программа изо 2 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Иванова Светлана Александровна

программа по изо УМК Планета знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как известно, содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это дает возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей детей на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.         

Изучение народного искусства включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Декоративная деятельность предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; декорирование поверхности, имитация технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объемных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять. С помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства духовно-нравственные ценности, дети совершенствуются в моральном плане и подготавливаются к решению жизненных проблем. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 2 класса систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические тела, как призма, цилиндр, конус, пирамида и др. Кроме этого учащиеся знакомятся с комбинированными формами. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.

Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно - пространственных композиций (архитектурное макетирование). Если форма имеет отверстия и пустоты, то можно рассматривать особенности создания пространства внутри неё.

Основные задачи обучения изобразительному искусству во втором классе:

- изучение видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика);

- продолжение освоения выразительных возможностей акварели и гуаши, живописных приёмов (по-сырому, лессировки, раздельный мазок и др.);

- продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, тушь, перо и др.), графических приёмов (штриховка, тонировка, растяжка, растушёвка или растирка);

- освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями); лепки чаши щипковым методом и по шаблону;

- продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения): цветовой тон, насыщенность, светлота, тёплый цвет, холодный цвет, контрастный и нюансный цвета; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;

- продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования передача цветом вкуса: кислый,  сладкий, горький, кисло-сладкий );

- продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удаленных объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);

- освоение цветового, текстурного, тектонического и образного пространства в процессе художественно-дидактических игр (изобразительных, декоративных и конструктивных) и выполнения практических заданий;

- продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;

- ознакомление с видами декоративного искусства (мозаика, витраж, фарфор, чеканка и др.);

- освоение приёмов декоративного рисования;

- изучение видов и построения линейного орнамента;

- освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, нитками, баночками, губкой, засушенными листьями; кляксография, рисование солью и др.);

- изучение способов выполнения монотипии;

        - изучение техники коллажа;         .

- продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрешки и др.);

- изучение форм и приёмов росписи Северной Двины и Мезени;

- знакомство с каргопольскими глиняными игрушками щепной птицей счастья из Архангельска, обрядовым печенье «тетёрки»;

- изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, птица и др.) народных орнаментов;

- изучение архитектуры как вида искусства;

- продолжение изучения дизайна как искусства проектирования;

- продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;

- продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм; - ознакомление с объемно-блочной конструкцией как основой архитектурной композиции жилых зданий;

- продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ч)

Программа для 2 класса структурирована в виде четырёх больших тем: «Виды изобразительного искусства», «Декоративное искусство», «Народное искусство», «Мир дизайна и архитектуры», на изучение которых отводится по одной четверти.

Эти темы условно соответствуют основным содержательным линиям программы: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного и декоративного искусства», «Мир дизайна и архитектуры». Так, содержание линии «Мир изобразительного искусства»раскрывается через разделы «Живопись», «Графика», «Скульптура».

Содержание линии «Мир народного и декоративного искусства» отражено в разделах «Декоративное рисование», «Монотипия», «Декоративные эффекты», «Коллаж», «Росписи Северной Двины», «Каргопольская игрушка», «Тетёрки», «Птица счастья».

Линии «Мир дизайна и архитектуры» соответствуют разделы «Дизайн и архитектура», «Призмы», «Пирамиды», «Конусы», «Цилиндры».

Темы завершаются тренингами «Твои творческие достижения» ипроектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, ярмарка, викторина, выставка работ и рисунков, маскарад и пр.).

Содержание разделов программы

«Мир изобразительного искусства»(1З ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж,  Музей изобразительных искусств  им.  А. С.Пушкина,  Музей современного искусства в Москве, Музей изобразительных искусств в Казани и др.).

«Живопись. В мастерской художника-живописца» (6 ч.)Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Акварель. Тёплый цвет. Небо на закате. Холодный цвет. Облака. Зимнее окно. Краски и настроение.

«Графика. В мастерской художника-графика» (4 ч.). Выразительные средства графики. Ветвистое дерево. Что может карандаш. Тушь и перо. Нарядные ёлочки. Кувшин и яблоко. Осенний листок. Сказочное окошко.

