рабочая программа по изобразительному искусству 3 кл
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Лазарева Лариса Александровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izo_3_bv_klass.doc636.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Изобразительное искусство»

(для четырехлетней начальной школы).

Программа составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК «Начальная школа XXI века», авторы Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача — познакомить учащихся с компьютером как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие средства. В первом варианте они выделены курсивом как желательные, но не обязательные. Второй вариант интегрирует изобразительное искусство и технологию, поэтому знакомство с простыми приемами рисования на компьютере, так же как и в программе по технологии, обязательно.

Цели курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах

обучения:

• совершенствование эмоционально образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

  1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

  1. ОПИСАНИЕ  МЕСТА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3  классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч..

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основе учебников и рабочих тетрадей  лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:

•  воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности  России);

•  развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

•  общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

•  воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

•  воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

•  развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

•  совершенствование индивидуальных способностей;

•  формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметныерезультаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;  сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства

3 класс

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ТЕМА

Личностные и  метапредметные образовательные результаты

Предметные образовательные результаты  

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

Развитие способности к познанию  художественно-творческой деятельности через познание средств художественной выразительности в искусстве (цвет, линия, пятно, силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).

Уметь познавать, как пятно, линия и другие средства становятся художественным изображением в рисовании с натуры, по памяти, по представлению, в композиции на заданную тему, в декоративной работе;  развивать эмоционально-эстетическое восприятия природы, пониманию того, что природа является источником создания художественные  отношения

Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.

Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе свой особый рисунок).

Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны).        1

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.

Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.

Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).

Передача объёма в живописи и графике.

Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).

Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.

Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.

Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.

Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве. Обобщенность, силуэт.

Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.

Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».

Художественный образ и изобразительноетворчество учащихся.

Толерантное принятие разнообразия культурных явлений, умение применять художественный материал в работе, умение организовывать самостоятельно художественно-творческий труд.

Создавать элементы композиции на определенную тему, использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы, овладеть основами цветоведения

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.

Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.

Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно- выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.

Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.

Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.

Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда)).

Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.

Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.

Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.

Восприятие искусства (музейная педагогика)

Развитие творческого опыта учащихся по созданию художественных изделий на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Уметь раскрывается художественный образ вещи, способы отражения действительности, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Использовать символику цвета в орнаменте, явление симметрии (зеркальная) в орнаменте: вырезанки из бумаги.

Создавать простые схемы ритмического построения линейного орнамента, чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета; чередование элементов одного размера, но разной формы и разного цвета.

Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.

Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт- Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музеи, находящиеся в регионе.

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.

Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и рассказ о жизни их создателей.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрываютразные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Например, «Восприятие искусства» (именно так звучит одна из подтем первого блока) подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему,

связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы вискусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России:ГТГ, Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок.Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в созданиивыразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение     жилища,     предметов     быта,     орудий     труда,     костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Композиция. Элементарные приемы композиции наплоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия иасимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодныецвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые,волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоциональногосостояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например,А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов.Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная ихудожественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образыперсонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нассегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.


Календарно-тематическое планирование в 3В  классе по изобразительному искусству

п/п

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Планируемые результаты

Дата

проведения

план

факт

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

2

4

5

6

7

9

10

Природа глазами художника.

Урок вхождения в новую тему.

Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

04.09

В разных уголках планеты.

Неурочная форма:

Урок -

исследование.

Создание условий для понимания особенностей процесса выбора художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый после наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, в интерьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.

Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо- ционально-чувствен- ного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.

Развитие интереса к искусству разных стран и народов.

11.09

Архитектура и природная среда.

Урок-

исследование

Создание условий для понимания зависимости выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

Развитость коммуникативного и худо- жественно-образ- ного мышления детей в условиях по- лихудожественного воспитания.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.

18.09

Архитектурный проект.

Урок изучения нового материала

Освоение изобразительной плоскости. Формирование представления о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: форма, размер, материал. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

Формирование первых представлений о пространстве как о среде, о связи каждого предмета с тем окружением, в котором он находится.

