Организация кружка ИЗО в начальной школе.
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) по теме
Главная задача, которая пронизывает всю программу- это показать связь искусства с жизнью, его роль и значение для культурного развития общества и каждого ребёнка в отдельности, воспитать эмоционально -чувственное видение окружающего мира через синтез и взаимодействие искусства с жизнью и природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация кружка по изобразительному искусству в начальной школе.
(Методическое пособие)
Автор: Мазитова Галина Юрьевна.
Пояснительная записка.
Главная задача, которая пронизывает всю программу- это показать связь искусства с жизнью, его роль и значение для культурного развития общества и каждого ребёнка в отдельности, воспитать эмоционально -чувственное видение окружающего мира через синтез и взаимодействие искусства с жизнью и природой.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- Овладение учащимися знаниями о разнообразии жанров изобразительного искусства, в данном случае, о жанре пейзажа, графических и художественных материалов; о перспективе и композиции на листе, их значении и роли.
- Развитие у детей воображения, памяти, речи, пространственного мышления, художественного вкуса; эстетического понимания прекрасного.
- Воспитание любви к Родине, к её истории; уважение к своему труду и труду других людей.
Тема проекта учебной программы: Пейзажная живопись на уроках изобразительной деятельности на внеклассной работе (кружок).
Данная программа предназначена для учеников с 1 по 4 классы для кружковой деятельности по изображению пейзажа, рассчитана на 132 часа, 35 учебных недель.
Программа состоит из календарно-тематического планирования. Планирование состоит из 4 четвертей, итогом каждой четверти является выполнение творческой работы:
Тема года: Пейзаж-картина мира.
Первая четверть называется: «Настроение в пейзаже». Итоговая работа – «Пейзаж родного края», работа выполняется в технике сухая кисть на формате А4, гуашью и акварелью.
Вторая четверть: «Коллаж-картина». Итоговая работа- «Пейзаж по мотивам картин известных художников». Выполняется в технике коллаж. Формат А3, используются обрывки цветных журналов, клей.
Третья четверть: «Витражная живопись». Итоговая групповая работа- «Город-мозаика». Выполняется на цветных стеклянных бутылках, в технике витраж с использование красок по стеклу и контура.
Четвёртая четверть: «Пейзаж по мотивам народных промыслов». Итоговая работа- «Волшебный лес». Выполняется на цветной бумаге гуашью, формат А4.
2.2.Учебно-методический план (сетка часов).
Название разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка | Количество учебных часов | Самостояте-льная работа учащихся | ||
Всего | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия | |||
Раздел №1. Тема: «Настроение в пейзаже». 1 четверть. (9 недель) | |||||
Тема 1.1. Урок-беседа: «Природа вокруг нас». | 4 | 2 | 2 | - | 2 |
Тема 1.2. «Основы цветоведения». | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 1.3. «Знакомство с графическим материалом». | 9 | 7 | 4 | 3 | 2 |
Тема 1.4. «Рисование деревьев по памяти и по представлению» | 9 | 7 | 3 | 4 | 2 |
Тема 1.5. «Рисование веток деревьев в технике сухая кисть». | 9 | 7 | 3 | 4 | 2 |
Тема 1.6. Итоговая творческая работа «Пейзаж родного края». | 10 | 7 | 2 | 5 | 3 |
Раздел №2. Тема: «Коллаж - картина». 2 четверть. (8 недель) | |||||
Тема 2.1. «Различные техники и материалы в живописи». | 11 | 8 | 4 | 4 | 3 |
Тема 2.2. «Коллаж и его виды». | 9 | 7 | 3 | 4 | 2 |
Тема 2.3. «Морской коллаж». | 9 | 7 | 3 | 4 | 2 |
Тема 2.4. Итоговая творческая работа: «Копии с картин известных художников пейзажистов». | 14 | 10 | 2 | 8 | 4 |
Раздел №3. Тема: «Витражная живопись». 3 четверть. (10 недель) | |||||
Тема 3.1. «Что такое витраж?». | 7 | 6 | 4 | 2 | 1 |
Тема 3.2. «Архитектура и пейзаж». | 10 | 8 | 4 | 4 | 2 |
Тема 3.3. «Цветочный орнамент в витраже». | 13 | 10 | 4 | 6 | 3 |
Тема 3.4. Итоговая творческая коллективная работа: «Город-мозаика». | 14 | 10 | 4 | 6 | 4 |
Раздел №3. Тема: «Витражная живопись». 3 четверть. 4 четверть. (8 недель) | |||||
Тема 4.1. «Народные промыслы России». | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 4.2. «Хохлома. Фоновое и верховое письмо». | 9 | 7 | 4 | 3 | 2 |
Тема 4.3. «Гжель». | 9 | 7 | 4 | 3 | 2 |
Тема 4.4. Итоговая творческая работа по мотивам гжели: «Зимний лес». | 13 | 10 | 2 | 8 | 3 |
Всего: | 175 | 132 | 60 | 62 | 43 |
Итогом работы по данной программе являются творческие работы учащихся, на предложенные в программе темы. Данная программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста по дополнительной работе и рассчитана на 132 учебных часа.
