Дополнительная образовательная программа "Веселые краски"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Дополнительная образовательная программа "Веселые краски" рассчитана на  1 год обучения с детьми 7-10 лет. Занятия по данной программе проводятся 2 раз в неделю, продолжительностью 1,5 час каждое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_kraski_13.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Современные методики школьной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.     

Данная программа предусматривает изучение трех основных видов изобразительного искусства: живописи, графики и декоративно-прикладного творчества; освоение деятельности с различными художественными материалами.

Программа направлена :

  • воспитание усидчивости, аккуратности, ассоциативного мышления;
  • развитие глазомера, навыков в работе с различными художественными материалами;
  • развитие творческих способностей;

задачами программы являются:

 - освоение основных видов графических и живописных материалов;

-  знакомство с видами и жанрами живописи и графики;

- способствует формированию навыков самостоятельного решения задач при выполнении графических, живописных и декоративных изображений.

         Из художественных материалов для занятий в  кружке предлагаются следующие: гуашь, пастель, жировые или масляные мелки, тушь, карандаши, уголь, сангина, кисти, а для некоторых занятий — восковые свечи или парафин, цветная бумага, ножницы, клей и пр. Для коллективных заданий можно использовать большие листы ватмана или свертки обоев.
      Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография).      Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.
Программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-10 лет. Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю продолжительностью 1,5 час каждое.

В программе так же определенное количество часов на подготовку и участие в выставках, проведение творческих отчетов

Учебно-тематический план

№ п/п 

Темы

Общее количество часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

1

2

3

4

5

1.

Введение

1, 5

1, 5

-

2

Живопись

33

11

22

3

Графика

33

11

22

4

Декоративное искусство

33

11

22

5

Творческий отчет

1, 5

1,5

-

6

Участие в выставках

6

2

4

Итого

108

38

70

Тематический план программы

Наименование тем

Количество часов

всего

из них

теория

практика

1.

Введение

1

1

-

1.1

Знакомство с программой.

Техника безопасности на занятиях.

2.

Живопись

33

11

22

2.1

Мир цвета в природе. Изображение в теплой и холодной гамме

3

0.5

1.5

2.2

Живописные материалы, техники.

3

0.5

1.5

2.3

 Пейзаж – жанр живописи. Художественное пятно. Контрасты холодного и теплого цветов. Мир фантастических деревьев.

3

0.5

1.5

2.4

Передача пространства цветом. Изображения пейзажа «Времена года». Пейзаж настроения. Акварель.

6

1

5

2.5

Красота в простых вещах .Зарисовки композиций из фруктов и овощей.

3

0.5

1.5

2.6

Понятие  натюрморта, Этюд , виды этюдов. Тематический натюрморт.

3

0.5

1.5

2.7

Изображение в живописной технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения). Живописная композиция «На лесной поляне».

3

0.5

1.5

2.8

Мы рисуем своих друзей. Работа над изображением любимых животных

3

0.5

1.5

2.9

Союз человека и животных. «В мире и  согласии» коллективная композиция.

3

0.5

1.5

2.10

«Чудо краски» - экспозиция работ. Обсуждение выставки

3

0.5

1.5

3.

Графика

33

11

22

3.1

Графика, ее виды. Техника выполнения художественного штриха

3

0.5

1.5

3.2

Графические материалы, способы работы с ними

3

0.5

1.5

3.3

Передача объема в графике. Распределение света и тени.

3

0.5

1.5

3.4

Силуэт – вид графического изображения

3

0.5

1.5

3.5

Монотипия, способы получения изображения. Печать растениями.

3

0.5

1.5

3.6

Создание образов сказочных героев. Печать губкой, тканью, кружевом, веревками

3

0.5

1.5

3.7

Печать заданной формой. Создание образа сказочного дворца.

3

0.5

1.5

3.8

Получение отпечатков различными красками - диатипия, акватипия. Разноплановые пейзажные композиции.

3

0.5

1.5

3.9

Создание композиции натюрморта. Печать с картонного клише

6

0.5

1.5

3.10

Подготовка экспозиции выставки. Оформление работ. Изготовление паспарту

3

0.5

1.5

4.

Декоративное творчество

33

11

22

4.1

Стилизация, знакомство с понятием. Стилизация растительных и животных мотивов.

3

0.5

1.5

4.2

Орнамент. Знакомство с орнаментом и его видами

3

0.5

1.5

4.3

Папье-маше. Украшение изделия изображением растительных и геометрических мотивов.

3

0.5

1.5

4.4

«Волшебная клякса» - выполнение декоративной композиции.

3

0.5

1.5

4.5

Книжная графика. Украшение страниц книги узором, изображение заглавной буквы – буквицы.

3

0.5

1.5

4.6

Иллюстрирование сказок мира.

4.7

Мультипликация. Изображение любимых героев мультфильмов.

3

0.5

1.5

4.8

Народная игрушка. Изготовление книжки раскладушки.

3

0,75

2,25

4.9

Искусство плаката. Изображение плаката праздничной тематики.

3

0.5

1.5

4.10

Открытка. Способы изготовления открыток различных форм. Аппликация .

3

0.5

1.5

4.11

Викторина: «Мы народные умельцы»

3

0,25

0,75

4

Творческий отчет

3

1

-

5

Подготовка и участие в выставках

6

3

7

Итого:

108

38

70

Краткое содержание программы

1. Введение.

1.1 Знакомство с программой. Техника безопасности на занятиях.

