Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Авхатова Альфия Ахатовна

Рабочая программа  расчитана на учителей начальных классов,работающих по программе "Начальная школа XXI века". Программа соответствует ФГОС начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iso-standart.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №296

ФРУНЗЕНСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 

РАССМОТРЕНО  На заседании МО

______________________________

Протокол № ________

от _____августа         2013 г.

Руководитель МО

_____________ /________________/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /_________________/

«__»  августа         2013 г.

РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению

на педагогическом совете

 ГБОУ средней школой № 296

Протокол № ________

от _____августа         2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ средней школы № 296

____________ /С.А.Алексеева/

«__»  августа         2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

Класс 2 ___учебный год  2013-2014 количество часов по учебному плану 34  

                                                                                                        Ф. И.О. учителя ________________________

        

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Изобразительное искусство »  2  класс

Нормативная основа программы

Федеральный государственный стандарт начального общего образования. разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство . 1-4 классы», Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.:, издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

  Программа для общеобразовательных учреждени по изобразительному искусству  2 класс Автор Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. – М.: .:, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 год

  • Образовательная программа ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского  района Санкт-Петербурга – 2013
  • Учебный план ГБОУ ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского  района Санкт-Петербурга – 2013

Цели и задачи обучения по предмету «Изобразительное искусство» во 2--- классе

Цели:

1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

2.освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

    3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

4.воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

  1. воспитание  устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение  нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и  формирование художественных и эстетических предпочтений;
  2. развитие  творческого потенциала ребенка в условиях активизации  воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному  восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов  искусства; развитие желания привносить в окружающую  действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной  деятельности;
  3. освоение  разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  4. овладение  выразительными средствами изобразительного  искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их  желания выразить в своем творчестве свои представления об  окружающем мире;
  5. развитие опыта художественного восприятия произведений  искусства.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 1  час в неделю (согласно БУП … года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение изобразительного искусства  во 2  классе составит 34 часа.

  • в год – 34;
  • в неделю – 1;
  • в 1-й четверти – 8;
  • во 2-й четверти – 7;
  • в 3 –й четверти – 10,
  •  в 4-й четверти – 9.

Из них: викторины- 3 часа,   кроссворды- 3 часа, отчетные выставки- 4 часа,  тесты -2 часа

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Викторины

1

1

1

3

Кроссворды

1

1

1

3

Отчетные выставки

1

1

1

1

4

Тесты

1

1

2

Итого:

3

3

3

3

12

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках изобразительного искусства  во 2  классе

На уроках изобразительного искусства  во 2  классе  прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как русский язык,литературное чтение,математика,окружающий мир,музыка, так как у учащихся формируются умения:

  1.  умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  2. умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  3. умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  4. умение проводить самостоятельные исследования;
  5. умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  6. умение находить нужную информацию в Интернете;
  7. участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
  8. умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
  9. понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
  10. умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
  11. умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  12. обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:

     тип нервной системы

     коммуникативность

     эмоциональность

     управление восприятием нового материала учащихся

     умение преодолеть плохое настроение

     уверенность в своих знаниях, умениях

     умение импровизировать

     умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

Учитываются возрастные психологические особенности детей

           Физические особенности

                Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет                     в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.

Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.

 Интеллектуальные особенности

Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.

Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.

 Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»

Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.

Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

Эмоциональные особенности

Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.

Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.

 Ребенок нуждается в любви и опеке.

 Старается помочь маме по дому и учителям.

Социальные особенности

Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.

Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.

Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, дискуссия, метод проектов…

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, … и др.), технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.
  • Технические средства обучения:
  • Ноутбук.
  • Проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Многофункциональное устройство.
  • Цифровой фотоаппарат.
  • Видеокамера.
  •      Наглядные пособия:
  • Комплект таблиц для начальной школы «Изобразительное искусство. 2 класс».
  • Набор предметных картинок,иддюстрации и картины художников.

