Главные вкладки

    Учебно-тематическое планирование интегрированных занятий по пластилинографии для детей старшего дошкольного возраста
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

    Смирнова Татьяна Владимировна

    Предложенный материал можно использовать педагогам дошкольного образования. В соответствии с ФГТ, программа  Т.И. "Детство" предусматривает образовательную область "Художественное творчество", которая представлена двумя разделами: "Приобщение к изобразительному искусству" и "Развитие изобразительной деятельности и десткого творчества". Один из любимых видов изобразительной деятельности у дошкольников - это рисование, но можно рисовать не только красками, фломастерами, карандашами, но и в такой нетрадиционной технике, как "пластилинография". 

    Принцип данной техники - это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

    Здесь предлагается перспективный план интегрированных занятий по пластилинографии для старших дошкольников, посвященный ознакомлению с предметами, явлениями окружающего мира и природы, жанрами живописи и народно-прикладным искусством. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnoe_planirovanie.docx32.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно-тематическое планирование

    интегрированных занятий по пластилинографии

    для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    № n/n

    месяц

    Тема

    Цель деятельности

    педагога

    Программное содержание

    1.

    Сентябрь

    Мой веселый звонкий мяч!

     Учить создавать выразительный образ предмета – «мяча» посредством передачи объёма и цвета на горизонтальной плоскости. Знакомить с историей мяча.

    - развивать умения и навыки работы в технике пластилинографии - отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую и общую моторику рук;

    - активизировать речь, расширять словарный запас, развивать сенсорную сферу, внимание, память, двигательную активность;

    - воспитывать аккуратность, любознательность, самостоятельность, умение радоваться полученному результату.

    2.

    Солнышко лучистое!

    (коллективная работа)

    Учить создавать в технике пластилинографии природный объект - «солнце», используя  нетрадиционный материал. Познакомить с приемом «смешения» двух цветов пластилина.

    - закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной плоскости: отщипывание, скатывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры рисунка. Закреплять знания о Солнце, его значении в жизни всего окружающего;

    - развивать творческую активность, фантазию, развивать мелкую и общую моторику рук, координацию речи с движением, формировать диалогическую речь, расширять словарный запас;

    - воспитывать аккуратность, навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение позитивно оценивать свою работу.

    3.

    Разноцветные фрукты!

    Учить создавать изображение «фруктов» на плоскости в полуобъеме с помощью пластилина, познакомить с понятием – натюрморт.

    - закреплять приемы работы в технике «пластилинография»:  «прием вливания одного цвета в другой», отщипывание, раскатывание, разглаживание, придавливание, примазывание;

    - активизировать речь, учить образовывать признак предмета, использовать в речи уменьшительно ласкательные суффиксы. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, сенсорную сферу, внимание;

    - воспитывать  усидчивость, самостоятельность, бережное отношение к своему здоровью, расширять знания о фруктах и их пользе.

    4.

    Урожай собирай и на зиму запасай!

     Учить «рисовать» овощи в знакомой технике, передавая объем и внешние особенности с помощью сочетания нескольких цветов пластилина.

    - закреплять знакомые приемы пластилинографии, прием «вливания одного цвета в другой»;

    - учить подбирать слова, схожие по звучанию, называть действия с предметами, соотносить существительное с прилагательным в роде, числе и падеже, расширять словарный запас;

    - развивать мышление, фантазию, эстетическое восприятие, мелкую и общую моторику рук, расширять знания детей об овощах и их пользе для здоровья человека.

    - воспитывать творческую активность, любознательность.

    5.

    Октябрь

    Волшебные зонтики!

    Учить создавать цветное изображения «зонта» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина.

            

    - закреплять  умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок;

    - активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук;

    - воспитывать доброжелательное отношение  к гостям, интерес к пластилинографии.

    6.

    Цыпленок – желтое чудо!»

    Учить детей изображать живой объект, передавая сходство с реальным образом посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.

