Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Владимирова Елена Борисовна

Рабочая программа

по изобразительному искусству

2 класс 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2_klass_izo.docx79.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Белоярская средняя  школа»

Принято:                                                                                                 Согласовано:        

На заседании ШМО                                                                       ______________________

учителей начальных классов                                                          (подпись зам. директора по УВР)

  Протокол №  1                                                                                ______________________              

             От  « 27»августа 2015 г.                                                                     (расшифровка подписи)

 Утверждено приказом по школе от     31.08.2015   № 81/6

Рабочая программа

по изобразительному искусству

 Класс/уровень обучения      2 А класс,     начальное общее           

                (начальное общее, основное общее, среднее  общее образование с указанием класса)

 Количество часов    34 ч. 

     

        

      Учитель        Владимирова Елена Борисовна

             (Фамилия, имя, отчество, квалификационная категория)

Является приложением к Рабочей программе по учебному предмету русский язык для начального общего образования 1-4 классы/ утвержденной приказом по школе от 31.08.2015 г. № 81/7




I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе следующих  документов:

  •  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  6  октября2009 г. №373);
  •  Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Белоярская  СШ»;
  •  Авторская программа «Изобразительное искусство и художественный труд», авторы: Неменская Л.А., Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2011 год, приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования;
  • Положение о рабочей программе по учебному предмету педагога, осуществляющего  функции введения  ФГОС НОО и ООО.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Язык изобразительного искусства и различные художественные материалы используются для освоения содержания разных учебных предметов: литература, окружающий мир, русский язык и др.

Цели учебного предмета:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Для достижения поставленных целей и задач программа предусматривает  как коллективные, групповые, так и индивидуальные формы работы, организацию выставок, конкурсов, показов.

Предполагается реализация следующих приоритетных технологий:

- игровая технология,

- здоровьесберегающие технологии,

- технология интегрированного обучения,

- ИКТ-технологии.

              Формами контроля являются обобщающие творческие работы, при  выполнении  которых необходимо использовать все изученные техники и применить освоенные приемы в новой ситуации.

Приоритетные виды и формы контроля:

-текущий,

-итоговый (по окончанию изучаемого раздела).

          Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся  класса и специфики классного коллектива. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обуславливает необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

2. Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Тематическая цельность и последовательность развития учебного предмета помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала предмета. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Этнокультурное содержание образовательной области "Искусство"  представлено народным декоративно-прикладным искусством Хакасии. Учащиеся изучают хакасский орнамент, его элементы, их названия, мотивы растительного и геометрического орнамента, национальный костюм, его элементы, символику юрты.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане на изучение изобразительного искусства во 2 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 34 часа.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач учебного предмета — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветовидения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

6. Содержание учебного предмета

2 класс

Ты и искусство

Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.

Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Тема 1. Чем и как работают художники

Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

Три основные краски, строящие многоцветие мира

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.

Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.

Пять красок – все богатство цвета и тона

Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день.

Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.

Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях: гроза, буря и т.д. в произведениях художников (Н. Рерих, И. Левитан, А. Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.

Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов.

Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью.

Материалы: пастель или мелки, акварель, бумага белая, суровая (оберточная).

Зрительный ряд: наблюдение природы, слайды осеннего леса и произведения художников на эту тему.

Литературный ряд: А.Пушкин стихотворения, С.Есенин стихотворения.

Музыкальный ряд: П.Чайковский "Осень" (из цикла "Времена года").

Выразительные возможности аппликации

Представление о ритме пятен Коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1–3 панно), по памяти и впечатлению.

Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.

Зрительный ряд: живые листья, слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями.

Литературный ряд: Ф.Тютчев "Листья".

Музыкальный ряд: Ф.Шопен ноктюрны, П.Чайковский "Сентябрь" (из цикла "Времена года").

Выразительные возможности графических материалов

Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и по памяти).

Материалы: тушь (черная гуашь, чернила), перо, палочка, тонкая кисть или уголь.

Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды деревьев зимнего леса.

Литературный ряд: М.Пришвин "Рассказы о природе".

Музыкальный ряд: П.Чайковский "Декабрь" (из цикла "Времена года").

Выразительность материалов для работы в объеме

Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: наблюдение выразительных объемов в природе: корни, камни, слайды животных и скульптурные произведения, слайды и мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В.Ватагина.

Литературный ряд: В.Бианки "Рассказы о животных".

Выразительные возможности бумаги

Освоение работы со сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, "лесенка", "гармошка"). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению; при наличии дополнительного урока можно дать задание по оригами.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры, макеты прошлых лет, выполненные учащимися, показ приемов работы с бумагой.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)

Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, "неожиданные" материалы.

Изображение ночного праздничного города с помощью "неожиданных" материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т.д. на фоне темной бумаги.

Тема 2. Реальность и фантазия

Изображение и реальность

Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. "Мастер Изображения" учит видеть мир вокруг нас. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне.

