Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Баусова Татьяна Петровна

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx78.27 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО ДЛЯ 4 КЛАССА

АВТОР: НЕМЕНСКИЙ Н.А.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 2357) (далее – стандарт); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментальное ядро содержания общего образования; Примерная программа начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2010 г.; Изобразительное искусство. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.; Планируемые результаты начального общего образования. М Просвещение, 2010.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений , выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни в искусстве, г. е. зоркости души ребенка.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого па основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Культуросозидаюшая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:

изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием' формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 1 4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

4.  ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога и мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- формирование    эстетических    чувств,    художественно-    творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

формирование  эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-овладение навыками коллективной деятельности;

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-умение    обсуждать    и    анализировать    собственную    художественную деятельность и работу одноклассников.

Метапредметные результаты:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-  осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

                             

Предметные результаты:

-формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,

-эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

-понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;    применение  художественных  умений,   знаний  и  представлений  в  процессе выполнения художественно-творческих работ;

-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

-освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;  

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

-умение  приводить  примеры произведений  искусства,  выражающих  красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Каждый народ - художник

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Деревня — деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ТЕХНОЛОГИИ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА

Тема

Кол-во часов

Занятия в форме неурочной деятельности (не менее 10%)

1.

Истоки родного искусства

8

1

2.

Древние города нашей земли

7

1

3.

Каждый народ — художник

11

1

4.

Искусство объединяет народы

8

1

Итого:

34

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п-п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Коррекция

1-2

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли

8

2

Познавательные Характеризовать красоту природы родного края, особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

Регулятивные Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

2.09,

9.09

3-4

Деревня — деревянный мир

2

Познавательные Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской деревни. Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. 

Регулятивные Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Овладевать навыками коллективной работы.

16.09,

23.09

5-6

Красота человека

1

Познавательные Приобретать  представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни

Регулятивные Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Коммуникативные Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Личностные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

30.09,

7.10

7-8

Народные праздники (обобщение темы). Урок-игра.

1

Познавательные Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

Регулятивные Различать постройку ,изображение в процессе создания образа платка.

Коммуникативные Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Личностные Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка выражая его назначение .

14.10,

21.10

9

Древние города нашей земли

Родной угол

7

1

Познавательные Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры

Регулятивные Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

28.10

10

Древние соборы

1

Познавательные Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский Получать представление о конструкции храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).

Регулятивные Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

11.11

11

Города Русской земли

1

Познавательные Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны.

Регулятивные Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Коммуникативные Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

18.11

12

Древнерусские воины-защитники

1

Познавательные Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов  (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Регулятивные Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

25.11

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

Познавательные Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города.

Регулятивные Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

2.12

14

Узорочье теремов. Проект.

1

Познавательные Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).

Регулятивные Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

9.12

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

Познавательные Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

Регулятивные Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

16.12

16-17

Каждый народ — художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

11

2

Познавательные Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.  Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Регулятивные Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

23.12,

30.12

18-19

Народы гор и степей

2

Познавательные Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной

Регулятивные Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

    13.01,

20.01

20-21

Города в пустыне

2

Познавательные Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

Регулятивные Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

27.01,

3.02

22-23

Древняя Эллада

2

Познавательные Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.

Регулятивные Осознавать   и  уметь   объяснять

важную и всем очень нужную работу в создании облика города.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

10.02.

17.02

24-25

Европейские города Средневековья

2

Познавательные Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Регулятивные Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

24.02.

3.03

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Урок-конкурс.

1

Познавательные Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

Регулятивные Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

10.03

27

Искусство объединяет народы

Материнство

8

1

Познавательные Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

Регулятивные Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

17.03

28

Мудрость старости

1

Познавательные Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.  Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).

Регулятивные Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

7.04

29-30

Сопереживание

2

Познавательные Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.  Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).

 Регулятивные Иметь творческий опыт создания эскиза афиши.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

     14.04,

  21.04

31-32

Герои-защитники

2

Познавательные Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

Регулятивные Иметь творческий опыт создания эскиза плаката.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

28.04,

5.05

33

Юность и надежды

1

Познавательные Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

Регулятивные Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

12.05

34

Искусство народов мира (обобщение темы)

1

Познавательные Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки

Регулятивные Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Коммуникативные Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Личностные Эстетически оценивать работы сверстников.

