Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx47.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству.

4 класс. «Начальная школа 21 века»                                                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта II    поколения и авторской программы по изобразительному искусству Л.Г.Савенковой,      Е. А. Ермолинской.

        В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в    каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 часа.

       Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом.  По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

      Цели курса:

  • -воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран, готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • - овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение  опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

     Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Основные содержательные линии.

        Учебный материал  представлен блоками, отражающими деятельностный  характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.

Ценностные ориентиры   содержания   учебного предмета

            Уникальность и значимость данного предмета определяются нацеленностью на  духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

     Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально- ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

     Овладение основами художественного языка, получение опыта эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

    Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость эксперементирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие  художественных материалов, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

     

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);  художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке произведений искусства своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные  результаты.

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни ( техника, музеи, архитектура, дизайн и т. д.)

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- обогащение  ключевых компетенций ( коммуникативных, деятельностных ) художественно- эстетическим содержанием;

- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты  художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;

Предметные результаты.

-  понимание значения искусства в жизни человека и общества;  восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

-умения различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности, проявление  устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

        Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса

  1. Развитие  дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 17 часов

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а- ля- прима».

Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми.

Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью графических материалов.

Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.

Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др.

Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.

Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности.

Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества каждого человека.

Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.

Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы.

Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью компьютерных программ.

Поиск нужного формата, выделение композиционного центра.

Выполнение набросков с натуры (изображение одноклассников).

 Составление тематического натюрморта из бытовых предметов.

Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита.

Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией.

Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами.

Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения.

Создание небольших этюдов.

Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета.

Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека.

Лепка фигуры по наблюдению.

Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности).

Передача симметрии и асимметрии в природной форме.

Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета.

Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности: его связь с культурными традициями.

  1. Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно- прикладного искусства».

Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)».

Освоение поисковой системы Интернет.

Выполнение графических работ по результатам обсуждения.

Создание коллективных композиций в технике коллажа.

Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением.

Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективных композиций или книги.

Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно- пространственной среде (интерьере школы).

Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.

Создание  коллективных объёмно- пространственных композиций из выполненных работ.

Участие в подготовке «художественного события»  на темы сказок.

Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов.

Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом).

Изучение произведений  народного и декоративно- прикладного искусства.

Объяснение выбора использованных мастером материалов, формы и декоративного украшения предмета.

Создание композиций по мотивам народного декоративно- прикладного промысла.

Проведение под руководством  взрослого исследования по материалам народного искусства  своего региона.

Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел.

Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

  1. Художественно- образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) 6 часов.

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно- прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Определение особенностей творческой манеры  разных мастеров.

Подражание манере исполнения понравившегося  мастера при создании собственной композиции.

Представление о народном декоративно- прикладном искусстве.

Нахождение особенного в каждом виде народного искусства.

Выполнение самостоятельных эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности.

Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов.

Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.

Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепкой), графике (линией), живописи (способом «от пятна»).

 

Формы организации учебного процесса.

     Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания:

  • информационно-теоретический;
  • урок-экскурсия;
  • урок-практикум;
  • урок-исследование;
  • урок-проект;
  • урок-праздник.

 Технологии, методики:

  • проектная деятельность;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Учебно-тематическое планирование.

Содержание программного материала

Кол-во часов

  1. Форма

8

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

5

Развитие фантазии и воображения

2

Художественно- образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

1

  1. Цвет

7

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

3

 Развитие фантазии и воображения

2

Художественно- образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

  1.  Композиция

10

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

8

Развитие фантазии и воображения

1

Художественно- образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

1

  1. Фантазия

9

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

1

Развитие фантазии и воображения

6

Художественно- образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

2

   

                                                                                                                                    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 4 класса.

Выпускник научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. 

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. 

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Календарно-тематическое планирование уроков  изобразительного искусства  в 4 классе  34 часа

Дата

Тема урока

Кол-вол ч.

  Характеристика

деятельности учащегося

 

Использование ИКТ

Проектная деятельность

1

Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы родного края»

1

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, её презентация. Освоение способов решения проблем поискового характера.  Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

2

Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

1

Выполнение эскиза на листе цветной бумаги светлых тонов. Прорисовка деталей гелевой ручкой. Изучать произведения народного и декоративно- прикладного искусства. Объяснять, чем обусловлен выбор материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно- прикладного промысла. Создавать коллективную композицию на тему. Сотрудничать с другими учащимися в процессе  совместной творческой работы.