Материалы: гуашь (одна или две краски), цветная бумага, кисть.

Зрительный ряд: произведения искусства, фотографии с изображением животных.

Изображение и фантазия

Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д.

Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги, желательно цветной, тонированной.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений.

Украшение и реальность

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Материалы: уголь, мел, кисть тонкая, тушь или гуашь (один цвет), бумага.

Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденные глазами художника.

Украшение и фантазия

Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка).

Материалы: любой графический материал (один-два цвета).

Зрительный ряд: слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок и др.

Музыкальный ряд: ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.

Постройка и реальность

"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел, головки мака и формы подводного мира – медузы, водоросли. Индивидуально-коллективная работа. Конструирование из бумаги "Подводного мира".

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды самых различных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм.

Постройка и фантазия

"Мастер Постройки" показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, конструкций: фантастический город. Индивидуальная, групповая работа по воображению.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов (Л.Корбюзье, А.Гауди), ученические работы прошлых лет.

"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе(обобщение темы)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) в украшении елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно.

Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, тонкие кисти.

Зрительный ряд: детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.

Тема 3. О чем говорит искусство

Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Выражение характера изображаемых животных

Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет).

Литературный ряд: Р. Киплинг сказка "Маугли".

Зрительный ряд: иллюстрации В.Ватагина к "Маугли" и другим книгам.

Музыкальный ряд: К.Сен-Санс "Карнавал животных".

Выражение характера человека в изображении; мужской образ

По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А. Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем.

Изображение доброго и злого воина.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), обои, оберточная бумага (грубая), цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина и др.

Литературный ряд: "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина, отрывки из былин.

Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере "Сказка о царе Салтане".

Выражение характера человека в изображении; женский образ

Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых.

Материалы: гуашь или пастель (мелки) на цветном фоне бумаги.

Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина.

Литературный ряд: "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т.д.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Зрительный ряд: слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А.Голубкиной, керамики М.Врубеля, средневековой европейской скульптуры.

Изображение природы в разных состояниях

Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуально.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды, запечатлевшие контрастные настроения природы, или слайды картин художников, изображающих разные состояния моря.

Литературный ряд: сказки А.Пушкина "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке".

Музыкальный ряд: опера "Садко", "Шахерезада" Н. Римского-Корсакова или "Море" М.Чурлениса.

Выражение характера человека через украшение

Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).

Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги.

Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев, женских костюмов.

Выражение намерений через украшение

Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки, склеенные листы или обои.

Зрительный ряд: слайды произведений художников (Н. Рерих), иллюстраций детских книг (И.Билибин), произведений народного искусства.

Совместно "Мастера Изображения, Украшения, Постройки" создают дома для сказочных героев(обобщение темы)

Три "Брата-Мастера" совместно с детьми (группами) исполняют несколько панно, где с помощью аппликации и живописи создают мир нескольких сказочных героев – добрых и злых (например: терем Царевны Лебеди, дом для Бабы Яги, изба Богатыря и т.д.).

На панно создаются дом (наклейками), фон – пейзаж как образная среда этого дома и фигура – образ хозяина дома, выражая эти образы характером постройки, одежды, формой фигуры, характером деревьев, на фоне которых стоит дом.

Обобщение может быть завершено выставкой работ по итогам четверти, ее обсуждением совместно с родителями. К обсуждению должны быть подготовлены группы "экскурсоводов". Педагогом для этого могут быть использованы дополнительные часы. Выставка, подготовленная учителем, представление ее родителям (зрителям) должны стать событием для учащихся, их близких и способствовать закреплению в сознании детей важнейшего значения этой темы.

Тема 4. Как говорит искусство

Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются.

Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению.

Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков фрагменты из оперы "Снегурочка".

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)

Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цветоведению.

Музыкальный ряд: Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт").

Литературный ряд: М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.

Линия как средство выражения: ритм линий

Изображение весенних ручьев.

Материалы: пастель или цветные мелки.

Музыкальный ряд: А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной".

Литературный ряд: М.Пришвин "Лесной ручей".

Линия как средство выражения: характер линий

Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.

Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.

Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.

Литературный ряд: японские трехстишия (танки).

Ритм пятен как средство выражения

Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: наглядные пособия.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.

Пропорции выражают характер

Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв.

Материалы: бумага белая, цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка.

Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды иллюстраций книг, игрушка).

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы)

Создание коллективного панно по теме "Весна. Шум птиц".

Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему "Весна", слайды веток, весенних мотивов.

Обобщающий урок года

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три "Брата-Мастера". На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя.

Зрительный ряд: детские работы, выражающие задачи каждой четверти, слайды, репродукции работ художников и народного искусства, помогающие раскрытию тем.

7. Тематическое планирование

2 класс (34 часа)

Раздел

Количество часов

1

Чем и как работают художники?

Этнокультурное содержание:

«Природная стихия Хакасии»

Поэтический  образ  природы  в  творчестве

художников Хакасии

Животный мир Хакасии.

