Главные вкладки

    Конспект урока ИЗО в 4 классе "Святочные гулянья"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

    Пешкова Галина Николаевна

    Краткий конспект урока ИЗО со справочными материалами и наглядностью.Форма работы:выполнение панно. Коллективная работа. Панно может быть использовано в качестве оформления класса к новогодним праздникам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Святки или Святочное гулянье

    Урок изобразительного искусства в 4 классе. Коллективное панно.2часа.

    Тематическое рисование.

    План урока

    Цели урока:  дать представление учащимся о взаимосвязи древних традиций и современности. Воспитание уважения и интереса к традициям разных народов.

    Задачи урока: закрепление навыков  изображения фигуры человека в движении,

                            знакомство с техникой работы гуашью,

                          развитие навыков в составлении композиции,

                           закрепление навыков коллективного творчества.

    Ключевые слова:  традиция, святки, Рождество, ряженые.

    Форма урока:    1-ый час: комбинированный урок-беседа с элементами диалога и практической работой (рисование фигуры человека в движении овалами)

    2-ой час: урок-закрепление новых слов и понятий. Практическая работа по выполнению костюма ряженого в цвете гуашевыми красками  и составление общей композиции.                   

    Техника: акварель, гуашь по предварительному рисунку.

    Готовность к уроку для учителя:  лист ватмана с предварительным рисунком ,

                                                             широкие кисти, гуашь, ножницы, клей.

    Готовность к уроку для детей:  палитра, акварельные краски и белая гуашь,

                                                              Ножницы, бумага.

    Наглядный материал: Табл.1: схемы передачи движения фигуры человека

                                                                   овалами, палочками.

                                                     Табл.2: сравнительные пропорции фигуры

                                                                    Взрослого и ребенка.

                                                       Табл.3: русский костюм, ряженые.

                                                       Табл.4: последовательность выполнения рисунка.

                                                                     Вопросы к уроку:

    1.Какой праздник скоро будет?

    2.Почему он так называется? И.Бродский «Рождество Христово».

    3.Когда встречают Рождество в России и др. Странах?

                                                       История возникновения.

    4.Какие новогодние и рождественслие традиции вы знаете?

                                                       Гоголь «Ночь перед Рождеством».

    5.Когда  в России стали встречать Новый Год?

    Задание на урок: выполнение коллективного панно «Святки».

    Дети рисуют фигурки ряженых и нарядных людей, вырезают их и наклеивают

    на подготовленный заранее 2-3 учениками фон ( зимний пейзаж с деревенскими

    домами).

    Завершение урока:  находим самые выразительные и хорошо выделяющиеся

    фигурки, обсуждаем композиционные приемы их расположения ( заслонение

    или расположение на свободном месте, размещение фигурок выше или ниже).

    Учебный материал.

    В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и на 7января у православных—

    Повсюду, где преобладающей религией является христианство, празднуется Рождество.

                          В.1:Что означает этот праздник?

    Согласно Евангелию, Иисус Христос родился в Вифлееме неподалеку от Иерусалима

    куда Дева Мария и ее муж Иосиф пришли из Назарета, чтобы участвовать в объяв-

    ленной императором Августом переписи населения. Дорога была долгой и изнурительной.

    Когда достигли Вифлеема все постоялые дворы были переполнены, места для ночлега не

    нашлось. Марии же пришло время родить. В пещере, где пастухи находили убежище от

    непогоды, Мария родила сына своего Иисуса Христа, спеленала Его и положила в ясли.

    Ночь царила повсюду, только несколько пастухов не спали, сторожа свои стада. И слетел

    к ним ангел на блистающих крыльях и возвестил великую радость.

    Дни Рождества у разных народов носят разное название .В Англии – Кэролы, в Германии

    • Святые вечера, на Украине и Белоруссии – Коляды, в России – Святки.

                            В.2:Какие новогодние и рождественские обычаи вы знаете?

    В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельню. Рождество – праздник ожидания чуда.

    Как некогда свершилось чудо в Вифлееме и родился Спаситель человечества, так оно должно вершится ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этого праздника взрослые и дети. И даже если чуда не случится, то чудесен сам праздник с его

    невероятным переплетением народных и христианских традиций – ряжеными, рождественскими играми, песнями, гаданиями.

                            В.3:Когда утвердился праздник Рождества в России и в Европе?

    С древних дохристианских времен в конце декабря праздновались рождения богов во многих языческих религиях. 25декабря был праздничным днем у многих народов и

    Древних цивилизаций, ибо знаменовал собой один из переломных моментов в природе

    - день зимнего солнцестояния, солнцеворота, после которого дни начинают прибывать, приближается весна, и солнце – Верховное божество у многих народов – как бы рождается заново. Древние Шумеры – бог-пастух Таммуз; др. Индия – бог огня и    

    домашнего очага Агни; др.Эллины – Дионисий; Сатурналии в др.Риме.

    (Узаконен день празднования Рождества Христова 25декабря был в 431году на Эфесском

    Соборе).

    В восточной церкви праздник утвердился после того как его соединили с праздником Богоявления 6 января в 12-тидневный рождественский цикл, и в таком виде – двенадцатидневных святок – Рождество пришло на Русь в 10веке вместе с христианством, где слилось с древнеславянским праздником в честь духов предков

    . Так как Русская Православная церковь пользуется Юлианским календарем, который на

    13 дней отстает от Григорианского, в России праздник Рождества Христова отмечают

    7 января.

    Обычаи русского народа.

