Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Юшко Людмила Васильевна

Рабочая программа по предмету.Календарно-тематическое планирование по предмету озобразительное искусство 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx70.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

  «Изобразительное искусство»

  1. Пояснительная записка.

Рабочая  программа отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» и используется для обучающихся по программе четырехлетней начальной школы.

Программа составлена на основании примерной программы по изобразительному искусству разработанной Неменской Л.А. и учебно-методическому комплексу «Школа России».

Цели:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
  • воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;
  • умений и навыков сотрудничества;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, дизайне, архитектуре – из роли в жизни человека;
  • овладение элементарной художественной грамотой;
  • формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • совершенствовать эмоционально-образного восприятие произведений искусства и окружающего мира;
  • развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формировать навыки  работы с разными художественными материалами.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуально-практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

  1. Место учебного предмета в учебном плане.

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).  

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

  1. Результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

1 класс

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

2 класс

  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

3-4 классы

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

1 класс

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

2 класс

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

3-4 класс

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

1 класс

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

2 класс

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

3-4 классы

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

  1. Содержание начального общего образования

по учебному предмету

1 класс (1 час в неделю, 33 часа)

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ.

Ты изображаешь. 9 часов

  • Знакомство с Мастером Изображения
  • Изображения всюду вокруг нас.
  • Мастер Изображения учит видеть.
  • Изображать можно пятном.
  • Изображать можно в объеме.
  • Изображать можно линией.
  • Разноцветные краски.
  • Изображать можно и то, что невидимо.
  • Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь.8 часов

  • Знакомство с Мастером Украшения
  • Мир полон украшений.
  • Красоту надо уметь замечать.
  • Узоры на крыльях.
  • Красивые рыбы.
  • Узоры, которые создали люди.
  • Как украшает себя человек.
  • Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь.8 часов

  • Знакомство с Мастером Постройки
  • Постройки в нашей жизни.
  • Дома бывают разными.
  • Домики, которые построила природа.
  • Дом снаружи и внутри.
  • Строим город.
  • Строим вещи.
  • Город, в котором мы живем (обобщение темы).
  • Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 8 часов
  • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
  • «Сказочная страна». Создание панно.
  • «Праздник весны». Конструирование из бумаги.
  • Урок любования. Умение видеть.
  • Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

В итоге освоения программы учащиеся должны:

– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);

– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);

– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;

– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

2 класс (1 час в неделю, 34 часа)

ИСКУССТВО И ТЫ.

Чем и как работают художники. 9 часов

  • Три основные краски –красная, синяя, желтая.
  • Пять красок — все богатство цвета и тона.
  • Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
  • Выразительные возможности аппликации.
  • Выразительные возможности графических материалов.
  • Выразительность материалов для работы в объеме.
  • Выразительные возможности бумаги.
  • Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия.  8 часов

  • Изображение и реальность.
  • Изображение и фантазия.
  • Украшение и реальность.
  • Украшение и фантазия.
  • Постройка и реальность.
  • Постройка и фантазия.
  • Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство. 8 часов

  • Выражение характера изображаемых животных.
  • Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
  • Выражение характера человека в изображении: женский образ.
  • Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
  • Изображение природы в различных состояниях.
  • Выражение характера человека через украшение.
  • Выражение намерений через украшение.
  • В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство. 9 часов

  • Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
  • Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
  • Линия как средство выражения: ритм линий.
  • Линия как средство выражения: характер линий.
  • Ритм пятен как средство выражения.
  • Пропорции выражают характер.
  • Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
  • Обобщающий урок года.

3 класс (1 час в неделю, 34 часа)

ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС.

Искусство в твоем доме. 8 часов

  • Твои игрушки придумал художник.
  • Посуда у тебя дома.
  • Мамин платок.
  • Обои и шторы в твоем доме.
  • Твои книжки.
  • Поздравительная открытка.
  • Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города. 9 часов

  • Памятники архитектуры — наследие веков.
  • Парки, скверы, бульвары.
  • Ажурные ограды.
  • Фонари на улицах и в парках.
  • Витрины магазинов.
  • Транспорт в городе.
  • Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище. 8 часов

  • Художник в цирке.
  • Художник в театре.
  • Маски.
  • Театр кукол.
  • Афиша и плакат.
  • Праздник в городе.
  • Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
  • Художник и музей. 8 часов
  • Музеи в жизни города.
  • Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
  • Картина-портрет.
  • Картина-натюрморт.
  • Картины исторические и бытовые.
  • Скульптура в музее и на улице.
  • Художественная выставка (обобщение темы).

