Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Савельева Наталья Леонидовна

Рабочая программа по ФГОС содержит Пояснительную записку и Клендарно-тематическое планирование уроков на 2014-2015 уч. год в 1, 2, 3, 4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon izo_1-4_fgos.zip219.29 КБ

Предварительный просмотр:

7.  Календарно-тематическое планирование по Изобразительному искусству

Класс  1

Ведущая тема: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».

Количество часов:

Всего – 33 часа.

В неделю – 1 час.

1 четверть.

Ты учишься изображать. 

Знакомство с Мастером Изображения  

9 часов.

2 четверть.

Ты украшаешь.

Знакомство с Мастером Украшения

7 часов.

3 четверть.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

9 часов.

4 четверть

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

8 часов.

 

Планирование  составлено на основе программы «Школа России» и  авторской программы   «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского.

Учебник: Л.А. Неменская. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011.

                 Распределение материала по учебным четвертям.                                                  

1 четверть. (9 часов.)

Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, линии, в объёме, первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей – всё это даёт возможность детям овладеть УУД и применять их на практике.

Тема урока.

Содержание. Материалы

Характеристика учебной деятельности

Стр. учебника

Планируемая дата

1

р/к

Все дети любят рисовать.

Экскурсия               по окружающей школу местности.

Изображая мир, учимся его видеть и понимать.  Рисую то, что вижу.

М:  Листы альбома, планшет, карандаши, фломастеры, мелки.

Находить изображения.

Рассуждать о содержании, рассматривать иллюстрации, придумывать и изображать то, что хочешь, умеешь, любишь.

8-10

2

р/к

Изображения всюду вокруг нас.

Рисунок по замыслу.

Чему мы будем учиться на уроках ИЗО, знакомство с Мастером Изображения.

Знакомство с материалами. Применение материалов, выбор материалов.

М: Карандаши, гуашь, кисти, мелки, фломастеры.

Находить изображения, рассуждать о их содержании, придумывать, изображать то, что хочешь, любишь.

Выбирать, применять, сортировать, сравнивать.

10-14

3

р/к

Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия                         в лес.

Изображение сказочного леса.

Красота и разнообразие ОМ. Развитие наблюдательности. Знакомство с понятием «ФОРМА». Сравнение по форме разных листьев и изображение разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных формах.

М: Цв. бум, клей, ножницы, цв. карандаши, фломастеры.

Находить, рассматривать красоту в явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Видеть и сравнивать (на что похоже).

Выявлять геом.форму простого плоского тела(листьев).

14-20

4

Изображать можно пятном.

Волшебное превращение пятна.

Развитие способности целостного видения предмета. Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна. Образ на основе пятна в иллюстрациях изв. художников к книгам  (Чарушин, Лебедев, Маврина).

М: Краска, кисть, вода.

Использовать пятно как основу изо образа на плоскости.

 Соотносить, видеть, находить потенциальный образ.

Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна.

Овладевать навыками создания образа на основе пятна, создавать.

20-24

5

Изображать можно в объёме.

Превращение комка пластилина в зверушку, птицу. Лепка.

Объёмные изображения. Отличие изображения в пространстве и на плоскости. Объём, образ в трёхмерном пространстве. Выразительные, образные, объёмные объекты в природе (пни, коряги, камни…). Целостность формы. Развитие наблюдательности.

М: Пластилин, дощечка.

Находить образные объёмы в природе.

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях (скульптуры Эрзи, Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объёме.

Изображать птиц, зверей в объёме путём вытягивания и вдавливания.

24-28

6

Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. 

  Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица).

Использовать стихи Маршака, Барто, Хармса.

М:

Чёрный фломастер или карандаш, альбом.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе

28-32

7.

р/к

Разноцветные краски.

Создание красочного коврика.

Знакомство с цветом. Краски «гуашь». Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное  звучание цвета (что напоминает цвет краски).

М:

Гуашь, широкая и тонкая кисти, альбом.

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

32-34

8.

Урок фантазия.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Чувства, настроение. Создание ситуаций грустного и радостного настроения.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

9.

Художники и зрители.

Произведения искусства.

Контрольные вопросы и задания.

Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Цвет и краски в картинах художников.

Художественный музей.

Можно посетить музей.

