Организация кружка ИЗО в начальной школе.
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) по теме

Мазитова Галина Юрьевна

Главная задача, которая пронизывает всю программу- это показать связь искусства с жизнью, его роль и значение для культурного развития общества и каждого ребёнка в отдельности, воспитать эмоционально -чувственное видение окружающего мира через синтез и взаимодействие искусства с жизнью и природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_izo.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация кружка по изобразительному искусству в начальной школе.

 (Методическое пособие)

Автор: Мазитова Галина Юрьевна.

Пояснительная записка.

Главная задача, которая пронизывает всю программу- это показать связь искусства с жизнью, его роль и значение для культурного развития общества и каждого ребёнка в отдельности, воспитать эмоционально -чувственное видение окружающего мира через синтез и взаимодействие искусства с жизнью и природой.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

  • Овладение учащимися знаниями о разнообразии жанров изобразительного искусства, в данном случае, о жанре пейзажа, графических и художественных материалов; о перспективе и композиции на листе, их значении и роли.
  • Развитие у детей воображения, памяти, речи, пространственного мышления, художественного вкуса; эстетического понимания прекрасного.
  • Воспитание любви к Родине, к её истории; уважение к своему труду и труду других людей.

Тема проекта учебной программы: Пейзажная живопись на уроках изобразительной деятельности на внеклассной работе (кружок).

Данная программа предназначена для учеников с 1 по 4 классы для кружковой деятельности по изображению пейзажа, рассчитана на 132 часа, 35 учебных недель.

Программа состоит из календарно-тематического планирования. Планирование состоит из 4 четвертей, итогом каждой четверти является выполнение творческой работы:

Тема года: Пейзаж-картина мира.

Первая четверть называется: «Настроение в пейзаже». Итоговая работа – «Пейзаж родного края», работа выполняется в технике сухая кисть на формате А4, гуашью и акварелью.

Вторая четверть: «Коллаж-картина». Итоговая работа- «Пейзаж по мотивам картин известных художников». Выполняется в технике коллаж. Формат А3, используются обрывки цветных журналов, клей.

Третья четверть: «Витражная живопись». Итоговая групповая работа- «Город-мозаика». Выполняется на цветных стеклянных бутылках, в технике витраж с использование красок по стеклу и контура.

Четвёртая четверть: «Пейзаж по мотивам народных промыслов». Итоговая работа- «Волшебный лес». Выполняется на цветной бумаге гуашью, формат А4.

2.2.Учебно-методический план (сетка часов).

Название разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество учебных часов

Самостояте-льная работа учащихся

Всего

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие занятия

Раздел №1.  Тема: «Настроение в пейзаже». 1 четверть.                     (9 недель)

Тема 1.1.

Урок-беседа: «Природа вокруг нас».

4

2

2

-

2

Тема 1.2.

«Основы цветоведения».

8

6

4

2

2

Тема 1.3.

«Знакомство с графическим материалом».

9

7

4

3

2

Тема 1.4.

«Рисование деревьев по памяти и по представлению»

9

7

3

4

2

Тема 1.5.

«Рисование веток деревьев в технике сухая кисть».

9

7

3

4

2

Тема 1.6.

Итоговая творческая работа «Пейзаж родного края».

10

7

2

5

3

Раздел №2.  Тема: «Коллаж - картина». 2 четверть.                             (8 недель)

Тема 2.1.

«Различные техники и материалы в живописи».

11

8

4

4

3

Тема 2.2.

«Коллаж и его виды».

9

7

3

4

2

Тема 2.3.

«Морской коллаж».

9

7

3

4

2

Тема 2.4.

Итоговая творческая работа: «Копии с картин известных художников пейзажистов».

14

10

2

8

4

Раздел №3. Тема: «Витражная живопись». 3 четверть.                      (10 недель)

Тема 3.1.

«Что такое витраж?».

7

6

4

2

1

Тема 3.2.

«Архитектура и пейзаж».

10

8

4

4

2

Тема 3.3.

«Цветочный орнамент в витраже».

13

10

4

6

3

Тема 3.4.

Итоговая творческая коллективная работа: «Город-мозаика».

14

10

4

6

4

Раздел №3. Тема: «Витражная живопись». 3 четверть.                      4 четверть.

                                                                                                                    (8 недель)

Тема 4.1.

«Народные промыслы России».

8

6

4

2

2

Тема 4.2.

«Хохлома. Фоновое и верховое письмо».

9

7

4

3

2

Тема 4.3.

«Гжель».

9

7

4

3

2

Тема 4.4.

Итоговая творческая работа по мотивам гжели: «Зимний лес».

13

10

2

8

3

Всего:

175

132

60

62

43

Итогом работы по данной программе являются творческие работы учащихся, на предложенные в программе темы. Данная программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста по дополнительной работе и рассчитана на 132 учебных часа.

Содержание программы.

Тема года: «Пейзаж – картина мира».