2. Живопись

2.1 Мир цвета в природе. Знакомство с цветовым кругом. Выполнение изображений в теплой и холодной гамме.

2.2 знакомство с видами живописных материалов, техниками работы с ними, выполнение тренировочных упражнений.

2.3 Пейзаж – жанр живописи. Знакомство с понятиями: художественное пятно, контрасты холодного и теплого цветов. Композиция на тему: «Мир фантастических деревьев».

2.4 Способы передачи пространства цветом. Изображения пейзажа «Времена года». Пейзаж настроения. Акварель.

2.5 Красота в простых вещах. Выполнение зарисовок композиций из фруктов и овощей.

2.6 Понятие  натюрморта, знакомство с понятием - этюд , виды этюдов. Изображение тематического натюрморта.

2.7 Способы работы в живописной технике. Зарисовки элементов растительного микромира (травы, цветы, сухие растения). Выполнение живописной композиции «На лесной поляне».

2.8 Знакомство с Анималистическим жанром. Работа над изображением любимых животных : «Мы рисуем своих друзей».

2.9 Союз человека и животных. «В мире и  согласии» коллективная композиция.

2.10 «Чудо краски» - выставка-экспозиция работ по теме «Живопись». Обсуждение выставки.

3. Графика

3.1 Знакомство с понятием - графика, ее видами. Техника выполнения художественного штриха.

3.2.Изучение  способов работы различными графическими материалами, выполнение графических упражнений, зарисовок.

3.3 Способы передача объема в графике. Распределение света и тени с помощью штриха, пятна , световой растяжки.

3.4 Знакомство с понятием - силуэт  как видом графического изображения, выполнение силуэтных зарисовок.

3.5 Монотипия, способы получения изображения. Печать растениями, выполнение творческих упражнений.

3.6 Иллюстрация и ее виды. Создание образов сказочных героев. Печать губкой, тканью, кружевом, веревками.

3.6 Способы получения изображений в графике, печать заданной формой. Создание образа сказочного дворца.

3.7 Получение отпечатков различными красками - диатипия, акватипия. Выполнение разноплановых пейзажных композиций.

3.8 Способы создания композиции натюрморта. Печать с картонного клише.

3.10  «Черно-белый мир». Подготовка экспозиции выставки по теме «Графика». Оформление работ. Изготовление паспарту.

4. Декоративное творчество

4.1 Стилизация, знакомство с понятием. Стилизация растительных и животных мотивов.

4.2 Орнамент. Знакомство с орнаментом и его видами. Изображение растительных и геометрических мотивов.

4.3    Изображение растительных мотивов в орнаменте.

4.4  «Волшебная клякса» - выполнение декоративной композиции.

4.5  Книжная графика. Украшение страниц книги узором, изображение заглавной буквы – буквицы.

4.6  Мультипликация. Изображение любимых героев мультфильмов.

4.7 Народная игрушка. Изготовление книжки раскладушки.

4.8  Искусство плаката. Изображение плаката праздничной тематики.

4.9  Открытка. Способы изготовления открыток различных форм. Аппликация .

4.10  Итоговая викторина: «Мы народные умельцы»

5. Творческий отчет

5. Подготовка и участие в выставках

Предполагаемый результат:

По окончанию курса учащиеся должны иметь представление:

  • об основах композиции, стилизации,
  • о мультипликации, ассоциативной живописи;
  • о понятиях монотипия, диатипия, акватипия.

знать:

- виды и жанры изобразительного искусства,

- основные и составные цвета,

- основные способы работы с живописными и графическими материалами ,

- основные закономерности светотени и перспективы;

Уметь:

- выполнять конструктивное построение  геометрических фигур, предметов быта,  

- использовать различные художественные материалы в работе,

- выполнять иллюстрации к художественным произведениям, книгам,

- самостоятельно составлять живописные и графические композиции на заданную тематику,

- выполнять акварельные и графические зарисовки фруктов, цветов, предметов быта.

- выполнять декоративные  композиции с использованием отпечатков различных материалов.

Способы диагностики:

- участие в общешкольных выставках;

- участие в областных и районных выставках.

Литература.

  Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1979. — Выпуск второй.
Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М.: Просвещение, 1993г

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение; 1981 г.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984 г.

Гумилев Л. И. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — СПб., 2001.
Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников // Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л. Г. Савенкова. — М.,  2000.

 Изображение животных в творчестве В. Ватагина, Е. Чарушина, Е. Рачева (любые альбомы и монографии
 
Карпетян М. И. Я иду на урок в начальную школу: история искусств. Книга для учителя / М. И. Карпетян. — М., 2001.

 Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для 1—4 классов / Е. И. Коротеева. — М., 2003.
  Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Колякина. — М., 2002.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать.- М.: Столетие, 1998 г.

 Лабунская Г. В. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми / Г. В. Лабунская. — М., 1955.

 Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. — М., 1987.
 
Полунина В. Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя / В. Н. Полунина. —М., 1982

 Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры / Л. Г. Савенкова. — М., 2000.
Сокольникова Н.М. Художники книги и дети. – М.: Метатрон 1997 г.
 
Фаворский В. А. Теория графики / В. А. Фаворский. — М., 1988.

Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников – М.: искусство,1996 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Дополнительная образовательная программа кружка «Живые краски»

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Дополнительная образовательная программа  кружка «Живые краски»  составлена в соответствии с Федеральным государственным обра...