Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Сидельникова Татьяна Борисовна

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_15-16_god_sid.t._b.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

 ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»

   СОГЛАСОВАНО:       

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Т.В. Колтунова

_____________ 2015г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _________________ 2015г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор образовательной организации

______________ В.И. Часнык

_______________  2015г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ    3 а   КЛАССА

НА  2015 -2016  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

Педстаж – 25 лет.

с. Александровское

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы

по изобразительному искусству для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе.

3.Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3  классе.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету  «Изобразительное искусство»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

7. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598).

8.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.

9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

11. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

13. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

14. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

16. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

      17.  Учебный  план для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»  на  2015-2016 учебный  год.

      18.  Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов (И.А. Грошенков) под редакцией В.В.Воронковой, (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) Москва, «Просвещение», 2010г.

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой и авторской программы И.А. Грошенкова «Изобразительное искусство» для 3 класса – М.; «Просвещение», 2010г.

     Программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

        Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение и оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствует формированию творческих способностей и развитию личности умственно отсталого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

        Структурно и содержательно программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков ИЗО в 1, 2 классах, уроков математики в 1,2 классах, уроков ручного труда в 1, 2 классах, уроков развития устной речи  в 1, 2 классах и  рассчитана на 34 часа в год,  1 час в неделю.

        Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья в 3  классе  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3  классе   детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной области «Искусство», ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант С) в образовательной области «Искусство», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Изобразительное искусство».

       Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

        Задачи предмета:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся  путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у обучающихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у обучающихся  речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

          Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Основополагающие принципы. 

  В основу программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  3  класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.
  • Направленность на развитие у обучающихся эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе.

2.1 Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;  личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

2.3 Виды и формы организации учебного процесса

Виды занятий:

- рисование с натуры;

- декоративное рисование;

- рисование на тему;

- беседа по картинам.

2.4 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа.

2.5 Общая характеристика курса

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет обучающимся понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий обучающиеся получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у обучающихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения обучающихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета обучающиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить обучающихся  рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у обучающихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у  обучающихся умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 3 классе перед обучающимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания обучающихся.

В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у обучающихся зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы обучающиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи обучающихся, по коррекции недостатков произношения.

  1.            3 класс

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить обучающихся рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать, в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить обучающихся соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

Учить обучающихся узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Примерные задания

Первая четверть

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Вторая  четверть

Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).

Рисование на тему «Нарядная елка».

Третья четверть

Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).

Четвертая четверть

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).

Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.)


3.Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3а  классе.

Дата

Тема

Коррекционные             задачи

Словарь

Виды работы

Оборудование

Домашнее задание

1

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды».

Коррекция  зрительного восприятия

Картина

Рисование с натуры, беседа по картине

Листья, альбомы, цветные карандаши,  репродукция картины И.Хруцкого «Цветы и плоды».

Повторить времена года.

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

Коррекция зрительного восприятия

Узор

Декоративное рисование

Образец узора, альбомы, цветные карандаши.

Повторить основные цвета.

3

Рисование с натуры ветки вишневого дерева.

Коррекция зрительного восприятия

Натура

Рисование с натуры

Ветка вишневого дерева, альбомы, цветные карандаши, школьный словарик «Растения России»

Рассмотреть деревья в парке

4

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень».

Коррекция воображения

Парк

Рисование на тему, беседа по картине

Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», альбомы, цветные карандаши.

Повторить признаки осени.

5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

Коррекция восприятия формы

Форма

Рисование с натуры

Муляжи овощей и фруктов, альбомы, цветные карандаши, набор «Геометрические тела», набор карточек «Цвета».

Повторить геометрические формы.

6

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3-4 флажка).

Коррекция  пространственного восприятия

Сигнальный флажок

Рисование  с натуры

Флажки, альбомы, цветные карандаши.

Повторить геометрические формы.

7

Рисование с натуры доски (с узором) для резания овощей.

Коррекция зрительного восприятия

Узор

Рисование с натуры

Доска разделочная, альбомы, цветные карандаши.

Повторить основные цвета.

8

Рисование шахматного узора в квадрате.

