Рабочая программа по ИЗО 3 класс УМК "начальная школа 21 века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа по ИЗО 3 класс УМК "начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx44.25 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Изобразительное искусство»

       Нормативная основа программы.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» для начальной школы, разработанной Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской в рамках проекта «Начальная школаXXI века” (научный руководитель Н.Ф.Виноградова), соответствует  учебному плану ГБОУ лицея № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга и  ООП НОО ГБОУ лицея № 486.

Цели и задачи обучения курсу.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
  • активизация самостоятельной творческой деятельности;
  • развитие интереса к природе и потребности  общения с искусством (восприятие и практическая деятельность); 
  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
  • воспитание  нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей;  формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
  • развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувствительном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Количество учебных часов.

Количество часов по учебному плану на выполнение рабочей программы по изобразительному искусству составляет 34 часа, 1 час в неделю. В связи с тем, что по календарному учебному графику на 2014-2015 уч.г. на весенние каникулы выпадает 31 марта 2015г. (вторник), календарно-тематическое планирование рассчитано на 33 часа. Программу курса планируется выполнить в полном объёме за счёт резервных уроков.

Результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные:

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений;

Предметные:

понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Метапредметные:

 умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

 желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

 обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

 умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

 способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в

словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов

самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и

следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Педагогические технологии и приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.

  1. Технология проблемного обучения.
  2. Технология деятельностного метода.
  3. Информационные образовательные технологии.
  4. Проектные технологии.
  5. Игровые технологии.
  6. Здоровьесберегающие технологии.
  7. Система инновационной оценки «Портфолио».    

2. Содержание курса, учебно-тематический план (34 ч).

№ п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

17

2

Развитие фантазии и воображения.

11

3

Художественно-образное восприятие изобразительного. искусства

6

ИТОГО

34

Содержание программы (34 часа)

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

  1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
  2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
  3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир (горы, долины, ^русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе свой особый рисунок).
  4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны).
  5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
  6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
  7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
  8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
  9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
  10. Передача объёма в живописи и графике.
  11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.
  12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).
  13. Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.
  14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
  15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.
  16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве. Обобщенность, силуэт.
  17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
  18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».

                2.  Развитие фантазии и воображения.

        2.1Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.

       2.2Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.

       2.3Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.

      2.4Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.

      2.5Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.        

      2.6Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.

     2.7Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).

     2.8Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.

     2.9Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.

     2.10Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.

     2.11Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.

         3. Восприятие искусства (музейная педагогика)

     1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры,

декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.

2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических

представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.

    3.Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат,

 композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.

   4.Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт,

 мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт- Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музеи, находящиеся в регионе.

  5.Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном

 прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.

  6.Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой.

История возникновения и развития архитектурных ансамблей и рассказ о жизни их создателей.


3. Планируемые результаты учебного курса.

Третьеклассник научиться:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, ДПИ) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды жанра пластических искусств;

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать и воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного  художественного замысла;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной  учебно-творческой деятельности;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта, использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;

- выбирать  художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,  скульптуры, ДПИ, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новы образы природы. Человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.

 

        

  1. Ресурсы обеспечения реализации программы.

В соответствии с основной образовательной программой начальной школы использованы следующие ресурсы:

 Литература для учителя:

  1. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя/ Л.Г.Савенкова, Н.В.Богданова - М.: Вентана-Граф,   20012.
  2. Изобразительное искусство: 3 класс: органайзер для учителя: методические разработки/  Е.А.Ермолинская - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф,   20012.

Литература для обучающихся:

  1. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф,   20012.
  2. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф,   20012.

 Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:

  1. Ресурсы ЦОР, презентации по темам.
  2. http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/
  3. http://www.km-school.ru
  4. http://nachalka/info/about/193
  5. http://nsc.1september.ru/urok
  6. http://nachalka.info/about/193

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.




Предварительный просмотр:

6. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Характеристика деятельности учащегося

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

1

1

Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы).

Урок изучения нового материала

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, пт/,ы,звери, человек в природе).

Объясняет разнообразие и красоту природы. Понимает природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Выполняет тематическую композицию (примерные темы): «Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе»

Осваивает способы решения проблем поискового характера. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Формирование инте-

реса и уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других наро-

дов.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

2

2

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.

Комбини-рованный

урок.

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников.

Осознает величие природы. Находит изображение природы в разных жанрах изобразительного искусства. Осваивает картинную плоскость. Отображает содержание художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Выполняет работы на пленэре - этюды.

Продуктивно мыслит. Испытывает нравственные и эстетические чувства: любовь к народной природе, своему народу, к многонациональ-ной культуре.

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Пробуждние и обога-

щение чувств ребён-

ка, сенсорных способ-

ностей детей.

3

3

Разнообразие природных объектов в творчестве художника.