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,
  • комплексный

Для отслеживания результатов  предусматриваются  следующие формы контроля:

  1. Стартовый (вводный) позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
  2. Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

      -пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

      -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  1. Итоговый контроль   в формах:

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

Предпочтение отдаётся  качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Формы контроля:

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по изобразительному искусству.

Преподавание  курса  будет  вестись  по  учебнику  с  использованием  рабочей  тетради:

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2012.

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 2 класс : рабочая  тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Содержание  рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы (кратко)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)

17

Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении

Развитие фантазии и воображения

11

Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения.

Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства

Итого:

34

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по изобразительному искусству

к концу 2  класса

Обучающиеся должны знать:

  1. основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура)
  2. художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство, основные виды и жанры пластических искусств,
  3. шедевры своего национального, российского и мирового искусства,
  4. средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру,
  5. основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  6. ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона,

Обучающиеся должны уметь:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

•  различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ  человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной  художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Контроль уровня обучения

Объём письменных и устных работ  во 2  классе

Перечень слов, терминов, объектов, процессов, формул: архитектура, хозяйственная утварь, предметы обихода, тон, набросок, зарисовка, открытое пространство

 

Пакет контрольно-измерительных материалов

Раздел включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающегося на входном, текущем, итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета.

Контроль уровня обученности учащихся

Предмет – изобразительное искусство, класс – 2  (базовый уровень, 1 час в неделю, всего 34 часа)

Количество часов

Из них

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки

Тесты

неделю

четверть

год

1

9

7

10

8

34

1 четверть

9

1

1

1

2 четверть

7

1

1

1

3 четверть

10

1

1

1

4 четверть

8

1

1

1

Итого

9

7

10

8

34

3

3

4

2

Тема, раздел

Количество часов

Из них

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки

Тесты

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)

17

1

1

-

1

Развитие фантазии и воображения

11

1

1

-

-

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

1

--

1

1

Итого

34

3

2

1

2

Критерии и нормы оценки знаний,умений и навыков обучающихся

по изобразительному искусству

Активность участия.

  1. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  3. Самостоятельность.
  4. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность  всей  работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Тест

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий

Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству.

Учебно-методический комплект:

  1. Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  2. Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 2 класс : рабочая  тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  3. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Ю.Н.Протопопов Интегрированная программа (1-4 классы), Москва, Издательство «Вентана-Граф», 2011 г.
  4. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, учебник Изобразительное искусство, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.

Электронный учебно-методический комплект:

  1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  2. Электронные  образовательные  ресурсы:
  3. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
  4. Портал «Музеи России» http://www.museum.ru 
  5. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru 

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

  1. учебные мультимедийные пособия,
  2. презентации, подготовленные учителем

и т.д.

  1. информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.


Приложение №1

Учебно-тематический план

тема

количество часов по плану

Контрольные работы

дано фактически

практическая часть

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки

Тесты

2 класс

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир)

17

6

3

1

1

1

Развитие фантазии и воображения

11

6

2

3

1

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Итого:

34

3

3

4

2

Приложение №2

Календарно-тематическое планирование по  изобразительному искусству

на 2013 – 2014  учебный год

№№ п/п

№ урока в теме

Тема урока, тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

формы

контроля

Оборудование

Виды деятель

ности

Дата

проведения

(неделя)

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 четверть(9 часов)

  1. 1

1

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Тема: «Что значит быть художником?»

 Что значит  быть художником?

1

Знать:  произведения живописи:В.Стожаров «Натюрморт с квашней» (фрагмент), Ю.Семенюк «Лук,чеснок,соль» (фрагмент)

Уметь: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.   Наблюдать за красотой природы, передать красоту мира на листе бумаги, выбрать любимый художественный материал: гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, тушь, цветные мелки.

Творческая работа

гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, тушь, цветные мелки, , краска, бумага, ластик,учебник,тетрадь

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.Создавать коллективную пополняемую коллекцию

Использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаши, краски, бумагу, ластик.

