Программа кружка_Фантазия красок_
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Программа кружка_Фантазия красок_

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_fantaziya_krasok.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение                           «Средняя общеобразовательная школа № 1                                                                   г. Называевска Омской области»

        «Рассмотрено»

на методическом совете

протокол  №  ____    

от «___» ________  201_г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МКОУ «СОШ № 1»

______      _______________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «СОШ № 1»

_______     _______________

Ф.И.О.

Приказ № ____

от «___» _________        201__г.

             

(с 6 – 8 лет)

                                    Составитель программы:

 Михнова Г.Н., учитель начальных классов

первой  квалификационной категории

2012/2013 уч. год

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

    Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с младшими школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Данная программа разработана на основе использования программ: «Радуга», «Детство», «Предшкольная пора».

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях  дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В рамках  занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

 Цель использования данной программы: Формирование  художественного мышления и нравственных  черт личности через декоративно-прикладное искусство

Задачи кружка первого года обучения (1 класс):

– вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

– побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;

– создавать условия для освоения цветовой палитры;

– учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Форма организации занятий кружка:

Два занятия в неделю по 30 – 35 минут.

Методическое обеспечение:

  1. Нетрадиционные техники:
  • Тычок жесткой полусухой кистью.
  • Рисование пальчиками.
  • Рисование ладошкой.
  • Оттиск поролоном.  
  • Оттиск смятой бумагой.
  • Восковые мелки и акварель.
  • Свеча и акварель.  
  • Отпечатки листьев

2.  Используемые материалы

  • акварельные краски, гуашь;
  •  восковые и масляные мелки, свеча;  
  • ватные палочки;  
  • поролоновые печатки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;  
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.

Планируемые результаты работы кружка: 

  • развитие  специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребенка к письму;
  • возможность самовыражения многоцветьем  изображаемых предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формирование  эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • эффективное развитие воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
  • организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • организация тематических выставок в школе.
  • участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

Перспективный  план  занятий

кружка «Фантазия красок»

1 класс (68часов)

Тема занятия

Количество

часов

Программное содержание

Путешествие по радуге

(6 ч.)

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники.

Осенние пейзажи (рисование по сырому)

(4ч.)

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях.

Пестрые кошки (рисование ватными палочками)

(2 ч)  

Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.

Осенние листья (печатание листьями)

(2 ч.)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Пушистые животные (тычок жесткой кистью)

(2 ч)

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных.

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель)

(1 ч.)

Развивать чувство композиции. Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Кошка и котята

(1 ч)

Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.

Осенняя сказка

(2 ч.)

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

В подводном мире (рисование ладошкой, восковыми. мелками и акварелью)

(2 ч.)

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли.

Зимние узоры (акварель)

(2 ч.)

Развивать воображение, чувство композиции. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Дерево колдуньи (рисование + аппликация)

(2 ч.)

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация)

(2 ч.)

Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

Дворец Деда Мороза

(2 ч.)

Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники.  Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Превращение ладошки  (акварель гуашь)

 (2 ч.)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель)

(2 ч.)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Мои любимые игрушки (восковые мелки, акварель)

(2 ч.)

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

Невиданный зверь

(2 ч.)

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Веселый лужок

(2 ч.)

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Натюрморт

(2 ч.)

Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Снегири на ветке (метод тычка)

(2 ч.)

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами)

(2 ч.)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

Портрет мамы

(2 ч.)

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования.  

Бабочки (акварель)

(2 ч.)

Развивать чувство композиции. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление

Бабочки (рисование + аппликация)

(2 ч.)

Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Превращение ладошки

(1 ч.)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету)

(2 ч.)

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью

Волшебные цветы

(2 ч.)

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Мой подарок

(1 ч.)

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Идёт весна красна (рисование + аппликация)

(2 ч)

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Мой маленький друг (техника тычка)

(2 ч)

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Мы ходили в зоопарк (акварель)

(2 ч)

Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств.

Вишня в цвету (тычкование)

(2 ч)

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

Лето, здравствуй!

(1 ч)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему

Солнце улыбается

(1 ч)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.


ИТОГО:


68 ЧАСОВ


Нетрадиционные техники рисования

Тычок  жесткой  полусухой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование  ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание  бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Свеча  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки  листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Цветной  граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Используемая литература

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности во 2 классе «Фантазия красок»

Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в твоей душе, в твоем сердце. Умение рисовать - это не только знание техники. Прежде всего, это умение разглядеть в окружающем...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)

Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....

Программа кружка "Фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Цель - развитие творческих способностей  детей....

Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.

     Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...

Календарно-тематическое планирование кружка "Фантазия"

Календарно-тематическое планирование кружка "Фантазия". (1 год обучения)...

Рабочая программа танцевального кружка "Фантазия".

Рабочая программа расчитана на 34 часа....

Конкурсная программа «Праздник художественных красок»

Конкурсная программа, посвящённая празднику художественных красок. Школьникам предстоит вспомнить всё то, чему они учились на уроках изобразительного искусства, показать свою творческую самостоятельно...