19.05

               

         

  8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

д

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета   изобразительного искусства

2

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству

Д

3

Рабочие программы по изобразительному искусству

д

4

Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

к

 

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учителем как часть методического обеспечения кабинета

5

Учебники по изобразительному искусству

К

6

Альбомы

к

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

7

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

д

-

8

Методические журналы по искусству

Д

В состав библиотечного фонда необходимо включать журналы федерального значения

9

Учебно-наглядные пособия

ф

д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата А4 - Ф

10

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

д

11

Энциклопедии по искусству, справочные издания

д

По одному каждого наименования

12

Альбомы по искусству

д

По одному каждого наименования

13

Книги о художниках и художественных музеях

Д

По одной каждого наименования

14

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный  материал  при подготовке учащихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

15

Словарь искусствоведческих терминов

п

2. Печатные пособия

16

Портреты русских и зарубежных художников

 

д

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

17

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном    (настенном) и индивидуално-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

18

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

д

19

Схемы по правилам рисования предметов, растений,   деревьев, животных, птиц, человека

д

20

Таблицы  по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству

д

21

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

к

3. Информационно-коммуникационные средства

22

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники

д

Мультимедийные   обучающие  программы  и электронные  учебники могут быть ориентированы  на  систему дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический  характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения      отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях   эти    пособия должны   предоставлять техническую     возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).

23

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные  энциклопедии и альбомы по искусству  (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы,   тематические  базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на СБ-ЯОМ либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)

24

Игровые художественные компьютерные программы

4. Технические средства обучения (ТСО)

25

Музыкальный центр

д

Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования   аудиодисков,  CD-R,CD-RW, МР 3, а также магнитных записей

26

CD/DVD-проигрыватели

Д

27

Телевизор

С диагональю не менее 72 см

28

Видеомагнитофон

Д

29

Мультимедийный компьютер с художественным  программным обеспечением

Д

30

Слайд-проектор

Д

Необходимо иметь также в кабинете устройство для затемнения окон

31

Мультимедиа-проектор

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

32

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

33

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25 X1,25

34

Фотоаппарат

П

Цифровая камера

35

Видеокамера

Д

36

Графический планшет

Д

5. Экранно-звуковые пособия

37

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса

38

DVD-фильмы:- памятники архитектуры;

  • художественные музеи;
  • виды изобразительного искусства;
  • творчество отдельных художников;
  • народные промыслы;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • художественные технологии

Д

По одному каждого наименования

39

Презентация наCD  или DVD- дисках:

  • по видам изобразительных (пластических) искусств;
  • по жанрам изобразительных искусств;
  • по памятникам архитектуры России и мира;
  • по стилям и направлениям в искусстве;
  • по народным промыслам;
  • по декоративно-прикладному искусству;
  • по творчеству художников

Д

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительны объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

6. Учебно-практическое оборудование

40

Мольберты

К

41

Настольные скульптурные станки

К

42

Комплекты резцов

К

43

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф

44

Краски акварельные

К

45

Краски гуашевые

К

46

Краска офортная

П

47

Валик для накатывания офортной краски

П

48

Тушь

К

49

Ручки с перьями

К

50

Бумага А3, А4

К

51

Бумага цветная

К

52

фломастеры

К

53

Восковые мелки

К

54

Пастель

Ф

55

Сангина

К

56

Уголь

К

57

Кисти беличьи №5, 10,20

К

58

Кисти, щетина №3,10.13

К

59

Емкости для воды

к

60

Стеки (набор)

к

61

Пластилин/глина

к

62

Клей

ф

63

Ножницы

к

64

Рамы для оформления работ

к

Для оформления выставок

65

Подставки для натуры

п

7. Модели и натурный фон

66

Муляжи фруктов (комплект)

д

.    . .

67

Муляжи овощей (комплект)

д

68

Гербарии

ф

69

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

д

70

Гипсовые  геометрические тела

д

71

Гипсовые орнаменты

Д

72

Маски античных голов

Д

Три-четыре вида

73

Античные головы

Д

Два вида

74

Обрубовочная голова

Д

Четыре вида

75

Модуль фигуры человека

п

76

Капители

Д

Ионическая и дорическая капители

77

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

п

78

Драпировки

п

79

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

п

8. Игры и игрушки

80

Конструкторы

ф

Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)

81

Театральные куклы

д

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)

Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....

Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".

Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс

Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...