25.09

О чем рассказывает интерьер.

Урок повторения и обобщения знаний.

Создание условия для понимания особенностей замкнутого пространства.

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей.

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия.

02.10

По законам линейной перспективы.

Урок изучения нового материала.

Изучение явлений наглядной перспективы: размещение предметов в открытом пространстве природы.

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу.

9.10

Воздух тоже имеет цвет.

Комбинированный урок

Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

Способность воспринимать. Понимать, переживать и ценить произведения искусства.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов.

16.10

Художник и пейзаж.

Неурочная форма:

Урок -игра

Создание условий для понимания особенностей архитектуры в открытом пространстве, линия горизонта, первый и второй планы.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов.

Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов.

Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями.

23.10

Почему картины такие разные.

Урок-

путешествие.

Создание условий для осознания красоты и необычного в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

2 четверть

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.

30.10

Работаем с формой.

Комбинированный урок.

Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.

Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.

13.11

Как передать объем в рисунке.

Урок- фантазия.

Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.

20.11

Колорит и настроение картины.

Урок повторения и обобщения знаний.

Осознание равновесия в композиции. Объемно-пространственная композиция.

Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать беседу.

27.11

О чем говорит искусство.

Урок-проект.

Знакомство с понятием «архитектурный проект». Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространст- венной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

Развитость коммуникативного и худо- жественно-образ- ного мышления детей в условиях по- лихудожественного воспитания.

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

04.12

Цвет и форма.

Урок вхождения в новую тему.

Понимание связи образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства.

11.12

Выразительный силуэт.

Урок изучения нового материала.

Создание условий для осознания выразительных средств деко- ративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Развитие интереса к искусству разных стран и народов.

18.12

Как о многом рассказать просто.

Урок закрепления знаний.

Создание условий для осознания симметрии в декоративно- прикладном искусстве.

Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах.

3  четверть

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

25.12

Города и время.

Урок повторения и обобщения знаний.

Создание условий для осознания формы предмета и его назначение в декоративно- прикладном искусстве. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи

15.01

Композиция в скульптуре.

Урок вхождения в новую тему.

Создание условий для создания композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развития фантазии и воображения.

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.

22.01

Рельеф можно прочитать.

Урок-

исследование.

Создание условий для выполнения композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.

Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна).

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо- ционально-чувствен- ного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.

Развитие визуаль- но-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе.

29.01

Парадный интерьер.

Комбинированный урок.

Формирование представлений о пространственном изображении.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

>

Развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

5.02

Книга и ее оформление.

Комбинированный урок.

Формирование навыка рисования с натуры.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов.

Воспитание у детей интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

12.02

Искусство шрифта.

Комбинированный урок.

Понимание, что такое «бумажная пластика». Художественное конструирование несложных форм предметов.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов.

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символи- ческих средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач; саморазвитие и самовыражение.

19.02

Наши космические приключения.

Комбинированный урок.

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно- пространственная композиция.

Использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Освоение способов решения проблем поискового характера.

26.02

Библиотека как центр культуры.

Комбинированный урок.

Выполнение коллективной объемно- пространственной композиции.

Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира.

04.03

Портретный жанр.

Комбинированный урок.

Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

11.03

В поисках композиции.

Комбинированный урок.

Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов.

4 четверть

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

18.03

Хоровод искусств в театре.

Урок повторения и обобщения знаний.

Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, в художественном слове и народной речи.

Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна).

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

1.04

В залах музея.

Урок-проект.

Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.

Развитость коммуникативного и худо- жественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира.

8.04

Шрифты – прошлое и настоящее.

Неурочная форма:

Урок -

путешествие

Понимание некоторых связей между искусством и человеком. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт- Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства.

15.04

Еще раз о силуэте.

Комбинированный урок.

Формирование представлений о работе над композицией. Отображение мира природы в искусстве.

Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

22.04

Новое искусство.

Комбинированный урок.

Создание условий для осознания особенностей мира природы: разнообразие цвета и формы.

Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.

\

Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.