3

Подражание мастеру. Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников.

1

Выполнение работы в смешанной технике (акварель и фломастер). Разработка природной формы (объекты флоры, фауны, рельеф местности). Соблюдение соразмерности силуэтов животных и человека. Изучать произведения декоративно- прикладного искусства. Сознательно подходить к восприятию эстетического в действительности и искусстве, быть способным к собственной творческой деятельности.

4

Природные формы. Жостовский поднос.

1

Выполнение эскиза подарочного подноса. Объяснение значения понятий «вертикальная и горизонтальная симметрия». Изучать произведения народного и декоративно- прикладного искусства. Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи.

Презентация «Жостовский поднос»

5

Природные формы. Хохломская роспись.

1

Определение формы (шкатулки, чаши и др.). Выполнение аппликации из симметрично сложенного листа цветной бумаги. Работа в небольших группах по 4-6 человек. Находить образы природных объектов в элементах украшения. Находить особенное в каждом виде народного искусства. Выполнять самостоятельно эскизы изделий народного искусства.

6

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма.

1

Определение сюжета росписи костюма ( «Осенние листья», «Летящие птицы», «Голубые облака»). Выполнение тематической росписи костюма. Изучать произведения народного и декоративно- прикладного искусства. Создание композиции по мотивам народного  декоративно- прикладного промысла. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

7

Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае».

1

Исследование: изучение традиций народа. Использование книг, энциклопедий. Работа на большом формате, в малых группах по 2- 3 человека. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

Видеоматериалы

8

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом».

1

Назначение и смысловое обозначение   элементов декоративного традиционного орнамента. Определение темы узора. Уточнение его деталей. Перенесение элементов узора на клетки. Проведение коллективного исследования- изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. Понимать, что такое сакральное искусство. Воспринимать нравственный смысл народного искусства.

9

Национальная посуда. Натюрморт.

1

Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу. Выполнение набросков и зарисовок с предметов разной формы.

Проект «Национальная посуда»

10

Конструкция здания, природные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.

1

Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности». Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы. Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности. Размышления на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы».

11

Головной убор сказочного персонажа.

1

Объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно- прикладного промысла. Сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида деятельности на другой (с одного искусства на другое).

12

Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные).

1

Передача ощущения неба и моря с помощью использования многочисленных оттенков и направлений штрихов. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения. Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение.

13

Тёплая и холодная гамма цветов и их оттенки. Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция.

1

Определение сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Освоение и создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint). Выполнение работы в технике отрывной аппликации с использованием страниц цветных журналов и/или средствами компьютерной программы. Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.

14

Интерьер народного жилища.

1

Изображение части помещения. Заполнение интерьера предметами быта. Нахождение места для фигуры человека ( после заполнения интерьера). Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Понимание законов перспективы  в замкнутом пространстве (угловая и фронтальная перспектива).

Презентация учителя.

15

Украшение класса к Новому году.

1

Участвовать в подготовке «художественного события». «Новогоднее украшение класса». Передавать в оформительской работе новогоднее настроение, колорит новогодних песен разных стран. Умение работать в коллективе в условиях сотворчества.

Проект «Украшение класса к Новому году».

16

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства.

1

Наблюдать за своеобразием формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека- один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему. Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника ( по выбору). Сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида деятельности на другой (с одного искусства на другое).

17

Народная одежда. «Детские народные игры». Жанровая композиция.

1

Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. Обсуждение, во что играют дети сегодня и во что играли их родители. Вспомнить законы изображения человека в движении и основные пропорции человеческой фигуры. Определение композиционного центра.  Работать в коллективе в условиях сотворчества.

Презентация «Детские народные игры».

18

Цветовое решение (колорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение. Коллективная творческая работа.

1

Передача динамики при работе в нестандартном формате вытянутый по горизонтали или по вертикали активный формат). Расположение всех частей композиции по диагонали. Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека- один из главных элементов композиции. Работать в коллективе в условиях сотворчества. Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению.

19

Художники- анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.