    - развивать умение и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору деталей интерьера картины;

    - уточнить знания о домашних птицах, внешнем виде цыпленка, развивать связную речь, фантазию, общую и мелкую моторику пальцев рук;

    - воспитывать любознательность, художественный вкус.

    7.

    Листья падают, кружатся…

    Учить передавать на плоскости сочетание разных цветовых оттенков осенних листьев, используя прием «вливания одного цвета в другой».

    - закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдения за природой в осенний период времени;

    - знакомить с жанром живописи – пейзажем, закреплять умения и навыки работы в знакомой технике;

    - активизировать речь, расширять словарный запас, развивать художественный вкус, общую и мелкую моторику пальцев рук.

    - воспитывать любознательность, самостоятельность, умение позитивно оценивать работу друг друга.

    8.

    «Осенний лес!»

    (коллективная работа)

    Учить создавать на плоскости пейзаж «осеннего леса», передавая  характерные особенности внешнего строения деревьев посредством пластилинографии.

    - вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем;

    - обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей;

     - активизировать речь, мышление, развивать фантазию, творческие возможности,  общую и мелкую моторику рук;

    - воспитывать любознательность, интерес к  окружающему миру, умение работать в коллективе.

    9.

    Ноябрь

    «Дымковская лошадка!»

    Учить расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.

    - знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек;

    - закреплять приемы лепки в знакомой технике, умение выбирать цвет, элементы узора для росписи лошадки, развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук;

    - воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.

    10.

    «Мои любимые игрушки!»

    Учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина.

    - закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;

    - расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ, подбирать действие к предмету, развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу;

    - воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    11.

    «Ежик – наш колючий друг!»

    Учить изображать на плоскости «ежа», моделируя его образ с помощью пластилина и нетрадиционного материала – семечек.

    - развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

    - развивать речь, образное мышление, внимание, умение создавать знакомый образ с опорой на жизненный опыт детей;

    - расширять знания о ежах. Воспитывать бережное отношение к животным.

    12.

    «Чудесная Хохлома!»

     

    Учить украшать на горизонтальной плоскости готовый силуэт «чаши» элементами хохломской росписи, выполняя работу в технике –пластилинография.

    - закрепить приемы лепки в данной технике, умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка;

    - закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Развивать глазомер, творческие способности, сенсорные умения, чувство ритма и композиции, эстетические чувства, мелкую моторику рук. 

    - воспитывать бережное отношение к труду человека, познавательный интерес к народным промыслам. 

    13.

    Декабрь

    «Лесная дружба!»

    Учить создавать сюжетную плоскостную композицию посредством передачи цвета и объема в технике – пластилинография.

    - закреплять основные приемы лепки в знакомой технике, прием «вливания одного цвета в другой».

    - активизировать речь, расширять словарный запас, развивать творческое воображение, сенсорную сферу, память, мелкую моторику пальцев рук.

    - закреплять представление о диких животных, воспитывать внимание, усидчивость, бережное отношение к природе.

    14.

    «Дед Мороз – Красный нос!»

    Учить создавать на плоскости в полуобъеме целостный объект из отдельных деталей.

    - закрепить умения и навыки работы в знакомой технике: раскатывание, придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей;

    - развивать познавательный интерес, память, речь, фантазию, мелкую моторику рук;

    - обобщить представления о главном герое новогодних праздников, воспитывать чувство толерантности по отношению к другим детям.

    15.

    «Новый год в гости к нам идет!»

    Учить создавать целостную композицию на плоскости, используя для создания сюжета несколько техник.

    - использовать знакомые приемы лепки: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей.

    - активизировать речь, расширять словарный запас, развивать память, мелкую моторику рук, фантазию, творческие способности;

    - воспитывать умение  работать в коллективе, расширять знания о традициях новогоднего праздника в России и других странах.

    16.

    «Елка новогодняя огоньками светится!»

