Технологические карты урока по ИЗО "Как говорит искусство" "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Смоляк Елена Владимировна

Весь материал загружен с диска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_26.doc183.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_27.doc42 КБ
Microsoft Office document icon urok_28.doc250.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_29.doc42 КБ
Microsoft Office document icon urok_30.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_31.doc332 КБ
Microsoft Office document icon urok_34.doc417.5 КБ
Microsoft Office document icon uroki_32.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 26
ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ.
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА. ЧУДО-КОВРИК

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с цветом как средством художественного выражения, обучения составлению теплых и холодных цветовых гамм, организации и проведения упражнений в приемах смешивания красок на палитре и на бумаге; способствовать формированию умений рассматривать и читать репродукции с изображением пейзажа, развитию эмоциональной сферы детей, художественно-образного, творческого мышления, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища.

Оборудование:

•  для учителя: учебник, репродукции картин (Приложение 13), цветовой круг, детские работы, гуашь, кисти, альбомный лист;

•  для учащихся: альбом, гуашь, кисти, палитра.

Условные сокращения: Ж – желтый, О – охра, Ор. – оранжевый, Ярко-кр. – ярко-красный, Кр. – красный, Бордо – бордовый, Ф – фиолетовый, С – синий, Св.-син. – светло-синий, Г – голубой, З – зеленый, Трав. з. – травяная зелень.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

– Изобразите цветом радость. Какие краски вы использовали?

– Изобразите грусть. Какие краски вам понадобились?

II. Постановка учебной задачи.

– Закройте глаза, представьте: вы на лугу, светит яркое, теплое солнышко. Вы гуляете и наслаждаетесь красотой весеннего дня. Вдруг налетела маленькая тучка и расплакалась мелким дождиком. Вы бежите по лугу, на вас капают маленькие капельки дождя, вам хорошо и весело. Вот тучка улетела, оставив в воздухе мельчайшие капельки воды. Опять выглянуло солнышко, своими лучиками оно стало играть с этими каплями-малютками. И вот чудо: на небе появилась радуга. Рассмотрите ее.

– Открывайте глаза. Что создало радугу на небе? (После дождя солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и на небе появляется разноцветная радуга.)

– Назовите цвета, из которых состоит радуга. Вспомните поговорку, которую придумали для запоминания порядка цветов. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

– Как вы думаете, что получится, если соединить концы радуги? (Цветовой круг.)

– Тема сегодняшнего урока – «Цвет как средство выражения».

– На уроке мы узнаем, какие цвета называют теплыми, холодными, как получить цветовые оттенки, соответствующие теплому, холодному цвету, что можно изобразить этими цветами.

III. Изучение нового материала.

– Сегодня к нам в гости пришел Мастер Изображения. Он хочет устроить вам небольшой экзамен.

•  Посмотрите на цветовой круг и назовите три основных цвета. (Красный, желтый, синий.)

•  Какие оттенки получаются при смешении основных цветов?

– Мастер Изображения благодарит за ответы и хочет познакомить вас с двумя девочками-волшебницами (учебник, с. 125–127).

– Перед вами девочка-волшебница из Царства Солнца. У нее в руках волшебное желтое стеклышко. Опуская стеклышко в каждый цвет, она превращает его в какой? (Теплый, солнечный, радостный.)

– Какие краски прячутся в платьице девочки Солнце? (Желтый, красный, оранжевый, коричневый.) 

– На что похожи эти цвета? (Солнце, огонь, жар-птица, тепло, солнечная  осень, знойное лето.)

– Посмотрите на девочку из Царства Льда. У нее есть волшебная синяя льдинка, при помощи которой она «замораживает» все цвета, делая их какими? (Холодными.)

– Какие краски прячутся в платьице девочки Льдинки? (Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.)

– На что похожи эти цвета? (Небо, снег, холодный ветер, прохлада, зима,  льдинки, снежинки, царство Снежной королевы.)

– Какое настроение выражают теплые и холодные цвета?

По ходу беседы на доске  появляется схема.

Теплые цвета                              Холодные цвета

желтый, красный,
оранжевый, коричневый

синий, голубой,
фиолетовый, сиреневый

Настроение: солнечное,
радостное, веселое,
активное, счастливое

Настроение:
фантастическое, загадочное,
грустное, таинственное

– Покажите теплые цвета на цветовом круге, найдите теплые цвета в своих красках, отставьте их в сторону.

– Покажите холодные цвета на цветовом круге в своих красках, отставьте их в другую сторону.

– Разделяя цвета на теплые и холодные, мы испытали затруднение, в какую группу отнести зеленую краску. Есть ли у вас предложения?

– Девочки Солнце и Льдинка по поводу зеленой краски постоянно спорят и не могут ее поделить. Давайте разрешим их спор. Из каких цветов состоит зеленый? (Желтый и синий.)

– Желтый – это теплый цвет, а синий – это холодный. Значит, если, замешивая зеленый, девочка Льдинка положит большую льдинку, он станет более холодным (учитель демонстрирует образование цвета). А если девочка Солнце добавит свой огненный лучик в синий, то зеленый получится теплым, радостным.

– Каким образом вы будете добиваться теплого цвета в своей картине? (Добавим желтый.) А холодного? (Добавим синий.)

– Понаблюдаем, как известные художники используют теплые и холодные цвета.

– Мастер Изображения приглашает нас в музей.

– Вашему вниманию предлагаются картины В. Ван Гога «Подсолнухи» и И. Левитана «Золотая осень» (Приложение 13).

– Найдите работы, выполненные в холодной цветовой гамме. Что изображено? Какое настроение выражают холодные цвета на картинах?

– Назовите картины, выполненные в теплой цветовой гамме. Что изображено? Каким настроением пронизана картина?

Здравствуй, радуга-дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга!

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу.

Выполняют поклон.

Рисуют в воздухе дугу, разводят руки
в стороны.

Выполняют поклон.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.

Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком.

Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Сегодня на уроке вам предстоит нарисовать чудо-коврик, используя в своей работе или теплые цвета, или холодные.

– Посмотрите на лист, который лежит у вас на столе, это будущий коврик. Он чистый, но ненадолго. Сейчас ваша фантазия создаст узор. Закройте глаза и представьте, что перед вами мастерица. Она ткет волшебный ковер, вообразите, какой узор она создает, какие цвета использует.

