З. Серебрякова "За завтраком"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Головочесова Светлана Николаевна

Конспект  занятия по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" по картине З. Серебряковой "За завтраком".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ

Слайд 2

Как обычно, в красивом здании, Где хранится кладезь знаний, Обо всем, что нас окружает И, конечно, всегда поражает, Здесь предметы культуры всей. Что же это – … МУЗЕЙ!

Слайд 3

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью .

Слайд 8

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, г. МОСКВА

Слайд 9

Зинаида Евгеньевна Серебрякова 1884-1967

Слайд 10

«За завтраком» («За обедом»), 1914г.

Слайд 14

До новых встреч в Музее!



Предварительный просмотр:

Музей в твоем классе

Тема занятия :  З.Серебрякова «За завтраком (за обедом)»  

Цель занятия : формирование эстетического восприятия через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины.

Задачи:

1. Учить обращать внимание на мельчайшие подробности, которые приводят к пониманию смысла картины и её настроения.

2. Формировать информационно-коммуникативные компетенции. 

3. Продолжать работу по формированию бережного отношения к миру искусства 

Форма организации занятия :  аудиторное.

Оборудование: лупы, рамки, дополнительные картины для работы по теме исследования, презентация «Картины З.Серебряковой»; раздаточный материал- список репродукций ;компьютер;мультимедийный проектор

Планируемые результаты образования.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  1. Эстетическое чувство прекрасного на основе созерцания картин художников
  2. Осознание значимости полученных знаний об искусстве

Регулятивные УУД:

Научится:

  1. Принимать ,сохранять учебную задачу и стараться её выполнить
  2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

  1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
  3. Оценивать свои  достижения на занятии.

Познавательные УУД:

Научится:

  1. Ориентироваться в различных жанрах искусства: .
  2. Извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (картина, презентация , таблица,пазл);
  3. Объединять разрозненные впечатления в целостную картину окружающего  мира;
  4. Оформлять в устных  высказываниях свои наблюдения и выводы;
  5. Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

  1. Различать некоторые особенности натюрморта, портрета и группового портрета
  2. Осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение делать выводы на основании полученных результатов.

Коммуникативные УУД:

Научится:

  1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  2. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
  3. Задавать вопросы;
  4. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении результатов поиска информации

Получит возможность научиться:

  1. Точно, последовательно,  полно передавать  необходимую информацию.
  2. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, выступающего) .

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся: внимательно рассматривать и устно описывать картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;

Обучающиеся получат возможность научиться: пробовать себя в роли исследователя, реставратора; оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.


Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Организацион

ный момент.  Мотивация.

Актуализация и обобщение знаний

Постановка цели и задач

Этап актуализации  пробного учебного действия

Планирование работы

Изучение нового материала

Самостоятель

ная работа учащихся. Поиск нужной информации  

Этап включения в систему знаний и повторения

Подведение итогов

Рефлексия

Приветствие гостей.

Учитель предлагает на слайде прочесть стихотворение. (слайд 2)

Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает

Здесь предметы культуры всей.

Что же это – МУЗЕЙ!(на доске появляется слово «МУЗЕЙ»)

Что означает слово музей?

(слайд 3) - Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

- Какие музеи в нашем городе вы знаете? (Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (слайд 4), Музей мордовской национальной культуры (слайд 5), Краеведческий музей им. И.Д. Воронина (слайд 6), Музей боевого и трудового подвига (слайд 7))

- С помощью людей каких профессий вещи приобретают вторую жизнь в музее, становятся музейными экспонатами? (реставраторы)

-Услышать безмолвный хор музейных предметов бывает непросто, если о предметах ты знаешь недостаточно. Без какого музейного сотрудника не обойтись в данном случае? (экскурсовод).

- Сегодня вашим экскурсоводом буду я. А вы примерите на себя роли реставраторов, а затем исследователей. 

Открытие нового

- Как вы думаете, какие задачи мы сегодня с вами поставим на занятии? (Познакомиться с картиной, изучить её, выяснить, что хотел сказать нам художник)

- Итак, в путь. (слайд 8) Мы с вами на пороге Третьяковской картинной галерии, которая находится в Москве. Давайте войдём в неё. В галерее очень много различных залов с разнообразными картинами. Но нас сегодня интересует картина знаменитого художника Зинаиды Серебряковой (слайд 9), которая называется… (слайд 10)

- А как она называется вы узнаете, когда соберете название из рассыпанных букв.

