Рабочая программа по ИЗО для 2 класса (ФГОС).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Рабочая программа и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2klass_2013_-_2014g.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ № ___»

_______________ / ______________/

«______» ______________ 20____ г.

                     

Рабочая программа

учебного предмета  «Изобразительное искусство»

(базовый уровень)

для 2 класса

Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

I квалификационной категории

г. Воскресенск

2013 год

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. и др. Изобразительное искусство: рабочие программы. 1-4 классы  М.: «Просвещение», 2011г.

        Курс изобразительного искусства направлен на достижение следующих целей:

  1. воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  2. развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  3. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  4. овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Изобразительное искусство как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания:

  1. совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  2. развитие способности видеть прявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

Во 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Основное содержание программы.

Чем и как работают художники? (9ч.)

 Три основные краски создают многоцветие мира. Работа гуашью. «Цветочная поляна». Добавление белой и чёрной краски. Работа гуашью. «Природная стихия». Выразительные возможности восковых мелков. Работа восковыми мелками и акварелью. «Букет осени». Выразительные возможности восковых мелков. Работа восковыми мелками и акварелью. «Золотая рыбка». Выразительные возможности аппликации. Работа с природным материалом на цветном картоне. Аппликация из осенних листьев. Выразительные возможности графических материалов. Работа  тушью, пером. «Линия – выдумщица». Выразительные возможности графических материалов. Работа  тушью, пером, палочкой и акварелью. «Волшебный лес». Выразительность материалов при работе в объёме. Работа с пластилином. «Пингвинчик на льдине». Для художника любой материал может стать выразительным. Работа гуашью, акварелью, мелками, неожиданными материалами. «Родной город».

Реальность и фантазия. (7ч.)

Изображение и реальность. Работа гуашью. «Павлин». Изображение и фантазия. Работа гуашью. «Жар – птица». Украшение и реальность. Работа гуашью на тёмном картоне. «Полёт снежинок». Украшение и фантазия. Работа гуашью и акварелью. «Украшение кокошника и сарафана». Постройка и реальность. Работа с цветной бумагой. «Подводный мир». Постройка и фантазия. Конструирование из готовых форм: работа с цветной бумагой, пластилином. «Сказочный город». Постройка и фантазия. Конструирование из готовых форм: работа с цветной бумагой, пластилином. «Сказочный город».

О чём говорит искусство? (9ч.)

Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Работа гуашью и акварелью. «Море». Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. Работа простым карандашом, гуашью, чёрным фломастером. «Изображение животного». Образ человека и его характер. Работа цветными карандашами. «Изображение положительного женского образа». Образ человека и его характер. Работа цветными карандашами. «Изображение отрицательного женского образа». Образ человека и его характер. Работа с пластилином. «Сказочный герой». Выражение характера человека через украшение. Работа с цветной бумагой. «Украшение готовых форм доспехов и кокошников». Выражение характера человека через украшение, конструкцию и декор. Работа гуашью. «Украшение готовых форм доспехов и кокошников». Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных геров. Работа с разными материалами. «Добрая фея». Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных геров. Работа с разными материалами. «Колдунья».

Как говорит искусство? (9ч.)

Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета. Работа гуашью. «Чудо – коврик». Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета. Работа акварелью. «Букет цветов». Пятно как средство выражения. Силуэт. Работа с гуашью и чёрной бумагой. «Изображение силуэтной композиции». Ритм и движение пятен как средство выражения. Работа восковыми мелками. «Мыльные пузыри». Линия как средство выражения. Работа акварелью. «Весенняя поляна». Линия как средство выражения. Характер линии. Работа акварелью. «Дерево». Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности. Работа гуашью. «Весна». Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности. Работа гуашью. «Весна». В музее у весёлого художника. Работа с материалами по выбору учащихся. «Лето».

Результаты изучения учебного предмета

Личностные:

  1. в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность  к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  2. в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания  в собственной художественно-творческой деятельности;
  3. в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные:

  1. умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  2. желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  3. активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  4. обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
  5. формирование  мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  6. формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные:

  1. в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений  о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  2. в ценностно-эстетической сфере -  умения различать  и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных  в главных темах искусства, и отражение их в  собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса  к художественным традициям своего народа и других народов;
  3. в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  4. в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса

В конце 2 класса обучающиеся должны знать:

  1. что такое искусство и как оно говорит со зрителем;
  2. основные виды и жанры произведений изобразительного искусства;
  3. чем и как работает художник;
  4. что такое цветовой круг и как работать кистью;
  5. как работать с пластилином;
  6. что такое аппликация;
  7. что такое украшения;
  8. простейшие формы в изображении;
  9. холодные и тёплые цвета.

В конце 2 класса обучающиеся должны уметь:

  1. рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства;
  2. определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  3. чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  4. использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
  5. составлять аппликационные композиции из разных материалов;
  6. уметь различать тёплые и холодные цвета;
  7. уметь украшать свои композиции.

 Нормы оценок по  предмету Изобразительное искусство

Оценка "5"

  обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

  обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

 обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

  не справляется с поставленной целью урока;

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

 

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины.
  2. Кроссворды.
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.
  4. Тестирование.

Перечень  используемой литературы:

1. Программа:

- Неменского Б.М.  «Изобразительное искусство».  Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

2. Учебники:

-  Неменская Л.А.  под редакцией Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Учебник. 2 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

3. Методические пособия:

- Ноговицына Н.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 2 класс. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 г.

- Ушакова О.Д. «Великие художники».

Издательский дом «Литера», г. Санкт- Петербург, 2005 г.

- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: ИЗО».

Издательство: «Академия развития, Академия, К0, Академия Холдинг», г. Ярославль, 2001 г.