8 ч.

2

Реальность и фантазия

Этнокультурное содержание:

Наши друзья: птицы родного края

Красота природы родного села

7 ч.

3

О чем говорит искусство?

Этнокультурное содержание:

Природа Хакасии. Пейзажная  живопись

«С чего начинается Родина?».

Природа Хакасии в разных  состояниях

10 ч.

4

Как говорит искусство?

Этнокультурное содержание:

«Весенний лесной пейзаж»

9 ч.

Всего

34 ч.

8. Учебно - методическое обеспечение.

1. Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011

Специфическое сопровождение (оборудование):

       -  репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

  • портреты русских и зарубежных художников;
  • схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному

   искусству;

Учебно-практическое оборудование

  • Акварель
  • Фломастеры
  • Гуашь
  • Набор художественных кисточек
  • Альбом
  • Папка для рисования
  • Цветная бумага
  • Клей
  • Ножницы
  • Пластилин
  • Ткань

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Демонстрационный экран
  3. Компьютер
  4. Сканер, ксерокс и цветной принтер

Интернет-ресурсы

-Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа:http://school-collection.edu.ru

- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы).  Режим доступа: http://www. km-school.ru

-Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова.  Режим доступа: http://zankov.ru

- Презентация уроков «Начальная школа». Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).  Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/urok


Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»

         во 2 А классе на 2015-2016 учебный год

№ урока

Срок проведения

Тема урока

Планируемые результаты  (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

план

факт

.

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

  Коммуникативные

УУД

Личностные

УУД

«Чем и как работают художники» (8 ч)

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, электронные презентации, репродукции картин, таблицы,  схемы рисования предметов,  материалы и атрибуты для художественного творчества.

1

01.09

1

 «Цветочная поляна».

Три основных цвета

Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

   2

08.09

Гуашь, добавление чёрной и белой краски.               «Природная стихия Хакасии»

Уметь: получать новые цвета путем смешивания

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

   3

15.09

«Осенний лес».

Выразительные возможности других материалов (мелки)

Поэтический образ природы в творчестве художников Хакасии

Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

4

22.09

«Осенний листопад» -коврик аппликаций.

Выразительные возможности аппликации

Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

5

29.09

« Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

Животный мир Хакасии

Знать: графические художественные материалы.

Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

6

06.10

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме

Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

7

13.10

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме

Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

8

20.10

«Игровая площадка» для вылепленных зверей.

Выразительные возможности бумаги

Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Реальность и фантазия (7 ч)

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, электронные презентации, репродукции картин, таблицы,  схемы рисования предметов,  материалы и атрибуты для художественного творчества.

9

27.10

«Наши друзья: птицы родного края». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы.

Изображение и реальность

Уметь: передавать в изображении характер животного

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения  к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

   10

03.11

«Сказочная птица».

Изображение и фантазия

Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

11

17.11

«Узоры и паутины». Украшение и реальность, украшения в природе 

Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

12

24.11

«Обитатели подводного мира».

Украшение и реальность

Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

13

01.12

«Кружевные узоры».

Украшение и фантазия

Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

14

08.12

«Подводный мир».

Постройка и реальность

Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

15

15.12

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Красота природы родного села

Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

О чем говорит искусство (10 ч)

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, электронные презентации, репродукции картин, таблицы,  схемы рисования предметов,  материалы и атрибуты для художественного творчества.

16

22.12

«Четвероногий герой».                Выражение характера изображаемых животных. Живопись

Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

17

29.12

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны»)

Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

18

12.01

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

19

19.01

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме

Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

20

26.01

«С чего начинается Родина?».                  Природа Хакасии в разных состояниях

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

21

02.02

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

22

09.02

«Морозные узоры». Украшение и реальность. Природа Хакасии. Пейзажная живопись

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

23

16.02

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения

 

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

24

01.03

«Замок Снежной Королевы».

Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения

 

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

25

15.03

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Как говорит искусство (9 ч)

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, электронные презентации, репродукции картин, таблицы,  схемы рисования предметов,  материалы и атрибуты для художественного творчества.

26

22.03

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета

Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

27

05.04

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета. «Весенняя земля»

Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

28

12.04

Графические упражнения. Линия как средство выражения.  Характер линий. «Весенний лесной пейзаж»

Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

29

19.04

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

30

26.04

«Птицы».                        Ритм пятен как средство выражения

Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

31

03.05

«Поле цветов».              Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

Уметь: использовать технику обрывной аппликации Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

32

10.05

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)

Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

   33

17.05

«Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

Уметь: работать с разными материалами

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выв

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

34

24.05

Музеи искусств. Искусствоведческая викторина

 

Знать: ведущие музеи России, зарубежья; принципы формирования музея, историю возникновения музеев; о разнообразии экспозиций музеев Иметь представление  о художественном музее как отдельной разновидности, о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества, о местных художественных музеях и выставках

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...