Нарисовать картину на одну из тем:«За лесами, за горами», «Волшебное окно»

  1. 2

2

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Тема: «Предметный мир». Фактура предметов. 1

Знать:значение термина «Фактура»,   произведения живописи В.Стожаров «Натюрморт с квашней» (фрагмент), Ю.Семенюк «Лук,чеснок,соль» (фрагмент)

Уметь: самостоятельно организовывать рабочее место,определять на ощупь фактуру предметов: мягкую, твердую, колючую, шершавую, гладкую,использовать в своей деятельности художественные материалы:  карандаши, краски, бумагу, ластик, ткань, картон, растения и инструменты (губки, мягкие и жесткие кисти).

Снимать отпечаток с фактуры предметов.

тесты

карандаши, краска, бумага, ластик, ткань, картон, растения и инструменты (губки, мягкие и жесткие кисти).

самостоятельно организовывать рабочее место,определять на ощупь фактуру предметов: мягкую, твердую, колючую, шершавую, гладкую,использовать в своей деятельности художественные материалы:  карандаши, краски, бумагу, ластик, ткань, картон, растения и инструменты (губки, мягкие и жесткие кисти).

Снимать отпечаток с фактуры пред

1

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Тема «Многообразие открытого пространства» Рисуем натюрморт. Рефлекс в изобразительном искусстве

2

Знать определения : предметная плоскость, композиционный центр, рефлекс , знать произведения живописи:

И Хруцкий  «Натюрморт со свечой» (фрагмент) , К.Петров-Водкин«Черемуха в стакане» (фрагмент),

К.Моне «Натюрморт с грушами» (фрагмент),

Уметь: Самостоятельно организовывать рабочее место,составлять натюрморт,определять первый и второй планы.

Написать натюрморт из предметов, которые есть дома.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаши, краски, бумагу, ластик.

тематический

карандаши, краска, бумага, ластик,учебник,тетрадь

составлять натюрморт,определять первый и второй планы.

Написать натюрморт из предметов, которые есть дома.

2

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Что могут рассказать вещи о своём хозяине?

Знать: определение слова «интерьер».

Уметь: наблюдать и рассказать о вещах, которые «живут» в одной комнате, о хозяине этих вещей, о его профессии и увлечениях. Использовать в своей деятельности: большую коробку, клей, ножницы, цветные бумагу и картон, пластилин.

тематический

Большая  коробка,клей,

ножницы, цветная бумага  картон,пластилин.

Придумать и создать сказочный интерьер.

Использовать в своей деятельности: большую коробку, клей, ножницы, цветные бумагу и картон, пластилин.

Познакомиться с произведением живописи:

С.Андрияка  «Интерьер гостиной»(фрагмент),            

1

Раздел:Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

Экскурсия в музей(посещение дома-музея А.С. Пушкина.)

Знать: определение слова «интерьер».

Уметь: наблюдать за особенностями интерьера эпохи А.С.Пушкина. Выделить предметы, характеризующие   комнату  писателя. Выявлять отличительные черты.

Познакомиться с произведением живописи:

В.Васнецов «Палаты царя Берендея».

тематический

Посетить дом-музей А.С.Пушкина.

Наблюдать за особенностями интерьера эпохи А.С.Пушкина.

3

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Что такое открытое пространство?

Знать: значения слов: «открытое пространство», «странствовать» произведения живописи:

С.Щедрин«Терраса»(фрагмент),    

К. Писсаро «Ржаные поля в Понтуазе» ,

К.Моне «Руанский собор. Вечер. Утро»(фрагменты,

Уметь: Самостоятельно организовывать рабочее место.

Придумать свое путешествие.

Изобразить свой маршрут и все, что «встретилось» на пути.

Нарисовать себя в открытом пространстве.

Уметь описать звуки, запахи открытого пространства.

Нарисовать животное или фантастическое существо.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаши, краски, бумагу, ластик

тематический

карандаши, краска, бумага, ластик,учебник,тетрадь

Придумать свое путешествие.

Изобразить свой маршрут и все, что «встретилось» на пути.

