Рабочая программа "Начальная школа XXI века", 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рабочая программа "Начальная школа XXI века", 4ласс. Рабочая по русскому языку, по математике, по литературному чтению, по окружающему миру, по технологии, по ИЗО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

  на заседании МО учителей

зам. директора по УР

Директор МОУ «СОШ № 76»

начальных классов __________

                   (Белокудрина О.Н.)

протокол № _________

_________( Александрова О.С.)

___________       (И.А.Вехова)

приказ № __________________

"_____"______       2013 г.

"_____"_______      2013  г.

от "_____"_____     2013 г.

Ленинского района города Саратова

Рабочая программа

Петровой Ирины Анатольевны, учителя I категории

Ф.И.О., категория

_по изобразительному искусству, 4 Б класс_________________________________________________

Предмет, класс

                                                                                             

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №_____

от «___»___________2013 г.

2013-2014    учебный год

Пояснительная записка

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования». Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», 1 – 4 классы (интегрированная программа).

Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства. 

Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

1.Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

2.Развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

3.Формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графики декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

4.Овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

5.Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

   Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно - творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.

   Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода  на уроках изобразительного искусства являются следующие:

1.Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениям художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.

2.Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.

3.Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.

4.Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.

5.Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.

6.Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.

7.Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.

8.Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по  возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:

1)исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;

2)творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;

3)самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».

9.Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.

  Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.

   В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления. Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.

1 класс. Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт. Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я — часть мира). Практическая

изобразительная задача первого года обучения — умение переносить наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа. Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.).

2 класс. Идет расширение познавательного горизонта учащегося: от предметов и явлений близких, знакомых, происходящих рядом к вопросам освоения человеком пространства Земли, к возможным вариантам освоения и создания своего пространства, сочинение своего мира, используя сказочные сюжеты.

Освоение ближнего и дальнего окружения (пространства). Население окружающего мира людьми и их перемещение в пространстве земли. Немаловажным является развитие и обогащение чувственной сферы (богатства чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения сказочного мира превращений, волшебных изменений и преображений, существующих в сказках (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения). Создание фантастических образов, вариативность решения художественной задачи. Одна из основных задач второго класса — расширение цветовой палитры ребенка и обогащение палитры художественных материалов. Включение в обучение заданий по ИКТ позволяет расширять спектр собственно изобразительных задач, помогает знакомить школьников с творчеством художников разных стран, работающих в разных материалах, разных видах деятельности, в том числе с архитекторами, дизайнерами;

способствуют быстрому нахождению визуального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона исторических и культурологических данных; развивают интерес к техническим формам работы по изобразительному искусству.

3 класс. Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека. Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Они многообразно, последовательно и логично раскрываются перед учащимися через художественные, профессиональные понятия, через их отображение, как в творчестве художника, так и в произведениях других видов искусства. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла. Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению творческой самостоятельной деятельности детей; способствует активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возможность включать в процесс обучения исследовательских заданий и проектных форм работы, что развивает способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования.

4 класс. Освоение каждым народом данного ему природного ландшафта (региональный компонент). Формирование понятия — освоение человеком принадлежащего ему природного ландшафта (национальный образ мира, человек в среде): человек — природа — культура (региональный компонент).

Расширение и обогащение представления о пространстве. Формирование понятия и представления о национальной культуре: природа, климат, географические условия, особенности труда, культуры, обычаев, народного искусства, характера жилища (народной архитектуры). Национальный дизайн, эстетика мира вещей. Закладываются основы проектного мышления. Использование ИКТ на занятиях способствует становлению мировоззрения ученика, его нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывают уважение к другим национальностям. Предложенная в программе тематика направлений работы и заданий достаточно широка, что позволяет педагогу увеличивать количество часов, на изобразительное искусство исходя из возможностей и особенностей школы (например, в школах с углубленным изучением образовательной области «Искусство»).

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

-опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

-процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

-проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

-активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

  Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.