– Поделитесь, что удалось представить. Что хочется вам изобразить на ковре? (Цветы, геометрические фигуры, радугу, сердечки и т. д.)

– Какими материалами вы будете создавать коврик?

Советы Мастера Изображения.

1. Продумайте композицию.

2. Не оставляйте на листе белых мест.

3. Меняйте воду по мере загрязнения.

4. Убирайте излишки воды кисточкой.

Желаю успехов в работе!

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу?

– Ты справился с работой или есть недочеты?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

– Давайте рассмотрим чудо-коврики. Какие коврики понравились и почему? Давайте разделим ваши коврики на две группы, нарисованные в холодных тонах и в теплых. В каких работах удачно подобраны сочетания цветов?

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Какой Мастер нам помогал?

– Что можете рассказать о холодном цвете, о теплом? (Можно вернуться к схеме.)

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чем испытали затруднения?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 27
ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ.
ТИХИЕ И ЗВОНКИЕ ЦВЕТА

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятиями «звонкий» и «глухой» цвет, обучения изображению пейзажа, организации и проведения работы по составлению теплых и холодных оттенков, упражнений в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге; способствовать формированию умений пользоваться в работе разными по характеру мазками, рассматривать репродукции с изображением пейзажа для решения учебных задач, анализировать свой рисунок и рисунок товарища, развитию эмоциональной сферы детей, художественно-образного, творческого мышления детей, наблюдательности, художественного вкуса.

Оборудование:

•  для учителя: учебник, варианты детских работ, карточки для игр, альбом, трубочка, кисти;

•  для учащихся: альбом, гуашь, акварель, кисти, палитра, трубочка.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

– Попробуйте, используя теплые и холодные оттенки, изобразить свое настроение.

– Какие цвета ты использовал, чтобы изобразить свое настроение? Почему ты выбрал теплые (холодные) цвета?

II. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать цвет как средство выражения. Нам предстоит выяснить: можно ли о цвете говорить «тихий» («глухой») и «звонкий».

III. Изучение новой темы.

1. Игра «Цветик-семицветик». 

На доске – цветные карточки.

– Распределите эти цвета на две группы. Назовите каждую группу. (Теплые цвета и холодные цвета.)

– Как быть с зеленым цветом? (Если нужен теплый цвет, добавим больше желтого, если холодный, то добавим больше синего.)

2. Игра «Настроение». 

По классу развешаны карточки со словами, называющими настроение: загадочное, грустное, радостное, счастливое, таинственное, веселое.

– Прочитайте то, что написано на карточках. Что это? (Характеристика настроения.)

– Я предлагаю вам распределить эти таблички на две группы. Ваши предложения? Что получилось? (Настроение, которое выражают теплые и холодные цвета.)

– Какую картину можно изобразить теплыми цветами?

Жаркое солнце,

Теплый песок,

Ярко-оранжевый в поле цветок.

Самым горячим, красным и желтым,

Знойное лето цветом наполним.

– Что можно изобразить холодным цветом?

Темно-синий вечер,

Голубой рассвет,

Льдинки и снежинки,

Их холодный свет.

Прохладу нарисуем сине-голубой –

Зимнюю картину видим мы такой.

– Что получится, если в картине объединить теплые и холодные оттенки?

– Посмотрите на картины М. Сарьяна «Ереванские цветы» и В. Попкова «Весенний закат» (учебник, с. 128–129), они вам помогут выдвинуть предположение. Какие чувства у вас вызывают эти картины? (Выслушиваются мнения учащихся. Чувственное восприятие может быть разным, поэтому одобряются все версии.)

– Если в картине теплые и холодные цвета расположены рядом, то они помогают друг другу звучать ярче, как бы громче, становятся сочнее, активнее, выразительнее.

– В какое время года чаще всего встречается сочетание теплых и холодных цветов? 

– Цвет может быть звонким, а может быть глухим. Попробуйте предположить, какой цвет будет называться глухим. Вам помогут картины И. Левитана, В. Борисова-Мусатова «Весна» (учебник, с. 131), рассмотрите их внимательно.

– Глухой цвет – это цвет с преобладанием белых, серых, пастельных и других нейтральных тонов. Дымка, дождь, туман приглушают все цвета.

3. Игра «В картинной галерее». 

Учитель показывает слайды с репродукциями картин известных художников.

– Посмотрите на картины. Найдите картины со звонким и глухим цветом. Почему вы так считаете? Что позволяет картине звучать, а что приглушает?

Движения выполняются детьми по ходу стихотворения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головой кивают,

Все вместе отдыхают.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Сегодня на уроке вам предстоит создать звучащую, яркую, сочную картину.

1-й вариант. Нарисовать букет цветов, располагая рядом холодные и теплые оттенки. Рисовать мы будем трубочкой (Приложение 14). 

Этапы работы:

1. Подумай, что будет изображено.

2. Нарисуй вазу.

3. Макни кисточку в краску, поставь на листе пятнышко и начинай дуть на него через трубочку в разные стороны. Лист можно крутить, поворачивать. Следи, чтобы слюна не попадала в трубочку – капельки слюны могут испортить работу.

4. Сделай несколько подобных пятнышек.

5. Нарисуй цветам стебельки, листья.

6. Фон сделай при помощи поролоновой губки. Макни кусочек губки в краску (в краске не должно быть много воды) и ставь на листе отпечатки.

7. Работа готова.

2-й вариант. Нарисовать пейзаж, располагая рядом теплые и холодные оттенки. Какие картины природы возможно изобразить? (Цветочная поляна, закат солнца над морем.)

Совет Мастера Изображения.

Выберите для работы характер мазка. Для фона – мазок «дождик» или «пятнышко», в работе можешь использовать мазок «волна». Смешивать краски можно на палитре или сразу на листе (учитель демонстрирует мазки).

Этапы работы:

1. Подумаю, что будет изображено.

2. Сделаю набросок.

3. Изображу в цвете.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? Какие мазки были использованы в работе?

– Ты справился с работой или есть недочеты?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

– Картинная галерея класса открыта. Посетим ее, восхитимся работами. Какая работа вам понравилась? Почему? Удалось ли художнику сочетать теплые и холодные цвета? Назовите самую, на ваш взгляд, удавшуюся работу, самую неожиданную, самую яркую.