    Учить создавать знакомый объект на плоскости в полуобъеме, используя для выразительности образа предмета нетрадиционный материал (пластмассовые снежинки).

    -знакомить с историей новогодней елки. Закреплять навыки работы в технике пластилинографии, умение располагать элементы украшения на поверхности предмета;

    -учить подбирать к существительным прилагательные в роде, числе, падеже, расширять словарь, развивать связную речь, развивать чувство композиции, цвета, развивать память, внимание.

    - воспитывать бережное отношение к природе.

    17.

    Январь

    «Волшебная снежинка!»

    Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина.

    - развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание.

    - расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику;

    - воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

    18.

    «Красногрудый, чернокрылый прилетел снегирь с Сибири..»

    Учить передавать на горизонтальной плоскости внешние особенности объекта, подбирать цвет и сопоставлять размер.  

    - развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Познакомить с приемом - «соединение двух цветов»;

    - обобщать представления детей о зимующих птицах. Развивать речь через художественное слово, расширять словарный запас, творческое воображение. Развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорные навыки;

    - воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

    19.

    Февраль

    «Веселый снеговик!»

    Осваивать способ создания знакомого объекта посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

    - развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

    - активизировать речь, учить подбирать похожие по звучанию слова развивать воображение, общую и мелкую моторику пальцев рук;

    - воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года, интерес к пластилинографии.

    20.

    «Золотая рыбка!»

    Учить изображать  объект – «рыбку» в движении на горизонтальной плоскости, используя  для создания объема сочетание нескольких цветов пластилина.

    - закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения;

    - стимулировать активную работу пальцев, учить подбирать прилагательные к предмету, согласовывая их в роде, числе, развивать пространственное восприятие, творческое воображение;

    - воспитывать любознательность, поощрять инициативу, самостоятельность.

    21.

     «Кораблик для папы!»

    Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинография.

    - закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины;

    - закреплять знания о российской армии, активизировать речь, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику;

    - воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

    22.

    «Петушок – золотой гребешок!»

    Учить детей посредством сочетания нескольких цвета пластилина передавать яркий образ петуха, создавая сюжетную картину на горизонтальной плоскости.

    - закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

    - развивать дилогическую речь, память, творческое воображение, внимание, игровые навыки, координацию движений и мелкую моторику;

    - расширять знания о домашних птицах, воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать результат своего труда.

    23.

    Март

    «Вот несу тюльпаны

    я любимой маме!»

    Учить создавать на плоскости композицию из тюльпанов, отражая в изобразительной деятельности природные особенности растения.

    - закреплять приемы работы в технике пластилинографии, развивать мелкую общую и моторику пальцев рук;

    - расширять словарь детей через речевые игры, учить подбирать антонимы, развивать творческое воображение, формировать глазомер, цветовосприятие;

    - расширять знания детей о весенних цветах, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к маме.

    24.

    «Ромашка в вазе!»

    Учить создавать натюрморт, развивая умение передавать форму предмета и природные особенности растения посредством пластилина.

    - закреплять умение и навыки  работы в технике – пластилинография, использовать  для украшения вазы нетрадиционный материал.

    - активизировать речь, развивать мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус.

    - воспитывать познавательный интерес к природе, расширять знания о полевых цветах, знакомить с творчеством художников.

    25.

    «Чайник»

    Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чайник», подбирать и правильно располагать элементы узора на его поверхности.

    - упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии;

    - закрепить представление о посуде. Учить описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки, подбирать слова, обозначающие признаки, согласовывая их в роде, числе, падеже;

    - развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук;

    - воспитывать бережное отношение детей к посуде, культурно-гигиенические навыки, правила культурного поведения.

    26.

    «Блюдце и чашка»

    Учить изображать на плоскости предметы посуды – «чашка, блюдце», правильно располагать элементы узора на поверхности.

    - упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии;

    - закрепить представление о посуде, активизировать речь, развивать чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук;

    - воспитывать бережное отношение посуде, чувство товарищества взаимопомощи.