Раздел №1.  Тема: «Настроение в пейзаже». 1 четверть.          

Тема 1.1. «Природа вокруг нас».

Содержание темы: знакомство с разнообразием окружающего мира, особенностями природы родного края.

Цели: вызвать эмоциональный отклик у детей, желание рассуждать и вглядываться в природу.

Требования к знаниям и умениям: знать особенности окружающей природы, уметь рассуждать на данную тему.

Самостоятельная работа: подборка различных иллюстраций с изображениями природы родного края.

Материалы: фотографии, иллюстрации, картины.

Тема 1.2. «Основы цветоведения».

Содержание темы: знакомство с понятиями: тон, полутон, тёплые и холодные тона, цветовой спектр, основные цвета, смешивание красок.

Цели: дать знания о трёх основных цветах, смешивании красок, и о компоновке цветов.

Требования к знаниям и умениям: знать что такое тёплые и холодные тона, знать три основных цвета, уметь получать новые цвета путём смешивания красок, уметь компоновать несколько цветов.

Самостоятельная работа: Упражнения на составление простой композиции из нескольких цветов.

Материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, бумага.

Тема 1.3. «Знакомство с графическим материалом».

Содержание темы: знакомство с различными графическими материалами такими как: карандаши, рисовальный уголь, чёрная тушь, гелевая ручка, соус сангина.

Цели: выполнить несколько упражнений карандашом и гелевой ручкой.

Требования к знаниям и умения: знать основные графические материалы, особенности работы с ними.

Самостоятельная работа: изображение цветов с помощью чёрной гелевой ручки.

Материалы: карандаш, чёрная гелевая ручка, бумага А4.

Тема 1.4. «Рисование деревьев по памяти и представлению».

Содержание темы: знакомство с особенностями строения деревьев различных видов.

Цели: формировать умение выполнять реалистичный рисунок дерева акварельными красками.

Требования к знаниям и умениям: знать из каких основных частей состоит дерево, знать разные виды деревьев, уметь рисовать ствол и ветви.

Самостоятельная работа: выполнение реалистичного рисунка дерева акварельными красками.

Материалы: акварель, бумага А4, беличьи кисти.

Тема 1.5. «Рисование веток деревьев в технике сухая кисть».

Содержание темы: знакомство с особенностями работы в технике «сухая кисть», знакомство с материалами необходимыми для выполнения работы в данной технике.

Цели: сформировать умение рисовать ветви деревьев в технике «сухая кисть» гуашью.

Требования к знаниям и умениям: знать материалы необходимые для работы по данной теме, уметь выполнять изображения веток деревьев.

Самостоятельная работа: выполнение рисунка ветви дерева сухой кистью.

Материалы: щетинная кисточка, бумага А4, гуашь.

Тема 1.6. Итоговая работа: «Пейзаж родного края».

Содержание темы: повторение темы: «Природа вокруг нас».

Цели: создание итоговой творческой работы.

Требования к знаниям и умениям: знать особенности природы родного края, знать основные цвета, уметь составлять композицию, уметь выполнять работу в технике «сухая кисть».

Самостоятельная работа: выполнение итоговой творческой работы «Пейзаж родного края».

Материалы: цветная бумага А3, гуашь, щетинная кисточка, беличья кисточка.

         

Раздел №2.  Тема: «Коллаж - картина». 2 четверть.              

Тема 2.1. «Различные техники и материалы в живописи».

Содержание темы: знакомство с понятиями: скульптура, коллаж, витраж, лессировка, пленер. Знакомство с материалами: глянцевая бумага, пластилин, пастель.

Цели: создание пейзажа выполненного в технике лессировка.

Требования к знаниям и умениям: знать основные живописные техники и материалы, уметь рисовать акварелью.

Самостоятельная работа: выполнение осеннего пейзажа акварелью в технике лессировка на формате А4.

Материалы: акварель, бумага, беличья кисть.    

Тема 2.2. «Коллаж и его виды».

Содержание темы: подробное знакомство с понятием коллаж, стилизованный коллаж, фото-коллаж. Знакомство с материалами: фотографии, цветная бумага.

Цели: сформировать у учащихся представление о коллаже и его видах.

Требования к знаниям и умениям: знать что такое коллаж, уметь подбирать материал для выполнения работы.

Самостоятельная работа: подборка глянцевых журналов и газет для последующей работы с ними.

Материалы: цветная бумага, фотографии, газеты, журналы.

Тема 2.3. «Морской коллаж».

Содержание темы: знакомство с морским пейзажем, известными пейзажистами и маринистами.

Цели: сформировать умение создавать коллаж из обрывков глянцевых журналов.

Требования к знаниям и умениям: знать особенности морского пейзажа, уметь компоновать цвета.

Самостоятельная работа: выполнение морского коллажа на формате А4.

Материалы: плотная бумага формата А4, цветные глянцевые журналы, клей.

Тема 2.4. Итоговая работа: «Копии с картин известных художников пейзажистов».