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Какой Мастер нам помогал?

– Что можете рассказать о холодном цвете, о теплом? Что позволяет картине звучать, а что приглушает?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чем испытали затруднения?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 28
ПЯТНО КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. СИЛУЭТ

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием «силуэт»; способствовать формированию умений рассматривать репродукции картин и решать с их помощью учебные задачи, анализировать свой рисунок и рисунок товарища, развитию познавательных потребностей, наблюдательности, воображения; совершенствовать умение композиционного размещения, навыки работы с гуашью и бумагой; содействовать воспитанию аккуратности.

Оборудование:

•  для учителя: учебник, репродукции картин Ф. Толстого, Е. Лебедевой, образцы пятен, клякс, силуэтов (Приложение 15);

•  для учащихся: альбом, гуашь, кисти, черная бумага, клей, ножницы.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

– К нам на урок сегодня пришел Мастер Изображения.

– Он  принес с собой своих помощников. Что это? (Пятна.)

– Как бы вы определили характер этих пятен? (1 – нежное, доброе, парящее, волнующее, 2 – колкое, грубое, злое, угрожающее.)

– Подойдите к моему столу, возьмите то пятно, которое соответствует вашему настроению, и раскрасьте его. Если у вас плохое настроение и вы выбрали второе пятно, то я советую вам его раскрасить яркими цветами, чтобы прогнать свое плохое настроение.

II. Изучение нового материала.

– Тема сегодняшнего урока – «Пятно как средство выражения».

– Мы знаем, что Мастер Изображения по-разному выражает свои чувства и настроение, например: грустными или веселыми цветами, злыми или добрыми формами, нежными или грубыми линиями.

Учитель вывешивает на доску образцы пятен, клякс (Приложение 15).

Мастер Изображения предлагает вам выполнить следующее задание. Посмотрите на пятна, которые он для вас нарисовал. На что похожи эти пятна? Мастер Изображения предлагает поиграть дома с родителями. Нарисуйте какое-либо пятно и воображайте, на что оно похоже.

Учитель обводит на доске силуэт кошки.

– Что я сейчас сделала? Что у меня получилось? (Силуэт.)

– Что такое силуэт?

Силуэт (от фр. silhouette) – очертание предмета, подобное его тени; вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов (рисунок тушью или белилами, а также вырезанный из бумаги и наклеенный на фон).

Игра «Отгадай, чей силуэт». 

Учитель готовит силуэтные изображения для игры (Приложение 15).

– Мастер Изображения приготовил для вас игру «Отгадай, чей силуэт». Рассмотрите тени, очертания предметов и угадайте, кто это.

– Вам не были видны цвет и отдельные детали предметов. Как вы смогли определить? (По форме.)

– Можно по силуэту определить мяч, солнце, луну, апельсин, колесо? (Нет, силуэты круглые.)

– Это говорит о том, что для силуэтного изображения нужно подбирать интересные образы. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертила на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профили фигур украшали греческие вазы.

– Возродилось же это искусство во Франции. И само слово «силуэт» пришло тоже из Франции. Так звали министра финансов (Этьенн Силуэт), на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля.

– В России силуэты тоже были модны, ими украшались дворянские дома.

– Техника изображения силуэтов была различной. Либо выполнялся рисунок тушью, либо вырезался из однотонной бумаги.

– Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. Толстой. Рассмотрите его работы «Человек, читающий книгу», «Александр Первый верхом» и др.

– А вот работы художницы Е. Лебедевой. Рассмотрите их.

– Чем различаются работы Ф. Толстого и Е. Лебедевой?

– Предложите, что можно создать в технике силуэтного изображения? (Животных, деревья, цветы, человека, город и т. д.)

– Рассмотрите фотографии живой природы (Приложение 15). Какое мы видим изображение? (Силуэтное.) Предположите, почему?

– Мастер Изображения принес свои работы, рассмотрите их. Какие вам понравились? Какие показались необычными? А вам хочется создать свои работы в этой технике?

Учащиеся выполняют движения по тексту.

Только в лес мы вошли,                        Дальше по лесу шагаем

Появились комары.                                И медведя мы встречаем.

Руки вверх, хлопок над головой,         Руки на голову кладем

Руки вниз, хлопок другой.                        И вразвалочку идем.

Впереди из-за куста                                Зайчик скачет быстро в поле.

Смотрит хитрая лиса.                        Очень весело на воле!

Мы лисичку обхитрим,                        Подражаем мы зайчишке,

На носочках пробежим.                        Непоседы-шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора

III. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Сегодня на уроке вам предстоит создать картину природы, используя силуэтное изображение. Какие материалы вы будете использовать в работе? (Гуашь, черную бумагу.)

– Прежде чем начать работу, Мастер Изображения предлагает вам поиграть, пофантазировать.

Игра «Полет фантазии» (групповая работа). У каждой группы на столах лежат силуэтные изображения природы, а на доске висят листы бумаги: одни – с фоном, другие – белые, третьи – цветной картон. Составьте из этих силуэтов картины и дайте им названия, основу возьмите на доске, предварительно обсудите, какая основа подойдет к вашей работе.

– Мастер Изображения благодарит вас и предлагает обсудить этапы вашей творческой работы.

1. Продумаю сюжет.

2. Создам фон.

3. Вырежу из черной бумаги силуэты.

4. Наклею силуэты на фон.

Учитель помогает в выборе сюжетов, направляет идеи учеников на создание интересных композиций.

IV. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу?

– Ты справился с работой или есть недочеты?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

– Мастер изображения предлагает создать выставку из ваших работ. Давайте посмотрим на ваши картины. Какая картина вам понравилась, чем? Как бы вы назвали эту картину? Найдите работу с самым оригинальным сюжетом, самым таинственным, загадочным сюжетом.

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Что такое силуэт? Где возник силуэт как вид искусства? Назовите, каких художников, работающих в этой технике, вы узнали?

– Назовите этапы работы, материалы, которыми вы пользовались.

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чем испытали затруднения?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 29
РИТМ И ДВИЖЕНИЕ ПЯТЕН КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о ритме как выразительном средстве изображения, умения рассматривать репродукции картин и решать посредством их учебные задачи, развитию познавательных потребностей, наблюдательности, воображения, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию аккуратности.