- Какие ответы у вас получились?

- Итак, картина назвается … «За завтраком» («За обедом»). Вы спросите, а почему два разных названия получились?

- Известную картину Зинаиды Серебряковой «За завтраком» в некоторых источниках можно видеть под названием «За обедом». Она была написана в 1914 году. Тогда многие семьи жили по европейским традициям: с утра легкий перекус в виде чая и яблока, а ближе к полудню накрывали второй завтрак, с супом, булочками и закусками, больше напоминающий наш привычный обед.

- Давайте вспомним правила работы с картиной:

- Вход в картину…

- Внутри картины ходим не спеша, дружно, не ссоримся, чтобы не спугнуть тех, кто находится внутри.

- Выход из… Что значит выйти из картины? (Значит разгадать её секрет)

Открыть тему урока

- Зайдём в картину. РАБОТА В ГРУППАХ (слайд 11)

- Что вы видите на картине?

- На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет?

- Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

- Зинаида Евгеньевна изобразила на картине трёх своих детей. У неё их было четверо: 2 сына Евгений и Александр, 2 дочери Татьяна и Екатерина.

- Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье.

- Покажите Шуру, используя зоркое око.

- Шуре семь лет.

- Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет.

- Покажите Женю, используя зоркое око.

- И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года.

- Обратите внимание на Тату, используя зоркое око.

- Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек.

- Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой? (Внимательный зритель заметил женскую руку.)

- Покажите, пожалуйста. женскую руку, используя зоркое око.

- Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка?

- Кто она по вашему мнению?

- И опять я обращаюсь к внимательному зрителю. Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? (Да)

- Как вы догадались? (Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.)

- Становится очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.

- Давайте посмотрим на лица детей.

- Похожи ли дети между собой? (Да)

- Справа от репродукции расположены фрагменты портретов, написанных Зинаидой Серебряковой. Вверху – фрагмент автопортрета, то есть самой художницы. А чуть ниже – фрагмент портрета её мужа, Бориса Анатольевича Серебрякова, отца детей.

- Рассмотрите эти фрагменты.

- На кого похожи Шура и Тата? (выслушай мнение своего соседа).

- На кого похож Женя? (выслушай мнение своего соседа).

- Да конечно, рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами, сильно походит на отца. И цветом небесно – голубых глаз и овалом лица.

- Продолжим рассматривать картину.

- Возьмите лупы и обратите внимание на обеденный стол.

- Рассматривая репродукцию, обратите внимание на те фрагменты, которые у вас находятся в кружочках слева. Выслушай соседа.

- Расскажите пожалуйста, что Вы заметили?

- Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.

- Вернёмся к детям.

- Используя зоркое око обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит? (Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде)

- Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите? (Подушечку)

- Как вы думаете, почему Тате положили подушечку? О чём это говорит?

- Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт.

- Теперь я хочу обратить ваше внимание на некоторые другие аспекты уже известной нам картины. Итак, вернёмся к внешнему сходству детей.

- Внешне они похожи, но схожи ли их характеры? (Выскажи своё мнение соседу)

- Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.

- Попробуйте по взгляду определить какая из характеристик принадлежит каждому из мальчиков. Обоснуйте почему Вы так решили? (выслушать мнение)

- Конечно Вы правы. Вторая характеристика безусловно относится к Шуре, тому, кто сидит ближе к зрителю и смотрит прямо на нас. Об этом говорит не только решительный взгляд, но и резкий поворот головы. А также то, что он первым из детей приступил к обеду. Жене принадлежит образ мечтательного ребёнка, углубленного в себя и свои мысли. Он задумчиво пьёт воду.

- А как Вам кажется на кого по характеру и поведению похожа Тата?

- Как видим, Тату и Шуру сближает не только внешнее сходство.

- Все дети изображены с румянцем на щеках.

- Подумайте, чем они занимались перед обедом?

- Теперь понятно, почему Женя пьёт воду. Набегался и разгорячился.