4 класс (1 час в неделю, 34 часа)

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства. 8 часов

  • Пейзаж родной земли.
  • Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
  • Образ красоты человека.
  • Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли. 9 часов

  • Древнерусский город-крепость.
  • Древние соборы.
  • Древний город и его жители.
  • Древнерусские воины-защитники.
  • Города Русской земли.
  • Узорочье теремов.
  • Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник. 8 часов

  • Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
  • Искусство народов гор и степей.
  • Образ художественной культуры Средней Азии.
  • Образ художественной культуры Древней Греции.
  • Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
  • Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы. 8 часов

  • Все народы воспевают материнство.
  • Все народы воспевают мудрость старости.
  • Сопереживание — великая тема искусства.
  • Герои, борцы и защитники.
  • Юность и надежды.
  • Искусство народов мира (обобщение темы).
  1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

  1. Результаты обучения

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

 сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

 использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.  

В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

•  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.    

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.

УЧЕБНИКИ

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс; Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс; Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1—4 классы.

Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
  2. http:www.Nachalka.com.
  3. http:www.viku.rdf.ru.
  4. http:www.rusedu.ru.
  5. http://school-collection.edu.ru/
  6. www.center.fio.ru
  7. http://www.maro.newmail.ru
  8. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
  9. http://www.int-edu.ni



Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

2 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч).

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Виды контроля

1 четверть (9 часов)

                                                                               

                                                                                Чем и как работают художники?( 8 часов)

1

«Цветочная поляна». Три основные краски (красная, синяя, желтая), строящие многоцветье мира.

Урок введения в новую тему

Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии и её цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значении трёх красок. Работать с кистью.

Знание правил работы с кистью, смешивания красок. Умение строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основании личного опыта и наблюдений.

Наблюдать природу и природные явления. Овладеть на практике основами цветоведения. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Фронтальный, индивидуальный

2

«Радуга на грозовом небе». Пять красок – все богатство цвета и тона.

Комбинированный урок.

Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии и её цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за природой, изображённой мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка.

Знание художников, изображающих природу. Умение изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Понимать разницу в изображении природы.

Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Фронтальный, индивидуальный

3

«Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Урок –сказка.

Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе-дальше», «больше-меньше».

Знание понятия «композиция». Умение наблюдать за природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью своё замысел.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя такие материалы, как мелки или пастель. Использовать правила для передачи пространства на плоскости в изображениях природы.

Фронтальный, индивидуальный

4

«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.

Урок –проект.

Познакомиться с новым видом выразительности изображения. Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского. Определить материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Знание видов выразительности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Фронтальный, индивидуальный

5

«Графика зимнего леса» Выразительные возможности графических материалов.

Урок- удивления

Познакомиться с другими материалами выразительностями: тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учиться изображать линии разной выразительности. Овладение приёмами работы с тушью и углё.

Знание о выразительных возможностях линии, точки, тёмного и белого пятен. Умение пользоваться новыми материалами для выразительности изображения, пользоваться правилами работы с графическими материалами.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Овладевать основами языка графики. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Фронтальный, индивидуальный

6

«Звери в лесу». Выразительность материалов в для работы в объёме.

Урок-сказка.

Сопоставить изображение на плоскости и объёмное. Наблюдение за скульптурой, её объём. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению работы.

Знание понятия «скульптура», правил работы с пластичными материалами. Умение различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Фронтальный, индивидуальный

7

«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.

Комбинированный урок.

Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы – цилиндр, конус, лесинки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения.

Знание понятия «макет», этапов постройки сооружения. Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом, работать в группе.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов, моделировать.

Фронтальный, индивидуальный

8

«Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным.

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-выставка.

Сделать вывод о способах выразительности в художественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделий.

