Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Селиванова Галина Анатольевна

Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса    разработана на основе программы

 Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской. «Изобразительное искусство»,  2012 г, ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 ).

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

1.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012 г.

2.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа 21 век151 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса    разработана на основе программы

 Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской. «Изобразительное искусство»,  2012 г, ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 ).

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

1.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012 г.

2.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

   

   Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование целостного, гармонического восприятия мира;
  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;
  • развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

Задачи изучения предмета:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
  2. Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность  воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
  3. Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
  4. Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
  • произведения;
  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Учебно-тематическое планирование

Итого

                          34

Раздел

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Что значит быть художником?

1

2

Предметный мир

5

3

Многообразие открытого пространства

3

4

Волшебство искусства

3

5

О чём и как рассказывает искусство?

16

6

Природа – великий художник    

6

Содержание тем учебного курса

  1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму- ( изобразительное искусство и окружающий мир).

Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных  линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,

форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

  1. Развитие фантазии и воображения.

Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых  форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.

  1. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства.  Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству.  Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам  увиденного.

                                                                  Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

- духовные начала личности и целостная картина мира;

- основы художественной культуры;

- понимание роли искусства в жизни человека;

- представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;

- потребность в творческом проявлении;

 - наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

- умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути ее реализации в художественном материале;

- способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать свое отношение к происходящему;

- понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства – цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объем, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

- работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углем, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т.д.);

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

- выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа  в соответствии с поставленными задачами;

- создавать образы природы и человека в живописи и графике;

- выстраивать композицию в соответствии с основными ее законами (пропорция; перспектива;  контраст; линия горизонта; ближе – больше, дальше – меньше; загораживание; композиционный центр);

- понимать форму как одно из средств выразительности;

- отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

- видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

- использовать разные вида ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.) для придания выразительности своей работе;

 - передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

- использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

- создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

- изображать объемные тела на плоскости;

- использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

- применять различные способы работы в объеме – вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для ее уточнения, создание изделия из частей;

- использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

- чувствовать выразительность объемной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объемных композиций, в том числе многофигурных;

- понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

 - приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

- понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

- понимать выразительность формы в декоративно- прикладном искусстве;

- использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

- понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

- понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

- приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности;

- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

- видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

- понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая свое эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

- работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

- воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

- переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

- работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

- проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

К концу обучения во втором  классе  учащиеся должны:

               

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла;

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)


  Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Исполь

зование ИКТ и ТСО

Использование

проектной

технологии

Дата

по плану

Дата

по  факту

Коррек

тировка

плана

1

Инструктаж по технике безопасности на уроках изобразительного искусства.

Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры предмета.

1

Предметный мир

(5)

2

Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт.

1

3

Что могут рассказать вещи о своём хозяине?

1

4

Что такое открытое пространство?

1

5

Открытое пространство и архитектура.

1

6

Кто создаёт архитектуру?

1

Многообразие открытого пространства

(3)

7

Какие бывают виды искусства?

1

8

Сочиняем сказку и показываем её как в театре.

1

Проект«Моя любимая сказка»

9

Какие бывают игрушки?

1

Презен

тация

Волшебство искусства

(3)

10

Художественно-выразительные средства.

1

11

О чём говорят на картине цвета?

1

12

Учимся изображать с натуры.

1

13

О чём и как рассказывает искусство?

Портрет.

(16)

1

14

Такие разные маски.

1

Презен

тация

15

Графическое изображение.

1

16

Контраст.

1

17

Пятно.

1

Проект «Какое небо голубое!»

18

Тон.

1

19

Штрих.

1

20

Набросок.

1

21

Придаём бумаге объём.

1

Проект«Сказоч

ное дерево»

22

Пейзаж.

1

Проект«Весенний пейзаж»

23

Работаем в смешанной технике.

1

24

Животные в произведениях художников.

1

Презен

тация

25

Сюжет.

1

Проект «Собака-друг человека»

26

Удивительный мир растений.

1

Проект«Сказоч

ный дворец»

27

Человек учится у природы.

1

28

Природные формы в архитектуре.

1

Презен

тация

Природа – великий художник

(6)

29

Собираем коллекцию камней.

1

30

Симметрия в природе и искусстве.

1

31

Орнамент.

1

32

Слушаем и наблюдаем ритм.

1

Проект«Воздуш

ный змей»

33

Смотри на мир широко открытыми глазами.

1

34

Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию.

1

Учебно-методическое обеспечение

Основная и дополнительная учебная литература:

1.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012 г.

2.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

Учебно-методические средства обучения:

Литература (основная и дополнительная)

Дидактический материал

Оборудование и приборы

1.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы. -  М.: Вентана-Граф,2012 г.

2.Л.Г.Савенкова, Н.В. Богданова. Методическое  пособие для учителя. 1 - 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

Иллюстрации, репродукции картин художников.

ПК, мультимедийное оборудование.

 

Электронные методические и учебные пособия:

1.Мультимедийный   учебно-методический  комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия».  

Ссылки на интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

 http://www.it-n.ru/ 

 http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page 

http://www.openclass.ru/

http://vneuroka.ru/ 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство." 1 класс."Школа России."

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство." 1 класс. Программа "Школа России."...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Изобразительное искусство» 2 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Изобразительное искусство» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 35 часов в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель:Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма с...

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" автор Б.М.Неменский для 1 класса УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ,

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обуча...

Рабочая программа к учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-6 класс

Планирование составлено на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой,Москва «Просвещение» 2013.Изоб...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство" в 4 классе

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство"...