Оборудование:

•  для учителя: учебник, репродукции картин (Приложение 16);

•  для учащихся: рабочая тетрадь, пастель или восковые мелки.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

– Используя пятна разного цвета, изобразите свое настроение. (Учитель вывешивает на доску несколько работ, контрастных по настроению.) Какое настроение изображено на этих листах? Что вам подсказало? (Цвет.) Если у вас плохое настроение, разорвите лист на мелкие кусочки, тем самым прогоните плохие чувства, негативные эмоции, обиды.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель находит среди детских работ (см. предыдущее задание) такую работу, в которой прослеживается ритм пятен, или рисует свое настроение, чередуя пятна на листе.

– Посмотрите на работу. Какое настроение видите? Попробуйте увидеть какие-либо образы.

– Посмотрите на расположение пятен на листе. Что можете сказать?

– В этой работе мы видим чередование, повтор цветовых пятен. Это называется ритмом и тоже является средством художественной выразительности. Сегодня на уроке мы будем говорить о ритме и движении пятен как средстве выражения в изобразительном искусстве.

III. Изучение нового материала.

– В изобразительном искусстве ритм – это повтор, чередование форм, линий, цветных, черных и белых пятен. Ритм форм и пятен можно встретить и в природе. Посмотрите на иллюстрацию (учебник, с. 132–133). Что создает ритм? (Ягоды, цветы.)

– Как вы думаете, ритм пятен, форм, линий может создавать настроение?

– Рассмотрим картину Т. Мавриной «Ландыш пел». Какое настроение на картине? (Веселое, цветы как будто поют и танцуют, листья хлопают в ладоши.) Какие выразительные средства помогли художнику создать веселое настроение? (Ритм цветов и листьев.)

– Посмотрите на картину Т. Мавриной «Правый берег реки Лутосни». Найдите ритм пятен. (Птицы.) Какое настроение они передают? (Тревожное.) Почему? (Расположены беспорядочно.)

Есть ли еще ритм на этой картине? (Линии.)

– Вспомните и приведите примеры, какие ритмы в природе вы встречали.

– Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости.

– Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону или сходящимся к центру, направленным как по горизонтали, так и по вертикали.

– Рассмотрим картину А. Рылова «В голубом просторе». Найдите ритм на картине. (Полет птиц.) Птицы парят высоко под облаками, они создают торжественное движение и ритм.

– А вот иллюстрация Е. Чарушина «Воробьи». Здесь ритм и движение совсем другие. Попробуйте прочитать этот ритм.

Работа с таблицей «Ритм» в учебнике, с. 135.

– Посмотрите, какими разными могут быть ритм и движение пятен в рисунке.

– Как летят птицы в первой строке? (Спокойно.)

– Что можно сказать о ритме в третьей и четвертой строке? (Летят тревожно и с шумом разлетаются.) Какие чувства вызывает такой ритм? (Беспокойство, взволнованность, испуг.)

– Посмотрите, как используют ритм художники. (Учитель демонстрирует картины художников И. Левитана, И. Шишкина, А. Дейнеки. Приложение 16.)

– Найдите ритм этих картин. Попробуйте определить чувства, которые вызывает ритм в картине.

– Сегодня на уроке мы говорили о ритме в изобразительном искусстве, а есть понятие «ритм» в других видах искусства? (Да. В музыке повторяются, чередуются звуки. В литературе повторение слогов, слов, ситуаций.)

Игра «Ритм».

– Выполняйте движения, которые я называю.

1) Руки вперед, вверх, в стороны, вниз. (3 раза.)

– Что у вас получилось? (Ритм движений.)

2) Помашите руками, как будто отгоняете комаров и мух перед собой.

– Какие движения вы выполняли? (Беспорядочные, суета.)

3) Поупражняемся в ритме движений.

4) Улыбнитесь широко, изобразите грусть, обиду. (3 раза).

– Придумайте свой ритм.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

Учитель просит ученика надуть мыльные пузыри.

– Что делает … (имя ученика)?

– Понаблюдайте за мыльными пузырями, за их волшебным полетом. Что скажете?

– Как можно сохранить это волшебное ощущение? (Нарисовать, сфотографировать пузыри.)

– Посмотрите на иллюстрации мыльных пузырей. Солнечные лучики отражаются в этих маленьких шариках. Разноцветные пузырики как будто танцуют в воздухе, а может быть, они летят, обгоняя друг друга, а может быть, это дождик из мыльных пузырей.

– Сегодня мы будем рисовать мыльные пузыри. Откройте рабочую тетрадь на странице 40. Кто нарисован на странице? (Дети.) Какое изображение мы видим? (Силуэтное.) Что делают дети? (Пускают мыльные пузыри.)

– А вы хотите пускать мыльные пузыри? Предлагаю это сделать.

– Мы с вами будем надувать мыльные пузыри. Сделайте круг из большого и указательного пальцев. Надуем большой пузырь. Нам понадобится много воздуха. Сделайте глубокий вдох и тихонько, но долго подуйте в круг. Изобразите руками, какой пузырик у вас получился. Теперь выдуем маленький шарик. Вдохните немного воздуха и тихонько подуйте в круг. Нарисуйте в воздухе, какой пузырь у вас вылетел. А теперь сделайте глубокий вдох и резко, быстро подуйте в круг. Мыльный пузырь лопнул, покажите в воздухе, как лопаются мыльные пузыри.

– Я предлагаю изобразить в тетрадях полет мыльных пузырей. Какими материалами вы будете работать? (Пастелью или восковыми мелками.)

– Желаю удачи.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать? Какие материалы использовал в работе?

– Удалось тебе сделать работу? Что получилось лучше всего?

– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

– А теперь представьте, что мы попали в Царство мыльных пузырей. Посмотрите, какие они яркие, а как танцуют пузыри, какой сказочный полет!

– В каких рисунках мы видим спокойный, плавный полет, медленный танец, а в каких чувствуется энергичный танец, беспокойный полет?

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Что такое ритм? Что передает ритм? Какой может быть ритм? Какие чувства может выражать ритм?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 30
ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ.
ВЕСЕННЯЯ ПОЛЯНА

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке; совершенствовать умение композиционного размещения; способствовать развитию воображения, фантазии, эмоционального восприятия природы через характер линий, умений анализировать свой рисунок и рисунок товарищей, сравнивать, анализировать, делать выводы, исследовательских навыков учащихся; показать разнообразие линий в природе; содействовать воспитанию у учащихся умения видеть красоту природы, любви к родной природе.

