Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Шигина Ольга Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса. Автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорск»

   Утверждена приказом                                          

   по МБОУ «СОШ № 1»                                                

   Приказ №____ от _______2013г.                                                                                                      

   Директор школы __________Ганеев И.И.

 Рассмотрена и рекомендована

 к утверждению учителей

 начальных классов

 Протокол № __ от _______2013 г.                                                РуководительШМО__________ Жукова Н.А.

Рабочая программа

по изобразительному искусству.

УМК «Гармония»

4 «В» класс

Учитель: Шигина Ольга Александровна

2013 – 2014 учебный год

г. Семикаракорск

Пояснительная записка

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ « СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы  под редакцией В.С.Кузина  (Программа для  общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 классы . М.: Дрофа , 2010 )

Структура  документа

     Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание  с  распределением учебных часов по разделам курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки  обучающихся, нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально–техническое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета

      Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

   Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям ,овладение культурным национальным наследием.    

     Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного   и   народного    искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного   вкуса,   творческого   воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и  понимания  прекрасного,   воспитание  интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.

Ценностные ориентиры

  • тематический  принцип  планирования  учебного  материала;
  • единство воспитания и образования, обучение и творческой  деятельности учащихся;
  • познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства;
  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности   изобразительного искусства;
  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
  • система межпредметных  связей (литературное чтение, русский язык,  музыка, окружающий мир, технология);
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного  отношения  к  действительности,

    Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

   С 4 класса начинается изучение детьми закономерности ,перпективы, конструкции

светотени. Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов ,находящихся во фронтальной и угловой перспективе.

    В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

   Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции, светотени, гармонии цветовой окраски.

   Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения ,объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

    Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

 В содержании раздела « Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического ,трудового и патриотического воспитания.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений ,зрительного равновесия форм и цвета, находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций ,игрушек, вышивки.

    Раздел «Лепка» - вид художественного творчества ,который  развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

  Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта и т.д.

   Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

 В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей, фруктов, животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ.

    Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.  

  Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности, у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Место предмета в учебном плане

   Авторская программа  составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства   в 4 классе рассчитаны на 1учебный  час в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 34 часа.                

Общие учебные умения, навыки и способы  деятельности

      Важную роль в обучении литературного чтения  играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

Результаты  обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 Требования к уровню подготовки обучающихся

                     к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  • начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения,   выделение главного центра;
  • начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода ;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов—смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты
    цвета).

           уметь:

  • рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  • чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  • передавать   в   рисунках   свет,   тень,   полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
  • использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  • использовать   цветовой   контраст   и   гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
  • применять   знания   о   линейной   и   воздушной перспективе,  светотени,  цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
  • передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое   строение   животных, фигуры человека.

       Перечень учебно-методического обеспечения:

Для обучающихся:

1.Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва, «Дрофа», 2009 г.

Для учителя:

1. «Изобразительное искусство» Программа для общеобразовательных учреждений 1- 4 классы

   2. Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва,                               «Дрофа», 2009 г

   3. Методическое пособие « Изобразительное искусство»  4 класс составитель  С.Б.Дроздова

 4.  Компьютер, мультимедийный проектор.

  1. DVD-диск «Шедевры мировой живописи: 11111 репродукций» DVD-диск «Большая русская библиографическая энциклопедия» 
  2. CD-диск «Уроки рисования» 
  3. Н. П. Костерин «Учебное пособие»
  4. Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую натюрморт. Т.В.Галян/ М: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006
  5. Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую цветы и пейзажи. Т.В.Галян/ М: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006
  6. Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую животных. Т.В.Галян/ М: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006
  7. Репродукции картин.
  8. Ресурсы Интернета

          - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/

                              Материально-техническое обеспечение

  1. Таблицы
  2. Репродукции картин
  3. Раздаточный материал
  4. Аудиозапись классической музыки

Нормы  и критерии оценивания

                                               Оценка "5"

- обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

                                              Оценка "4"

- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

                                             Оценка "3"

- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

                                             Оценка "2"

- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

- не справляется с поставленной целью урока

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

1

02.09

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»

1

 Рисование с натуры донского пейзажа.

2

09.09

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»

1

Аппликация

3-4

16.09

23.09

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта:  ваза с яблоками

2

Рисование с натуры

5-6

30.09

07.10

Рисование с натуры натюрморта:  кувшин и фрукты.

2

Рисование с натуры

7

14.10

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки

1

Рисование с натуры

8

21.10

Рисование с натуры шара

1

Рисование с натуры

9

11.11

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор»

1

Рисование по памяти

10-11

18.11

25.11

Рисование с натуры фигуры человека

2

Рисование с натуры

12

02.12

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта

1

Лепка

13

09.12

Рисование животных с натуры или по памяти

1

Рисование с натуры

14

16.12

Рисование птиц с натуры или по памяти

1

Рисование по памяти

15-16

23.12

30.12

Сказка в декоративном искусстве

2

Декоративная работа

17

13.01

Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Рисования на сказочные сюжеты

18-19

20.01

27.01

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»

2

Аппликация

20

03.02

«В мирное время». Рисование с натуры или по представлению.

1

Рисование по представлению

21

10.02

Рисование с натуры или по памяти современных машин

1

Совершенствование навыков линейного рисунка

22

17.02

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»

1

Рисование по памяти.

23-24

24.02

03.03

Выполнение эскизного резного пряника и роспись готового изделия

2

Рисование по представлению

25

10.03

Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц»

1

Рисование по памяти

26-27

17.03

07.04

Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

2

Рисование по представлению

28-29

14.04

21.04

Тематическое рисование «Закат солнца»

2

Тематическое рисование. Рисование родной природы.

30

28.04

Люди труда в изобразительном искусстве

1

Рисование по представлению

31-32

05.05

12.05

Составление мозаичного панно «Слава труду»

2

Аппликация

33

19.05

Аппликация. Орнаменты народов мира

1

Аппликация

34

26.05

Итоги года. Искусствоведческая викторина.

1

Викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...