Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

 

       Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  русскому языку  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo_1_klass.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразиельному и искусству

1-й класс

Пояснительная записка

       Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  русскому языку  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения.

Общая характеристика учебного предмета

       Предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности, так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

      Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Особенности курса

  • Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
  • Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.                    

  • Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
  • Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

  • Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные содержательные линии:

Виды художественной  деятельности:

  • Восприятие произведений искусства
  • Рисунок
  • Живопись
  • Скульптура
  • Художественное конструирование и дизайн
  • ДПИ 

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?  Опыт художественно-творческой деятельности (эти содержательные линии реализуются через темы уроков  раздела «Виды художественной  деятельности»)

Цели   обучения:

  • приобщение школьников к миру изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  •  развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
  •  воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

                                    Место предмета в базисном учебном плане

       Согласно  базисному учебному плану на изучение предмета «Изобразительное  искусство»  в 1 классе  отводится  33 часа   (1 час  в неделю, 33 учебных недели).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения раздела «Восприятие произведений искусства и виды художественной деятельности» выпускник 1 класса научится:

       • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

       • эмоционально-целостно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка;

        Выпускник получит возможность научиться :

       • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

       • видеть проявления художественной культуры вокруг( музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре) ;

  Изучая  раздел « Азбука искусства. Как говорит искусство?», выпускник научится:

      • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

      • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла;

     • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;

     • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшений своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности

    • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

    В результате изучения тем из блока «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?» выпускник научится:

    • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;

    • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

    • передавать характер и намерения объекта( природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов

     Результаты  освоения  программы  по  изобразительному искусству  к концу 1 класса

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • называть расположение цветов радуги;
  • различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, теплые и холодные цвета;
  • составлять дополнительные цвета из основных цветов;
  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а так же при выполнении заданий по лепке, архитектуре, дизайну;
  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши;

Учащиеся получают возможность научиться:

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
  • выполнять некоторые декоративные приемы (набрызг красок и др.);
  • определять, узнавать произведения традиционных народных художественных промыслов ( Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др);

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение  к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • познавательной мотивации к изобразительному искусству;
  • осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
  • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
  • эмоционально – ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой деятельности.

                                                        МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
  • выполнять работу по заданной инструкции;
  • использовать изученные приемы работы красками;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
  • вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • анализировать результаты собственной  и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать творческую задачу, используя известные средства;
  • включаться в самостоятельную творческую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;
  • находить нужную информацию в словарях учебника;
  • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
  • различать цвета и их оттенки;
  • соотносить объекты дизайна с определенной геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведений искусства;
  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
  • конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • комментировать последовательность действий;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности ( под руководством учителя.

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

  1. класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

Л.Ю. Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс»

Н. Сокольникова "Изобразительное искусство"

(методика преподавания)

Н. Сокольникова "Основы композиции"

Н. Сокольникова "Основы живописи"

Н. Сокольникова "Основы рисунка"

И. Мосин "Рисование" в 2-х частях

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • Хрестоматии литературных произведений к урокам изобрази­тельного искусства
  • Энциклопедии по искусству, справочные издания        
  • Альбомы по искусству        
  • Книги о художниках и художественных музеях        
  • Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Технические средства обучения (ТСО)        

  • Телевизор        
  • Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением        
  • Мультимедиа-проектор        
  • Экран (на штативе или навесной)        
  • Экранно-звуковые пособия
  • Аудиозаписи по музыке, литературные произведения        
  • Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса
  • Презентация на CD или DVD- дисках: по видам изобразительных (пластических) искусств;

по жанрам изобразительных искусств;   по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве;  по народным промыслам;  по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников

Учебно-практическое оборудование

  • Краски акварельные                
  • Краски гуашевые        
  • Бумага А3, А4        
  • Бумага цветная        
  • Восковые мелки        
  •  Пастель        
  • Кисти беличьи №5, 10,20        
  • Кисти, щетина №3,10.13        
  • Емкости для вод
  • Пластилин/глина        
  • Клей
  • Ножницы        

Модели и натурный фон

  • Муляжи фруктов (комплект)        
  • Муляжи овощей (комплект)        
  • Гербарии        
  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов        
  • Гипсовые геометрические тела

Содержание учебной программы

Виды художественной деятельности:

Восприятие произведений искусства. (2 + 2р.)

    Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни - образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка.. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.

                                                              Рисунок.(10ч.)

Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.

   Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающими природу, человека, животных.

                                                            Живопись (6ч.).

Цвет — основа языка живописи.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предметов на представление о его характере. Силуэт.

Использование простых форм для создания выразительных образов.    

                                                              Скульптура(3ч.)

 Объём - основа скульптуры.

 Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими  скульптурными материалами  для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание; набор объёма;  вытягивание формы).

Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве.

Прием трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.

                                          Художественное конструирование и дизайн (6ч.)

 Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

                                          Декоративно-прикладное искусство (4ч.)

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Разнообразие декоративных форм в природе. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

       Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи.  Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

                           Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки

и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В.И.Поленов

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками (сказки в произведениях В.Васнецова, Н.Кочергина, Е.Рачева, А.Савченко)

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

                                   Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению

Учебно-тематический план предмета «Изобразительное искусство».

Класс 1 «А»

Категория слушателей: учащиеся 1 класса.

Срок обучения-33 недели (33 часа).

Изобразительное искусство-33 часа.

Режим занятий-1 час в неделю.

Тема.

Кол-во ч.

Резерв.

1

             Виды художественной деятельности:

Восприятие произведений искусства.

2

2

2

Рисунок.

10

3

Живопись.

6

4

Скульптура.

3

5

Художественное конструирование  и дизайн.

4

2

6

Декоративно-прикладное искусство.

4

Итого:

33

Технологии  обучения:

  • технология развивающего обучения;
  • технология проблемного обучения;
  •  игровая технология;
  •  здоровьесберегающие технологии;
  • технология разноуровнего обучения;
  • информационные технологии.
  • технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся;
  • групповые технологии разных видов: индивидуальные, коллективные формы выполнения

заданий, группы по 4-5 человек, работа в парах, презентация творческой работы, выставка.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • практическая деятельность длительного характера (1-2 часа),
  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды работ (наброски,зарисовки5-10 мин),
  • виды работ, связанные с анализом картин или творчества художника;
  • составление учащимися авторской творческой работы;

        Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся

Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального устного опроса с использованием:

  • Тестов
  • Кроссвордов
  • Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
  • Практических работ

В конце четверти проводятся выставки детских работ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...