Оборудование:

•  для учителя: учебник, иллюстрации, акварель, альбомный лист;

•  для учащихся: акварель, тушь, перо, палочка.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

– Намочите альбомный лист водой. (Учитель дублирует на доске.) Акварелью в нижней части листа нарисуйте спокойствие, используя светло-зеленые оттенки, в средней части листа создайте яркое настроение. В верхней части листа изобразите нежность, загадочность, волшебство, используя пастельные оттенки (возьмите синюю, желтую, фиолетовую и добавьте белой краски). Посмотрите, как соединились цвета на нашем листе, не оставив пробелов. Какая часть этого листа соответствует настроению, с которым вы пришли на урок?

– Сейчас мы сделали заготовку для будущего рисунка.

II. Постановка учебной задачи.

– Соберите из букв слова, и вы прочитаете тему урока.

М Р И Т      Н И Й Л И

– Сегодня на уроке мы продолжим говорить о ритме. Тема урока – «Ритм линий».

III. Закрепление пройденного материала.

– Что такое линия? (Средства художественной выразительности.)

– Какие бывают линии по характеру? (Колючие, острые, плавные, мягкие, нежные, загадочные.)

– Что такое ритм? Какой по характеру может быть ритм?

– Если присмотреться к природе, то мы сможем увидеть не только ритм пятен, но и ритм линий. В ритме линий тоже можно заметить движение.

Дождевые капли, течение речки – быстрое или плавное движение воды, движение на ветру травы или веток деревьев передается ритмом линий: длинных или коротких, создавая тревожное или радостное настроение, пасмурную или солнечную погоду. Согласование ритма линий и цвета создает настроение. Ритмы могут быть быстрыми и плавными, спокойными и тревожными, добрыми и злыми, печальными или веселыми.

Рассматривание иллюстраций (учитель готовит слайды: учебник, с. 136–137).

Практическая работа.

– Рассмотрим иллюстрации и совершим путешествие.

1. Мы с вами переносимся в березовую рощу. Вот стройные березки тянутся вверх. Их ровные стволы создают свой ритм. Нарисуйте тушью на листе ритм, который они создают. Какой он по характеру? (Спокойный, живой.)

2. А вот мы на лугу. Наблюдаем колыхание травы на ветру. Изобразите ритм, который они создают. Какой характер выражает ритм, который у вас получился? (Свежий, легкий, волнующий.) Нарисуйте ритм, который создадут трава и сильный ветер. (Бушующий.)

3. Теперь перенесемся в пустыню. Ветерок обдувает пески и создает ритм волнистых линий-змеек. Изобразите этот ритм.

4. Следующая остановка – дремучий лес. Посмотрите, какое переплетение линий. Изобразите ритм, который они создают. Какой характер мы можем прочитать в картине? (Таинственный, тревожный.)

5. Теперь отправимся на луг. Чудесные цветы, прекрасные бабочки. Определим характер ритма на этом рисунке. (Загадочный, волшебный, плавный, спокойный.)

– Расскажите, какие еще ритмы линий вы встречали в природе?

Учащиеся выполняют движения по тексту.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Сегодня на уроке мы вновь работаем тушью. Как называется вид изобразительного искусства, в котором применяются тушь, карандаш, уголек? (Графика.) Какие средства используют художники-графики? (Линию, штрихи, точку, пятно.)

– Вам предстоит изобразить весеннюю поляну. Закройте глаза и представьте поляну, нарисуйте ее в своем воображении.

– Поделитесь впечатлениями, что удалось увидеть? (Цветы, травы, бабочки парят над цветами, легкие облака в небе, ласковое солнце и т. д.)

– Какие линии по характеру вы будете использовать? (Плавные, нежные, волнистые, ажурные, завитушки.) Не забывайте: линии в вашей работе должны образовывать ритм.

– Фон мы заготовили, сюжет вы представили, мы обсудили детали, можно приступать к работе.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего?

– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

– Я приглашаю вас на выставку. Подойдите, полюбуйтесь своими работами.

Какие разные получились поляны. Какая поляна не оставила вас равнодушными, и вам захотелось на ней побывать? Почему? Найдите самую сказочную поляну, самую нежную, самую таинственную, самую реальную и т. д.

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Назовите выразительные средства графики.

– Какая по характеру может быть линия?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 31
ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ.
ХАРАКТЕР ЛИНИЙ. ДЕРЕВО

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использования этих средств и возможностей в собственном творчестве, закрепления умений, навыков передавать свои наблюдения в рисунке, соблюдать приемы композиции; способствовать развитию фантазии, воображения; содействовать воспитанию любви к природе, бережного отношения к лесу.

Оборудование:

•  для учителя: предметы для игры, изображение линий, репродукции картин;

•  для учащихся: тушь, перо, палочка, акварель, кисти.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Организация рабочего места и проверка готовности учащихся к уроку.

II. Постановка учебной задачи.

– Предлагаю начать урок с игры. Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, что их объединяет.

•  Иголка, дикобраз, елка, кактус. (Острое, колючее.)

•  Прямая, петляющая, волнистая, изогнутая, дугообразная. (Линия.) 

•  Треугольник, прямоугольник, квадрат. (Ломаные линии.)

•  Солнце, яблоко, апельсин, мяч, часы. (Круглая форма.)

– Острая, колючая, ломаная, круглая – это все о чем? (О линии.)

– Что мы узнали на прошлом уроке о линиях? (О ритме линий.)

– Сегодня на уроке мы продолжим говорить о линиях. Может ли линия передавать характер? Тема нашего урока – «Характер линий».

– Какую цель поставим на уроке? (Учиться определять характер линий.)

III. Изучение нового материала.

– Мастер Изображения видит в природе разные по характеру линии. (Учитель демонстрирует изображения разных линий.) Прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие, нежные и грубые, изящные и уродливые. (Учитель рисует на доске линии различной конфигурации.)

– Сравните ритмичное расположение линий на листе. (Плавные линии – дуновение ветерка, движение воды, прерывистые линии – ураган, стихия, тревожное настроение.)