Комбини-рованный

урок.

Создавать выставки фотографий с уголками природы. Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики. Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.). Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды.

Понимает, что воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок). Объясняет, что такое «открытое» и «закрытое» пространство. Выполняет композицию на одну из тем: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитатели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Лягушки в болоте», «Горные вершины». Работает в технике акварели «по сырому».

Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионально-го и народного искусства.

Воспитание интереса

детей к самостоятель-

ной творческой дея-

тельности; развитие

желания привносить

в окружающую дейст-

вительность красоту.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

4

4

Ритм и орнамент в природе и в искусстве.

Интернет- урок (с примене-ниием гео- информа- ционных ресурсов).

Понимать и изображать природный ритм (орнамент): горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины. Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр. Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок орнамент). Представлять и передавать условное изображение в географических картах. Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото )

Рассматривает деревья. Понимает, что каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Понимает значение ритма и орнамента в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Читает условное изображение карты рельефа, сравнивает с ним художественное  отображение ландшафта на картине. Исследует ландшафт родной природы. Создает карты региона с указанием достопримечательнос-тей. Исследует рельеф местности.

Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении. Осваивает выразительные особенности языка разных искусств. Проявляет интерес к различным видам искусства.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

Формирование инте-

реса и уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других наро-

дов.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

5

5

Композицион-ное размещение предметов на листе при рисовании с натуры.

Комбини-рованный

урок.

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики.

Сознательно выбирает формат листа. Осваивает и выбирает формат изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Выполняет тематическую композицию. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна».

Понимает связь народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли.

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Пробуждние и обога-

щение чувств ребён-

ка, сенсорных способ-

ностей детей.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

6

6

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов.

Урок-

исследо-вание.

Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания. Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата. Овладевать приемами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.

Осваивает понятия «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображает полёт журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передает ритмический рисунок журавлиного клина. Работает в смешанной технике.

Имеет представления об искусстве и его истории. Готов слушать собеседника и вести диалог. Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Воспитание интереса

детей к самостоятель-

ной творческой дея-

тельности; развитие

желания привносить

в окружающую дейст-

вительность красоту.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

7

7

Образы,по-строенные на контрасте формы, цвета, размера.

Урок-проект.

Экспериментировать с цветом:выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

Осваивает и закрепляет понятия контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Сравнивает главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работает в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передает в пейзаже разные состояния природы - солнечный день и пасмурное утро.

Активно использует речевые, музыкальные, знаково-символические средства, информационные и коммуникацион-ные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

Формирование инте-

реса и уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других наро-

дов.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

8

8

Изображение с натуры предметов конструктивной формы.

Комбини-рованный

урок.

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы. Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте.

Осваивает понятие «тематический натюрморт». Составляет натюрморт и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционно размещает предметы.

Способен к саморазвитию и самовыражению. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

. . .

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Пробуждние и обога-

щение чувств ребён-

ка, сенсорных способ-

ностей детей.

9

9

Передача движения.

Комбини-рованный

урок.

Передавать движение. Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки(наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит. Работать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек.

Работает с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки(наброски и портрет по наблюдению). Изображает человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна - изготовление скворечника, посевная; лето - сенокос, езда на велосипеде, купание;осень - сбор урожая, начало учебного года; зима - катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы.

Накапливает знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Испытывает нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему народу, к многонациональ-ной культуре.

Воспитание интереса

детей к самостоятель-

ной творческой дея-

тельности; развитие

желания привносить

в окружающую дейст-

вительность красоту.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

10

10

Передача объёма в живописи и графике.

Комбини-рованный

урок.

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш.

Осваивает разнообразные виды штриха. Понимает зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. Рисует с натуры предмет округлой формы - яблоко, чашку.

Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

11

11

Понятие стилизации.

Урок-

исследо-вание.

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели).

Использует приёмы стилизации в создании предметов объёмной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя его характерные особенности. Осваивает приёмы стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполняет наброски с насекомого, создает эскиз летательного аппарата по выполненным наброскам. Создает конструкцию летательного аппарата в технике бумажной пластики.

Имеет представление об искусстве и его истории. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства.

Пробуждние и обога-

щение чувств ребён-

ка, сенсорных способ-

ностей детей.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

12

12

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).

Комбини-рованный

урок.

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина).

Понимает и объясняет, что такое «контраст» и «нюанс» в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина».

Готов слушать собеседника и вести диалог. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Воспитание интереса

детей к самостоятель-

ной творческой дея-

тельности; развитие

желания привносить

в окружающую дейст-

вительность красоту.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

13

13

Передача динамики в объёмном изображении.

Урок-практи-кум.

Осваивать профессиональную лепку Создавать объёмно-пространственную композицию пепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок.

Лепит по памяти фи- гуры человека в движении. Осваивает приёмы лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол».

Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

14

14

Лепка объёмно-пространст-венной композиции из одноцветного пластилина или из глины.

Комбини-рованный

урок.

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.

Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа.

Работает в малых группах. Осваивает навыки сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса из проволоки и палочек. Предварительно обсуждает эскиз будущей работы и распределяет обязанности.

Понимает, что такое природное пространство и среда разных народов. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионально-го и народного искусства.

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

15

15

Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа.

Комбини-рованный

урок.

Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3- 5 человек.

Создает композицию по мотивам литературных произведений, например по сказкам Х.-К Андерсена,

Н.Н. Носова,

Дж. Родари. Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город».

Интересуется искусством разных стран и народов. Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

Формирование инте-

реса и уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других наро-

дов.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

16

16

Равновесие в изображении и выразитель-ность формы в декоративном искусстве: обобщён-ность, силуэт.

Урок-исследо-вание.

Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей. Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом. Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами.

Создает вазу из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Лепит из цветного пластилина или работает с помощью бумаги и клея.

Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

17

17

Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.

Урок-

исследо-вание.

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики. Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм. Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства. Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм.

Создает художественные формы на основе наблюдений за природой: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи». Понимает разнообразие растительного мира. Создает свой коралловый остров и заселяет его растениями и животными. Выполняет работу в технике бумажной пластики или с помощью цветного пластилина. Работает в определённой цветовой гамме: сближенные цвета - мягкая цветовая гамма (замутнение цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета - «праздник красок».

Предоставляет освоенное человеком пространство Земли. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).

Воспитание интереса

детей к самостоятель-

ной творческой дея-

тельности; развитие

желания привносить

в окружающую дейст-

вительность красоту.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

18

18

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной).

Комбини-рованный урок.

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий.

Сознает цветовое богатство оттенков в живописи. Находит отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Определяет выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы.

Активно использует речевые, музыкальные, знаково-символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое).

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Пробуждние и обога-

щение чувств ребён-

ка, сенсорных способ-

ностей детей.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

19

19

Зарождение замысла на основе предложенной темы.

Комбини-рованный

урок.

Передавать индивидуальную манеру письма. Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики.

Находит индивидуальную манеру изображения. Понимает смысловую зависимость между форматом и материалом. Создает композицию на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши».

Способен к саморазвитию и самовыражению. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова,звука)с тем окружением, в котором он находится.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

20

20

Разнообразие художествен-но- выразительно-го языка различных искусств.

Комбини-рованный

урок.

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения.

Заполняет пространство листа. Самостоятельно решает поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Образно определяет звуки в цвете и форме Испытывает потребность выразить визуальными средствами звуки природы.

Накапливает знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Испытывает нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, к многонациональ-ной культуре.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

21

21

Взаимосвязь содержания художественно-го произведения и иллюстрации.

Комбини-рованный

урок.

Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллективную книжку-раскраску.

Читает художественные произведения (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), передает их в графических образах (иллюстрации).

Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

22

22

Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрация-ми и художествен-ным оформлением шрифта текста.

Комбини-рованный урок.

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и  интересы.

Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Понимает роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Создает коллективный алфавит из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете.

Имеет представление об искусстве и его истории. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства.

Воспитание интереса

детей к самостоятель-

ной творческой дея-

тельности; развитие

желания привносить

в окружающую дейст-

вительность красоту.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

23

23

Художник в театре.

Виртуаль-ная экскурсия.

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному). Уметь работать в коллективе, распределять обязанности.

Совершает заочную экскурсию в театр. Знакомится с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовым и световым оформлением спектакля. Создает сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Создает эскизы оформления сцены по мотивам сказок (для кукольного спектакля). Использует большую картонную коробку.

Готов слушать собеседника и вести диалог. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Формирование инте-

реса и уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других наро-

дов.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

24

24

Изменение пространствен-ной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации.

Комбини-рованный

урок.

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла. Работать в ситуации коллективного сотворчества. Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства.

Создает необычное (сказочное)игровое пространство (эскиз): уголок в классе, сцена для проведения художественного события. Осваивает разнообразие форм в архитектуре. Совершает воображаемое путешествие в прошлое и будущее: знакомится со средой, в которой жил писатель- сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда). Примерные темы композиций: «Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов — домик, в котором живет твой сон». Выполняет эскизы архитектурных сооружений, элементов украшения.

Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Пробуждние и обога-

щение чувств ребён-

ка, сенсорных способ-

ностей детей.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

25

25

Передача настроения в форме.

Комбини-рованный

урок.

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета.

Украшает форму декоративными элементами. Объясняет зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Создает предметы декоративно-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной», «Кувшин "Поющий петух"». Декоративная лепка: глина, пластилин.

Понимает, что такое природное пространство и среда разных народов. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионально-го и народного искусства.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

26

26

Знакомство с народными художествен-ными промыслами России в области игрушки.