Знание способов выразительности в художественных произведениях. Умение использовать различные приёмы и способы выразительности в изображении природы и животных.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

2 четверть

Реальность и фантазия ( 7 часов)

9

«Наши друзья – птицы». Изображение и реальность.

Урок введения в новую тему

Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности животных. Наблюдать за пропорциями частей тела.

Знание понятия «пропорция». Умение соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта. Умение пользоваться правилами художника (начинать изображение с общего абриса).

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.  Использовать правила пропорции при изображении животного.

Фронтальный, индивидуальный

10

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

Урок –сказка.

Осознать связь фантазии с реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных и фантастических объектов. Правила изображения фантастических образов. Использовать в индивидуальной деятельности гуашь.

Знание правил рисования с натуры. Умение выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила и контроля способа решения.

Фронтальный, индивидуальный

11

«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность.

Комбинированный урок

Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изображать при помощи линий.

Знание правил рисования с натуры. Умение рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности – форму, величину, расположение игл; правильно разводить гуашевые краски.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителе; формулировать собственное мнение и позицию.

Фронтальный, индивидуальный

12

«Кокошник». Украшение и фантазия

Урок совместного творче6ства.

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент кокошника.

Знание понятия «орнамент»; приёмы выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства; известных центров народных художественных промыслов. Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Фронтальный, индивидуальный

13

«Подводный мир». Постройка и реальность.

Комбинированный урок.

Наблюдение за постройками в природе. Определять форму, материал. Учиться самостоятельно, по своим представлениям, конструировать из бумаги, используя основные приёмы работы с этим материалом. Работать в группах.

Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям.

Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

Фронтальный, индивидуальный

14

«Фантастический замок». Постройка и фантазия.

Урок-фантазия.

Сопоставлять современные постройки и сказочные. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических зданий, передать настроение в творческой работе.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

15

«Братья-мастера». Изображение, украшения и постройки всегда работают вместе.

Урок обобщение.

Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. Работать в группах.

Знание правил выполнения коллективной работы. Умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формировать собственное мнение и позицию.

Фронтальный, индивидуальный

3 четверть

О чём говорит искусство (8 часов)

16

«Чевероногий герой». Выражение характера изображаемых животных.

Урок введения в новую тему.

Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замыслов в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид.

Знание понятия «художник-анималист»; творчества художников В.Серова, И.Ефимова, Т.Мавриной, М.Кукунова, В.Ватагина. умение рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.

Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений. Давать оценку своей работе по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

17

«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа.

Комбинированный урок.

Анализировать картины известных художников, образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Познакомиться с понятием «внутренняя красота». Работать в группах вариативно.

Знание понятие «внутренняя красота». Умение изображать мужской образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел

Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

18

Женский образ русских сказок.. выражение характера человека: изображение противоположных по характеру женских образов (Царевна-Лебедь и Барбариха)

Комбинированный урок.

Анализировать картины известных художников, образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Закрепить понятие«внутренняя красота». Работать в группах вариативно.

Знание понятие «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел

Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

19

Образ сказочного героя, выраженный в объёме.

Урок-проект.

Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнять работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными материалами. Работать в группах вариативно.

Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства. Умение передавать образ человека и его характер, используя объём; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материалы для творчества; передавать в рисунках пространственные отношения.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

20

«Море». Изображение природы в разных состояниях.

Комбинированный урок.

Рассказывать по своим наблюдениям о различных состояниях природы. Анализировать на основе сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разные состояния моря. Рассмотреть  картины художников – маринистов. Предлагать свои варианты изображения моря в разных состояниях.

Знание понятия «художник-маринист». Умение изображать природу в различных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материалы для творчества; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовывать свой замысел; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.

Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать море на основе своих наблюдений. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

21

«Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшение.

Комбинированный урок.

Рассмотреть предметы с элементами декора. Определить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить, какими средствами выразительности пользуются народные умельцы. Выяснить причины различия украшений одних и тех же предметов. Приводить примеры, используя свои наблюдения. Освоить основы изобразительного языка художников.

Знание привил выражения характера человека через украшение. Умение сравнивать виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство); узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.

Анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремёсел  России. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Фронтальный, индивидуальный

22

«Морской бой Салтана и пиратов», коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Выражение намерений человека через украшение.

Урок – игра

Учиться выражать  намерения через украшения. Выяснить, какими средствами пользуются художники для выражения своих намерений. Закрепить знания по составлению орнамента. Делать выводы.

Знание правил составления орнаментов; тёплые и холодные цвета. Умение определять форму, размер, последовательность выполнения работы; соблюдать правила составления коллективной работы; оценивать результат.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать коллективное панно  давать оценку итоговой работе.

Фронтальный, индивидуальный

23

«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внешний вид здания соответствует жильцу по характеру. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров – Постройки, Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город, учитывая материалы. Работать в группе.

Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творче6ской работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовать замысел.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать сказочный город из выбранных самостоятельно материалов и давать оценку итоговой работе.

Фронтальный, индивидуальный

24

«Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Урок введения в новую тему.

Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что цвет придаёт дополнительную эмоциональную выразительность произведению.

Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет», тёплые и холодные цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски.

Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Изображать замок Снежной королевы, используя тёплые и холодные цвета. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

25

«Весна идёт». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Комбинированный урок.

Беседовать о возможностях цвета в создании настроения. Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. Провести параллель с музыкой. Выяснить, какой отрывок соответствует образу нежному и светлому, а какой – тревожный и тяжёлый. Уяснить возможности цветов: чёрного, белого, серого. Создать шкалу оттенков серого цвета.

Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет», тёплые и холодные, звонкие и глухие  цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски.

Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Изображать весеннюю землю, используя  звонкие и глухие цвета. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

26

«Весенний ручеёк». Линия как средство выражения: ритм линий.

Комбинированный урок.

Сравнивать фотографии с видами весны в разные месяцы. Определять понятие ритма в природе. Делиться своими наблюдениями. Соотнести свои представления с музыкальным произведением, с отрывками описания весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на рисунке с предыдущего урока.

Знание понятий: пейзаж, ритм, творчества художников-пейзажистов. Умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; разводить гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на заданную тему.

Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Изображать весенний пейзаж. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

Фронтальный, индивидуальный

27

«Ветка». Линия как средство выражения: характер линий.

Комбинированный урок.

Рассматривать и сравнивать предложенные ветки, сделать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба – мощные, похожие на лапы дракона. Учиться выражать характер работы с помощью линий.

Умение различать основные и составные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы, использовать линии для изображения характера работы.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

Фронтальный, индивидуальный

28

«Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения.

Комбинированный урок.

Рассмотреть и сравнить картины известных художников; выявить, какими выразительными средствами они пользовались, познакомиться с ещё одним выразительным средством – это ритм и движения пятна. Выполнить задание в технике аппликации.

Знание понятий: «ритм и движения пятна», «аппликация»; техники выполнения аппликации. Умение делать выводы на основе рассуждений; составлять композицию, последовательно её выполнять; составлять последовательность и придерживаться ритма.

Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работы.

Фронтальный, индивидуальный

29

«Смешные человечки». Пропорции выражают характер.

Комбинированный урок.

Наблюдать за пропорциями – тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру. Выполнить изделие из пластичных материалов. Закрепить основные приёмы обработки пластичных материалов.

Знание понятия «пропорция»; приёмов обработки пластичных материалов. Умение выбирать материал для работы; выражать характер изделия через отношение между величинами(пропорцию).

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формировать собственное мнение и позицию.

Фронтальный, индивидуальный

30

«Весна, шум птиц». Ритм линий и пятен, свет, пропорции – средства выразительности.

Урок обобщения изученного материала.

Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. Начать создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

Знание средств выразительности. Умение применять средства выразительности; работать в группе, использовать художественные материалы, использовать средства выразительности для изображения характера работы.

Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Изображать весенний пейзаж. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

Фронтальный, индивидуальный

31

Обобщающий урок за год.

Урок – выставка.

Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства; ведущих художественных музеев России; художников. Умение высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.

Фронтальный, индивидуальный

32

Резерв

33

Резерв

34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....