«Скульптура. В мастерской художника-скульптора» (2 ч.). Лепка декоративной чаши. Лепка рельефа «Птичка». Котик и медвежонок.

«Мир народного и декоративного искусства» (14 ч). 

«Декоративное искусство. Декор вокруг нас» (7 ч.). Декоративное рисование. Грибы и ёлочки. Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Монотипия. Бабочка. «Волшебные ладошки». Печать предметами. Печать осенними листьями. Декоративные эффекты. Рисуем солью. Коллаж. Грибы. Аппликация из листьев «Лесные человечки». Декоративная бумага для подарков. Декоративные ракушки. Коллаж «Море».

«Народное искусство» (7 ч.). Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Птица сирин. Пермогорские узоры. Борецкая роспись. Прялки. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Каргопольская игрушка. Полкан. Тетёрки. Птица счастья.

«Мир архитектуры и дизайна» (7 ч)

«Форма и цвет в дизайне и архитектуре». Дизайн и архитектура.

Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Петушок. Весёлая мышка. Цилиндры. Весёлые зверята. Гусеничка. Подарочная упаковка.

В результате изучения изобразительного искусства

во втором классе учащиеся должны:

знать/понимать или узнавать:

- цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные - цвета, насыщенные и ненасыщенные цвета, контрастные и нюансные цвета;

- известные народные художественные промыслы Севера России (Каргополь, Мезень, Пермогорье, Архангельск), произведения из этих центров;

уметь:

- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также выполнение заданий по лепке, архитектуре и дизайну;

- выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);

- элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);

- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

- составлять дополнительные цвета из основных цветов;

- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

- выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);

- определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (каргопольская игрушка, мезенские, борецкие и пермогорские прялки, архангельская щепная птица, тетёрки);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- развития представлений о роли искусства в жизни человека; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- анализа результатов собственной и коллективной работы;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);

- приобретения опыта коллективной творческой работы;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

· интереса к посещению художественных музеев, выставок;

· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

· составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;

· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

· использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

Учащиеся получат возможность научиться:

· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

· учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

· изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

· выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;

· выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

· подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты

дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· уметь слышать, точно реагировать на реплики;

· учитывать мнения других в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

Учебно-методический комплект:

Сокольникова Н. М., Ломов С.П.  «Изобразительное искусство 2 класс» - учебник -  Москва: АСТ. Астрель,  2011 г.,

Сокольникова Н. М., Ломов С.П.  Рабочая тетрадь  к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс   Москва: АСТ. Астрель,  2011 г.,

- Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство 2 класс»: программа,  методические рекомендации для учителя поурочные разработки.Москва: АСТ. Астрель,  2011 г.

Тема блока

Количество часов

Примечания

1

 Мир изобразительного искусства

13

2

Мир народного и декоративного искусства

14

Декоративное  искусство

 7 ч.

Народное искусство

 7 ч.

3

Мир дизайна и архитектуры

6


Тема

урока

дата

Тип урока

Планируемые результаты

Форма

органи-

зации

позна-

ватель-

ной дея

тельности

Формы

контроля

предметные

Метапред метные  (УУД)

Личностные

знать

уметь

1

Живопись. Основы цветоведе ния.             В мастерской художника-живописца


Ком-

би-

ни-

ро-

ван-

ный

Знать, что живопись является  одним из видов изобразительного

искусства,  особенности материалов и инструментов для живописи, ключевые слова: картина, холст, пятно.

Уметь правильно сидеть за партой, верно и удобно дер-жать лист бумаги и карандаш, кисточку;называть  основы цветоведения: цвет, спектр, цветовой круг, основные цвета, дополнительные  цвета, контраст, нюанс, колорит, тёплый цвет, холодный

цвет; соотносить вкус и цвет; работать с акварельными красками.

 Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными краска-ми. Оценивать результаты своей работы. Рассмотреть акварельную живопись, выде-лить сюжет, проанализиро-вать приёмы, с помощью ко-торых изображены отдельные детали. Установить

последовательность нанесения слоёв краски и изучить мазки

Самостоя тельно организовывать свое рабочее место. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя. Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.


Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразитель ного искусства. Получить представления о роли искусства в жизни человека.

Фронталь-но-индиви-дуальная работа.

Внешний

2

Что может кисть. Гуашь. Иллюстри рование сказки «Гуси-лебеди»


Ком-

би-

ни-

ро-

ван-

ный

Знать иллюстрации Ю.Васнецова,

Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам.

 Уметь определять, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций, выделять средства передачи сказочности, выполнять иллю-страции к сказкам, выбирать горизонтальное или вертика-льное расположение изображ.

Выражать эмоцио-нально ценностное отношение к произве-дениям искусства. Участвовать в игре «Расскажи сказку».  Различать и соотносить замысел и результат работы

Оценивать свои эмоциональные реакции. Развивать самостоятель-ность в поиске решения различных изобразительных задач.

Фронталь-но-индиви-дуальная работа.

Взаи-мопро-верка, самоконт-роль

3

Гуашь. Иллюстри рование сказки «Гуси-ле-

беди» (продолже ние работы)

Ком-

би-

ни-

ро-

ван-

ный

Знать карт-ины В. Васне-цова «Алё-нушка» и «Иван царе-вич на сером волке» как выдающиеся произведения национальной культуры. Продолжить знакомиться с графикой как видом изоб.

искусства.

Уметь выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла; изображать в рисунке пространство; владеть разными приёмами работы красками;выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Объяснять, какие приёмы, техники были использова ны в работе, включаться в самостоя тельную творческую деятель ность. Исполь зовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться

Фронталь-но-индиви-дуальная работа.

Взаи-мопро-верка, самоконт-роль

4

Акварель. Тёплый цвет.

«Небо на закате»

Ком-

би-

ни-

ро-

ван-

ный

  Знать приёмы работы акварельными красками.

 Уметь выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба,

 рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа.

Использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по сырому», «вливание цвета в цвет» и др.).

Наблюдать природу и природные явле-ния, различать их ха-рактер и эмоциона-льное состояние; по-нимать разницу в изображении приро-ды в разное время суток. Сопоставлять замысел и получен-ный результат рабо-ты. Сравнивать свой ответ с ответами од-ноклассников, оце-нивать высказыва-ния по поводу худ. произведения

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться

Фронталь-но-индиви-дуальная работа.

Работа в парах.

Взаи-мопро-верка, самоконт-роль

5

Акварель. Холодный цвет. «Облака».

«Зимнее окно»

Ком-

би-

ни-

ро-ван-ный

Знать приёмы работы гуашевыми красками.

 Уметь анализировать средства выразительности; рисовать облака и морозные узоры, вы-бирать наиболее подходящий приём для их передачи,рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит го-рящая свеча;

Вариант: рисовать облака в холодной гамме (акварель).

Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение).

Сравнивать свой от-вет с ответами одно-классников, оцени-вать высказывания по поводу худ. произведения

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Само-конт-роль

6

Школа живописи. «Краски и настроение»

Ком-

би-

ни-

ро-ван-ный

Знать приёмы работы красками.

Уметь выражать различные

эмоциональные состояния с помощью цвета; выделять главную информацию из текста ;обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов;подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь;

сделать рисунок в подарок другу.

Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе.Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оце-нивать высказывания по поводу худ. произ-ведения. Воспиты-вать  уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Фронталь-но-индиви-дуальная работа.

Взаи-мопро-верка, самоконт-роль

7

Графика.     В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики.

«Ветвистое дерево»

Ком-

би-

ни-

ро-ван-ный

Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства.

  Уметь анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики;участвовать в беседе о графике; работать графит-ным карандашом, использо-вать приёмы: штриховка, тонировка, растяжка и растушёвка;выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи.рисовать ветвистое дерево графическими материалами;

Воспитывать  уважи-тельное отношение к творчеству как свое-му, так и других лю-дей; высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может от-ражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека; находить причину ошибок и исправлять их;

анализировать выполненные рисунки.



Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Фронталь-но-индиви-дуальная работа.