– Поиграем в игру «Найди линии». У меня на столе лежат предметы, какие линии в них спрятались?

•  Деревянная линейка. (Прямая, жесткая линия.)

•  Бусы. (Красивая, плавная линия с пятнышками.)

•  Проволока. (Может иметь разный характер, в зависимости от того, какую форму ей придашь.) Учитель демонстрирует разные формы, учащиеся определяют характер.

•  Тонкая нить. (Вьющаяся, петляющая линия.)

– Разным характером линий можно создать разные образы.

– Вот, например, ветка березы (учебник, с. 138). Сравните две иллюстрации, попытайтесь определить их характер. Докажите. (Первая веточка печальная, так как движение линий направлено вниз. Вторая – нежная, тонкая, ласковая.) От чего еще может зависеть характер линий? (Чем сделано изображение: тушь изобразила печаль, краски передали нежность.)

– А вот другое изображение (учебник, с. 139). Какие ветки у этого дерева? (Резкие, колючие.) На что похоже это дерево?

– Какой характер у веток боярышника? (Колючие, жесткие.) У ивы? (Гибкие, плавные, длинные и т. д.)

– Рассмотрите две графические картины. Какое настроение в первой картине? (Спокойное, слегка таинственное.) Какие линии создают такое настроение? (Волнистые, тонкие, плавные.) 

Ф. Толстой. Душенька в саду. Иллюстрация к поэме И. Ф. Богдановича

– Что изображено на второй картине? (Два дерева, сильный ветер раскачивает ветки, крону, деревья как будто танцуют энергичный танец.)

И. Фоменко

– Как показано движение? (Прямые, изогнутые линии.)

Учащиеся выполняют движения по тексту.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Как называются материалы, которые вы принесли сегодня на урок? (Графические.)

– Вы сегодня художники-графики и будете изображать деревья.

Итак, вы знаете, что деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми. У деревьев тоже может быть характер. Деревья, в зависимости от породы, климата и места, где они растут, бывают разными. Рисуя деревья, художники используют свои специфические средства.

– Какие вспомните? (Разные линии, штрихи – тонкие и толстые, извилистые и прямые.) (Учитель рисует на доске мелом деревья различных пород, применяя при этом разные линии, можно сопровождать рисование чтением стихов и музыкой.)

– В рабочей тетради на странице 38 вы изобразите дуб. Какие линии вы будете использовать в работе? (Корявые, толстые, короткие.)

– На странице 39 нарисуйте березку. Какие линии помогут передать нежность березы? (Тонкие, длинные, волнистые.)

– С чего предлагаете начать работу? (С фона.)

– При помощи акварели создайте разный фон: для дуба фон должен отражать силу и мощь, а для березки – нежность, ласку.

– Пока фон сохнет, отдохнем. Поиграем в игру «Изображалки».

Изобразите березку, ивушку, дуб, росток, клен, кустик, елку.

Используя приобретенные навыки и полученные знания о ритмах и характере линий, добавьте графическое изображение деревьев с использованием черной туши и пера или палочки.

Как вариант можно предложить учащимся нарисовать дерево по собственному замыслу, используя те же материалы, соблюдая условие: в изображении должны присутствовать ритм пятен и линий. 

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? В чем испытал затруднения?

– Ты справился с работой или есть недочеты? Что получилось лучше всего?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

– Отправляемся в парк. Сколько деревьев мы сегодня посадили! Посмотрите, кому удалось усилить линиями настроение?  Что сказали ваши линии?

Мы с вами увидели красоту ритмов линий в природе, их выразительность. Я считаю, что цель урока достигнута. Мне удалось привлечь ваше внимание к красоте природы. Любить и беречь эту красоту – вот наша задача!

У природы нет плохой погоды…

Всякая погода – благодать:

Снег ли, дождь…

Любое время года

Надо благодарно принимать!

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 34
В МУЗЕЕ У ВЕСЕЛОГО ХУДОЖНИКА

Педагогические задачи: способствовать развитию творческих способностей учащихся; содействовать воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи.

Оборудование:

•  для учителя: иллюстрации;

•  для учащихся: карандаши, фломастеры, краски, кисти, цветная бумага, клей, работа для выставки.

Сценарий урока

I. Организация начала урока. Игра «Мордашки».

Игра проводится в начале урока для определения эмоционального состояния учеников.

Ученик показывает карточку с изображением «мордашки», соответствующей его настроению на начало урока. У учителя появляется возможность подкорректировать настроение учащихся несколькими фразами, приободрить их, настроить на работу. Так же можно и закончить урок; если настроение у детей улучшилось и веселых «мордашек» стало больше, значит, урок был удачным.

II. Повторение изученного материала.

Последний урок учебного года учитель может построить в любой форме.

Вариант 1. Урок-выставка.

Учащиеся приносят на урок свою самую удавшуюся, самую любимую работу и готовят ее представление.

– Сегодня мы отправляемся в музей. В музее выставлено много прекраснейших работ, все они ваши. Каждый из вас сегодня будет в роли экскурсовода и расскажет о своей работе.

Выступление может иметь разную форму:

•  Вопросы к одноклассникам:

– Какова тема работы?

– Какие материалы использованы в работе?

– Какой характер, какое настроение у изображения?

•  Придумать сказочную историю.

•  Подготовить рассказ о своей работе: что нарисовано? Какие материалы использовались? Какие изобразительные средства помогли передать характер?

Начать свой рассказ можно так: «Уважаемые посетители! Вашему вниманию предлагается работа художника … (конкретно указываются фамилия, имя). Работа называется…»

Подводится итог. Выбирается самый лучший экскурсовод, самый интересный рассказ.

Вручение подарков.

Вариант 2. Урок-игра «В гостях у братьев-Мастеров».

Учитель заранее готовит трех учащихся на роль Мастера Изображения, Мастера Украшения, Мастера Постройки.

1-й этап – «В гостях у Мастера Изображения».

– Ребята, к нам в гости пришел Мастер, поприветствуйте его и ответьте, как его зовут.

Здравствуйте, ребята!

Я веселый Мастер!

Всегда в руках держу фломастер,

Со мной волшебный карандаш,

Изобразить могу всех вас,

Леса, поля и горы,

Небесные просторы.