- А теперь попрошу всех сосредоточиться. Сейчас мы будем слушать картину.

- Какие звуки вы слышите?

- Меня радует, что вы внимательно слушали. Да, мы слышим: стук половника, звук, льющегося супа, глухое постукивание ладошкой.

- Давайте рассмотрим сначала жесты, а затем позы всех, кто собрался за столом.

- Найдите взглядом по порядку: руку матери, руку Таты, руки мальчиков.

- Представьте, что сделает каждый из них в следующую секунду?

- Мать поставит тарелку перед Женей.

- Что вы можете сказать о Тате?

- Тата будет постукивать ладошкой о пустую тарелку и вот-вот сползёт со стула.

- О чем вам говорит поза Шуры?

- Резкий поворот головы Шуры говорит о том, что он вернётся к своему занятию.

- А что можете сказать о позе Жени?

- Лишь Женя продолжает задумчиво пить воду. Вряд ли он изменит наклон головы или направление взгляда. Позы детей в полной мере подтверждают наше первоначальное мнение об их характерах.

- Обращая внимание на позы и жесты, попробуйте догадаться кто первым выскочит из-за стола.

- Первой из-за стола конечно же выскочит Тата, об этом говорят и жест и поза девочки. Вслед за ней, не доев до конца, ускользнёт Шура. И медлительный Женя как обычно дольше всех задержится за столом.

- Эта картина единой целое, но если воспользоваться рамкой, то можно выделить две самостоятельные картины.

- С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент картины «Шура за обедом». Рассмотрите его.

- С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент «Тата за обедом».  Рассмотрите его.

- А сейчас обратите внимание на лицо Таты. Напомню, ей на картине два с половиной года. Неправда ли взрослое выражение лица для маленькой девочки. Теперь с помощью всё той же рамки мы вернём девочке её возраст. Теперь лицо Таты совсем детское.

- Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине. Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком. А ещё, вооружившись рамкой и лупой, смело работать с репродукциями нашего Музейного дома.(пауза)

- Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.        

- Теперь нам необходимо выйти из картины. То есть разгадать секрет картины.

-Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? (любовь к детям и заботливое отношение)

Работа в творческих группах.

- Создание альбома «Жизнь и творчество З. Серебряковой». Вам нужно в группах посовещаться и выбрать из трёх портретов портрет художницы З.Серебряковой, из трёх картин, выбрать картину, по вашему мнению, написанную З.Серебряковой.

- Давайте проверим правильные варианты. (слайд 12, 13)

Итог.

 - Что особенно понравилось на занятии?

- Что нового вы узнали? Мы достигли цели занятия?

(слайд 14)

Готовят рабочие места, настраиваются на работу.

Ответы детей.

Дети самостоятельно читают определение на слайде

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Совместно с учителем формулируют цель и задачи занятия

Ответы детей

Групповая работа по исследованию картины

Ответы детей

 

.

Ответы на вопросы  

 

Ответы на вопросы  

Учащиеся высказывают свои мнения, делятся впечатлениями

Устные ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательскаяработа на тему:"Влияние школьного завтрака на здоровье учащихся"

Исследовательская работа на тему: "Влияние школьного завтрака на здоровье учащихся"....

Польза завтрака

Соблюдение режима питания- одно из необходимых условий рационального питания. В данной презентации говорится о пользе завтрака. Рассказывается о кашах и о продуктах которые полезно употреблять на завт...

Исследовательская работа на тему Важен ли завтрак

Исследовательская работа на тему:«Важен ли завтрак?»...

Исследовательская работа "Завтракать здорОво - это здОрово!"

Эти исследования проводили ученики моего класса, чтобы показать, какое значение имеет здоровое питание для общего развития человека....

Классный час "Нужен ли нам завтрак"

Эвристическая беседа...

Полезный завтрак в моей семье (родительское собрание)

Здоровые дети - это благополучие общества. С учётом важности вопроса правильного и здорового питания и запросов участников образовательного процесса, мы в течении учебного года совместно с родителями ...

Презентация для родительского собрания "Полезный завтрак в моей семье"

Презентация используется при проведении родительского собрания на тему "Полезный завтрак в моей семье"...