Рабочая программа по ИЗО 2 класс "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Петренко Лилия Владимировна

 Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 «А» класса создана на основе ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы «Изобразительное искусство» под О.А. Куревиной  в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_rp_2_klass.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

имени А.Г. Ломакина

Согласовано

на заседании

методического объединения (методического совета)

протокол от 29.08.2014г. №1

Утверждена приказом

директора

МОБУ СОШ №8

им. А.Г. Ломакина

от 01.09.2014г. №411

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По изобразительному искусству_для  2 «А»  класса______

(учебный предмет, курс)

Срок реализации - 2014-2015 учебный год______________

Учитель _____Петренко Лилия Владимировна____________

(Ф.И.О.)

г. Таганрог

2014

Пояснительная записка.

 Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 «А» класса создана на основе ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы «Изобразительное искусство» под О.А. Куревиной  в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273.

     Программа реализует основные позиции ФГОС НОО. Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредметных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов.

Настоящая программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Общая характеристика учебного предмета.

4. Место учебного предмета в учебном плане.

5. Содержание учебного предмета.

6. Тематическое планирование.

7. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

К настоящей программе прилагается календарно-тематическое планирование  (Приложение 1).

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

- Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры.

- Воспитание в детях эстетического чувства.

- Развитие воображения и зрительной памяти.

- Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

        Настоящая программа разработана для 2 «А» класса. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся класса и специфики классного коллектива.

Общая характеристика учебного предмета.

        В начальном обучении предмет «Изобразительное искусство» выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Предмет «Изобразительное искусство» нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

        При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей. 

Основные задачи курса:

- Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы учебника).

- Воспитание зрительской культуры (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).

- Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).

- Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов (рубрика «Твоя мастерская»).

- Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»)

- Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

- Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.

        Основными ценностными ориентирами изучения предмета являются:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и  внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.  

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.  

        

Место  предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план отводит на предмет изобразительное искусство во 2 классе 34 часа в год. По учебному плану МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина на 2014-2015 учебный год на предмет изобразительное искусство отводится 35 часов (1 час в неделю).

В соответствии с календарным учебным графиком МОБУСОШ №8 им. А.Г. Ломакина на 2014-2015 учебный год предусмотрено сокращение количества часов во 2 классе (государственные праздники и «Дни здоровья»).

Таким образом, настоящая Рабочая программа рассчитана на 31 учебный час, сокращение на 4 часа произведено за счет резервного времени.

Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности. (Великая сила искусства).

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, пастель и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.

Раздел 2. Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? 

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в традиционной культуре. Образ человека в разных культурах мира. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта.

Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Раздел 3. Резерв

Тематическое планирование.

№ п/п

Раздел

Количество

часов

1.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности. Великая сила искусства.

16 ч.

2.

Азбука искусства. Учимся видеть и говорить на языке искусства.

15 ч.

3

Резерв

Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки.

В результате формирования личностных универсальных учебных действий у учащегося будут сформированы: 

  • ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;
  • уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
  • самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
  • духовные и эстетические потребности;
  • приемы и техника изобразительной деятельности;
  • готовность к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • навыки самостоятельной и групповой работы.

Учащиеся получат возможность для формирования: 

•внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

•положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

•компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

•морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

•установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

•осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

•эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Ученик получит возможность:

•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД.

Ученик научится:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой   жизненный опыт   и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.


Ученик получит возможность:

•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ученик получит возможность:

•учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты.

Раздел1.  Восприятие искусства и виды художественной деятельности. (Великая сила искусства).

Ученик научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

Получит возможность:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в при" роде, на улице, в быту); • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел 2. Азбука искусства. Как говорит искусство?

Ученик научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;

Получит возможность:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные ком" позиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел 3. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? 

Ученик научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Получит возможность:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных куль" турах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, вы" ражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Система оценки планируемых результатов      

        В соответствии с требованиями ФГОС НОО разработана система комплексной оценки, ориентированная на выявление образовательных достижений учащихся с целью отслеживания их динамики. Для этого используется накопительная система оценивания. Комплексный подход к оценке результатов образования складывается из оценки предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования.

        Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

        Результаты учебной деятельности учащихся представляют традиционную пятибалльную шкалу оценивания всех видов работ.

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Результаты  практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или  продуктивная).

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях за участием учащихся в групповой работе.

     Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок.

        

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение:

1. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство»         М: «Баласс», 2012 г.        

2. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Рабочая тетрадь к учебнику Изобразительное искусство     «Разноцветный мир». М: «Баласс», 2012 г.

3. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.  Методические рекомендации для учителя. М: «Баласс», 2011 г.

Печатные пособия:

Комплект наглядных пособий для 2 класса.

Интернет ресурсы:

www.km.ru/educftion Начальная школа. Изобразительное искусство. «Уроки Кирилла и Мефодия».

Экранно-звуковые и мультимедийные пособия:

 Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи, 1–4 классы».

Материально-техническое обеспечение:

1.  Компьютер.

2. Интерактивная доска.

3.  Принтер.

4. Сканер.

5. Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК 2100 2 класс.

Рабочая программа по математике разработана для 2 класса в соответствии с новыми стандартами. Программа создана по учебнику Л.Г. Петерсон....

Рабочая программа по математике (Школа-2100)

В Рабочую программу входит Пояснительныя записка, тематическое, поурочное планирование, планируемые предметные результаты....

Рабочие программы по УМК "Школа 2100"

Рабочие программы по основным предметам по УМК "2100" для 1 класса...

Рабочие программы по УМК "Школа 2100"

Представлены рабочие программы по УМК "Школа2100" по труду,русскому языку(обучение грамоте и р.я)...

Рабочие программы 1 класс Школа 2100

УМК Школа 2100 рабочие программы...