(Мастер Изображения.)

Мастер Изображения предлагает учащимся ответить на вопросы.

– Вам предстоит экзамен от Мастера Изображения.

Вопросы:

1. Инструмент, которым художник пишет картины. (Кисти.)

2. Он, как тень карандаша,

    Пробежит туда-сюда,

    Не оставит и следа. (Ластик.)

3. Краска, которая разводится водой, за что и получила свое название. (Акварель.)

4. Назовите три основных цвета.

5. Отгадайте цвет краски: «Я взял краску и добавлял ее к другим цветам. У меня получилось так, что цвет стал светлее, нежнее, воздушнее». (Белая.)

6. Как называется вид изобразительного искусства, в котором художники работают тушью, карандашом, углем? (Графика.)

7. Как называется изображение в объеме? (Скульптура.)

8. Что изображают на своих картинах художники-анималисты? (Животных.)

– Я прощаюсь с вами до будущего года.

2-й этап – «В гостях у Мастера Украшения».

– Я Мастер Украшения. Я готов украсить все вокруг. И подарить это всему миру. А помогает мне в этом моя буйная, неиссякаемая, открытая, яркая… (фантазия). Вид искусства, в котором я живу, называется «декоративно-прикладное творчество».

– Мастер Украшения придумал для вас задание. Это анаграммы. Разгадайте их, и вы узнаете то, без чего Мастер не обходится.

ТНЕМАНРО. (Орнамент.)

РОЗУ. (Узор.)

ЯИНЕШАРКУ. (Украшения.)

– Что украшает Мастер Украшения? (Одежду, мебель, дом, человека, и т. д.)

– Мастер Украшения приготовил для вас творческое задание. Вам предстоит украсить заготовку для закладки. Материалы для украшения выберите сами (краски, фломастеры, цветная бумага).

– Помните про ритм и композицию. Дайте волю своей фантазии, а питать вашу фантазию будет природа.

Выставка и анализ работ.

3-й этап – «В гостях у Мастера Постройки».

Я Мастер Постройки,                 Природа – мой самый

Серьезный художник,                Надежный помощник.

– Я для вас приготовил вопросы:

1. Кто по профессии человек, который придумывает внешний облик зданий? (Архитектор.)

2. Что строят архитекторы?

3. Какие природные домики вы знаете?

4. Какие формы природных домиков используют архитекторы? (Спираль, свод, соты, шар, купол.)

5. Рассмотрите картинки, найдите на них природные прообразы, которые вдохновили конструкторов, архитекторов, дизайнеров.

– Мастер Постройки предлагает нам, используя конструктор, который вы принесли на урок, построить какое-либо сооружение (возможна совместная работа).

Выставка и анализ работ.

Учащиеся показывают Мастерам свои работы.

III. Итог урока.

1. Рефлексия деятельности.

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чем испытали затруднения?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

2. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Уроки 32–33
РИТМ ЛИНИЙ И ПЯТЕН, КОМПОЗИЦИЯ – СРЕДСТВА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВЕСНА ИДЕТ

Педагогические задачи: создать условия для закрепления знаний о выразительных средствах изобразительного искусства, обучения изображению пейзажа; способствовать развитию умений использовать выразительные средства в работе, формировать выводы, наблюдательности, воображения; исследовательских навыков: сравнения, анализа; совершенствовать навыки работы с разными материалами; содействовать воспитанию доброжелательности, чувства товарищества и взаимопомощи  при выполнении групповой работы, умения сотрудничать.

Оборудование:

•  для учителя: слайды с изображением весны, репродукции картин И. Левитана и А. Саврасова, музыкальное произведение А. Вивальди «Весна», карточки со словами (линия, пятно, ритм, цвет);

•  для учащихся: гуашь, пастель, кисти, палитра, цветная бумага, клей, ножницы.

Сценарий уроков

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

– Сегодня для работы вы объединитесь в мини-группы. Подумаем, какие качества и умения вам будут необходимы на уроке?

Учащиеся называют качества успеха на уроке, а на доске появляется изображение облачков с солнышком, на которых написаны названные качества (одно облачко пустое): доброжелательность, взаимопомощь, умение выслушать товарища, сотрудничество, активность, аккуратность, внимательность, сосредоточенность и др.

II. Постановка учебной задачи.

Мини-опрос от Мастера Изображения:

1. Какие выразительные средства вам знакомы? (Пятно, линия, ритм, цвет.) (Учитель крепит слова на доску и возвращается к ним на протяжении урока.)

2. Какими бывают цвета?

3. Какие по характеру могут быть линии?

4. Что такое ритм?

На доске записаны слова: звонкая, журчащий, первый, изумрудный, голубое, свежий, прохладный, душистые.

– Прочитайте прилагательные, которые я выписала на доску. Подумайте, какое время года характеризуют они? (Весну.)

– Какие образы можно нарисовать этими словами? (Звонкая капель, журчащий ручеек, первый лист, изумрудная трава и т. д.)

– Сегодня на уроке нам предстоит создать картины на тему «Весна, шум птиц».

III. Закрепление пройденного материала.

– Давайте понаблюдаем, как видят весну музыканты, поэты, художники.

Во время слушания музыкального произведения А. Вивальди «Весна» учитель демонстрирует слайды с изображением весны, весенней земли, пробуждения первых цветов, ледохода, прилета птиц.

– Я предлагаю вам сейчас прослушать музыкальное произведение А. Вивальди из альбома «Весна», а потом мы обсудим, что вы услышали. (Примерный ответ: приход весны, журчание ручья, гроза, пение птиц.) С помощью чего музыкант изображает состояние природы? (С по-мощью звуков.)

– А теперь давайте послушаем, как поэты видят весну. Вашему вниманию предлагаю стихотворение И. Никитина «Весна наступает». Почувствуйте, какие образы нарисовал поэт.

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

– Какие образы вам удалось увидеть? (Птицы прилетают из теплых стран; солнечный, яркий день, наполненный звуками птиц; шумят, журчат ручейки; птицы вьют гнезда.) 

– Каким выразительным средством владеют поэты? (Словом.)

– Поэт словом описал весеннюю картину природы, а художник возьмет кисти и нарисует эту природу. Найдите в стихотворении подсказки, указывающие на средства художественной выразительности. (Цвет – яркое золото, прозрачные голубые тона, ритм пятен – журавли караваном летят, гнезда на деревьях, ритм линий – ручьи, деревья.)