Содержание программы.
Тема года: «Пейзаж – картина мира».
Раздел №1. Тема: «Настроение в пейзаже». 1 четверть.
Тема 1.1. «Природа вокруг нас».
Содержание темы: знакомство с разнообразием окружающего мира, особенностями природы родного края.
Цели: вызвать эмоциональный отклик у детей, желание рассуждать и вглядываться в природу.
Требования к знаниям и умениям: знать особенности окружающей природы, уметь рассуждать на данную тему.
Самостоятельная работа: подборка различных иллюстраций с изображениями природы родного края.
Материалы: фотографии, иллюстрации, картины.
Тема 1.2. «Основы цветоведения».
Содержание темы: знакомство с понятиями: тон, полутон, тёплые и холодные тона, цветовой спектр, основные цвета, смешивание красок.
Цели: дать знания о трёх основных цветах, смешивании красок, и о компоновке цветов.
Требования к знаниям и умениям: знать что такое тёплые и холодные тона, знать три основных цвета, уметь получать новые цвета путём смешивания красок, уметь компоновать несколько цветов.
Самостоятельная работа: Упражнения на составление простой композиции из нескольких цветов.
Материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, бумага.
Тема 1.3. «Знакомство с графическим материалом».
Содержание темы: знакомство с различными графическими материалами такими как: карандаши, рисовальный уголь, чёрная тушь, гелевая ручка, соус сангина.
Цели: выполнить несколько упражнений карандашом и гелевой ручкой.
Требования к знаниям и умения: знать основные графические материалы, особенности работы с ними.
Самостоятельная работа: изображение цветов с помощью чёрной гелевой ручки.
Материалы: карандаш, чёрная гелевая ручка, бумага А4.
Тема 1.4. «Рисование деревьев по памяти и представлению».
Содержание темы: знакомство с особенностями строения деревьев различных видов.
Цели: формировать умение выполнять реалистичный рисунок дерева акварельными красками.
Требования к знаниям и умениям: знать из каких основных частей состоит дерево, знать разные виды деревьев, уметь рисовать ствол и ветви.
Самостоятельная работа: выполнение реалистичного рисунка дерева акварельными красками.
Материалы: акварель, бумага А4, беличьи кисти.
Тема 1.5. «Рисование веток деревьев в технике сухая кисть».
Содержание темы: знакомство с особенностями работы в технике «сухая кисть», знакомство с материалами необходимыми для выполнения работы в данной технике.
Цели: сформировать умение рисовать ветви деревьев в технике «сухая кисть» гуашью.
Требования к знаниям и умениям: знать материалы необходимые для работы по данной теме, уметь выполнять изображения веток деревьев.
Самостоятельная работа: выполнение рисунка ветви дерева сухой кистью.
Материалы: щетинная кисточка, бумага А4, гуашь.
Тема 1.6. Итоговая работа: «Пейзаж родного края».
Содержание темы: повторение темы: «Природа вокруг нас».
Цели: создание итоговой творческой работы.
Требования к знаниям и умениям: знать особенности природы родного края, знать основные цвета, уметь составлять композицию, уметь выполнять работу в технике «сухая кисть».
Самостоятельная работа: выполнение итоговой творческой работы «Пейзаж родного края».
Материалы: цветная бумага А3, гуашь, щетинная кисточка, беличья кисточка.
Раздел №2. Тема: «Коллаж - картина». 2 четверть.
Тема 2.1. «Различные техники и материалы в живописи».
Содержание темы: знакомство с понятиями: скульптура, коллаж, витраж, лессировка, пленер. Знакомство с материалами: глянцевая бумага, пластилин, пастель.
Цели: создание пейзажа выполненного в технике лессировка.
Требования к знаниям и умениям: знать основные живописные техники и материалы, уметь рисовать акварелью.
Самостоятельная работа: выполнение осеннего пейзажа акварелью в технике лессировка на формате А4.
Материалы: акварель, бумага, беличья кисть.
Тема 2.2. «Коллаж и его виды».
Содержание темы: подробное знакомство с понятием коллаж, стилизованный коллаж, фото-коллаж. Знакомство с материалами: фотографии, цветная бумага.
Цели: сформировать у учащихся представление о коллаже и его видах.
Требования к знаниям и умениям: знать что такое коллаж, уметь подбирать материал для выполнения работы.
Самостоятельная работа: подборка глянцевых журналов и газет для последующей работы с ними.
Материалы: цветная бумага, фотографии, газеты, журналы.
Тема 2.3. «Морской коллаж».
Содержание темы: знакомство с морским пейзажем, известными пейзажистами и маринистами.
Цели: сформировать умение создавать коллаж из обрывков глянцевых журналов.
Требования к знаниям и умениям: знать особенности морского пейзажа, уметь компоновать цвета.
Самостоятельная работа: выполнение морского коллажа на формате А4.
Материалы: плотная бумага формата А4, цветные глянцевые журналы, клей.
Тема 2.4. Итоговая работа: «Копии с картин известных художников пейзажистов».
Содержание темы: знакомство с известными картинами художников пейзажистов, повторение особенностей составления композиции.
