Нетрадиционные художественно - графические техники во внеурочной деятельности.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Наймушина Ирина Анатольевна

 

В школу пришел ученик. Он растет и развивается. С ним работает много грамотных специалистов. С помощью учителя ребенок получает сведения об окружающем мире, учится различать добро и зло, делает первые шаги навстречу искусству. Все первоклассники с удовольствием рисуют. Рисунок становится символическим выражение речи ребенка, отражение его внутреннего мира. И так важно в этот главный момент в жизни школьника поддержать его, создать ребенку такие условия, где бы он мог свободно и с интересом развиваться. Такие условия и создает внеурочная деятельность. Именно внеурочная деятельность способна расширить границы и постепенно вести ребенка от простого к сложному  все выше и выше к вершинам художественного мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad._hudozh._tehninki.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные художественно-графические техники

во внеурочной деятельности

                   И.А. Наймушина

В школу пришел ученик. Он растет и развивается. С ним работает много грамотных специалистов. С помощью учителя ребенок получает сведения об окружающем мире, учится различать добро и зло, делает первые шаги навстречу искусству. Все первоклассники с удовольствием рисуют. Рисунок становится символическим выражение речи ребенка, отражение его внутреннего мира. И так важно в этот главный момент в жизни школьника поддержать его, создать ребенку такие условия, где бы он мог свободно и с интересом развиваться. Такие условия и создает внеурочная деятельность. Именно внеурочная деятельность способна расширить границы и постепенно вести ребенка от простого к сложному  все выше и выше к вершинам художественного мастерства.

В своей практике работы при организации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Фантазия» широко можно использовать нетрадиционные художественно-графические техники. Все эти техники, собранные воедино, соответствуют поставленной задаче сделать жизнь ребенка ярче, интересней, увлекательней. С помощью нетрадиционных художественно-графических техник можно без особого труда развить не только творческие способности, но и важные психические функции: память, мышление, речь, воображение и фантазию. Творческие задания и приемы, описанные в статье, вовсе не панацея. Это лишь проводник,  воспользовавшись которыми,  можно ребенку самостоятельно составить свой авторский путь развития. Познакомившись с разнообразием нетрадиционных техник рисования, ребенок увидит необыкновенное множество материалов и получит необходимые навыки в работе с нетрадиционными инструментами. Развивая творческие способности ребенка, развивая его креативность, мы способствуем общему психическому и личностному развитию детей.

Оттиск пробкой

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Обрывание бумаги

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным, путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Скатывание бумаги

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Тычкование

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Отпечатки листьев

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Набрызг

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и

ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска

разбрызгивается на бумагу.

Кляксография с ниточкой

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография обычная

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Знакомая форма - новый образ»

Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Печать по трафарету

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной полушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Восковые мелки + акварель

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Цветной граттаж

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Дети шаг за шагом осваивали нетрадиционные техники рисования, смогли стать не только юными художниками, развивая свои творческие способности, но и обогатили свой внутренний мир. Все техники способствовали психическому развитию и формированию креативности, а так же личностному росту. Богатство и разнообразие техник формирует желание творить, желание взаимодействовать с миром искусства, с окружающим миром. Это значит, что у детей формируется активная жизненная позиция. И уже в недалеком будущем наши дети смогут сделать новые открытия, тем самым укрепляя и развивая наше общество, наше государство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности "Мой край"

Нетрадиционные техники рисования способствуют повышению интереса к изучаемому материалу....

Внеурочная деятельность. Нетрадиционная техника рисования.

На данном занятии дети учаться рисовать нетрадиционными способами, при помощи лоскутка ткани....

Логопедическая неделя как нетрадиционная форма коррекционной работы во внеурочной деятельности

Неделя по логопедии проводилась  начальной школе  так же с целью привлечения интереса младших школьников к звучащей стороне  родного языка, расширения кругозора детей в области  сл...

Нетрадиционные техники рисования в организации внеурочной деятельности

Нетрадиционные техники рисования в организации внеурочной деятельности...

"Применение творческих техник во внеурочной деятельности"

В данной презентации представлены детские творческие проекты, выполненные в различных техниках....

Использование нетрадиционных изобразительных техник во внеурочной деятельности

Использование нетрадиционных изобразительных техник во внеурочной деятельности...

Технологическая карта "Органайзер для карандашей в технике оригами" ( Внеурочная деятельность)

Данный материал предназначен для проведения занятия внеурочной деятельности по направлению декоративно- прикладное искусство...