рисовать,  используя нетрадиционную технику рисования ладошкой.

 Вызвать у детей интерес и желание участвовать в коллективном труде.

Показать красоту русской зимы на примере произведений художников и поэтов. 

 Учить наблюдать окружающий мир.

Обогащать словарный запас школьников.

  1. Развивающие задачи:

Развивать общую и мелкую моторику рук, цветовосприятие, формообразование, словесное и образное мышление, речь детей.

  1. Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в группе детей, выполняя коллективную работу,  получать удовлетворение от собственного  участия.

Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства, к родной природе.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Планируемые результаты.

Личностные:

- иметь воображение, уметь фантазировать,  иметь представление  о многообразии и красоте в природе.

- стремление  самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем .

- работать индивидуально;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование: гуашь, листы бумаги, ватманы, миски с водой, салфетки, проектор, презентация к уроку, музыка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная 

Методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод

3. Применение ИКТ (презентация)

Планируемые результаты

Предметные:

- знать значение слова «пейзаж»;

- уметь анализировать объекты;

-  уметь передавать форму предметов и цвет  зимы.

Метапредметные:

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- освоение техники выполнения ладошками;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

  1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель. Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы и хорошего настроения.

Садитесь.

  1.  Целеполагание  (2 мин.)

Учитель. - Сегодня у нас необычный урок рисования. Почему он необычный вы узнаете позже. А сейчас, давайте вместе с вами определи тему нашего урока, послушайте стихотворение замечательного русского поэта А. С. Пушкина

2-3 слайд. 

.

3 слайд. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.


Учитель. - О каком времени года идет речь?

Дети. О зиме.

Учитель.  Молодцы, что же мы будем с вами сегодня рисовать?

Дети. Рисовать сегодня мы будем зиму.

Учитель.  Хорошо, а стихотворение называется «Зимнее утро»

 

  1. Введение в тему урока.

Учитель. А скажите, какие слова в стихотворении вам сделали подсказку?

Дети. Снег, лед, иней.

Учитель. Какие еще признаки зимы вы можете назвать?

Дети. Мороз, метели, вьюга и т.д.

Учитель. Зима холодное время года. Скажите. А зимой может быть весело на улице? Какие зимние игры вам знакомы?

Дети. Можно кататься на коньках, лыжах, санках с горки. Играть в хоккей, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в снежки.

4 слайд.

Учитель. Да, ребята. Хороша наша русская зима. Много прекрасных стихотворений посвящено нашей красавице русской зиме! Но писали о зиме и любовались ею не только поэты, но и художники. Сейчас вы увидите удивительные картины художника Ивана Ивановича Шишкина.

Он очень любил природу, особенно русскую зиму. В своих картинах он изображал дремучие леса, опушки, поля, укрытые снегом. Русские деревни в зимнее время года, городские крыши домов.

5-11 слайд. Сейчас будет звучать музыка композитора П.И. Чайковского “Времена года, а вы в это время полюбуйтесь этими картинами, порадуйтесь красотой русской зимы.

Учитель. Иван Шишкин очень любил рисовать природу. Ребята, а как называется картина, на которой изображена природа?

Дети. Пейзаж (???)

Учитель. Да, пейзаж – это изображение природы. Картины Ивана Шишкина можно назвать пейзажем?

Дети. Да, потому что на них изображена природа.

Учитель. Рисовать сегодня мы будем зимний пейзаж.

 Совершим увлекательное путешествие в мир творчества и фантазии. Узнаем много нового и интересного.

- Но что такое, на столах нет  ни кисточек, ни карандашей. Что же делать?

- Выход есть! Мне хочется научить вас рисовать не так, как вы рисуете чаще всего: кисточками, красками, карандашами, а по – другому, нетрадиционным методом, то есть необычно. Сегодня я научу вас рисованию ладошками и пальцами.

- Вы когда-нибудь так рисовали?

Дети. ? 

Учитель. Посмотрите как рисовали другие ребята. Слайд 12.

- Я уверена что и у вас все замечально получится.

- У каждого из вас на столе есть листочки бумаги, разведенные краски в тарелочках, тарелочки с водой, салфетки для рук.

- Но, для того чтобы начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе.

Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю

(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю

(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? В ладошке вода?

(на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки – лучи…

(перевернуть ладошки вверх вниз)

Как видно ладошки мои горячи.

(потряхивания расслабленными ладонями).

- Молодцы, а теперь разотрем ладошки. Как будто они замерзли.

