Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2100
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Морозова Елена Александровна

Рабочая программа к образовательной системе школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_3_klass.doc460 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

9

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА  

16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

20

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  

24

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ 

25

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

УМК Образовательной системы «Школа 2100». 

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС НО. Образовательная система «Школа 2100». Программа «Изобразительное искусство». Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.и обеспечена методическим комплектом для 3 класса

Категория обучающихся

Учащиеся  __3 “л” ___   класса ГБОУ гимназии  № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

__34____  часа/-ов

Форма обучения

очная

Режим занятий

__1___   часа/-ов в неделю

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Очень важную роль  в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство»,  так   как он  нацелен  на формирование  образного мышления  и  творческого  потенциала детей, на развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является  формирование  функционально  грамотной   личности, обладающей  не  только предметными, но  и  универсальными знаниями и умениями. Основы  функциональной грамотности закладываются  в начальных классах, в том  числе и через  приобщение детей  к художественной  культуре,  обучение их   умению видеть  прекрасное  в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и  грамотно формулировать  своё  мнение         о  них, а  так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и  коллективной). Эти  навыки и  умения, безусловно, обогащают внутренний мир  учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают  им  возможность более  осознанно и цельно постигать  окружающий мир.

Учебники  «Изобразительное искусство» («Разноцветный  мир») для  3-го  класса представляют собой  единый курс для  обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них  интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые  навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть   выполнены различными  материалами,  на   разных  уровнях сложности,  в  группах  или   индивидуально.  Все  четыре  учебника курса обеспечены рабочими тетрадями,  в  которых даётся подробный  анализ всех  творческих проектов, причём задания даны в избытке, что  позволяет учителю выбирать задания,  соответствующие  уровню класса.

 

Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

Особенности  курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения  первичными навыками художественной и  изобразительной деятельности.

Авторы исходят  из  того,   что  объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у  современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для  облегчения  восприятия необходимой для  освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей  жизненный опыт  и имен- но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного  искусства,  постепенно вводить  по  ходу   изучения  материала искусствоведческие термины и  понятия, закрепляя  теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных  в рабочих тетрадях. При  этом  необходимо учить детей  не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй  произведений и  осмысленно излагать  и  защищать свою точку зрения.

2)  Последовательность, единство и  взаимосвязь теоретических  и практических заданий.

Основной способ получения знаний  – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы  ребёнок понимал значение технологии выполнения  творческих работ, мог  в  дальнейшем  самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению  навыка  осмысления  и  закрепления   своего опыта.  Таким  образом школьник  может  научиться  делать  любое новое дело,  самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается  представление о структуре изобразительного искусства и   его месте   в  жизни  современного человека,  одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус  и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в  основе   обучения лежит  усвоение знаний.  Если исходить  из   такой  цели  образования,  предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому  авторы  руководствуются традиционным для  учебников

«Школы  2100»  принципом минимакса. Согласно этому   принципу учебники содержат избыточные знания,  которые учащиеся  могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут  выполнить по  собственному желанию.  В  то  же  время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4)  Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего  опыта. Это достигается тем,  что  учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и  в  то  же  время  творческих  заданий.  Это могут   быть   поздравительные открытки,  календари,  театральные спектакли, плакаты и панно для  оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач  – главный  способ  осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие   итоговые творческие  задания  могут   быть   выполнены только при  условии разумно организованной  работы группы учащихся, а  возможно, и  всего  класса. В процессе выполнения  этих работ  каждый  ребёнок учится осознавать важность своей  роли   в выполнении общего  задания, уважать своих  товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные ЦЕЛИ курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6.  Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7.  Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

 

Основные ЗАДАЧИ курса

В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

В  учебниках реализуется  деятельностно-практический  подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так  и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Для  облегчения восприятия материала во всех  учебниках курса используется единая система условных обозначений и  текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для  обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки,  находящиеся в конце каждого учебника. Для того  чтобы  сформировать у  учащихся  умение видеть и  понимать суть  работы художника,  в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм  анализа художественного произведения, который расширяется  по мере усвоения нового  материала. В начале каждого учебника  помещены основные понятия,  которые были  изучены в предыдущих классах.

Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего  курса и может быть алгоритмом для  знакомства с культурой других регионов.

Расширение стандарта в 3-м классе связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей  на основе школьной программы соответствующего класса. При  создании кукольных спектаклей используются все  полученные детьми знания  и  умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом  возрасте  навыки работы в команде.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический кон- текст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса

«Изобразительное искусство» является  формирование перечислен- ных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполните- ля, критика).