Коррекция пространственного восприятия

Шахматный узор

Декоративное рисование

Шахматная доска, альбомы, цветные карандаши.

Повторить геометрические формы.

9

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Коррекция воображения

Иллюстрация

Рисование на тему, беседа по содержанию

Рассказ,  альбомы, цветные карандаши.

Рассмотреть иллюстрации в детских книгах

10

Рисование с натуры игрушечного домика.

Коррекция восприятия формы

Натура

Рисование с натуры

Наглядный и раздаточный материал «Игрушки»; домик, альбомы, цветные карандаши.

Повторить геометрические формы.

11

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Коррекция восприятия формы

Будильник

Рисование с натуры

Будильник, альбомы, цветные карандаши.

Повторить геометрические формы.

12

Рисование с натуры мяча.

Коррекция восприятия формы

Форма

Рисование с натуры

Мяч, альбомы, цветные карандаши.

Повторить геометрические формы.

13

Узор для тарелки (тарелка – готовая форма).

Коррекция воображения

Узор

Декоративное рисование

Тарелка с узором, альбомы, цветные карандаши.

Рассмотреть узоры на посуде

14

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Коррекция воображения

Иллюстрация

Рисование на тему

Иллюстрация к рассказу, альбомы, цветные карандаши.

Рассмотреть иллюстрации в детских книгах

15

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).  Беседа по картине И.Шишкина «Зима».

Коррекция зрительного восприятия

Снежинка

Декоративное рисование, беседа по картине

Репродукция картины  И.Шишкина «Зима», альбомы, цветные карандаши.

Рассматривание узоров

16

Рисование на тему «Новогодняя ёлка». Беседа по картине К.Юона «Русская зима».

Коррекция зрительного восприятия

Ель, сосна

Рисование ан тему, беседа по картине

Репродукции картин К.Юона «Русская зима», «Новогодняя елка», альбомы, цветные карандаши.

Повторить основные цвета.

17

Рисование узора на рукавичке (рукавичка – готовая форма).

Коррекция зрительного восприятия

Рукавичка

Декоративное рисование

Образец, альбомы, цветные карандаши.

Рассматривание узоров

18

Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

Коррекция воображения

Вьюга

Рисование на тему

Плакат «Времена года», альбомы, цветные карандаши.

Повторить зимние месяцы.

19

Рисование с натуры молотка.

Коррекция зрительного восприятия

Инструменты

Рисование с натуры

Наглядный м раздаточный материал «Инструменты»

Повторить названия инструментов

20

Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картине К.Юона «Конец зимы» или «Полдень».

Коррекция зрительного восприятия

Теннисная ракетка

Рисование с натуры, беседа по картине

Репродукции картин К.Юона «Конец зимы» или «Полдень», альбомы, цветные карандаши.

Повторить основные цвета.

21

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Коррекция воображения

Сказка

Рисование на тему

Альбомы, цветные карандаши.

Повторить сказочных героев.

22

Рисование поздравительной открытки к Дню защитника Отечества.

Коррекция мышления

День защитника Отечества

Рисование на тему

Открытки, альбомы, цветные карандаши.

Рассматривание открыток

23

Оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Беседа по картине Т.Яблонской «Весна».

Коррекция воображения

8 Марта

Рисование на тему, беседа по картине

Открытки, альбомы, цветные карандаши, репродукция картины Т.Яблонской «Весна».

Рассматривание открыток

24

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

Коррекция восприятия формы

Орнамент

Декоративное рисование по образцу

Образец, альбомы, цветные карандаши, набор карточек «Цвета»

Повторить геометрические формы.

25

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Коррекция восприятия формы

Постройка – башенка

Рисование с натуры

Конструктор, альбомы, цветные карандаши.

Повторить геометрические формы.

26

Рисование с натуры игрушки – вертолета  (изготовлен из картона).

Коррекция зрительного восприятия

Вертолет

Рисование с натуры

Наглядный и раздаточный материал «Игрушки» – вертолет, альбомы, цветные карандаши.

Повторить игрушки.

27

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Коррекция восприятия формы

Узор, форма

Декоративное рисование

Образец узора, альбомы, цветные карандаши, набор карточек «Цветы», «Ягоды»

Рассмотреть весенние веточки с почками

28

Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картине И.Левитана «Март».