- Вот теперь наши руки готовы к рисованию

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель. – Ребята, а какие цвета краски нам  понадобиться для рисования «Зимнего пейзажа»?

Дети. Синий, голубой, серый, белый, коричневый (деревья), зеленый (елка)

Учитель. Молодцы! Ребята, давайте с вами потренируемся и постараемся нарисовать ладошками и пальчиками все, что нужно для «Зимнего пейзажа».

Существует несколько техник пальчикового рисования:

- Рисуем пальчиками: кончики пальцев используем вместо кисточки, можно рисовать точками (снежинки), пятнышками (сугробы, небо) проводить линии (стволы деревьев, кусты и тд). Прикладываем 1-2 пальчика вместе, получаются кустики, деревья.

- Рисуем ладошкой. Прикладываем к бумаге разукрашенную ладошку, получаются деревья, солнышко. Если разукрашенную ладошку приложить два раза, накладывая рисунок друг на друга, получится ёлка. Только у второй ладошки пальцы должны быть чуть пошире. Переворачиваем лист бумаги и получается ёлка. Когда елка подсохнет, её можно будет украсить новогодними игрушками.

Физминутка

Учитель. - Молодцы, а теперь давайте отдохнём, проведём весёлую физ. минутку.
-Я буду читать вам стихотворение, а вы если ответ будет «да» - хлопаете в ладоши, а если «нет» - топаете ногами.
-Приготовились. Слушаем внимательно.
 Что дела зимой,
Дай, дружок, мне ответ.
Слушай внимательно,
Отвечай «да» иль «нет»! (да –хлопаем 2 раза, нет – топаем 2 раза)
В снежки играли вы с друзьями? (хлопают)
Грибы в лесу собирали сами? (топают)
Сгорки на санках катались? (хлопают)
В деревне в речке купались? (топают)
По лесу на лыжах бродили? (хлопают)
А много цветов находили? (топают)
В саду своём грядки копали? (топают)

И с Дедом Морозом плясали? (хлопают)
Друзья, не устали ещё отвечать? (топают)
А через год зиму ждёте опять? (хлопают)

6. Применение знаний и умение в новой ситуации.

Учитель. А теперь, ребята, давайте выполним коллективную работу «Зимний пейзаж»

Работать будем в двух группах. На листе ватмана вы самостоятельно рисуете все, что пожелаете. Не забудьте, что выполнять работу нужно дружно, помогать друг другу.

Помните, что ваше время будет ограничено. Вы будете рисовать, пока звучит музыка. Когда я остановлю музыку, вы закончите выполнять работу.

7. Рефлексия.

Выставка работ

Придумайте название картины. Выберите 1  представителя из команды. Пусть он расскажет нам о том, что вы нарисовали, как выразили свое настроение в картине.

Выступление детей.

Учитель. Ребята. Понравилось ли вам рисовать без кисточки?

- Что мы рисовали?

Что такое пейзаж?

- С картинами какого художника мы познакомились?

Оценивание работ

Ребята, сегодня вы научились рисовать ладошками и пальцами замечательные картины. В ни вы смогли передать свое настроение и любовь к красавице – белоснежной зиме.

Но ладошками модно рисовать не только зимние пейзажи но и многое другое. Посмотрите на экран Слайд 13.

Закончить урок мне хочется стихотворением:

И в 10 лет, и в 7, и в 5 –
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски,
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!

- Благодарю за урок.

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:

Добрее сердцем и теплее душой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти. «Прекрасное лето». Акварель."

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти.  «Прекрасное лето». Акварель."...

Конспект урока по изобразительному искусству в нетрадиционной технике рисования “Какого цвета весна”.

Конспект урока по изобразительному искусству представлен в виде рисования весеннего пейзажа с использованием нетрадиционных техник: монотипия, кляксография, пальчиковая....

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе "Свободное рисование на тему «За лесами, за горами»

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе "Свободное рисование на тему"За лесами, за горами"...

Конспект урока по изобразительному искусству "Рисование снеговика"

Цели урока:Образовательная:   - учить передавать округлую форму частей предмета и их величину     («большой», «поменьше», «маленький»), пра...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме "Рисование осеннего пейзажа" (2 класс)

Урок разработан по учебнику "Изобразительное искусство" 2 класс , автор Кузин В.С., Кубышкина Э.И.На уроке использованы ЭОР, которые активизируют мыслительную деятельность учащихс, развивают...