Внеклассное занятие по ИЗО во 2 классе "Лукоморье"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Цыренжапова Евгения Геннадьевна
на данном занятии дети знакомятся с понятиями "иллюстрация", "художники-иллюстраторы", с нетрадиционными художественными техниками необычными материалами и инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_izo.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по ИЗО в 5 классе.

Тема: «Лукоморье»

Цель – развитие у школьников творческого воображения через использование нетрадиционных методов и приемов изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. ознакомить с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; формировать представление о художественной технике, разнообразии материалов и приемов рисования; познакомить с нетрадиционной художественной техникой рисования необычными материалами и инструментами;
  2. активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор;
  3. воспитывать стремление к творческому поиску; пробуждать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.

Универсальные учебные действия:

Предметные:  выполнение рисунка разными художественными техниками с применением разных материалов и приемов рисования, усвоение понятия «иллюстрация», «лукоморье», сравнение иллюстраций разных художников;

Метапредметные: постановка учебной задачи, предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, воспитание волевой саморегуляции;

Личностные: формирование эстетического чувства наслаждения красотой, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, развивать навыки самостоятельной и личной ответственности за свою работу, умение слушать и  вступать в диалог;

Оборудование:

     Для учителя: портрет А.С.Пущкина, книги Пушкина с иллюстрациями разных художников, таблички с названиями приемов рисования (трафарет, штамп, граттаж, примакивание, аппликация), презентация, видеоролик «Лукоморье».

Для учащихся: листы формата А4, силуэты-образы (облака-трафареты из бумаги),  клей ПВА, куски поролона, гуашевые краски, кисти, восковые мелки, зубочистки, одноразовые тарелочки для разведения красок, стаканчики для воды, влажные салфетки, крупа манная.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Тема нашего занятия сегодня «Лукоморье».

- Кто знает, что обозначает это слово? (Лукомо́рье (устар. и поэт. лукоморие; морская лука) — морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега»)

- А в каком литературном произведении вы встречали это слово? («У лукоморья дуб зеленый» А.С.Пушкина)

- Правильно это произведение называется «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила».

III. Беседа.

- С детства входит в жизнь каждого из нас поэзия А.С. Пушкина – это сказки.

Сказка – особый жанр: ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии.

Вы, ребята, помните, как в детстве, когда вы еще не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолету, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было здорово – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из ее героев!

Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники – графики по-разному решают не только конструкцию своей книги (книжки-раскладушки, книжки- гармошки), но и иллюстрации.

- Что такое иллюстрация? (Иллюстрация – это произведение искусства .

Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание картины.) 

Рисунки в книгах и есть иллюстрации.

Перед вами портрет А.С. Пушкина (1799-1837гг.) Пушкинские сказки… Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой. Скольких замечательных художников, скульпторов, композиторов вдохновлял и продолжает вдохновлять поэт на произведения, которые сами по себе стали бесценным достоянием искусства.

- Кто создает иллюстрации? (художники) Художник, который создает иллюстрации, называется художником – иллюстратором.

А теперь обратим внимание на галерею иллюстраций разных художников к сказкам А.С.Пушкина.

Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги: (форзаца, фронтисписа, титульного листа),   раскрывают её содержание. Каждый художник по-своему будет относиться к героям книги, и это отразится в его рисунках. Вот почему к одному и тому же произведению разные художники создают совсем различные иллюстрации.

Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в иной мир. На рисунках оживают её герои, страны и города, где происходят описанные события. И всё, о чём рассказывает автор, как бы делается ближе нам, понятнее.

 Оформление книги - сложное дело, в котором принимают участие люди разных профессий, но главная роль  среди них принадлежит художнику. От общего художественного замысла зависят те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях.

IV. Выступления детей.

1 ученик. Одним из художников – иллюстраторов сказок Пушкина был замечательный художник – сказочник Иван Яковлевич Билибин. Талант Ивана Яковлевича наиболее ярко проявился в искусстве иллюстрации. Его  привлекал волшебный мир русской народной и литературной сказок.

Широко используя мотивы русской старины, Билибин выработал особый графический стиль: контуры артистически созданного рисунка он заполняет ровным слоем акварели, достигая изысканного колорита и пышной декоративности. Работал художник медленно и покрывал рисунком всю страницу целиком, как картину.

Чуткий к деталям пушкинского повествования, он превращает свои иллюстрации в занимательный рассказ. На рисунке – обложке к прологу поэмы «Руслан и Людмила» Билибин запечатлел многих сказочных героев: кота, русалку, Бабу Ягу и других.