Содержание темы: знакомство с известными картинами художников пейзажистов, повторение особенностей составления композиции.

Цели: создание копии картины известного художника пейзажиста.

Требования к знаниям и умениям: знать известных пейзажистов и их творчества, уметь составлять цветовую композицию из обрывков газет и журналов.

Самостоятельная работа:  выполнение итоговой работы « Копии с картины известного художника пейзажиста» в технике коллаж.

Материалы: клей, плотная бумага формата А3, цветные глянцевые журналы.

Раздел №3. Тема: «Витражная живопись». 3 четверть.                      

Тема 3.1. «Что такое витраж?»

Содержание темы: знакомство с техникой витраж, видами витража, просмотр иллюстраций работ выполненных в технике витраж, знакомство с материалами необходимыми для витражной живописи.

Цели: сформировать у учеников понятие о витраже и его видах.

Требования к знаниям и умениям: знать что такое витраж, уметь выделять витраж из многообразия живописных техник, знать материалы необходимые для его выполнения.

Самостоятельная работа: подборка материала о витраже.

Материалы: иллюстрации.

Тема 3.2. «Архитектура и пейзаж».

Содержание темы: знакомство с понятием архитектура и её видами, знакомство с работами художников пейзажистов в которых присутствует архитектурный элемент, знакомство с перспективой.

Цели: сформировать умение сочетать архитектуру и природу.

Требования к знаниям и умениям: знать, что такое архитектура и её виды, уметь составлять композицию.

Самостоятельная работа: создание монохромного архитектурного пейзажа.

Материалы: чёрная тушь, белила, чёрная и белая гелевые ручки, чёрная или белая бумага формата А4.

Тема 3.3. «Декоративное рисование: цветочный орнамент».

Содержание темы: знакомство с цветочной композицией, понятием орнамент и его видами.

Цели: сформировать умение выполнять орнамент в технике витраж.

Требования к знаниям и умениям: знать технику выполнения витража, уметь составлять цветочный орнамент.

Самостоятельная работа: выполнение цветочного орнамента на стекле в раме.

Материалы: рама со стеклом формата А4, контур для витража, витражные краски по стеклу.

Тема 3.4. Итоговая творческая коллективная работа: «Город-мозаика».

Содержание темы: повторение предыдущих тем четверти.

Цели: создание итоговой коллективной творческой работы.

Требования к знаниям и умениям: знать что такое витраж, уметь выполнять витраж, уметь составлять пейзажную композицию включающую в себя архитектурные элементы.

Самостоятельная работа: создание архитектурного пейзажа на стеклянной бутылке.

Материалы: стеклянные бутылки, контур и краски для витража.

Раздел №3. Тема: «Витражная живопись». 3 четверть.    

Тема 4.1. «Народные промыслы России».

Содержание темы: знакомство с народными промыслами России: хохлома, гжель, дымковская, филимоновская и каргопольская игрушки, знакомство с особенностями этих промыслов.

Цели: сформировать представление о народных промыслах России.

Требования к знаниям и умениям: знать что такое народный промысел, уметь различать и понимать особенности того или иного промысла.

Самостоятельная работа: выполнение дымковской игрушки.

Материалы: цветная бумага формат А4, гуашь.  

Тема 4.2. «Хохлома. Фоновое и верховое письмо».

Содержание темы: историческая справка о промысле, знакомство с элементами травка и кудрина.

Цели: сформировать умения рисования по мотивам промысла хохлома.

Требования к знаниям и умениям: знать историю возникновения промысла, знать основные элементы и цвета, уметь выполнять фоновое и верховое письмо.

Самостоятельная работа: выполнение упражнений травка и кудрина на цветной и белой бумаге.

Материалы: цветная и белая бумага, гуашь, беличья кисточка.

Тема 4.3. «Гжель».

Содержание темы: знакомство с народным промыслом гжель, знакомство с основными цветами и элементами гжели.

Цели: формирование у учащихся представления о гжели,  формирование навыка рисования по мотивам данного промысла.

Требования к знаниям и умениям: знать историю народного промысла, уметь выполнять упражнения в гжели.

Самостоятельная работа: выполнение упражнений по мотивам народного промысла гжель.

Материалы: белая бумага, акварель, беличья кисточка.

Тема 4.4. Итоговая творческая работа по мотивам гжели: «Зимний лес».

Содержание темы: повторение предыдущей темы.

Цели: создание итоговой творческой работы.

Требования к знаниям и умениям: знать особенности данного народного промысла, уметь составлять композицию, уметь рисовать в технике гжель.

Самостоятельная работа: создание итоговой творческой работы «Зимний лес» по мотивам народного промысла гжель.

Материалы: белила, синяя бумага, гуашь, беличья кисточка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...

Опыт организации дистанционного обучения в начальной школе по программе Школа России.

В связи с переходом на дистанционное обучение необходимо было выработать систему работы с детьми, учитывающую принцип здоровьесбережения  и  одновременно позволяющую сохранить качество образ...