1

Повторение правил изображения животного, способов передачи движения (особенности работы суставов, их расположение). Разработка сюжетной композиции на одну из тем: «Лось с лосёнком», «Медведь на рыбалке», «Лиса мышкует». Передача повадок и характера животных. Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре.

Проект «Художники- анималисты».

20

«Рябиновая гроздь на подоконнике»

1

Решение композиции в виде натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане которого происходят события либо развёрнуто пространство. Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу. Освоение способов решения проблем поискового характера.

21

Трёхмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция «Старая площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы».

1

Разработка сюжета и композиции тонкими линиями простого карандаша. Наблюдение композиционных решений в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности. Способность правильно изображать фигуру человека в движении. Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства.

22

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный жанр.

1

Нахождение нужного формата, выделение композиционного центра. Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнение набросков с фигур одноклассников. Строить из частей композиции единую смысловую группу. Использовать не менее трёх планов. Располагать предметы на разных планах.

23

Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Играем с собакой», «Мои домашние друзья».

1

 Выполнение набросков с фигур одноклассников. Нахождение нужного формата, выделение композиционного центра. . Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению. Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

24

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа. «Овощи и фрукты на кухонном столе».

1

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу. Выполнение набросков и зарисовок с предметов разной формы. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера.

25

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания» в стиле каргопольской игрушки.

1

Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера. Понимание особенностей и своеобразия творческой манеры разных мастеров. Выполнять работу с помощью одной из графических компьютерных программ. Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально- образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Презентация «Каргопольская  игрушка»

 

26

Коллективная творческая работа «Базарный день»

1

 Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера. Передача в рисунке настроения, колорита базарного дня. Нахождение нужного формата, выделение композиционного центра. Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально- образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Проект «Базарный день»

27

Мировое древо. Лист Мирового древа.

1

Составление послания в виде декоративного узора. Передача средствами графики своего видения мира или сути любого события, явления, которое привлекло внимание (например, мегаполис, путешествие, Долина гейзеров, колония птиц, мореплавание). Изучение символики узоров народного орнамента. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными.

28

Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом.

1

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, её презентация. Наблюдать за объектами окружающего мира. Придумывать и рисовать дом, взяв за основу один из предметов, которыми мы пользуемся ежедневно.

29

Художники- иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке.

1

Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея. Создавать объёмно- пространственную композицию по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.

Проект «Художники- иллюстраторы»

30

Сто лет тому вперёд. Иллюстрация к фантастическому произведению.

1

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана.  Обоснование работы, её презентация. Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально- образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

31

Диковинки. Дымковская игрушка.

1

Вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей. Использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы.

Презентация «Дымковская игрушка»

32

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине.

1

Создание коллективной объёмно- пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. . Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.

33

Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле   через 1000 лет», «Космическая музыка»

1

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана.  Обоснование работы, её презентация. Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.

Проект «Космическая музыка»

34

Коллективная творческая работа«Жизнь на Земле   через 1000 лет»

1

Выражать в собственном творчестве отношение к поставленной задаче, Эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи. Участвовать в коллективных работах, творческо- исследовательских проектах.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Методические и учебные пособия
  • Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. Издательство «Вентана - Граф», Москва, 2014 год.
  • Учебник «Изобразительное искусство 4 класс». Автор Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.  Издательство «Вентана - Граф», Москва, 2014 год.
  •  Тетрадь «Изобразительное искусство 4 класс», автор Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.  Издательство « Вентана - Граф », Москва, 2014год.
  • Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.  Издательство « Вентана - Граф », Москва, 2014 год.

  1. Дидактический материал
  • Репродукции картин русских и зарубежных художников;
  • Портреты русских и зарубежных художников.

  1. Образовательные диски

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Согласовано

Руководитель МО

__________ _____________

Протокол №___ от

«__» ___________20___г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ О.А. Филянина

«___» _____________ 20___г.

Утверждаю

И.о.директора МБОУ «ООШ № 7»

_________ О.А. Филянина

Приказ №_____ от

«___» ____________20___г.

Рабочая программа

по  изобразительному искусству в 4  классе

учитель

Хрипунова Оксана Александровна,

первая квалификационная категория

                                                                             Рассмотрено на заседании

                                                                        педагогического совета

                                                                протокол № 1  от

                                                                           29.08.2014 г.

2014 – 2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...