    Сочельник – день накануне Р. Ничего не едят до «первой звезды», которую высматривают в окошко (та самая звезда, что привела волхвов с дарами к младенцу Иисусу). Затем едят «бедную кутью» (замоченные в воде пшеничные зерна) и отправляются на службу в церковь. По приходе едят «богатую кутью» (зерна с медом, орехами  и сливками) – символ поминовения мертвых и «взвар» - символическая еда при рождении ребенка

     (компот из сухих и свежих фруктов). Затем накрывали праздничный стол.

    .

    Коляда –обряд прославления праздника Рождества песнями и плясками. В святочные ночи Народ не спал – ходили из дома в дом,колядовали, поздравляли, пели.

    Праздничная процессия со звездой и вертепом  (ящик в два яруса с деревянными фигурками – сцены,относящиеся к Рождеству Христову: бегство в Египет, явление ангелов, поклонение волхвов; во втором ярусе – смерть царя Ирода; в нижнем ярусе –

    пляски.).

    Вечерами ходили ряженые (обычно парни).

    Маски известны с глубокой древности. Между греками и латинянами в средние века было мнение, что в продолжение 8дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле, в тревоге и тоске рыскают по улицам, терзая, муча и увлекая всех встречных и поперечных. Ряженые или святочники умышленно представляют воплощенных дьяволов и избавляют себя от опасности, отпугивая злых духов.

    Ряженые. В разных местностях, областях существовали свои обычаи – в Тихвине снаряжалась большая лодка, которая ставилась на несколько саней и возилась несколькими лошадьми по городу. Там сидели ряженые, пели и играли на инструментах.

    Рядились в вывернутые мехом наружу шубы и тулупы и маски, изображающие различных животных – козла, корову, медведя, петуха. Раскрашивались лица, маски были устрашающими и веселыми одновременно. Петр1 очень любил святочные гулянья и всегда принимал в них участие.

    Гаданиия. Именно «святки» - привилегированные дни «всяческой нечисти»: колдуны, духи, мертвецы свободно разгуливают по белу свету до самого крещенья.

    Святочницы –  могли появляться только в святки. Это безобразные на вид существа,

    покрытые с головы до ног волосами. Они   не могут   говорить, а только поют без слов и

    пляшут. Руки у них с огромными длинными ногтями, и этими ногтями они отколупывают

    у людей куски мяса. Святочницы очень любят украшения. Обитают обычно в неосве-

    щенных избах. Там же можно встретить и Буку. Это отвратительного вида урод, который пристает с каверзными вопросами и загадками: не найдешь ответа – останешься с ним навечно.  Если разгадка будет найдена, Бука в тот же миг исчезнет. Лешие, лесунки, лешачихи могут утащить в лес в это время. Оборотни могут принять вид и сороки и любого домашнего животного или даже какого парня или девушки.

    В святки вообще все надо делать благословясь: это помогает избежать козней нечистой силы. В святки принято было ставить кресты на окнах, дверях, чердаках.

    Историческая справка.

    Летоисчисление на Руси велось от сотворения мира, которое по христианскому учению произошло за 5506 лет до н.э. Год начинался 1 марта,     когда приступали к сельскохозяйственным работам. В 1495 году по византийским обычаям начало года перенесли на 1 сентября, а летоисчисление продолжали вести от сотворения мира.

    (слово «воскресенье» вместо «недели» стали использовать только в 17в.)

    С 10в. с принятием христианства в Древнюю Русь пришел юлианский календарь, римские наименования месяцев и семидневная неделя, но названия дней недели взяли свои.

      Реформа календаря была произведена у нас Петром 1. С 1 января 1700 года писать во всех бумагах год от Рождества Христова. 20января Петр1 издал указ «О праздновании Нового Года и в знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случиться и зажигать огни. А людям скудным каждому, хотя бы по древцу или ветве, на вороты или над храминою своей поставить…»

    (до 1918года – юлианский календарь, с 24января 1918года был введен григорианский.)

    46год до н.э. Юлий Цезарь взял с собой Александринского ученого Созигена – в результате его расчетов был введен юлианский календарь. (Месяц июль в честь Юлия Цезаря, август – в честь императора Октавиана Августа. Чтобы в месяце императора было столько же дней, сколько в июле, к августу добавляют один день из февраля). В14 году   

    до н.э. завершилось составление юлианского календаря..

    Григорианский календарь – 14век, папа Григорий 13. За эти годы юлианский календарь

    Отстал от природы на 10дней (сейчас на 13дней).

    И Бродский                                       Спаситель родился                    

    «Рождество 1963года»                     В лютую стужу.

                                                               В пустыне пылали пастушьи костры.

                                                               Буран бушевал и выматывал душу

                                                               Из бедных царей, доставлявших дары.

                                                               Верблюды вздымали лохматые ноги.

                                                               Выл ветер. Звезда, пламенея в ночи,

                                                               Смотрела, как трех караванов дороги,

                                                                Сходились в пещеру Христа, как лучи.

    Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

    Звезда светила ярко с небосвода.

    Холодный ветер снег в сугроб сгребал.

    Шуршал песок. Костер трещал у входа.

    Дым шел свечой.  Огонь вился крючком.

    И тени становились все короче,

    То вдруг длинней. Никто не знал кругом,

    Что жизни счет начнется с этой ночи.

    Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

    Крутые своды ясли окружали.

    Кружился снег. Клубился белый пар.

    Лежал младенец и дары лежали.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

    В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

    План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

    Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    Конспект урока музыки "Ярмарочное гулянье."

    Цели деятельности учителя: знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки.Планируемые результатыПредметные: знать русское народном творчество, народные тра...