Виртуаль-ная экскурсия.

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек.

Объясняет зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображает природные мотивы в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. Совершает заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготавливает игрушки (фигурки в национальных костюмах, в технике бумажной пластики). Применяет в работе пузырьки, бутылочки, коробки для каркаса.

Интересуется искусством разных стран и народов. Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

27

27

Освоение разнообразия форм в архитектуре.

Урок-

исследо-вание.

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа». Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-

ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др. Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

Понимает влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения Объясняет цвет и форму в знаковом изображении. Осваивает особенности работы на небольших форматах. Знакомится с символами и знаками в искусстве и жизни. Приводит примеры знаков и символов в жизни. Создает знаки в Городе мастеров, указывающие на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы композиций: «Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работает на небольших форматах. Выполняет декоративную роспись камня узором. Работает фломастерами или цветными карандашами.

Понимает связи искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Пробуждние и обога-

щение чувств ребён-

ка, сенсорных способ-

ностей детей.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

28

28

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Комбини-рованный

урок.

Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.

Понимает украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д. Приводит примеры характера и формы украшений (драгоценные и поделочные камни). Изготавливает бусы в подарок Василисе Премудрой или Царевне- лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обращает внимание на ритм и проговаривание слов в скороговорке.

Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). Осваивает выразительные особенности языка разных искусств.

Проявляет интерес к различным видам искусства.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

29

29

Выразительные средства изобразитель-ного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.

Урок-

исследо-вание.

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии). Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Проводить коллективные исследования по данной теме.

Приводит примеры разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Объясняет выбор художником выразительных средств изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция).

Осваивает способы решения проблем поискового характера. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

Формирование инте-

реса и уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других наро-

дов.

30

30

Использова-ние музыкального и литературного материала.

Комбини-рованный

урок.

Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.

Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы). Понимать специфику выразительного языка каждого из них.

Воспринимает произведения разных видов искусства. Обсуждает, сравнивает, находит общее и особенное в каждом виде искусства. Выделяет эмоционально-образные характеристики произведений музыки, поэзии, живописи, графики.

Продуктивно мыслит. Испытывает нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, к многонациональ-ной культуре.

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Пробуждние и обога-

щение чувств ребён-

ка, сенсорных способ-

ностей детей.

31

31

Художествен-ная форма произведения изобразитель-ного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет).

Виртуаль-ная экскурсия.

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике.

Выполняет этюды, наброски после беседы или посещения музея (выставки). Осваивает выразительные средства живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Называет виды графики. Приводит примеры выражения художником своего отношения к объекту изображения.

Э. Мане, О. Ренуар,

Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин.

Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионально-го и народного искусства.

Воспитание интереса

детей к самостоятель-

ной творческой дея-

тельности; развитие

желания привносить

в окружающую дейст-

вительность красоту.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

32

32

Жанры изобразитель-ного искусства: пейзаж, портрет; анималисти-ческий, исторический, бытовой; натюрморт; мифологичес-кий.

Виртуаль-ная экскурсия.

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.

Выполняет творческую самостоятельную работу по материалам обсуждений, экскурсий в Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа.

Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении. Осваивает выразительные особенности языка разных искусств. Проявляет интерес к различным видам искусства.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

Развитие творческого

потенциала ребёнка,

активизация вообра-

жения и фантазии.

33

33

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Комбини-рованный

урок.

Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений де- коративно-прикладного искусства.

Выражает свое отношение к изображаемому. Художники И.Я. Билибин,

  1. И.        Куинджи,
  2. М.        Васнецов,

В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог,

И.К. Айвазовский. Наблюдает за символикой в народном прикладном искусстве. Приводит примеры юмора в народном искусстве. Объясняет, что такое функциональность произведений народного искусства.

Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом,-ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли.

Развитие этических

чувств и эстетичес-

ких потребностей,

эмоционально-чувс-

венного восприятия

окружающего мира

природы и произве-

дений искусства.

Пробуждние и обога-

щение чувств ребён-

ка, сенсорных способ-

ностей детей.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.

34

34

Резервный урок.

Виртуаль-ная экскурсия.

Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю.

Объясняет связь архитектуры с природой. Кратко рассказывает историю возникновения и развития архитектурных ансамблей. Проводит наблюдения, задает вопросы во время экскурсии по архитектурным достопримечательностям города. Обсуждает полученные сведения. Выполняет зарисовки архитектурных сооружений своего региона.

Имеет представление об искусстве и его истории. Готов слушать собеседника и вести диалог. Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Развитие навыков сот-

рудничества в худо-

жественной деятель-

ности.

Формирование поня-

тия и представления

о национальной куль-

туре, о вкладе своего

народа в культурное и

художественное на-

следие мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....

Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века

Рабочая программа для 3 класса  начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для  учителей начальных классов....