Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Андреева Юлия Николаевна

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo-1.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________Андреева Ю.Н.


Протокол № ______ от

«_____»___________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________  Горох Н.Г.


«_____»____________2013г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ села Ключи

_________   Н.В.Богданова

Приказ № _______ от

«_____»___________2013г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Андреевой Юлии Николаевны

Вторая  категория

Изобразительное искусство

1  класс

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа села Ключи»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №__ от «__» __________ 2013г.

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Программа по изобразительному искусству разработана на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной

программы начального общего образования;

  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • программы «Изобразительное искусство» (авторы Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова).

        Учебно – методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному компоненту  государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования. Программа разработана для обучающихся со средними учебными возможностями.

Цели   обучения   изобразительному искусству:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение основных знаний художественной грамотности;
  • овладение способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и умений;
  • освоение компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.

Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.                                                                                                                                                                                         Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.                                                                                                                                                    Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.                                                                                            

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю (33  учебные  недели  по  1  часу  в  неделю)

Учебно-тематический план.

№Блок /Раздел / Тема

Количество часов

Всего

Комб.

Повтор.

Контр.

1

Кто такой художник

10

10

-

-

2

Искусство видеть и творить

6

6

-

-

3

Какие бывают картины

4

4

-

-

4

Природа – великий художник

8

8

-

-

5

Музей в твоей книжке

5

5

                                                           Итого

33

33

-

Содержание курса.

Тема раздела

Кол-во часов

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные знания

1

Что  такое художник

     5

Личностные: Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника.

Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника.

Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя.

Учить рассматривать картины художников, рисовать радугу.

Учить рисовать дерево осенью.

Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками.

Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей

2

Цвет

8

Личностные:

внутренняя позиция школьника;  

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                  

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;                                          

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                  

использовать речь для регуляции своего действия.

Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками.

3

Композиция

10

Личностные:

внутренняя позиция школьника;  

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                  

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;                                          

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                  

использовать речь для регуляции своего действия.

   

Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей.

4

Фантазия

10

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                   

планировать свои действия;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                          

использовать речь для регуляции своего действия.

Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В конце 1 класса учащиеся должны знать:

три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.

названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;

синий + жёлтый = зелёный) и т. д.

простейшие приёмы лепки.

В конце 1 класса учащиеся должны уметь:

верно держать лист бумаги, карандаш; правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; применять элементы декоративного рисования кистью;  применять простейшие приёмы лепки.  

Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

План

Факт

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

Вводный урок

Рисование радуги

1

Изобразительное искусство, краски, бумага, картина, цвет, радуга

Учить рассматривать картины художников, рисовать радугу.

Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Воспитание в детях эстетических чувств, доброжелательности и отзывчивости.

2

Кто такой художник?

Рисование дерева

1

.

Художник, профессия, кисти, краски, картина, рама.

Учить рисовать дерево осенью.

Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах.

Целостный, социально-ориентированный мир в единстве и разнообразии природы.

3

Кто такой художник? Рисование бабочки.

1

Пейзаж, картина, рисунок, скульптура.

Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками.

Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

4

Кто такой художник?

 Рисование Цыплёнка  

1

.

Наблюдательность, природа живая и неживая.

Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей.

Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя.

Мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная).

5

Чем работает художник

 Смешивание красок на палитре.

1

Карандаши, тушь, фломастеры, палитра, краски, перья, глина.

Учить работать на палитре и смешивать краски.

Развитие умения предвидеть уровень усвоения знаний и результат.

Воспитание навыка сотрудничества, умения не создавать конфликты и находить выход из сложных ситуаций.

6

Времена года.

Осень.

 Рисование осеннего пейзажа.

1

Времена года, сезоны, осенние явления в природе.

Учить рисовать осень в парке, используя подходящие цвета красок.

Развитие умения наблюдать за природой, меняющимся пейзажем за окном.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7

Времена года.

Осень.

 Рисование своей улицы

1

.

Дорога, здание, постройка, городской пейзаж.

Учить рисовать городской пейзаж по памяти.

Развитие умения работать в парах, оценивать свою работу и работу своего товарища.

Воспитание внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

8

Идём в музей.

Рассматривание картин и скульптур великих авторов.

1

Музей, галерея, фотография.

Учить рассматривать картины и скульптуры.

Развитие умения строить монологические высказывания.

Воспитание уважительного отношения к иному мнению.

9

Как появилось изобразительное искусство?

 Рисование своего настроения

1

Звуки, тишина, наскальный рисунок, охотники.

Учить передавать своё настроение с помощью красок.

Развитие умения вслушиваться в мир звуков, адекватно воспринимать предложения учителя.

Принятие образа «хорошего ученика», осознание своей этнической принадлежности.

10

Гуашь.

Рисование котёнка  

1

Гуашевые краски, палитра, «добрая» краска.

Учить пользоваться гуашевыми красками.

Развитие аккуратности и усидчивости.

Мотивация познавательной деятельности.

11

Кисть в руке художника.

 Рисование картины-фантазии.

1

Гуашь, фантазия, палитра, смешивание красок.

Учить смешивать краски и получать при этом новые необычные цвета.

Развитие умения вносить дополнения и изменения в план и способ действий.

Воспитание навыков сотрудничества в разных ситуациях.

12

Идём в музей.

Придумываем, сочиняем, творим.

 

1

Музыка, краски, превращение, картина, загадка.

Учить слушать музыку, видеть то, что хотел художник донести до зрителя.