Взаи-мопро-верка, само-конт-роль

8

Выразитель ныесредства графики.

Чтоможет карандаш. «Нарядные ёлочки»

Ком-

би-

ни-

ро-ван-ный

Знать особенности и приёмы работы тушью и пером

 Уметь рисовать тушью и пером;участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств челове-ка; отвечать на вопросы, осно-вываясь на тексте и иллюстра-циях; выделять средства выра-зительности графики (линию, штрих, пятно, тон)  нарисовать «Нарядные ёлочки», исполь-зуя разнообразную штриховку

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Само-конт-роль

9

2 четверть


Тушь и перо. «Кувшин ияблоко»

Ком-

би-

ни-

ро-ван-ный

Продолжение ознакомления с графикой как видом изо.искусства. Знать особен-ности и приё-мы работы тушью и пером

 Уметь анализировать средст-ва художественной выразите-льности (линия, штрих, тон) в произведениях графики;

 рисовать кувшин и яблоко;

решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки,

линии, штрихи, пятна.

Использовать речевые средства для решения различных коммуни-кативных и познавате-льных задач. Осуще-ствлять контроль своих действий, испо-льзуя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразитель ного искусства

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Внеш-ний

10

Школа живописи и графики. «Осенний

листок»

Ком-

би-

ни-

ро-ван-ный

 Знать  особенности и приёмы работы акварелью, гуашью, тушью и пером.

Уметь  рисовать осенние листья;

участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника;

нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись);

решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью (графика).

Понимать цель выполняемых действий; включаться в самостоятельную творческую деятельность

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразитель ного искусства

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Само-конт-роль

11

Скульптура мастерской художника-

скульптора

Ком-

би-

ни-

ро- ван-ный

Ознакомление со скульпту-рой как видом изобразитель-ного искусст-ва, как способ познания и  эмоциональ-ного отраже-ния многооб-разия окружа-ющего мира,

мыслей и чувств чело-века. Знать  особенности материалов и инструментов для скуль -ры.

Уметь анализировать средства художественной выразитель-ности скульптурных произведе-ний; лепить рельеф;анализиро-вать средства художественной выразительности в скульптур-ных произведениях; исследо-вать особенности материала для лепки;участвовать в воображаемом посещении мастерской художник; приме-нять основные средства худ. выразительности(по памяти и воображению);

передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка

Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы; выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемо му; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и позна вательных задач

Положитель ная мотивация и познаватель ный интерес к урокам изобразитель ного искусства

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

12


Лепка декоратив ной чаши

Ком-

би-

ни-

ро-ван-ный

 Знать  виды декоративных чаш и ваз

Уметь анализировать средства художественной выразитель-ности в произведениях деко-ративного искусства;  лепить разными способами чашу;

участвовать в беседе, анали-зировать средства выразитель-ности художественной кера-мики; лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону (глина или пластилин)  

Использоватьречевые средства для решения различных коммуни-кативных и познава-тельных задач; анали-зировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы; выражать собственное эмоцио-нальное отношение к изображаемому

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Само

конт-

роль, взаимо-контроль

13

Лепка рельефа «Птички».

«Котик» и «Медвежонок»

Урок кон-курс

Знать  особенности материалов и инструментов для скульптуры.

 Уметь организовать рабочее место при лепке изделий из глины и пластилина, лепить рельеф птички;

выполнить задания (с. 62–63 учебника);

объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин).

Использовать речевые средства для решения различных коммуни-кативных и познава-тельных задач; анали-зировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы; выражать собственное эмоц. от-ношение к изображ-му

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

14

Провероч ный урок.

Твои творческие, достижения

 Урок – обобще ния

Знать о класс-сическом и современном искусстве, о выдающихся произведе-ниях отечествен-ной и зарубежной

художественной культуры.


 Уметь передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов;

участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результат работы;

выполнить задания (с. 64–65 учебника);

участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительно го искусства, тёплых, холодных и контрастных

цветов;

сравнивать произведения изобразительно го искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России.