2 ученик. Талантливая художница Татьяна Алексеевна Маврина нарисовала к пушкинскому вступлению к поэме целую книжку и назвала ее «Лукоморье».

В ней 20 иллюстраций, включая богато украшенную обложку.

Маврина – самобытный иллюстратор сказок. Ее называют сказочницей за особенный талант рисовать волшебные сказки. Пластичные средства, которые используются художницей для воплощения сказочного мира, во многом заимствованы из русского народного искусства. Ее рисунки отличаются праздничной красочностью.

Маврина путешествовала по старым русским городам, разыскивала старину. Зарисовывала в альбом терема, деревянные дома.

События сказок Маврина комментирует с известной долей иронии, ведет с читателем- зрителем своего рода забавную игру. Посмотрите, с каким добрым юмором изображен на рисунке кот ученый.

3 ученик. А вот талантливый художник – иллюстратор Анатолий Михайлович Елисеев берет сказку – словно волшебный клубок раскручивает. Каких только там чудес нет – заблудиться можно! Рассматривать его рисунки можно долго-долго.

В «Лукоморье» в каждом уголке своя история. В центре кот ученый сидит – уж он-то все чудеса наизусть знает, сам их рассказывает. Тронет тихонечко лапкой гусли – и отзовется ему царевна в темнице, леший из чащи выглянет.

Краски художник берет яркие, одну к другой плотно кладет, и они чуть расплываются, как края у радуги. Пишет Анатолий Михайлович гуашью и акварелью.

V. Просмотр видеоролика

Учитель:

- Скоро ль сказка сказывается? А начнем прямо сейчас. Пойдем по тайной тропке к волшебному раскидистому дубу с цепью золотой, по полям, холмам – к самому синему морю – в  Лукоморье.

- А сейчас я предлагаю вам прослушать произведение и посмотреть видеоролик. Мы окунемся в мир пушкинской сказки.

- Каково общее настроение этого текста?
(Радостное, так как читатель встречается со сказками, а сказка для народа - такой же праздник, как нарядно расшитый костюм, ярко расписанная игрушка).

- Кто же рассказывает читателю сказки? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.).

VI. Целеполагание.

- Можете предположить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Сегодня мы на время превратимся в художников – иллюстраторов и попробуем проиллюстрировать это известное произведение различными приемами, упражнениями, которые, возможно, вас удивят, запомнятся, повысят настроение и пополнят ваши знания. А для начала давайте попробуем создать свое Лукоморье.

VII.Творческая работа детей.

- Каким вы себе его представляете? Что изобразите на своем листе? С чего начнем работу? (с фона, фоном будет пейзаж)

                                      Задание №1

                              «На что похоже?»

Рисуем  силуэты облаков (трафарет), вырезаем, возможные ассоциации к ним.

  Предлагается нарисовать облака, обмакнув  кусок поролона в гуашевые краски, используя готовые трафареты облаков.

Небо в нашей стране теперь есть. Пусть наша страна будет красивой. Под таким чудесным небом должны расцветать разнообразные цветы и расти необычные деревья.

                                     Задание №2

А теперь попробуем нарисовать деревья смятой в комочек бумагой.

1) Подготовим краску: в блюдца наливаем немного воды и кистью добавляем и разводим краску. Чем больше краски - тем, соответственно, насыщеннее будет цвет.

2) Комочки из бумаги (которыми мы и будем рисовать) тоже лучше "накомкать" заранее, да побольше. Ведь для каждого цвета нужен свой "штампик.

3) Кстати, комочки из бумаги могут быть разных размеров - они и отпечатки будут разноразмерные оставлять!

Дорисовка мелких деталей кистью.

         

Задание №3

Рисуем море методом «граттаж»

 Бумагу разрисовываем восковыми мелками. Можно равномерно растереть по бумаге свечку( можно сразу рисовать пастелью на масляной основе). Затем широкой кистью наносим на поверхность слой тёмно-синей гуаши. Когда гуашь высохнет, острым предметом - скребком, зубочисткой, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на тёмно-синем фоне  тонкие  штрихи в виде рыб, водорослей и т д.

                                                        Задание №4

Нарисовать волны моря клеем ПВА, посыпать его манной крупой, дать подсохнуть  и раскрасить красками.

