Конспект урока музыки "Ярмарочное гулянье."
план-конспект урока по музыке

Цели деятельности учителя: знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки.
Планируемые результаты
Предметные: знать русское народном творчество, народные традициями, народные праздники;
 
Личностные: сформировать нравственные чувства (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре русского народа), проявлять эмоциональную отзывчивость при исполнении русских народных песен.
 
Тип урока: открытие нового знания
 
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация (приложение №1), муз. центр.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:        14. 11. 2019                                                                                                ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна

Школа: МОУ Варшавская СОШ                                                                        ФИ студента: Ефименко Анастасия

Класс:4                                                                                                        ФИО методиста: Шелепова Д.А.

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема: Ярмарочное гулянье.

Цели деятельности учителя: знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки.

Планируемые результаты

Предметные: знать русское народном творчество, народные традициями, народные праздники;

Личностные: сформировать нравственные чувства (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре русского народа), проявлять эмоциональную отзывчивость при исполнении русских народных песен.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация (приложение №1), муз. центр.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Тут девчонки и мальчишки,

Игры, песни все для вас!

Пожелаем всем удачи-

За работу! В добрый час.

Настраиваются на урок.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Слушание «Осенняя песня» П.Чайковского. Вопросы по характеру.

У: Сейчас мы с вами выполним задание.

1.Какому поэту принадлежат эти строки:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса»?

2.У какого поэта осень любимое время года?

3.Музыка какого русского композитора соответствует настроению поэзии поэта?

Слушают .

Отвечают на вопросы.

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

Слушание песни «Ярмарки краски», рассматривание картины Нагорнова «Ярмарка», анализ настроения песни и картины.

-Если мы поймем, о чем поется в песне и изображено на картине, мы узнаем тему нашего урока.

-Пушкин тоже любил посещать ярмарки.

-А какую мы с вами поставим перед собой цель?

-Ярмарка.

-Узнать, что такое ярмарка, познакомится с традицией ярмарочных гуляний.

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

– планирование (П);  

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

-Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

-Как вы представляете себе ярмарку?

-Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года. Каждый продавец на ярмарке расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Мед липовый, вкусный, полезный, налетай, покупай!»

На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он пел, танцевал, шутил со всеми. Кто этот герой?

Показываю сделанную мной куклу Петрушку.

Разучивание русской народной песни «Где был Иванушка?».

1. Сначала прослушивает плюсовку.

2. Подпевают под плюсовку. (слайд)

3. Пытаются петь под минусовку.

Отвечают.

-Петрушка

Разучивают песню.

– волевая саморегуляция (Р);

– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Игра «Я-композитор»

-Давайте попробуем сочинить музыку, изображающую Петрушку.

1. Какая музыка по характеру будет у нашего произведения?

(Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие).

На доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая, шутливая тревожная

-Молодцы, ребята

(на экране появляются названия средств музыкальной

выразительности).

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению?

 (протяжную или отрывистую?)

3. Какой темп - скорость будет у нашей «Ярмарки»

4. А теперь подберите динамические оттенки.

(Что такое динамика? – громкость)

5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение?

Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил веселое, задорное муз. произведение

- А теперь давайте послушаем, какой образ Петрушки, образ ярмарки получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского

(на экране – фото композитора, годы жизни).

Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у нас.

Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского.

1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?

2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и гомон?

Отвечают.

Отвечают.

-Стравинский показал нам многоголосую ярмарку, показал веселого Петрушку

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

Вокальная импровизация «Сочини мелодию»  

 Внимание! Внимание! Внимание!

 Подходит к завершению веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

 Песню сочинить зовет!

 - На экране вы видите текст, который нужно пропеть. Сочините каждый свою мелодию. Я вам даю несколько минут на сочинение.

На ярмарке звучали не только русские народные песни, но и частушки. Вспомним, что это за жанр.

Выполняют задание.

Отвечают.

– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

Пение частушек.

(использование перчаточной куклы)

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей! – выкрикивает Петрушка.

Мы все частушки пропоем

Вас послушать позовем.

(выдаю тексты частушек,

давайте вспомним мелодию частушек

(пение с движениями)

Девочки:

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Мальчики:

Мы ребята озорные!

Мы ребята удалые!

Всех на ярмарку зовем!

Мы игрушки продаем!

Девочки:

Пропоем мы вам частушки

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Мальчики:

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Девочки:

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Иван,

Попляши-ка ты со мной!

Мальчики:

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану «Русскую» плясать,

А потом вприсядку!

Хором:

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

-Пели вы здорово, молодцы!

Поют частушки под хорошо знакомую мелодию.

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– постановка вопросов (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– управление поведением партнера (К)

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

- Итак, давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали.  

Мы сами были композиторами, сочинили музыкальное произведение под названием «Петрушка», вспомнили некоторые средства музыкальной выразительности, такие как динамика…. Вспомните, какой известный русский композитор написал замечательный балет «Петрушка»?   Вы замечательно спели  веселые….(частушки) – были вокалистами

Отвечают.

И.Ф.Стравинский

– рефлексия способов и условий действия (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока ИЗО в 4 классе "Святочные гулянья"

Краткий конспект урока ИЗО со справочными материалами и наглядностью.Форма работы:выполнение панно. Коллективная работа. Панно может быть использовано в качестве оформления класса к новогодним праздни...

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ СВЯТОЧНЫХ ГУЛЯНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

конспект для педагогов начальной школы для проведения святочных гуляний...