Оценивать свои творческие достижения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

15

Декоративное искусство вокруг нас

Ком-

бини

рованный

Знать приёмы декоративного рисования

Уметь ориентироваться в учебнике; участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры;

исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства.

Понимать цель выполняемых действий. Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Адекватно оценивать правильность выполнения задания

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

16

3 четверть

Декоратив ное рисование.

«Грибы и ёлочки»

Ком-

бини

рован-ный

 Знать приёмы декоративного рисования.

 Уметь эстетически оценивать окружающий мир;      выполнить задания (с. 72–73 учебника);

решать  творческие задачи: рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне;

сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке;

узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте.

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художествен ного произведения; выслушивать партнера, договаривать ся и приходить к общем решению, работая в паре

Положитель ная мотивация и познаватель ный интерес к урокам изобразитель ного искусства

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

17

Азбука декора. Контрастные цвета

в декоре. Линейный орнамент

Ком-

би-

ни-

рован-ный

 Знать  возможности применения цветовых контрастов в

декоре;  закономерности построения и мотивов линейного орнамента.


Уметь копировать греческий орнамент (с. 77 учебника);

выявить закономерности построения орнамента; нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши);

исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа; использовать их для составления линейных узоров; передавать

настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента

выражать эмоционально - ценностное отношение к выполненным работам.

 Самостоятельно организо вывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности;    различать и соотносить замысел  и результат работы;  воспитывать  уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Формировать  эмоционально – ценностное отношение к произведени ям искусства и изображаемой действительности

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

18

Монотипия«Бабочка». «Волшеб ные

ладошки»

Ком-

би-

ни-

рован-ный

  Знать  виды декоративных эффектов; технику монотипии; художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов.

 Уметь применять цветовые контрасты в декоре; выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре;

решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.);дать эстетическую оценку выполненным работам

Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента;

воспитывать и развивать  художественный вкус учащегося, его интеллектуальную и эмоциональную сферу, творческое воображение, способность давать эстетическую оценку.


Формировать  эмоционально – ценностное отношение к произведени ям искусства и изображаемой действительности

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

19

Печать предметами    Печать листьями

Ком-

би-

ни-

рованный

Знать  виды декоративных эффектов

 Уметь создавать декоративные композиции;

оценивать окружающий мир по законам красоты;  

использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции;  планировать работу и работать в коллективе;

анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий; выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями);

участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр

Планировать и реализовы-вать совмест-ную работу, договаривать ся о результа те. Воспитывать  уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Формировать  эмоционально – ценностное отношение к произведени ям искусства и изображаемой действительности

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

20

Декоративные эффекты. Рисуем клякса-

ми. Рисование солью

Ком-

би-

ни-

рован-ный

Знать  виды декоративных эффектов

Уметь создавать декоративные эффекты; использовать цве-товые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции; установить последователь-ность работы;выполнить зада-ние, работая в паре; использо-вать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной компо-зиции; обсуждать, планиро-вать результат, совершать совместные действия; оформить работу в рамочку;

подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине.

Планировать и реализовы вать совмест ную работу, договариваться о результа те. Воспиты вать  уважи тельное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Формировать  эмоционально – ценностное отношение к произведени ям искусства и изображаемой действительности

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

21

Коллаж. «Грибы». «Лесные человечки»

Ком-

би-

ни-

рованный

Знать  виды декоративных эффектов

 Уметь создавать коллаж; использовать цветовые конт-расты и нюансы, тёплые и хо-лодные цвета в декоративной работе; решать творческую задачу: выполнить декора-тивную композицию «Волше-бный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу; изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой–нибудь узор

Овладевать различ-ными приёмами и техниками изобра-зительной  деятель-ности; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оце-нивать высказывания по поводу художе-ственного произведе-ния; выслушивать партнера

Формировать  эмоционально – ценностное отношение к произведени ям искусства и изображаемой действительности

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт-роль

22

Провероч ный урок. Твои творческие

достижения

 Урок - обобщения

Знать  виды декоративных эффектов

Проверка развития художественного вкуса, интеллектуаль ной и эмоциональной сферы;

Самостоятельно выполнить декоративное панно «Времена года».