   Программа выстроена в соответствии с Государственными Образовательными стандартами по изобразительному искусству


Содержание тем учебного курса

4 класс

I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Художник — творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство.

1.1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира: природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

1.2. Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира— мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.

1.3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.

1.4. Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.

1.5. Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.

1.6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

1.7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешнее сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.

1.8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.

1.9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношениями (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.

1.10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Обращать внимание на описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства. 

1.11. Коллективные исследования по материалам народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общее и отличие одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.

1.12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.

1.13. Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма с регионом и головного убора климатическими условиями.

1.14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке. 

1.15. Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.

1.16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.

1.17. Изображение замкнутого пространства. Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображения на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей природе (растительном и животном мире).

II. Развитие фантазии и воображения (11 часов)

Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок, чудотворной силы, используемых народами в сказках; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.

2.1. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины. 

2.2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.

2.3. Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды, его отображение изобразительном искусстве.

2.4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.

2.5. «Путешествия» на «машине времени» (перемещение в другие Миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе «музыкальные»). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другую.

2.6. Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействия: материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

2.7. Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей. 

2.8. Символика народного орнамента узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и даже чем занимались. 

2.9. Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник- прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое — прикладное — значение).

2.10. Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет». «Космическая музыка».

2.11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.

III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (6часов)

3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

3.2. Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская) росписи (жостово, городец, хохлома). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, вы живёте. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

3.3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.

3.4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.

3.5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно- прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динамики, смыслового содержания.

3.6. Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.

Учебно - тематический план

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

17

2

Развитие фантазии и воображения

11

3

Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Итого

34

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Работа на плоскости. Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными. Понимать, что такое пространственное окружение. Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»

2.Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др. Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)

 3. Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики

4.  Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения. Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передавать цветом настроение в работе

5.Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона. Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)

6.Создавать свои «Путевые зарисовки». Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы

 7.Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Владеть графическими компьютерными программами

 8.Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнять наброски с фигур одноклассников

 9.Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы

10.Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)

11. Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения. Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.). Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией. Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами

12.Работа в объёме и пространстве. Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки. Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения. Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении. Создавать небольшие этюды. Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета

13.Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека. Лепить человека по наблюдению. Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест

14.Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению. Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа

15. Декоративно-прикладная деятельность. Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности). Создавать коллективную композицию на тему. Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы

16. Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.

Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения

17.Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции. Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона. Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся. Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами

18.Работа на плоскости. Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге. Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка». Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок. Использовать для этого поисковые системы Интернета

19.Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре. Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения

20.Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению. Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу

21. Распределять сюжеты среди учащихся в группе. Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку. Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики)

22. Работа в объёме и пространстве. Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору). Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду). Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Переключаться с одной деятельности на другую

23.Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы). Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ. Определять цветовой и средовой характер композиции

24.Декоративно-прикладная деятельность. Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев. Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов

25.Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?

26.Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

27.Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу к праздничным датам

28.Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона. Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел. Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)

29.Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

30.Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство. Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства. Выполнять самостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?». Уметь работать в сотворчестве с другими детьми

31.Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности». Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы. Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности

32.Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный). Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.

Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте

33.Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)

34.Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр. Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой). Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)

Литература и средства обучения

1.Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», 1 – 4 классы (интегрированная программа), 3-е издание, переработанное М.: Вентана - Граф, 2011 г.-112с.

2.Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», 4 класс, учебник, 2009

3.Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова «Изобразительное искусство», 1 – 4 классы. Методическое пособие, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа России" 2 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа "Школа России"  с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...

Рабочая программа. Школа 21 века. 2 класс

Рабочая программа по всем предметам.  "Школа 21 века. " 2 класс. В программе разработаны индивидуальные "маршруты" для детей, имеющих затруднения в обучениии развитии,а также для детей, имеющих с...

Рабочая прогрвмма Школа 21 века 3 класс

Программа соответствует ФГОС, позволяет учителю создавать условия  для формирования у школьников учебных дествий, направленных на результат обучения....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...