Нарисовать себя в открытом пространстве.

Уметь описать звуки, запахи открытого пространства.

Нарисовать животное или фантастическое существо.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаши, краски, бумагу, ластик

3

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Открытое пространство и архитектура. Кто создаёт архитектуру?

Знать определения: архитектор, проект. В.Васнецова «Проект русского павильона для Парижской выставки».

Уметь:создать свой проект каруселей, песочницы, спортивных  дорожек и т.д.,самостоятельно организовывать рабочее место.

Определять природные условия и вид построек.

Создать композицию «Дом и окружающий его мир  природы»

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу, картон, а также упаковки, коробки, бутылки.

Викторина

карандаши, краска, бумага, ластик,учебник,тетрадь

Определять природные условия и вид построек.

Создать композицию «Дом и окружающий его мир  природы»

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу, картон, а также упаковки, коробки, бутылки.

2

Раздел:Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

Экскурсия в Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга (или работа с видеоматериалами) Дворцовая архитектура.

Знать: произведение живописи:

К. Вимман «Замок»

Уметь:Посетить  Государственный Эрмитаж.       Наблюдать за отличительными чертами дворцовой архитектуры. Развивать представление о дворцовой архитектуре.

тематический

ИКТ

Посетить  Государственный Эрмитаж.       Наблюдать за отличительными чертами дворцовой архитектуры. Развивать представление о дворцовой архитектуре.

Познакомиться с произведением живописи:

К. Вимман «Замок»

4

 Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Какие бывают виды искусства?

Знать:какие бывают виды искусства

Уметь:сочинять сказку и показывать  её как в театре.

Самостоятельно организовывать рабочее место.

Выставка творческих работ

карандаши, краска, бумага, ластик,учебник,тетрадь

Ознакомиться с видами искусства

2 четверть (7 часов)

10

4

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Какие бывают игрушки?

Знать:какие бывают игрушки

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место,уметь самим рисовать игрушки, переносит наблюдаемое в художественную форму.

тематический

карандаши, краска, бумага, ластик,учебник,тетрадь

Самостоятельно организовывать рабочее место,уметь самим рисовать игрушки, переносит наблюдаемое в художественную форму.

11

5

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Художественно-выразительные средства искусства.

Знать:художественно-выразительные средства искусства

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Викторина

карандаши, краска, бумага, ластик,учебник,тетрадь

Познакомиться с художественно-выразительными средствами искусства

12

5

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

О чём говорят на картинке цвета?

Знать:произведениями живописи:

Дионисий «Фрески Ферапонтова монастыря»(фрагмент),К.Коровин «Пейзаж с мостиком»

Уметь:организовывать рабочее место.

Различать тёплые и холодные цвета.

  Использовать контраст для усиления эмоционально – образного звучания работы.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу.

тематический

карандаши, краска, бумага, ластик,учебник,тетрадь

Самостоятельно организовывать рабочее место.

Различать тёплые и холодные цвета.

  Использовать контраст для усиления эмоционально – образного звучания работы.

13

3

Раздел;Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

Экскурсия на природу (в парк, лесопарк,сад)

Знать:

Произведения живописи:

В.Ван Гог «Звездная ночь»(фрагмент),            И. Левитан «Стога. Сумерки.»(фрагмент),

А.Рылов «Буйный ветер»(фрагмент)

Уметь:

Наблюдать за разнообразием форм и цвета в окружающей природе. Сравнивать природные и художественные формы, особенности цвета в природе и искусстве, настроения в природе картинах художников.

тематический

ИКТ

Наблюдать за разнообразием форм и цвета в окружающей природе. Сравнивать природные и художественные формы, особенности цвета в природе и искусстве, настроения в природе картинах художников.

14

6

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Учимся изображать с натуры.

Знать:произведения живописи:

В.Казарин «Букет»,Э.Мане «Гвоздики»

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу, карандаш.

Кроссворд

гуашевые краски, бумагу, карандаш.

Самостоятельно организовывать рабочее место. Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Иметь представление о художественных средствах изображения.

