Рабочая программа дополнительного образования "Весёлая палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Дёмина Анжела Евгеньевна

Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  1. Введение

 

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами ,способствующими формированию и развитию целостной ,активной творческой личности.

Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики  начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое.

В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения».

Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей  отводится определенное пространство и время.

Данная дополнительная образовательная программа «Весёлая палитра» может рассматриваться как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.

2. Теоретической базой данной образовательной программы явились:

  • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
  • авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной ;

3. Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Веселая палитра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey.doc43.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  1. Введение

 

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами ,способствующими формированию и развитию целостной ,активной творческой личности.

Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики  начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое.

В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения».

Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей  отводится определенное пространство и время.

Данная дополнительная образовательная программа «Весёлая палитра» может рассматриваться как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.

2. Теоретической базой данной образовательной программы явились:

  • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
  • авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной ;

3. Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Веселая палитра» 

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

4. Отличительная особенность данной программы:

Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

5. Формы и режим занятий 

Занятия   проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.

6. Методы и приемы: 

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

  • словесные (рассказ, беседа),
  • наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ           технологических приемов),
  • практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)  

2) По характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивные (воспроизводящий)
  • частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);
  • творческие (творческие задания по видам деятельности)

3) По степени самостоятельности:

  • работа под непосредственным руководством педагога;
  • совместная работа;
  • самостоятельная работа.

7. Формы проведения 

  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
  • художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

8.  Цель и задачи данной образовательной программы:

Цель: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

9.Ожидаемые результаты реализации программы:

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм.

10.Критерии результативности 

Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий, портфолио.

Программа

Первый год обучения. Ознакомительный этап:  1 класс.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. Дети знакомятся с творчеством лучших художников города и страны.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Тема

Количество часов

1.

Радужный мир

30

2.

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.

Конкурсы, фестивали

4

                                         Итого:

34

Тематическая разработка занятий с детьми 1 класса  

(Первый год обучения)

1.        Радужный мир

Теоретическая часть.

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные и теплые цвета.
  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
  • Знакомство с необычными способами создания рисунков.

№ п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части занятия

Практическая часть

УУД

1.

«Знакомство с королевой Кисточкой»

1

Условия безопасной работы. Знакомство с изобразительным материалом.

Сюжетно-ролевая игра

Личностные:

-развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания

-умение организовать рабочее место.

бережное отношение к инструментам, материалам

-развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера

-ознакомление с художественными терминами и понятиями

Предметные:

-овладение основами художественной грамоты

-знание цветов и рисовальных материалов

-умение передавать форму, величину изображения.

Метапредметные:

-приобретение навыка работы в паре, группе

Коммуникативные: 

-   освоение способов  взаимодействия в коллективе. Взаимопомощь.

Познавательные:

- формирование понятия «декоративно-прикладное искусство»

2.

«Что могут краски?»

1

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

Выполнять зарисовки и наброски

3.

«Изображать можно пятном»

1

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

Выполнение рисунка приёмом «размыть пятно».

4.

«Изображать можно пятном»

1

Кляксография в чёрном цвете.

Превратить пятно в изображение зверушки

5-6.

«Осень. Листопад»

2

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

Рассматривание иллюстраций

Выполнение рисунка в цвете

Конкурс стихов

Выставка рисунков

7.

«Силуэт дерева»

1

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Рисование с натуры (на воздухе)

8.

«Грустный дождик»

1

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

Рассматривание иллюстраций

Рисование по памяти пальцами

9.

«Изображать можно в объёме»

1

Превратить комок пластилина в птицу.

 Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке.

10.

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

Развивать чувство прекрасного;

творчество и фантазию;

память и воображение; Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к живой природе;

бережное отношение к окружающему нас миру

11.

«Красоту нужно уметь замечать»

1

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Рассматривание иллюстраций

Изображение спинки ящерки или коры дерева.

12.

«Узоры снежинок»

1

 Отработка приёма:  сгибание бумаги. Совершенствовать технику вырезания.

Бумагопластика

Выставка работ

13.

«Зимниее дерево»

1

Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

Изображение дерева с использованием тампона

14.

«Зимний лес»

1

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

Рисование по мокрому

15.

«Портрет Снегурочки»

1

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Рассматривание иллюстраций в детских книгах

Рисование по теме

16.

«К нам едет Дед Мороз»

1

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

Рассматривание иллюстраций в детских книгах

Конкурс загадок

Рисование по теме

17-18.

«Снежная птица зимы»

2

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

Декоративное рисование

19-20.

«Дом снежной птицы»

2

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.

21.

«Ёлочка – красавица»

1

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

Рисование по памяти

22.

«Кто живёт под снегом»

1

Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

Рисование по представлению

23.

«Красивые рыбы»

1

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

Рисование на смятой бумаге

Выполнение набросков рыб в цвете.

24-25.

«Мы в цирке»

2

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.

26.

«Волшебная птица весны»

1

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

Рисование ладошкой

Выполнение рисунка в цвете

27.

«Моя мама»

1

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

Рассматривание иллюстраций

Рисование по памяти

28-29.

«Цветы и травы»

2

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Гуашь, акварель (по выбору).

Сюжетно-ролевая игра «Мы – гномики»

Выполнение рисунка в цвете (на воздухе)

30-31.

«Цветы и бабочки»

2

 Композиция в круге.

Декоративное рисование

32-33.

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика»

2

Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

Декоративное рисование

34.

Вернисаж

1

Заключительное занятие

Выставка работ, награждение активных кружковцев

Итого:

34

Список литературы для учителя:

  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,2008г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,2005г.
  3. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2009г.
  4. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,2008г. 
  5. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,2008г.
  6. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..2008г.
  7. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2007г.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/ 
  2. ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808 

8-937-799-66-89- Демина Анжела Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Палитра"

Программа дополнительного оразования направлена на изучение русского народного творчества для учащихся начальных классов...

Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра"

Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра" рассчитана на 144 часа в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.Занятия проводятся с детьми 10-11 лет ( третий г...

Рабочая программа по кружку "Палитра красок"

Кружковая деятельность направленная на развите творческих способностей учеников...

Рабочая программа кружка "Волшебная палитра" для учащихся 3 класса.

Рабочая программа "Волшебная палитра" дополнительного образования  развивает художественные и  декоративно-прикладные навыки, эстетический вкус и  индивидуальную  фантазию. Приобще...

Программа дополнительного образования "Палитра"

Предложенная методика работы с детьми младшего школьного возраста строится на объединении занятий по художественно-эстетическому воспитанию, дидактических игр и упражнений, направленных на коммуникати...

Программа дополнительного образования «Палитра»

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической ...

Программа дополнительного образования «Палитра - бусинка»

Данная образовательная программа «Палитра - бусинка» рассчитана на проведение универсальной учебной деятельности учащихся 2 - 3 классов:- Изобразительное искусство – рисунок живописный, графический, и...