Коррекция зрительного восприятия

Весна

Рисование с натуры, беседа по картине

Репродукция картины  И.Левитана «Март», альбомы, цветные карандаши.

Рассмотреть деревья в парке

29

Рисование на тему «Деревья весной».

Коррекция  воображения

Цвет

Рисование на тему

Альбомы, цветные карандаши.

Повторить геометрические формы.

30

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

Коррекция восприятия формы

Орнамент

Декоративное рисование

Образец, альбомы, цветные карандаши.

Повторить геометрические формы.

31

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

Коррекция воображения

Салют

Рисование на тему

Иллюстрация «День Победы», альбомы, цветные карандаши.

Рассматривание открыток

32

Декоративное рисование «Нарисуй узор в квадрате».

Коррекция воображения

Узор

Декоративное рисование

Образец, альбомы, цветные карандаши.

Повторить геометрические формы.

33

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

Коррекция зрительного восприятия

Земляника

Рисование с натуры

Набор карточек «Ягоды», образец, альбомы, цветные карандаши.

Повторить признаки лета.

34

Рисование с натуры цветов. Беседа по картине А.Пластова «Сенокос».

Коррекция  зрительного восприятия

Сенокос

Рисование с натуры, беседа по картине

Цветы, альбомы, цветные карандаши,  репродукция картины  А.Пластова «Сенокос».

Повторить летние месяцы.


4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе.

4.1 Характеристика обучающихся 3 класса

        В 3 классе 15 обучающихся, из них 3 обучающихся, воспитанников обучаются по индивидуальной программе на дому.

9 обучающихся  (Шавшина Д., Казаченко З., Гуденко Р., Бороденко Р., Гуденко А., Кулешова Т., Николаенко М., Кузьменко Д., Кузьменко С.) программный материал усваивают на достаточном уровне. Они умеют  ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различия, ориентироваться в задании и планировать свою работу. Эти обучающиеся проводят  от руки линии в нужных направлениях, рисуют  предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы, закрашивают рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш.

3 обучающихся (Вознюк С., Ярошенко В., Никульников Д.) программный материал усваивают на минимальном уровне. Они с помощью учителя ориентируются на плоскости листа бумаги, находят в изображаемом существенные признаки, устанавливают сходство и различия,  планируют свою работу. Эти обучающиеся допускают неточности при рисовании  предметов округлой, прямоугольной и треугольной формы, закрашивании рисунков цветными карандашами, соблюдении контуров изображения. Их работы  требуют корректировки со стороны учителя.

4.2 Требования к уровню подготовки обучающихся  по данной программе.

Достаточный уровень освоения предметных результатов

Обучающиеся должны уметь:

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

делить лист на глаз на две и четыре равные части;

анализировать с помощью учителя строение предмета;

изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

различать и называть цвета и их оттенки;

узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Минимальный уровень освоения предметных результатов  

Обучающиеся должны уметь:

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

с помощью размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

с помощью  распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

анализировать с помощью учителя строение предмета;

с помощью изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

различать и называть цвета;

узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

4.3 Нормы оценивания:

Знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству  оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

Оценка «4» -выставляется  за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении  работы.

Оценка «3» - выставляется, за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения

1. Наглядный и раздаточный материал. Часть 6 (Игрушки. Инструменты.    Спортивный инвентарь).

2. Набор «Геометрические тела».

3. Муляжи овощей и фруктов.

4. Предметы: Доска разделочная, шахматная доска, будильник,  мяч, тарелка с узором.

5. Репродукции картин: И.Хруцкий «Цветы и плоды», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима», К.Юон «Конец зимы», Т.Яблонская «Весна», И.Левитан «Март», А.Пластов «Сенокос».

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung

3. Проектор ACER

4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609

6. Литература.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов (И.А. Грошенков) под редакцией  В.В.Воронковой, (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) Москва, «Просвещение», 2010г.

2. Грошенков  И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». -  М.: Академия, 2007.

3.  «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.

4.Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006.

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,    

учитель начальных классов.                                            _________________

                                                                                                            Подпись