    27.

    Апрель

    «Пасхальное яйцо!»

    Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений.

    -формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи;

    -закреплять приемы лепки в нетрадиционной технике, развивать мелкую моторику пальцев рук;

    -активизировать речь, обогащать словарь, развивать память, фантазию, сенсорную сферу;

    -воспитывать любознательность, интерес русской истории.

    28.

    Космическое путешествие!

    Учить создавать на плоскости «космический сюжет» в технике пластилиновой живописи.

    - закреплять приемы лепки в нетрадиционной технике, умение использовать способ цветовой растяжки, его возможности для решения темы и усиления эмоциональной выразительности;

    - активизировать и расширять словарь дошкольника, расширять кругозор,

    развивать память, фантазию, сенсорную сферу, развивать мелкую моторику пальцев рук;

    - закреплять знания о космосе, истории его развития, воспитывать любознательность, интерес к нетрадиционной технике рисования.

    29.

    «Ласточка с весною в сени к нам летит»

    Учить передавать на плоскости строение и внешние особенности ласточки (касатки), изображая её образ в полете.

    - закреплять умения и навыки работы в технике – пластилинография;

    - расширять представление о перелетных птицах (ласточке), развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие, внимание, творческие способности, сенсорные навыки, общую и мелкую моторику;

    -воспитывать доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе.

    30.

    «Бабочка-красавица!»

    Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект  - «бабочку».

     - закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, размазывать на основе и разглаживать готовую поверхность. Использовать в работе бросовый материал - опилки карандашей;

    - активизировать речь, расширять словарный запас, развивать творческое воображение, фантазию, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук;

    - расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к природе.

    31.

    Май

    «День победы!»

    Учить создавать на плоскости в полуобъеме единую композицию из предметов, передавая с помощью цвета их значение и символику.

    - закреплять примы работы с пластилином - отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание пластилина на основе, смешение двух цветов, разглаживание готовой поверхности;

    - закреплять знания о всенародном празднике, истории родного города. Активизировать речь, развивать память, внимание, сенсорную сферу, творческие способности, общую и мелкую моторику пальцев рук;

    - воспитывать уважение к ветеранам, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, желание защитить свою страну.

    32.

    «Божья коровка улети на небко…»

    Учить передавать природную красоту божьей коровки посредством художественной техники – пластилинографии.

    - закреплять умение детей в работе с пластилином - отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание пластилина на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    - расширять знания о насекомых, формировать интерес к созданию композиции, активизировать речь, развивать сенсорную сферу, творческие способности;

    - воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

    33.

    «Ирисы!»

    Воплощать в художественной форме представление о  характерных особенностях внешнего строения ирисов в технике -  пластилинография.

    - закрепить понятие – натюрморт, совершенствовать технику работы с пластилином, равномерно распределять пластилин на поверхности, закреплять прием «растяжки цвета»;

    - способствовать расширению знаний о многообразии весенних цветов, формировать композиционные умения, развивать сенсорную сферу, творческое воображение, эстетическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

    - воспитывать бережное отношение к природе.

    34.

    «Подсолнух - солнечный цветок!»

    Учить «рисовать» пластилином «подсолнух», создавая полуобъемный объект на горизонтальной плоскости.

    - закреплять  умение, используя цветовую гамму и знакомые  приемы лепки, точно передавать характерные особенности цветка;

    - развивать речь, внимание, память, эстетическое восприятие, общую и мелкую моторику рук;

    - расширять знания детей о значении подсолнуха, воспитывать любовь к природе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

    Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

    Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]

    Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

    «Космическое путешествие» - интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

    Данная методическая разработка итогового интегрированного занятия  предназначена  для работников дошкольных учреждений, а  также для учителей начальных классов,  работающих с детьм...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо изобразительной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект Занятие по аппликации для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Лесная поляна»

    КонспектЗанятие по аппликации для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Лесная поляна»...