Цели: создание копии картины известного художника пейзажиста.
Требования к знаниям и умениям: знать известных пейзажистов и их творчества, уметь составлять цветовую композицию из обрывков газет и журналов.
Самостоятельная работа: выполнение итоговой работы « Копии с картины известного художника пейзажиста» в технике коллаж.
Материалы: клей, плотная бумага формата А3, цветные глянцевые журналы.
Раздел №3. Тема: «Витражная живопись». 3 четверть.
Тема 3.1. «Что такое витраж?»
Содержание темы: знакомство с техникой витраж, видами витража, просмотр иллюстраций работ выполненных в технике витраж, знакомство с материалами необходимыми для витражной живописи.
Цели: сформировать у учеников понятие о витраже и его видах.
Требования к знаниям и умениям: знать что такое витраж, уметь выделять витраж из многообразия живописных техник, знать материалы необходимые для его выполнения.
Самостоятельная работа: подборка материала о витраже.
Материалы: иллюстрации.
Тема 3.2. «Архитектура и пейзаж».
Содержание темы: знакомство с понятием архитектура и её видами, знакомство с работами художников пейзажистов в которых присутствует архитектурный элемент, знакомство с перспективой.
Цели: сформировать умение сочетать архитектуру и природу.
Требования к знаниям и умениям: знать, что такое архитектура и её виды, уметь составлять композицию.
Самостоятельная работа: создание монохромного архитектурного пейзажа.
Материалы: чёрная тушь, белила, чёрная и белая гелевые ручки, чёрная или белая бумага формата А4.
Тема 3.3. «Декоративное рисование: цветочный орнамент».
Содержание темы: знакомство с цветочной композицией, понятием орнамент и его видами.
Цели: сформировать умение выполнять орнамент в технике витраж.
Требования к знаниям и умениям: знать технику выполнения витража, уметь составлять цветочный орнамент.
Самостоятельная работа: выполнение цветочного орнамента на стекле в раме.
Материалы: рама со стеклом формата А4, контур для витража, витражные краски по стеклу.
Тема 3.4. Итоговая творческая коллективная работа: «Город-мозаика».
Содержание темы: повторение предыдущих тем четверти.
Цели: создание итоговой коллективной творческой работы.
Требования к знаниям и умениям: знать что такое витраж, уметь выполнять витраж, уметь составлять пейзажную композицию включающую в себя архитектурные элементы.
Самостоятельная работа: создание архитектурного пейзажа на стеклянной бутылке.
Материалы: стеклянные бутылки, контур и краски для витража.
Раздел №3. Тема: «Витражная живопись». 3 четверть.
Тема 4.1. «Народные промыслы России».
Содержание темы: знакомство с народными промыслами России: хохлома, гжель, дымковская, филимоновская и каргопольская игрушки, знакомство с особенностями этих промыслов.
Цели: сформировать представление о народных промыслах России.
Требования к знаниям и умениям: знать что такое народный промысел, уметь различать и понимать особенности того или иного промысла.
Самостоятельная работа: выполнение дымковской игрушки.
Материалы: цветная бумага формат А4, гуашь.
Тема 4.2. «Хохлома. Фоновое и верховое письмо».
Содержание темы: историческая справка о промысле, знакомство с элементами травка и кудрина.
Цели: сформировать умения рисования по мотивам промысла хохлома.
Требования к знаниям и умениям: знать историю возникновения промысла, знать основные элементы и цвета, уметь выполнять фоновое и верховое письмо.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений травка и кудрина на цветной и белой бумаге.
Материалы: цветная и белая бумага, гуашь, беличья кисточка.
Тема 4.3. «Гжель».
Содержание темы: знакомство с народным промыслом гжель, знакомство с основными цветами и элементами гжели.
Цели: формирование у учащихся представления о гжели, формирование навыка рисования по мотивам данного промысла.
Требования к знаниям и умениям: знать историю народного промысла, уметь выполнять упражнения в гжели.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений по мотивам народного промысла гжель.
Материалы: белая бумага, акварель, беличья кисточка.
Тема 4.4. Итоговая творческая работа по мотивам гжели: «Зимний лес».
Содержание темы: повторение предыдущей темы.
Цели: создание итоговой творческой работы.
Требования к знаниям и умениям: знать особенности данного народного промысла, уметь составлять композицию, уметь рисовать в технике гжель.
Самостоятельная работа: создание итоговой творческой работы «Зимний лес» по мотивам народного промысла гжель.
Материалы: белила, синяя бумага, гуашь, беличья кисточка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/22/picture-656452-1440246455.jpg)
"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный стандарт педагога». Ор...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-699805-1450011739.jpg)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/30/picture-251844-1680182096.jpg)
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/30/picture-1109597-1548864739.jpg)
Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе
В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как новая коронавирусная инфекция. Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...
Опыт организации дистанционного обучения в начальной школе по программе Школа России.
В связи с переходом на дистанционное обучение необходимо было выработать систему работы с детьми, учитывающую принцип здоровьесбережения и одновременно позволяющую сохранить качество образ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/05/picture-1404339-1651777812.jpg)
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....