15

7

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Портрет. Автопортрет.

Знать:произведения живописи:

М.Врубель «Голова крестьянина»,О.Ренуар «Ребенок с прутиком»,М.Врубель «Богатырь»(фрагмент),И.Билибин «Илья Муромец и Святогор»,М.Врубель «Автопортрет»,К.Петров-Водкин «Автопортрет»(фрагмент)

Уметь:

Самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу, карандаши,ластик.

тематический

гуашевые краски, бумагу, карандаши,ластик.

Самостоятельно организовывать рабочее место. Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека.

16

6

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Такие разные маски!

Знать:тип красок

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

тематический

Работа с разными материалами «Карнавальная маска»

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

3 четверть (10 часов)

17

8

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Графическое изображение.

Знать:произведения живописи:

В.Лебедев.Илюстрации к стихотворению С.Маршака «Цирк»

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: акварель,тушь,цветные мелки,фломастерыи цветные карандаши.

тематический

акварель,тушь,цветные мелки,фломастерыи

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

18

9

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Контраст. Пятно

Знать:произведения живописи:

А.Дейнека «Зима.Девочка у окна»(фрагмент),С.Герасимов «Вечер»

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Различать тёплые и холодные цвета.

Использовать контраст для усиления эмоционально – образного звучания работы.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу.

Викторина

гуашевые краски, бумагу. Рисование акварелью «Небо».

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой. Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.дой (два состояния).

19

10

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Тон. Штрих.

Знать:произведения живописи:

В.Поленов «Речка Свинка»(фрагмент)

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу, карандаш,фломастеры,мелки.

 

тематический

гуашевые краски, бумагу, карандаш,фломастеры,мелки.

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова.  Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова.  

20

11

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Набросок.

Знать:произведения живописи:

П.Пикассо «Причёска»,А.Дейнека «Футбол»

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш,угль,пастель,мелки,акварельные краски.

тематический

карандаш,угль,пастель,мелки,акварельные краски.

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур.

21

4

 Раздел:Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

Экскурсия  в музей изобразительного искусства (очно или заочно)

Знать:произведения живописи:

П.Синьяк «Сосны в Сен-тропе»(фрагмент),

И. Левитан «Березовая роща».

Уметь:Сходить в   музей изобразительного искусства.

Наблюдать за техникой выполнения работ, какие использованы художественные материалы. Определить отличие  картин разных художников, проявление этих отличий.

тематический

ИКТ

Сходить в   музей изобразительного искусства.

Наблюдать за техникой выполнения работ, какие использованы художественные материалы. Определить отличие  картин разных художников, проявление этих отличий.

22

7

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Придаём  бумаге объём.

Знать:коллективные работы

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

Кроссворд

Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева»

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

23

12

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Пейзаж. Работаем в смешанной технике.

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, восковые мелки.

Знать:произведения живописи:

А.Головин «Нескучный сад»(фрагмент),В.Поленов «Пруд в парке»,И.Шишкин «На Сиверской»,П.Ермолинский «Опушка леса»,А.Остроумова-Лебедева «Ранняя весна»,М.Сарьян «Армения»(фрагмент)

тематический

гуашевые краски, восковые мелки

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику. Выполнять работы различными художественными мате-риалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

24

13

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Животные в произведениях художников

Знать:произведения живописи:

М.Митурич.Иллюстрация к книге Г.Снегирёва «Пинагор»

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Выполнить аппликацию «Дерево», используя технику бумажной пластики с учетом формы изделия и назначения.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу, картон,пластилин,глина,фломастеры,геливые ручки.

 

тематический

гуашевые краски, бумагу, картон,пластилин,глина,фломастеры,геливые ручки.

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,  слова, художественного движения.

25

14

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Сюжет

Знать:произведения живописи:

А.Пологова «Клоун с флейтой» «Окно в мастерской» «Ленка на козе»

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, глина или пластилин.

Выставка

гуашевые краски, глина или пластилин.

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явле-ниями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.

26

5

Раздел;Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

Экскурсия в музей народного или декоративно-прикладного искусства.