При наличии времени на уроке можно поработать с данными стихотворениями.

Весна, весна! Как воздух чист!        Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Как ясен небосклон!                        Взревев, река несет

Своей лазурию живой                        На торжествующем хребте

Слепит мне очи он.                        Поднятый ею лед!

Весна, весна! Как высоко                Еще древа обнажены,

На крыльях ветерка,                        Но в роще ветхий лист,

Ласкаясь к солнечным лучам,        Как прежде, под моей ногой

Летают облака!                                И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

                                                        Е. А. Баратынский

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая                Горят, как серьги ясные

С весною расцвела                У девицы-красы.

И ветки золотистые,                А рядом, у проталинки,

Что кудри, завила.                В траве между камней,

И кисточки атласные                Бежит, струится маленький

Под жемчугом росы                Серебряный ручей.

С. Есенин

– Осталось узнать, как художники используют знакомые нам средства художественной выразительности, для того чтобы наполнить картину чувствами и ощущением жизни.

– Перед вами две картины. Первая написана И. Левитаном и называется «Весна – большая вода», вторая принадлежит кисти А. Саврасова – «Грачи прилетели».

И. Левитан                                             А. Саврасов

– На картине какого художника образ весны более нежный, светлый, солнечный? (На картине Левитана.) Докажите. (Цвет яркий, освещенный солнцем берег и голубая вода как бы играют, ясное голубое небо светится радостью, верхушки деревьев бледно-зеленые, нежные, показывают пробуждение природы, белые, бежевые стволы деревьев танцуют медленный танец; четкий ритм линий.)

– Каков сюжет второй картины?

– Какие выразительные средства использует художник в своей работе? (Цвет, линию, пятно, ритм.)

– Давайте подведем итог. Мы исследовали образ весны в музыке, поэзии, художественном искусстве. Из чего же складывается образ весны в искусстве? (Мы слышим, чувствуем, видим таянье снега, бегущие ручейки, прилет птиц, оживание природы и т. д.) Одинаковые ли выразительные средства используют мастера? (Нет. Музыкант выражает образы звуками, поэт – словом, а художник – линией, пятном, ритмом, цветом.)

– Закройте глаза и представьте картину весенней природы: небо (сделать паузу, чтобы дети успели представить), земля... что видите на земле... ручейки или река разлилась... травка зеленеет... цветочки появляются... какие деревья вы видите... появились ли листочки, есть ли гнезда... вот летят птицы.

– Поделитесь, какую весеннюю картину удалось вообразить? Какое небо можно изобразить весной? Какая будет земля?

ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ

Учитель произносит текст стихотворения, учащиеся одновременно выполняют сопровождающие движения.

Руки подняли и покачали –         Плавные покачивания

Это деревья в лесу,         поднятыми вверх руками.

Руки нагнули, кисти встряхнули –         Встряхивание рук перед собой.

Ветер сбивает росу,         

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.         Повторить 2 раза.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Ваша задача – используя средства художественной выразительности, создать работу «Весна, шум птиц».

– Какие материалы вы приготовили для урока? (Гуашь, пастель, бумага.) 

– Что изобразите гуашью? (Фон.)

– Что можно нарисовать пастелью? (Ручей, цветы, траву.)

– Как используете бумагу? (Вырежем силуэты птиц.)

Учащиеся работают по мини-группам (3–4 человека).

1-й урок. Заготовка живописной основы, вырезание силуэтов.

Совместно с детьми проговариваются этапы работы. (Учитель задает вопросы, ученики отвечают.)

1. Обсудим в группе сюжет будущей работы, обговорим детали, сделаем набросок.

2. Распределим обязанности.

3. Обговорим цвет фона. Сначала нарисуем небо. Потом широкими мазками изобразим землю. Ответственные приступят к работе.

4. Остальные будут вырезать силуэты птиц.

Учитель помогает и корректирует работу групп.

2-й урок. Прорисовка деталей пейзажа, наклеивание силуэтов.

– На прошлом уроке вы нарисовали землю и небо, вырезали силуэты птиц. Сегодня вам предстоит завершить работу, оживить картину. Вспомните сюжет, который вы обговорили на прошлом уроке, и прорисуйте его.

Совет Мастера Изображения: чем ниже изображено дерево на листе бумаги, тем оно находится ближе к зрителю. Его рисуем большим, высоким, прорисовываем каждую веточку. Чем дальше (выше) расположено дерево, тем оно меньше по размеру.

– Обговорим этапы работы:

1. Нарисуем деревья, ручей, первые подснежники, травку, листочки. Будем использовать разные живописные материалы (гуашь, пастель).

2. Разложим птиц в определенном ритме. Наклеим птиц.

Учитель оказывает помощь и корректирует работы учащихся.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

Алгоритм самооценки:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось вам сделать работу? Что у вас получилось лучше всего?

– Вы справились с работой или есть недочеты? В чем испытали затруднения?

– Вы помогали друг другу? Удалось ли распределить обязанности в группе?

– Кто в группе был ведущим, главным? Чьи идеи воплощены в работе?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

– Отправляемся в весенний лес. Что мы видим в лесу? Чья работа вам понравилась? Почему? Какой характер получился у ваших композиций?

Анализ нескольких работ. Анализируются средства художественной выразительности, характер цвета, пятен, линий, наличие ритма.

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Какие знания, полученные за год, вам пригодились в работе?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.

Домашнее задание. Подготовиться к уроку-выставке: подобрать свою самую любимую работу и уметь ее представить. Формы: вопросы, сообщение, сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс УМК "Школа России"

Урок математики 4 класс "Что узнали .Чему научились"  Закрепление знаний....

Технологическая карта урока по математике 2 класс"Школа России"

Технологическая карта урока по математике по ФГОС 2 класс"Школа России" , Тема"Приемы вычисления вида 36-2, 36-20"...

Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Школа России» Тема урока: Согласные звуки к, к ,буквы Кк.

Цель урока: знакомство с новой буквой Кк, обозначающей звуки [к], [к’], чтение слов с этой буквойЗадачи урока:Предметные: проводить звуковой анализ и синтез с новыми звукамиМетапредметные:Личнос...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...