Овладевать различными приёмами и техниками изобрази тельной  деятельности;

формировать способность оценивать окружающий мир по законам красоты, оценивать свои творческие достижения.

Положитель ная мотивация и  познава тельный интерес к урокам изобразитель ного искусства

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконтроль

23

Народное искусство. Росписи Северной

Двины. Пермогорская роспись

Ком-

бини-

рованный

 Знать традиц. народные худ-ные

промыслы русского Севера:Каргопольскую глиняную игрушку, расписную пермогорскую, борецкую и мезенскую прялки и другие изделия; последователь ность работы и образцы (с. 96 учебника)

Уметь выполнять

пермогорские узоры; ориентироваться в учебнике;

выделять и оценивать цветовую гамму изделий;

повторять узоры пермогорской росписи;

изучать образцы (с. 98–99 учебника);

выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности;выполнять задания (с. 28, 30 тетради);

расписывать бумажную тарелочку пермогорскими орнаментами; рисовать птицу Сирин (гуашь);

искать информацию о мастерах, живущих на берегах Северной Двины.

Понимать цель выполняемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы; осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Фронталь-но-индиви-дуальная работа.

Взаи-мопро-верка, само контроль

24

Пермогорские узоры. Прялки

Ком

бини

рованный

Знать пермогорские, борецкие и мезенские прялки; знать  мастеров, которые изготавливают и расписывают прялки.

Уметь выполнять роспись прялок, используя   кистевую роспись;совершать вообража-емое путешествие по русскому Северу; участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов для современного человека; расписывать вырезан-ный силуэт пермогорской или мезенской прялки

Понимать цель выполняемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы; осуществ-лять поиск необхо-димой ин формации, используя различные справочные материалы

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Фронтально-индиви-дуальная работа

Взаи-мопровер ка, само контроль

25

Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы

Комби

нированный

Знать, что  на-родное искус-ство является  частью национальной культуры;  мезенскую роспись

Уметь выполнять роспись предметов быта; повторять линейные орнаменты мезенской росписи (с. 102 учебника);

изучать способ рисования коней, птиц и оленей (с. 103 учебника)

Понимать цель выпол няемых действий; различать и соотно-сить замысел и резу-льтат работы;  объя-снять, какие приёмы, техники были исполь зованы в работе,

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Фронтально-индивидуальная работа.

Взаи-мопровер ка, само контроль

26

Каргополь ская игрушка. Полкан

Ком-

би-

ни-

ро-ван-ный

 Знать каргопольские игрушки; традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек

Уметь выполнять каргопольские узоры;  лепить и расписывать  их;сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки;

повторять каргопольские узоры по образцам ; решать творческую задачу: расписы-вать каргопольскими узорами игрушки (контуры, силуэты, вылепленные по выбору).

Понимать цель выпол няемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы;  объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Фронтально-индиви-дуальная работа.

Взаимопро верка, само-контроль

27

Печенье Тетёрки

Урок отчет

 Знать  обряды и узоры печенья тетёрки.

Уметь лепить тетёрки; участ-вовать в беседе о народном искусстве как части национа-льной культуры; повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе (гуашь) по образцам в учебнике.

лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы.

Различать и соотносить замысел и результат работы; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказыва ния по поводу художественного произве дения

Положитель ная мотивация и  познаватель ный интерес к урокам изобразитель ного искусства

Фронтально-индиви-дуальная работа.

Взаи-мопро-верка, само-конт-роль

28

Архангельская Птица счастья

Ком

бини

рованный


Знакомство со щепной птицей Счастья.

Уметь изготавливать птицу счастья из бумаги;

принимать участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры;

Выявлять художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц;

решать творческую задачу: сконструировать свою чудо птицу счастья из бумаги.