Первоначальный опыт восприятия и обсуждения художественного произведения. Понятие «станковая картина», «скульптура», «музей». Произведения В.Васнецова, М.Врубеля, Н.Рериха,          В. Ван Гога.                             Итоговая выставка первых детских работ и обсуждение произведений одноклассников с точки зрения содержания. Ответы на контрольные вопросы и задания (пособие: стр. 5-6). 

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

34-44

2 четверть.(7 часов.)

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Украшения в природе. Красоту надо уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной Д в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (бумагопластика, аппликация, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Тема урока.

Содержание. Материалы.

Характеристика учебной деятельности

Стр. учебника

Планируемая дата

1.

р/к

Мир полон украшений. Беседа.

  Рисование:  серёжки на ветках, кисть ягод, иней….

Развитие наблюдательности. Красоту нужно уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

М:

Краски, кисти, карандаши.

Находить природные узоры ( серёжки на ветках, кисть ягод, иней…).

Любоваться, выражать своё отношение к увиденному.

 Разглядывать узоры, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

46-48

2.

Цветы.

Составление букета из вырезанных цветов. Изображение сказочного цветка.

Цветы – украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветка.

М:

Гуашь, кисти, цветная бумага.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цв. бумаги.

Составлять букет в ходе коллективной Д.

48-50

3.

Красоту надо уметь замечать.  

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).

Выразительность фактуры.

Соотношение пятна и линии

Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

М:

Гуашь, кисти, альбом.

Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре.

50-54

4.

Красивые рыбы.

Монотипия.

Знакомство с новыми возможностями худ. материалов, новыми техниками. Развитие навыка работы красками, цветом. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. «Монотипия» - отпечаток красочного пятна.

М:

Гуашь (акварель), фломастеры или тушь, палочка, бумага (альбом).

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. 

Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Освоить простые приёмы техники монотипии. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

54-56

5.

Украшения птиц.

Объёмная аппликация.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок.    Наряд птицы помогает понять её характер (весёлая, быстрая, важная). Развитие умения работать с бумагой разной фактуры. Изображение нарядной птицы в технике коллажа, объёмной аппликации.

М: ножницы, клей, разнофактурная и разноцветная бумага.

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы элементов в природе, их выразительность.

Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже.

56-58

6.

Мир полон украшений. Орнаментальный рисунок. Украшение для сказочного героя.

Как украшает себя человек.

Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

М: Гуашь, кисти, цв.бумага.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека. Рассматривать орнаменты.

Находить в орнаментах природные и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент. Получать первичный опыт декоративного изображения.

58-62

7.

р/к

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) 

Коллективное панно «Новогодняя ёлка».  

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. Контрольные вопросы и задания.

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения для карнавала и для ёлки. Обобщение материала темы: какие бывают украшения и зачем они нужны? Контрольные вопросы и задания (пособие: стр.6-11).

Придумывать украшение для своего класса на основе несложного алгоритма действий.

Создавать несложные украшения. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению.

62-68

3 четверть.(9 часов).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Первичные представления о конструктивной художественной Д и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной Д. умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения худ. материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Тема урока.

Содержание. Материалы.

Характеристика учебной деятельности

Стр. учебника

Планируемая дата

1.

Постройки в нашей жизни.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окр.жизни. постройки, сделанные человеком. Мастер Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть дома, вещи, для кого их строить и из каких материалов строить.

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Приобретать первичные навыки структуирования пространственной формы.

68-70

2.

Дома бывают разными. Изображение и построение сказочного дома.

Многообразие архитектурных построек и их назначение. Части дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна…) и разнообразие их форм.

М: Цв.мелки, тонированная бумага.

Ластик, спич. коробок, гуашь, блюдце. Колпачок от ручки.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома.

Конструировать изображение дома с помощью печаток.

70-76

3.

р/к

Домики, которые построила природа.

Лепка сказочных домиков 

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек, их формы и конструкции.

Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Соотношение форм и их пропорций.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда, соты…), их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций.

М: Пластилин, тряпочка, дощечка.

Наблюдать постройки в природе.

 Анализировать их форму.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Самостоятельная работа

76-78

4.

Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома и взаимоотношение его частей.

М: Мелки, цв. карандаши, бумага.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов…), их вид снаружи и внутри.

78-80

5.

Строим город. Постройка домика из бумаги или коробочек. 

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Архитектура. Архитектор. Мастер Постройки помогает придумать и построить город.

М: Ножницы, клей, коробочки, пластилин.