29.04

Игры с буквами.

Урок-проект.

Создание условий для осознания особенностей мира природы: разнообразие цвета и формы. Выбор текста для иллюстрирования.

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

6.05

Монограммы.

Урок-проект.

Осознание связи и родства изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.

Развитость коммуникативного и худо- жественно- образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности.

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости.

13.05

Экслибрисы.

ПЕД, ДИАГНОСТИКА

Создание условий для презентации лучших детский работ, выполненных в течение учебного года.

Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.

Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости.

20.05


  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

•        природосообразность обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядность обучения);

•        создание материально технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и других умений и т. п.);

•        создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно- лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.

Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т. п.); возможности применения одного и того же средства обучения для решения различных дидактических задач: легкости (удобства) в использовании и хранении.

Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

        Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П — комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5—6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.

Авторские программы по изобразительному искусству

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства.

Рабочие тетради

 Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

  Методические журналы по искусству.

  Учебно-наглядные пособия.

  Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

  Справочные пособия, энциклопедии по искусству.  

   Альбомы по искусству.

   Книги о художниках и художественных музеях,  по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

Научно – популярная литература по искусству.

Д

Д

К

К

Д

Д

Ф/Д

Д

Д/П

Д

П

Примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

Федерального значения

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

Энциклопедия живописи, художественный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного художника, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»).

По одному каждого наименования.

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут  использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности,  подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблица по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Альбомы с демонстративным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д

Д

Д

Д

Д

Д

К

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.

Электронные библиотеки по искусству.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д

Д

Д/П

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. Пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности (в т.ч. исследовательскую проектную работу). В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM, DVD либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемые в курсе изобразительного искусства, относятся, в частности, текстовый редактор Paint, редактор создания презентаций.

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе изобразительного искусства , относятся художественные и верстальные программы:  Photoshop, CoreIDRAW, InDesing и др.

Технические средства обучения

CD/DVD-проигрыватели.

Телевизор.

Аудио/видеомагнитофон.

Компьютер с художественным программным обеспечением.

Слайд проектор.

Мультимедиа-проектор.

Магнитная доска

Экран (на штативе или навесной).

Фотокамера цифровая.

Видеокамера цифровая.

Графический планшет.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

П

Д

С диагональю не менее не менее 72 см.

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Минимальные размеры

 1,25х 1,25 м.

Со штативом.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

Видеофильмы или DVD-фильмы и презентации: по памятникам архитектуры,  по художественным музеям,  по видам изобразительного искусства,  по творчеству отдельных художников, по народным промыслам,  по декоративно-прикладному искусству, по художественным стилям и технологиям.

Д

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса  для каждого класса.

Произведения пластических искусств в исторический ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой.

Учебно-практическое  оборудование

Мольберты

Настольные скульптурные станки

Комплекты резцов для линогравюры.

Конструкторы

Краски акварельные, гуашевые.

Краска офортная.

Валик для накатывания офортной краски.

Тушь.

Ручки с перьями.

Бумага А3, А4.

Бумага цветная.

Фломастеры.

Восковые мелки.

Пастель.

Сангина.

Уголь.

Кисти беличьи №5,10,20.

Кисти из щетины №3,10,13.

Емкости для воды.

Стеки (набор).

Пластилин / глина.

Клей.

Ножницы.

Рамы для оформления работ.

Подставки для натуры.

К

К

К

Ф

К

П

П

К

К

К

К

К

К

Ф

К

К

К

К

К

К

К

Ф

К

К

П

Строительный конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона).

Для оформления выставки.

Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов и овощей (комплект).

Гербарии.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые геометрические тела.

Гипсовые орнаменты.

Маски античных голов.

Античные головы.

Обрубовочная  голова.

Модуль фигуры человека.

Капители.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Драпировки.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

Д

Ф

Д

Д

Д

Д

Д

Д

П

Д

П

П

П

3-4 вида

2 вида

4 вида

Ионическая и дорическая

Игры и игрушки

Театральные куклы.

Маски

Д

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...