Рабочие программы УМК "ПНШ" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

В рабочих программах: пояснительная записка, требования, содержание, кимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_4_klass.rar321.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«………….. средняя общеобразовательная школа».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Искусство

(музыка)

4 класс.

2013 г


Составитель: Нечеухина С. В. – учитель начальных классов,  

 I квалификационная категория, педагогический стаж –   27 лет.

Рецензенты:

 Рассмотрено на заседании

методического совета

«___»_______________2013 г

Утверждаю______________  

«___»______________2013 года

                                                                   

                                                                                                                                                                     

Пояснительная записка

         Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 года, примерной программы начального общего образования по предмету «Музыка», авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. М.:«Просвещение», 2007–128 с.; 4 кл.-с.15-19), в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Цели и задачи курса искусство (музыка):

  • становление музыкальной культуры;
  • развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
  • воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

          Новизна программы состоит в том, что на раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» добавлен 1 час, для проведения отчётного концерта.

         Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

         Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса.

         

Требования к уровню усвоения предмета.

В результате изучения музыки ученик должен

Знать/понимать:

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с  музыкой разных народов, стилей, композиторов;
  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе  ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
  • совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.

Уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  •  воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
  •  высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  •  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  •  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  •  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  •  выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  
  •  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  •  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  •  использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  •  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  •  исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Учебно-тематический план

Название раздела.

Кол-во часов

В том числе

экскурсий

проверочных

практических

1

 «Россия – Родина моя»

4

2

«День, полный событий»

2

 

 

3

О России петь, что стремиться в храм.

4

4

 «Гори, гори ясно»

7

5

«В музыкальном театре»

8

6

 «В концертном зале»

4

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

8

Итого:

34ч.

Содержание учебного курса:

 «Россия – Родина моя» - 4ч.

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая тема в русской классике. Патриотическая тема в русской классике.

Музыкальный материал:

  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части, С.Рахманинов.
  • «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песенка.
  • «Вокализ» С.Рахманинов.
  • Русские народные песни: «Колыбельная», «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли».
  • «Родные места» Ю.Антонов, «Песня о России» В.Локтев.
  • «Александр Невский», фрагменты из кантаты С.Прокофьев, «Иван Сусанин», фрагменты из оперы М.Глинка.

В результате изучения темы обучающийся должен иметь представление:

  • О музыкальном фольклоре  народов России и мира;
  • о народных  музыкальных традициях родного края.

Знать:

  • название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса;
  • жанры народных песен;

Уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;
  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной музыки;

         «День, полный событий» - 2ч.

«В краю великих вдохновений…»  Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Музыкальный материал:

  • «В деревне» М.Мусоргский.
  • «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов.
  • Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» В.Шебалин, стихи А.Пушкина.
  • «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года» П.Чайковский.
  • «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский.
  • «У камелька» (Январь) из цикла «Времена года» П.Чайковский.
  • «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский-Корсаков.
  • «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры их оперы «Евгений Онегин» П.Чайковский.
  • Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»
  • М.Мусоргский.
  • «Венецианская ночь» М.Глинка.

В результате изучения темы обучающийся должен иметь представление:

  • Об образной  природе музыкального искусства.

Знать:

  • лирика в поэзии и музыке; музыкальная живопись; жанры народных песен; романс;
  • названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: 

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Праздники Русской православной церкви. Традиции празднования Пасхи на Руси. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Святые земли Русской.

Музыкальный материал:

  • «Земле Русская», стихира.
  • Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
  • Гимн Кириллу и Мефодию. П.Пипков.
  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
  • Тропарь праздника Пасхи.
  • «Ангел вопияще», молитва. П.Чесноков.
  • «Богородице Дево, радуйся» №6 из «Всенощной» С.Рахманинов.
  • «Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С.Рахманинов.
  • «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.
  • «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргский.
  • Симфония №2(«Богатырская»), фрагмент 1-й части А.Бородин.
  • Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
  • Гимн Кириллу и Мефодию. П.Пипков.
  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
  • «Не шум шумит»,русская народная песня.

В результате изучения темы обучающийся должен иметь представление:

  • Об воплощении в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Знать:

  • народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Уметь:

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • участия в коллективном пении;

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 7ч.

Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Музыкальный материал:

  • Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;
  • «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», украинская;
  • «Солнышко вставало», литовская; «Сiяв мужик просо», украинская;
  • «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская.
  • «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская.
  • Концерт №1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части П.Чайковский.
  • «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.Римский-Корсаков.
  • «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» П.Чайковский.
  • «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни» Г.Свиридов.
  • «Светит месяц», русская народная песня-пляска.
  • «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни» Г.Свиридов.
  • «Светит месяц», русская народная песня-пляска.
  • «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.Римский-Корсаков.
  • Троицкие песни.
  • «Музыкант-чародей», белорусская сказка.

В результате изучения темы обучающийся должен иметь представление:

  • О музыке народной  и профессиональной.

Знать:

  • названия изученных произведений и их авторов; понятие «музыка в народном стиле»;

Уметь:  

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

«В музыкальном театре» - 8ч.

Линии  драматургического развития в опере. «Иван Сусанин» М.Глинка. Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры лёгкой музыки. Оперетта «Летучая мышь» И.Штраус. Мюзикл «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу.

Музыкальный материал:

  • «Иван Сусанин»,фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.
  • Песня Марфы («Исходила младёшенька») из оперы «Хованщина». М.Мусоргский.
  • «Пляска персидок» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.
  • «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян.
  • «Пляска персидок» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.
  • «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян.
  • Первая картина из балета «Петрушка» И.Стравинский.
  • «Вальс из оперетты «Летучая мышь» И.Штраус.
  • Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу.
  • «Звёздная река» Слова и музыка В.Семёнова.
  • «Джаз» Я.Дубравин.
  • «Острый ритм» Дж. Гершвин.

В результате изучения темы обучающийся должен иметь представление:

  • о выразительности и изобразительности,  интонации и развитии в музыке.

Знать:

  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
  • названия изучаемых жанров и форм музыки; восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

Уметь:

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

 «В концертном зале» - 4ч.

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал:

  • «Ноктюрн» из Квартета №2 А.Бородин
  • «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты П.Чайковский.
  • «Сирень» С.Рахманинов, слова Е.Бекетовой.
  • «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргский.
  • «Песня франкского рыцаря», ред.С.Василенко.
  • «Полонез» (ля мажор); Мазурки №47(ля минор), №48(фа мажор), №1(си- бемоль мажор). Ф.Шопен.
  • «Желание» Ф.Шопен.
  • Соната №8 («Патетическая»), фрагменты Л.Бетховен.
  • «Венецианская ночь», М.Глинка
  • «Арагонская хота» М.Глинка.
  • «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года» П.Чайковский.

В результате изучения темы обучающийся должен иметь представление:

  • Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров.

Знать:

  • названия изученных жанров и форм музыки

Уметь: 

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 5ч.

Произведения композиторов-классиков.Мир музыки С.Рахманинова. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Форма музыки (Трёхчастная, сонатная). Авторская песня.  Образ Родины в музыке русских композиторов.

Музыкальный материал:

  • Прелюдия (до-диез минор). С.Рахманинов.
  • Прелюдия №7 и №20 Ф.Шопен.
  • Этюд №12 («Революционный») Ф.Шопен.
  • Соната №8 («Патетическая»)
  • Л.Бетховен. «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.
  • «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б.Окуджавы.
  • «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н.Римский-Корсаков.
  • Прелюдия (до-диез минор). С.Рахманинов.
  • Прелюдия №7 и №20 Ф.Шопен.
  • Этюд №12 («Революционный») Ф.Шопен.
  • Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен.
  • «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.
  • «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б.Окуджавы.
  • «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н.Римский-Корсаков.
  • «Песня о друге». Слова и музыка В.Высоцкого.
  • «Резиновый ёжик», «Сказка по лесу идёт». С.Никитин.
  • «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина» М.Мусоргский.
  • «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н.Римский-Корсаков. «Пляска персидок» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.
  • «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян.

В результате изучения темы обучающийся должен иметь представление:

  • О музыкальных инструментах, об  оркестрах: народных инструментов, духовом, симфоническом.

Знать:

  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
  • названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).

Уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения знакомых песен;
  • участия в коллективном пении;
  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

Литература.

Литература для учителя:

  1. Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2012.
  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2012.
  4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  5. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс. (аудиокассеты)

Литература для учащихся.

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/
  2. http://www.proshkolu.ru
  3. http://videouroki.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...