Рассматривать и сравнивать. Овладевать первичными навыками конструирования из разных материалов. Работать в группе.

80-84

6.

Всё имеет своё строение. Создание из геом. форм изображений зверей в технике аппликации. 

Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких геометрических форм.

М: Цв. бумага, клей, ножницы.

Анализировать различные предметы с т.з. строения их формы и конструкции.

Составлять  и конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

84-86

7.

Строим вещи. Конструирование сумок, упаковок, украшение их.

 

Знакомство с работой дизайнера: мастер Постройки придумывает форму вещей, а мастер Украшения в соответствии с этой формой придумывает украшение к ней.

М: Цв. бумага, клей, ножницы.

Понимать, что в создании формы предмета принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет выглядеть этот предмет. Конструировать (строить) из бумаги различные бытовые предметы, упаковки, а потом украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

86-88

8.

Город, в котором мы живём.               Экскурсия.

Прогулка по родному городу или посёлку с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов. Создание макета города.

Понимать, наблюдать, анализировать, сравнивать, подмечать, проектировать, делать зарисовки.

-

9.

Город, в котором мы живём.   Создание коллективного панно.

Контрольные вопросы и задания.

Создание образа города. Разнообразие городских построек в городе, посёлке. Малые архитектурные формы.

 Деревья в посёлке.

М: Большой лист бумаги, цв.бумага, гуашь, фломастеры, готовые части аппликации. Контрольные вопросы и задания (пособие: стр. 13).

Делать зарисовки, участвовать в создании коллективной работы.

Владеть  навыками коллективной творческой  деятельности.

Участвовать в обсуждении работы.

88-90

 4 четверть. (8 часов).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

Общее начало всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создаёт. 

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение ОМ.

Навыки коллективной творческой деятельности.        

Тема урока.

Содержание. Материалы.

Характеристика учебной деятельности

Стр. учебника

Планируемая дата

 1.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.      

Урок-повторение.

Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной Д. взаимосвязь трёх видов Д. выставка работ уч-ся. Обсуждение работ с точки зрения содержания и взаимосвязи трёх видов Д художника.

Различать, понимать, сравнивать, анализировать, воспринимать и обсуждать. Выделять знакомые средства выражения, определять задачи, решаемые авторами работ.

92-94

2.

р/к

Праздник весны. Изображение весеннего времени года.

Развитие наблюдательности, работы с краской. Умение выделять три вида творческой Д.

М: Гуашь, карандаш, акварель, кисти, альбом.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать и придумывать, как достраивать простые заданные формы.

94

3.

Праздник птиц.  Конструирование и украшение птиц.  

Развитие наблюдательности. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения различных пространственных форм.

М: Цв. бумага, клей, ножницы, нитки.

Придумывать, фантазировать, украшать, строить.

94-96

4.

Разноцветные жуки. Конструирование и украшение жуков. 

Сюжеты заданий (прилёт птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек…) М: 

Цв.бумага, нитки, клей, ножницы.

Радоваться приходу весны, обновлению. Наблюдать, анализировать состояние, пробуждение природы. Овладевать худ. приёмами работы с разными материалами.

96-98

5.

Сказочная страна. Изображения по сказке.

Создание пространственной композиции. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

М: Цв.бумага, фольга, ножницы, клей, гуашь, кисти, альбом.

Творчески играть, овладевать навыками коллективной деятельности.Пповторять и варьировать систему несложных действий с худ. материалами.

98-100

6.

р/к

Времена года. Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. 

Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приёмами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетание цвета и линии.

М: Разные опробованные ранее в работе материалы.

Овладение навыками коллективной работы. Учение поэтическому видению мира. Сотрудничать с товарищами. Участие в создании коллективной работы.

100-102

7.

Времена года. Продолжение работы.

100-102

8.

р/к

Здравствуй, лето!                 Урок любования (обобщение темы).

Экскурсия.

Восприятие красоты природы. Наблюдение живой природы с т.з. трёх Мастеров.

М: Кисти, гуашь для самостоятельной работы.

Любоваться красотой природы. Наблюдать, характеризовать, анализировать, восхищаться. Создавать самостоятельно композицию «Лето».

102-107


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов  «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А.,  Бельтюк...

Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Школа России"

Рабочая программа по обучению грамоте с учетом требований ФГОС для 1 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...