 Цветы можно нарисовать, обмокнув кисточку сначала, например, в жёлтую, а затем сразу в красную краски. Методом примакивания нарисовать цветы.( Можно сочетать и другие цвета красок( жёлтая- синяя, оранжевая- фиолетовая и т.д.)

                                                        Задание №5

А теперь заселим свое Лукоморье сказочными героями. Давайте вспомним, о ком нам рассказывает поэт. (Русалка, Кот ученый, богатыри, Избушка, баба Яга, Кощей, Королевич, Леший, Волк)

Сказочных героев мы рисовали на прошлом занятии. Сейчас я предлагаю выбрать из ваших рисунков тех героев, которые по вашему мнению могут украсить ваше Лукоморье, вырезать их и приклеить на вашу работу.

- Как называется такой прием? (аппликация)

VIII. Рефлексия

- Как называются рисунки в книгах?

-  Кто рисует иллюстрации к книгам?

-  Для чего нужны книжные иллюстрации?

-  Можно ли одного и того же героя изобразить по-разному?

-  С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

IX.  Итог урока. 

 Поделитесь своими впечатлениями. Что запомнилось?

Как вы думаете, какие обычные предметы на время нашего занятия стали «волшебными»?

Выставка работ учащихся.

Учитель. А сейчас ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются оригинальным сюжетом. У … (фамилия, имя ученика) грамотно выстроена композиция – главные герои выполнены в центре и крупно. У … (фамилия, имя ученика) тоже интересное в сюжете, подчеркнуто композиционным расположением. У … (фамилия, имя ученика) удачное композиционное расположение главных персонажей сказки, они размещены в центре его работы.

А … (фамилия, имя ученицы) смогла интересно передать образную характеристику персонажей и сказочность, необычность сюжета.

Самоанализ внеклассного занятия по ИЗО в 5 классе.

Тема: «Лукоморье»

Цель – развитие у школьников творческого воображения через использование нетрадиционных методов и приемов изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. ознакомить с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; формировать представление о художественной технике, разнообразии материалов и приемов рисования; познакомить с нетрадиционной художественной техникой рисования необычными материалами и инструментами;
  2. активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор;
  3. воспитывать стремление к творческому поиску; пробуждать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.

Универсальные учебные действия:

Предметные:  выполнение рисунка разными художественными техниками с применением разных материалов и приемов рисования, усвоение понятия «иллюстрация», «лукоморье», сравнение иллюстраций разных художников;

Метапредметные: постановка учебной задачи, предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, воспитание волевой саморегуляции;

Личностные: формирование эстетического чувства наслаждения красотой, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, развивать навыки самостоятельной и личной ответственности за свою работу, умение слушать и  вступать в диалог;

Оборудование:

Листы формата А4, силуэты-образы (облака-трафареты из бумаги),  клей ПВА, куски поролона, гуашевые краски, кисти, восковые мелки, зубочистки, одноразовые тарелочки для разведения красок, стаканчики для воды, влажные салфетки, крупа манная.

В классе 13 человек. 7 мальчиков, 6 девочек. На занятии присутствовало ___ человек.  Класс по уровню усвоения знаний средний.

 Предшествующая работа:

  • чтение и анализ сказок;
  • рисование сказочных героев, часто встречающихся в сказках;

Все задачи  взаимосвязаны и направлены на достижение цели развитие у школьников творческого воображения через использование нетрадиционных методов и приемов изобразительной деятельности.

При планировании занятия были учтены художественные способности учащихся, живой интерес к изобразительному искусству и занятиям в кружке.

В содержании отобраны принципы: научности, доступности, связь с жизнью, принцип проблемного обучения.

Структура занятия построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний. Так, например, цель своей работы дети поставили сами.

Объем материала и сложность информации учтены с учебными возможностями детей, с имеющимися у них знаниями и умениями, восприимчивостью к информации.

Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала чередуются формы и методы работы: учебно-познавательная деятельность детей организована с использованием наглядной и словесной передачей информации при помощи ИКТ, т.к. это наиболее эффективно. Дети очень любят занятия с яркой наглядностью, видеороликами. С удовольствием выполняют предложенные задания.

Рациональное использование времени способствовало выполнению намеченного плана, этапы занятия  плавно сменяли друг друга.

Можно отметить и межпредметную связь, например, литература, технология.

В конце занятия был подведен итог, рефлексия, анализ работ.

Активность и работоспособность детей наблюдалась на протяжении всего занятия.

Считаю, что занятие достигло поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...