Знать: виды и направления народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь:Сходить всем классом в музей народного или декоративно-прикладного искусства.

Обратить внимание на сюжеты композиций.

Освоить виды и направления народного и декоративно-прикладного искусства.

Вылепить сюжетную композицию на любую тему.

тематический

Тетрадь,учебник

ИКТ

Сходить всем классом в музей народного или декоративно-прикладного искусства.

Обратить внимание на сюжеты композиций.

Освоить виды и направления народного и декоративно-прикладного искусства.

Вылепить сюжетную композицию на любую тему.

4 четверть(8 часов)

27

15

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Природа -великий художник. Удивительный мир растений.

Знать произведения живописи:

К.Малевич «Весна»,Т.Шитилова «Весенний букет»(фрагмент)

Уметь:самостоятельно организовывать рабочее место,наблюдать за удивительным миром растений

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски,карандаш.

тематический

гуашевые краски,карандаши,бумага,тетрадь,учебник

Переносить наблюдаемое в художественную форму,наблюдать за природой,за красотой растений.Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

28

16

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Человек учится у природы

Знать:красоту природы

Уметь:самостоятельно организовывать рабочее место,уметь переносить наблюдаемое в художественную форму

тематический

гуашевые краски,карандаши,бумага,тетрадь,учебник

Переносить наблюдаемое в художественную форму, наблюдать за природой за красотой растений. Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе.

29

8

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Природные формы в архитектуре.

Собираем  коллекцию камней

Знать  произведения живописи:

А.Гауди «Верхняя часть дома Батло.Барселона(Испания)»

Уметь:самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: пластилин, бутылки,нитки,проволока,пуговицы,бусы,камни,краски.

Кроссворд

пластилин, бутылки,нитки,проволока,пуговицы,бусы,камни,краски

Видеть природные формы архитектуре,собирать коллекцию камней Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе.

Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.

30

6

Раздел:Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

Экскурсия в краеведческий музей.

Знать: понятия «хозяйственная утварь», «предметы обихода»

Уметь:обращать внимание на хозяйственную утварь,лепить предметы обихода.

тематический

Тетрадь,учебник

ИКТ

Посетить краеведческий музей. Обратить внимание на хозяйственную утварь. Вылепить предметы обихода.

31

9

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Симметрия в природе и искусстве.

Знать :понятия «симметрия», находить симметрию в природе и искусстве,произведения живописи:

Екатерининский дворец.Царское Село Уметь:самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу, картон, а также упаковки, коробки, бутылки.

тематический

гуашевые краски, бумага, картон, а упаковки, коробки, бутылки.

Находить симметрию в природе и искусстве Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу, картон, а также упаковки, коробки, бутылки.

Иметь представления о симметрии в  изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью.

Высказывать свои представления и объяснять их

32

10

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Орнамент.

Знать:понятие орнамент

Уметь:самостоятельно организовывать рабочее место, рисовать орнамент,использовать гуашевые краски, бумагу, картон

Тест

гуашевые краски, бумага, картон

Рисовать орнамент. Иметь представления об орнаменте изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

33

17

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Слушаем  и наблюдаем ритм.

Знать:произведения живописи:П.Петровичев «Ростов зимой»

Уметь:Самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски, бумагу, картон.

тематический

гуашевые краски, бумага, картон

Наблюдать за окружающим миром, природой. Иметь представления о ритме в  изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

34

11

Раздел «Развитие фантазии и воображения»

Смотри на мир широко открытыми глазами

Знать произведения живописи:

К.Моне «Регата в Аржантёе»(фрагмент)

Уметь:самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски,карандаши.

Итоговая отчетная выставка

гуашевые краски,карандаши.

Самостоятельно организовывать рабочее место.

Использовать в своей деятельности художественные материалы: гуашевые краски,карандаши.

Познакомиться с произведениями живописи:

К.Моне «Регата в Аржантёе»(фрагмент) Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.

Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоционально оценивать картину.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. 

Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве.  

Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...