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ  ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их  особенностях  (натюрморт, пейзаж, анималистический  жанр,   батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

• понимать и уметь  объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой  круг, штриховка, тон,  растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и  его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук- вица;

• знать и уметь  объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

• знать и  уметь   объяснять, что  такое театр, театральная  декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описывать, в чём состоит образный характер

различных произведений;

• уметь  рассказывать о том,  какая  цветовая гамма используется в различных картинах и как она  влияет на  настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.  Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами;

• рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

• овладения различными приёмами работы акварельными  красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного искусства  и уметь рассказывать об их  особенностях (Русский  музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой

Руси.

Контроль уровня обученности учеников

Любая дидактика предполагает контроль над  усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство –  предмет особый, нужно очень  деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся.  Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в  своих   силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их  последующую жизнь.

Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами  знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками,  должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать,  в чём  особенности  их собственных работ.

2.  Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3.  Важно, чтобы школьники  умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для  выполнения собственных  творческих работ:  разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  выполнение учащимся  продуктивных  заданий  в  учебниках  и  рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в  тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или  творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь  необходимый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При  этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки  законов,  сколько  будет   уметь   их   применять  в жизни.  Естественно, подобные задания может во множестве при- думать и  добавить учитель.  Но  они  должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего  требовать творческого применения знаний) и желательно быть  связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому  подобное).

Очень  важно, чтобы  объём  заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих  учеников. В любом  случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях  (принцип минимакса).

Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  постоянное  повторение важнейших  понятий,  законов и  правил. На  этапе актуализации знаний перед  началом изучения нового  материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для  правильного понимания новой  темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается  постоянно в курсе тех  знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать  ответ  на вопрос, они под  руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит  работе  с ним  и  показывает, как поступать человеку, если  он хочет  что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования  программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут  усвоить школьники.

Каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за  задания самостоятельных работ  являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема  у каждого ученика должна быть  зачтена, однако срок получения зачета не  должен быть  жёстко ограничен (например, ученики должны сдать  все  темы  до конца четверти). Это учит  их планированию своих  действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы  после  изучения каждой  темы  у  каждого ученика оставались выполненные в  рабочей тетради или   на  отдельных листах работы. Желательно,  чтобы   в рабочей тетради к концу учебного года  не  осталось пустых мест (образцы,  выполненные красками,  нужно  вклеивать  в  тетрадь после  полного высыхания).

В особую папку  помещаются оригиналы или  копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий,  содержащие  не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов  по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих  отметок и  оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Жанры живописи. Натюрморт

2

Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры живописи. Бытовой и анималистический жанры

2

Цветовая гамма, цветовой круг, штриховка и цветовой тон

3

Декоративное панно из природного материала.

3

Тон, форма, светотень. Натюрморт из геометрических фигур

3

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика

3

Народные промыслы. Золотая Хохлома

2

Плетёные орнаменты. Звериный стиль

1

Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью

1

Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам

3

Из истории искусство. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

2

Для любознательных: художник и театр

4

Учимся видеть. Русский музей.

1

Проекты

2

Резерв

2

ИТОГО:

34 ч.

Содержание учебного предмета

Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.

Изучение  жанров живописи (натюрморт,  пейзаж,   портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исто- рический жанр).

Что   такое натюрморт.  Выполнение заданий  на  закрепление полученных знаний  в  учебнике. Развитие  умения  рассказывать  о живописных работах на  языке искусства с использованием изучен- ных  ранее  терминов и понятий (стр.  5 и 50).

Что  такое пейзаж.  Барбизонская  школа  пейзажа.  Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на  закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  6–7  и 45–47).

Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закре- пление полученных знаний в учебнике (стр.  9 и 51).

Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, груп- повые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепле- ние  полученных знаний в учебнике (стр.  10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.

Исторический и  батальный жанры   на  примере произведений Н.  Рериха и И.  Айвазовского. Выполнение заданий на  закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  12–13).

Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкаль- ным  сопровождением.

Бытовой и анималистический жанры  на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепле- ние  полученных знаний  в  учебнике (стр.   15  и  52–53).  Рисование животного в  характерном для  него  движении (стр.  22–23 рабочей тетради).

Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3  рабочей  тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живопис- ного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и

родственных  цветов по  цветовому кругу.  Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  16–17).

Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепле- ние полученных знаний в учебнике (стр.  18).

Тренируем  наблюдательность,   изучаем   портрет  неизвестной

С. Чехонина.

Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.

Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на  закре- пление полученных знаний в учебнике.

Коллективная  работа: декоративное панно в  технике апплика- ции  (стр.  4–5  рабочей тетради).

Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр.  6–7  рабочей тетради).

Занятия 11–13  (3  ч),  стр.  22–23 учебника, стр.  8–13  рабочей тетради.

Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки).  Распределение светотени на  различных поверхностях. Выполнение в  процессе изучения  нового  материала заданий  на   закрепление  полученных  знаний  в  рабочей  тетради (стр.  8–11) и в учебнике (стр.  22–23).

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).

Занятия 14–16  (3  ч), стр.  24–29 учебника, стр.  24–29  рабочей тетради.

Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей,  идеальном  соотношении частей  человеческого  лица, мимике.

Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полу- ченных  знаний  в   учебнике  (стр.  25–27)  и   в   рабочей  тетради (стр.  24–27).

Выполнение на основе изученного материала декоративного панно

«Семейный портрет».

Занятия 17–18  (2  ч), стр.  28–29 учебника, стр.  30–33  рабочей тетради.

Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на  закрепление полученных знаний в  учебнике (стр.   29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).

Выполнение  тарелки  или   шкатулки  с  хохломской  росписью

(стр.  32–33 в рабочей тетради).

Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.

Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звери- ный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради.

Совмещение нескольких техник при работе  акварельными краска- ми.  Техника отпечатка. Выполнение заданий на  закрепление полу- ченных знаний в учебнике и в рабочей тетради.

Занятия 21–23  (3  ч),  стр.  34–37 и  58–59 учебника, стр.  42–43 рабочей  тетради.

Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на  стр.  34–35 учебника и графического панно

«Фантастическое дерево» с использованием различных видов  штри- ховки.

Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или  панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Занятия 24–25  (2  ч), стр.  38–39 учебника, стр.  46–47  рабочей тетради.

Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое букви- ца,  лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на  стр.  39. Выполнение заданий учебника и  в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».

Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.

Занятие для  любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учеб- нике.  Получение представления о  работе   различных театральных художников (декорации и костюмы).

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спек- такля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Занятие 30 (1 ч), стр. 48–57 учебника.

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представ- ленных в нём.  Класс можно разделить на группы и поручить предста- вителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопрово- ждаться подходящей музыкой.

Занятия 31–32 (2 ч). По желанию детей  можно факультативно (в группах продлённого дня  или  дома с родителями) выполнить проект- ные задания (открытки или  панно) к праздникам.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Характеристика УУД по теме

Дата по плану

Дата по плану

1 четверть (9 часов)

Жанры живописи. Натюрморт.        

Познавательные:

формируем умение на основе анализа рисунка или своей работы  делать выводы;

формируем умение извлекать информацию из схематического рисунка

формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формируем умение работать в паре или в малой группе;

формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства;

формируем навыки коллективной работы.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану.

 Личностные:

формирование  понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков;

формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного;

формирование умения оценивать результаты своей работы.

04.09.13

Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.

11.09.13

Портрет.  Какие бывают портреты.

 

18.09.13

Исторический        и батальный жанры в живописи. Бытовой и  анималистический жанры.

25.09.13

Цветовая гамма. Творческая  мастерская: цветовой круг.

Познавательные:

формируем умение на основе анализа рисунка или своей работы  (схемы) делать выводы;

формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.

формируем умение запоминать информацию с помощью схематических рисунков;

формируем умение группировать объекты по определённому признаку;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других в процессе совместного составления плана работы;

формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

формируем навыки коллективной работы.

Регулятивные:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника / рабочей тетради;

формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные:

формирование  понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков;

формирование творческого отношения к выполняемой работе;

формирование  эстетического вкуса;

формирование эмоционального отношения к цвету;

формирование  понимания значения сочетания различных цветов в живописи;

воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом.

2.10.13

Штриховка и  цветовой тон. Работаем цветными карандашами.

9.10.13

Тренируем наблюдательность:  изучаем  работу  мастера.

16.10.13

Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала.

23.10.13

Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала.

30.10.13

Итого:

2 четверть (7 часов)

Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала.

Познавательные:

формируем умение на основе анализа рисунка или своей работы  (схемы) делать выводы;

формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.

формируем умение запоминать информацию с помощью схематических рисунков;

формируем умение группировать объекты по определённому признаку;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других в процессе совместного составления плана работы;

формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

формируем навыки коллективной работы.