- Литвиненко В. «Учимся рисовать».

Издательство: «Кристалл», г. Санкт-Петербург, 2001 г.

- Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова   И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи».

Издательство: «Белый город», г. Москва, 2007 г.

Материально-техническое обеспечение:

I. Книгопечатная продукция:

1. Программа:

- Неменского Б.М.  «Изобразительное искусство».  Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

2. Учебники:

-  Неменская Л.А.  под редакцией Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Учебник. 2 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

3. Методические пособия:

- Ноговицына Н.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 2 класс. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 г.

- Ушакова О.Д. «Великие художники».

Издательский дом «Литера», г. Санкт- Петербург, 2005 г.

- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: ИЗО».

Издательство: «Академия развития, Академия, К0, Академия Холдинг», г. Ярославль, 2001 г.

- Литвиненко В. «Учимся рисовать».

Издательство: «Кристалл», г. Санкт-Петербург, 2001 г.

- Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова   И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи».

Издательство: «Белый город», г. Москва, 2007 г.

II. Печатные пособия:

1. Портреты художников.

III.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

         IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи

Календарно - тематическое планирование

по изобразительному искусству

(наименование учебного предмета)

на 2013 – 2014 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Чем и как работают художники? (9ч.)

1

1

 Три основные краски создают многоцветие мира. Работа гуашью. «Цветочная поляна».

03.09.13г.

2

2

 Добавление белой и чёрной краски. Работа гуашью. «Природная стихия».

10.09.

3

3

Выразительные возможности восковых мелков. Работа восковыми мелками и акварелью. «Букет осени».

17.09.

4

4

Выразительные возможности восковых мелков. Работа восковыми мелками и акварелью. «Золотая рыбка».

24.09.

5

5

Выразительные возможности аппликации. Работа с природным материалом на цветном картоне. Аппликация из осенних листьев.

01.10.13г.

6

6

Выразительные возможности графических материалов. Работа  тушью, пером. «Линия – выдумщица».

08.10.

7

7

Выразительные возможности графических материалов. Работа  тушью, пером, палочкой и акварелью. «Волшебный лес».

15.10.

8

8

Выразительность материалов при работе в объёме. Работа с пластилином. «Пингвинчик на льдине».

22.10.

9

9

Для художника любой материал может стать выразительным. Работа гуашью, акварелью, мелками, неожиданными материалами. «Родной город».

05.11.13г.

Реальность и фантазия. (7ч.)

10

1

Изображение и реальность. Работа гуашью. «Павлин».

12.11.

11

2

Изображение и фантазия. Работа гуашью. «Жар – птица».

19.11.

12

3

Украшение и реальность. Работа гуашью на тёмном картоне. «Полёт снежинок».

26.11.

13

4

Украшение и фантазия. Работа гуашью и акварелью. «Украшение кокошника и сарафана».

03.12.13г.

14

5

Постройка и реальность. Работа с цветной бумагой. «Подводный мир».

10.12.

15

6

Постройка и фантазия. Конструирование из готовых форм: работа с цветной бумагой, пластилином. «Сказочный город».

17.12.

16

7

Постройка и фантазия. Конструирование из готовых форм: работа с цветной бумагой, пластилином. «Сказочный город».

24.12.

О чём говорит искусство? (9ч.)

17

1

Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Работа гуашью и акварелью. «Море».

14.01.14г.

18

2

Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. Работа простым карандашом, гуашью, чёрным фломастером. «Изображение животного».

21.01.

19

3

Образ человека и его характер. Работа цветными карандашами. «Изображение положительного женского образа».

28.01.

20

4

Образ человека и его характер. Работа цветными карандашами. «Изображение отрицательного женского образа».

04.02.14г.

21

5

Образ человека и его характер. Работа с пластилином. «Сказочный герой».

11.02.

22

6

Выражение характера человека через украшение. Работа с цветной бумагой. «Украшение готовых форм доспехов и кокошников».

18.02.

23

7

Выражение характера человека через украшение, конструкцию и декор. Работа гуашью. «Украшение готовых форм доспехов и кокошников».

25.02.

24

8

Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных геров. Работа с разными материалами. «Добрая фея».

04.03.14г.

25

9

Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных геров. Работа с разными материалами. «Колдунья».

11.03.

Как говорит искусство? (9ч.)

26

1

Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета. Работа гуашью. «Чудо – коврик».

18.03.

27

2

Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета. Работа акварелью. «Букет цветов».

01.04.14г.

28

3

Пятно как средство выражения. Силуэт. Работа с гуашью и чёрной бумагой. «Изображение силуэтной композиции».

08.04.

29

4

Ритм и движение пятен как средство выражения. Работа восковыми мелками. «Мыльные пузыри».

15.04.

30

5

Линия как средство выражения. Работа акварелью. «Весенняя поляна».

22.04.

31

6

Линия как средство выражения. Характер линии. Работа акварелью. «Дерево».

29.04.

32

7

Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности. Работа гуашью. «Весна».

06.05.14г.

33

8

Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности. Работа гуашью. «Весна».

13.05.

34

9

В музее у весёлого художника. Работа с материалами по выбору учащихся. «Лето».

20.05.

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

34

0

0

0

0

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по матеиатике 1 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 1 класса ФГОС УМК "Школа России"...

рабочая программа окружающий мир 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочие программы 2012-2013 1 класс, ФГОС, школа России

В учебном материале представлены рабочие программы для 1 класса на 2012-2013 учебный год, осотавленные в соответствии с требованиями ФГОС. К каждой программе прилагается календарно-тематическое планир...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС Школа 21 век

Рабочая программа составлена на новый учебный год по программе Школа 21 век с учетом ФГОС...

Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС Школа 21 век

Рабочая программа по технологии 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века на новый учебный год...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII  вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  сос...