Воспитывать  уважи-тельное отношение к творчеству как свое-му, так и других лю-дей Подбирать инфо-рмацию из различных источников. Овладе-вать различными приёмами и техника-ми изобразительной  деятельности

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Фронтально-индивидуальная работа

Само оценка

29

Провероч ный урок. Твои творческие достижения

 Урок – обобщения

Проверка развития художествен-ного вкуса учащегося, его

интеллекту-

альной и эмоциональ-ной сферы, творческого потенциала

 Уметь оценивать окружаю-щий мир по законам красоты;

участвовать в обзорной теат-рализованной викторине по всем изученным темам разде-ла «Народное искусство»;

определять (узнавать) произ-ведения традиционных народ-ных художественных промыс-лов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень,

Каргополь). Проверить владе-ния практическими умениями и навыкамихудожественно - творческой деятельности; сра-внивать их между собой, груп-пировать; изготавливать изде-лия в традициях худ. пром-лов

Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; давать оценку изделиям народных промыслов; оценивать свои творческие достижения.


Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Индиви-дуаль

ная

 работа

Самоконтроль

30

Дизайн. АрхитектураПризмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей

 Ком

бини

рованный


  Знать объекты дизайна и архитектуры в форме призм

Уметь различать призмы в объектах дизайна и архитек-туры; планировать работу;

ориентироваться в учебнике;

выполнять упражнение на узна-вание призмы; конструировать коробочку - сувенир из бумаги;

 декорировать коробочку ;

вести поисковую работу и создавать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм.

Планировать и реали-зовывать совместную работу, выслушивать партнера, договариваться  и приходить к общему решению, работая в паре. Воспитывать  уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Фронтально-индиви-дуальная работа.

Взаимопроверка

31

Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки - пирамидки

Ком

бини

рованный

Знать

объекты дизайна и архитектуры в форме пирамид

 Уметь различать пирамиды в объектах дизайна и архитекту-ры; конструировать игрушки на основе пирамиды; участ-вовать в обсуждении по теме урока, приводить примеры;

выполнять упражнения  на узнавание пирамиды;

конструировать упаковку «Пирамида».; использовать выкройку; декорировать упаковку

Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; оценивать свои творческие достижения.


Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Самоконт роль

32

Конусы. «Петушок». «Весёлая мышка»

Ком

бини

рованный

Знать объекты дизайна и архитектуры конической формы.

Уметь конструировать сувениры на основе конуса;

различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры; выполнять упражнения  на ощущение формы конуса;

конструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка»

Овладевать различ-ными приёмами и техниками изобрази тельной  деятельнос ти. Воспиты вать  уважи тельное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Индиви-дуаль-

ная

 работа

Само-конт-роль

33

Цилиндры. «Весёлые зверята». «Гусеничка»

 Ком

бини

рованный

Знать  объекты дизайна и архитектуры цилиндрической формы.

 Уметь различать цилиндри-ческие формы и их половинки в объектах дизайна и архитек-туры; выполнять декор в технике «аппликация» на кружках цилиндрической формы; различать цилиндри-ческие формы и их половинки в объектах дизайна и архитек-туры;обсуждать вопросы по теме, приводить примеры;

выполнять упражнения на ощущение формы; конструи-ровать из цилиндров разного размера весёлых человечков, гусеничку  или забавных зве-рят; анализировать, из каких деталей состоят игрушки; выполнять работу по образцу или придумывать свои вари-анты;решать творческую задачу: использовать конст-рукции из одного -двух или большего количества цилин-дров; использовать правило склеивания бумажных деталей

Воспитыватьготовность к отстаиванию своего эстетического идеала. Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; оценивать свои творческие достижения

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Фронтально-индивидуальная работа.

Взаи-мопроверка, само-конт-роль

34

Провероч ный урок. Твои творческие достижения

Урок-обоб щения

Знать последо-вательность выполнения работы (с. 136–137 учебника).

Уметь конструировать на основе геометрических

форм.;              

конструировать ангела из бумажной тарелки;

украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату;

решать творческую задачу в коллективной работе

Воспитывать готов-ность к отстаиванию своего эстетического идеала. Планировать

работу и работать в коллективе, договари-ваться, приходить к общему мне нию, согласо вывать работу для достиже ния цели.

Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; оценивать свои творческие достижения.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться

Фронтально-индивидуальная работа.

Взаи-мопроверка, само-контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....

рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"

данные рабочие программы соответствуют ФГОС...