Регулятивные:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника / рабочей тетради;

формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные:

формирование  понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков;

формирование творческого отношения к выполняемой работе;

формирование  эстетического вкуса;

формирование эмоционального отношения к цвету;

формирование  понимания значения сочетания различных цветов в живописи;

воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом.

13.11.13

Тон,  форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

20.11.13

Тон,  форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

27.11.13

Тон,  форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

04.12.13

Люди  и их лица. Пропорции лица.

Приметы   возраста.

Познавательные:

формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.

формируем умение запоминать информацию с помощью схематических рисунков.

формируем умение группировать объекты по определённому признаку;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других в процессе совместного составления плана работы;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение работать в паре или в малой группе.

формируем умение видеть и говорить на языке искусства.

Регулятивные:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения  самостоятельно организовывать своё рабочее место для работы акварелью.

формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану;

Личностные:

формирование  понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков;

формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формирование  эстетического вкуса;

формирование  понимания значения сочетания различных цветов в живописи;

воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом.

11.12.13

Рисуем лицо. Приметы   возраста. Мимика.

18.12.13

Рисуем лицо. Мимика.

25.12.13

Итого:

7 ч.

3 четверть (10 часов)

Народные промыслы:  Золотая Хохлома.

Познавательные:

формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.

формируем умение запоминать информацию с помощью схематических рисунков.

формируем умение группировать объекты по определённому признаку;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других в процессе совместного составления плана работы;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение работать в паре или в малой группе.

формируем умение видеть и говорить на языке искусства.

Регулятивные:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения  самостоятельно организовывать своё рабочее место для работы акварелью.

формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану;

Личностные:

формирование  понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков;

формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формирование  эстетического вкуса;

формирование  понимания значения сочетания различных цветов в живописи;

воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом.

15.01.14

Народные промыслы:  Золотая Хохлома.

22.01.14

Плетёные         орнаменты. Звериный стиль.

29.01.14

Волшебство акварели.

Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка.

05.12.14

Мастер  иллюстрации  И. Билибин. Билибинский стиль.

12.02.14

Открытка-сувенир ко Дню защитника Отечества

Познавательные:

формируем  умение извлекать информацию из иллюстраций и текста;  

формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.

формируем умение группировать объекты по определённому признаку;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение работать в паре или в малой группе.

формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства.

Регулятивные:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника / рабочей тетради

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные:

формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формирование творческого отношения к выполняемой работе;

формирование эмоционального отношения к цвету;

формирование  понимания значения сочетания различных цветов в живописи;

формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного;

воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом;

формирование умения оценивать результаты своей работы.

19.02.14

Рисуем иллюстрации к сказкам.

26.02.14

Открытка к Международному женскому дню

05.03.14

Рисуем иллюстрации к сказкам.

12.03.14

Из  истории искусства. Древнерусская книга.

19.03.14

Итого:

4 четверть (8 часов)

Из  истории искусства. Как  украшали рукописные книги.

Познавательные:

формируем  умение извлекать информацию из иллюстраций и текста;  

формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе.

формируем умение группировать объекты по определённому признаку;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение работать в паре или в малой группе.

формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства.

Регулятивные:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника / рабочей тетради

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные:

формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формирование творческого отношения к выполняемой работе;

формирование эмоционального отношения к цвету;

формирование  понимания значения сочетания различных цветов в живописи;

формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного;

воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом;

формирование умения оценивать результаты своей работы.

02.04.14

Для любознательных: художник и театр.

09.04.14

Для любознательных: художник и театр.

16.04.14

Для любознательных: художник и театр.

23.04.14

Для любознательных: художник и театр.

30.04.14

Учимся видеть. Русский музей.

07.05.14

Проекты

14.05.14

Проекты

21.05.14

Итого:

8 ч.

За год:

34 ч.

7.  ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:

  1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 3 класс. – М. : Баласс, 2011. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Куревина О.А., Ковалевская Е. Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 3-го класса «Разноцветный мир». — М. : Баласс , 2011. — 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»)  для  1–4  классов (авт. О.А.  Куревина, Е.А. Лутцева), в которых  содержится материал  общеэстетической направленности.  Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а  также  видеофильмов «Прекрасное рядом с  тобой»   и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»),  реализующих концепцию и замысел авторов курса.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

  • - видеомагнитофон, телевизор;
  • - компьютер, мультимедийный проектор.

Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

8. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100"...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100"

Рабочая программа 1 - 4 класс. Календарно - тематическое планирование 4 класс....

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100" 3 класс

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.2. Воспитание в детях эстетического чувства.3. Получение у...