Развитие умения предвосхищать результат.

Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

13

Искусство видеть и творить.

 

1

Живописец, живопись,  графика, скульптура.

Учить различать виды изобразительного искусства.

Развитие умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

14

Художник-график

Сравнение музыки и рисования  

1

Фломастеры, светлый и тёмный фон, мелки, линия.

Учить рисовать музыку с помощью линий и мазков.

Развитие умения оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Воспитание экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

15

Фломастеры. Подарки своими руками.

 

1

Линия, полоска, узор, деталь, овал, квадрат, прямоугольник, штрих.

Учить рисовать фломастерами, используя различное направление штрихов.

Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерам.

Воспитание уважительного отношения к миру природы.

16

Придумываем, сочиняем, творим. Художник – скульптор.

 

1

Пластилин, стек, богатырь, герой, скульптор, скульптура.

Учить лепить из пластилина, фотографировать скульптуры.

Развитие умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

17

Времена года. Зима.  Лепка из снега, рисование белой краской мороженного

 

1

Снег, зимние явления в природе, белая гуашь.

Учить лепить из снега, рисовать белой гуашевой краской.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитание уважительного отношения иному мнению.

18

Аппликация. Создание аппликации «Дерево».

 

1

Бумага, картон, аппликация, ткань.

Учить работать с бумагой и картоном, создавать картины из бумаги.

Развитие аккуратности и умения последовательно выполнять работы.

Воспитание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

19

Идём в музей. Художник – архитектор.

 

1

Выставка, экспозиция, архитектура, архитектор.

Учить создавать домик для игрушки и отбирать работы для выставки.

Развитие умения давать оценку работам своих одноклассников.

Воспитание эмпатии как понимания чувств других людей.

20

Художник прикладник.

 

Идём в музей.

 

1

Прикладное искусство, народные мастера, музыкальные инструменты, композиция.

Учить создавать игрушки своими руками (из ниток).

Развитие умения сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

Воспитание осознания своей этнической принадлежности.

21

Какие бывают картины? Знакомство с пейзажем.

 

1

Пейзаж, горизонт, линия горизонта.

Учить изображать окружающую нас природу.

Развитие умения использовать речь для планирования своей деятельности.

Воспитание самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности.

22

Портрет.

 

1

 

Портрет, гуашь, палитра, одежда.

Учить рисовать портрет близкого человека, используя акварель и гуашь.

Развитие умения составлять план и последовательность действий.

Воспитание гуманистического сознания.

23

Сюжет.

 

1

 .

Сюжет, картинка, художник - график.

Учить рисовать сюжетные картины, например, как дети играют.

Развитие умения строить понятные для партнёра высказывания.

Воспитание ответственности человека за общее благополучие.

24

Натюрморт.

Идём в музей.

Иллюстрация.

 

1

 .

Натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, иллюстратор.

Учить рисовать натюрморт и иллюстрацию к любимой книге.

Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

25

Природа великий художник.

 

Времена года. Создание аппликации из природного материала.

 

1

Художник, материал, природный материал, времена года.

Учить мастерить аппликации из природного материала.

Развитие умения формулировать свои затруднения.

Воспитание начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.

26

Акварель. Рисование подснежников

 

1

.

Акварель, аква, работа по - сырому.

Учить работать с новой техникой: по –сырому.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

27

Рассказываем сказку с помощью линии. Рисование дерева черной краской на цветной бумаге

 

1

.

Линия, фон, цвет, толще, тоньше.

Учить с помощью линии рисовать дерево.

Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие.

Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

28

Рисуем животных из кляксы.

 

1

 

Сказка, части тела, музыка, картина.

Учить рисовать животное из кляксы, оставленной на бумаге.

Развитие умения считать способ действия и его результат с эталоном.

Воспитание экологической культуры.

29

Лепим животных.

 

1

 

Размер, соразмерность, больше, меньше.

Учить лепить из глины и пластилина фигурки животных с детёнышами.

Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Воспитание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

30

Наблюдаем за птицами. Изготовляем птиц из бумаги.

 

1

 .

Бумага, конус, треугольник, части тела птицы.

Учить склеивать птицу из бумаги, сложенной в виде конуса.

Развитие умения адекватно воспринимать предложение учителя.

Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

31

Изготовляем птиц из бумаги, сложенной пополам и из коробки

 

1

 

Середина, сгиб, пополам, коробка, кубик, части тела птицы.

Учить использовать фантазию для изготовления птицы из подручных материалов.

Развитие умения моделировать, работать по схеме и готовому чертежу.

Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

32

Разноцветный мир природы.

 

1

 

Семь цветов радуги, тёплые и холодные цвета.

Учить рисовать радугу самостоятельно чередуя необходимые цвета.

Развитие умения формулировать свои затруднения и предлагать помощь в сотрудничестве.

Воспитание эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

33

Идём в музей.

Времена года.

Скоро лето.

 

1

 

Музыка, сезонные изменения в природе.

Учить рисовать по теме и по памяти.

Развитие аккуратности и усидчивости.

Воспитание принятия образа «хорошего ученика».

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.

2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.

3. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое  пособие для учителя. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....

Рабочая программа для начальной школы "Школа России"

Рабочая программа для учителей начальной школы по программе "Школа России"....

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа подготовительного к школе курса «Школа первоклассника»

Рабочая программа подготовительного  к школе курса «Школа первоклассника»...

Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального  общего...