Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему "Изразцовая русская печь"
    учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

    Шарыкина Анастасия Андреевна

    Предмет: изобразительное искусство

    Класс: 2

    Тема урока: изразцовая русская печь

    Цели урока: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве; ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

    Планируемые результаты:

    •        Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.

    •        Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

    Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)

    Основные понятия и термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход, лежанка.

    Оборудование: -для учителя: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Изразцовая печь»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; фломастеры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka._izraztsovaya_russkaya_pech.docx30.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    изобразительного искусства

            

          Шарыкина Анастасия Андреевна

         

    Челябинск, 2016

    Предмет: изобразительное искусство

    Класс: 2В

    Тема урока: изразцовая русская печь

    Цели урока: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве; ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
    • Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

    Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)

    Основные понятия и термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход, лежанка.

    Оборудование: -для учителя: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Изразцовая печь»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; фломастеры.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока. Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    Организацион-ный момент


    Словесн.: слово учителя

    1 мин

    - Здравствуйте, ребята!

    Прозвенел звонок и смолк,

    Начинается урок.

    Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся.

    Сегодняшнее занятие необычное.

    Приветствовать учителя.

    Проверять готовность к уроку.

    Л: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

    Актуализация знаний

    Словесн.: беседа.

    3 мин

    - О каком народном искусстве вы говорили на прошлом уроке?

    - Конечно об изразцах. Давайте вспомним, что же такое изразцы? (Керамические (глиняные) плитки, предназначенные для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий)

    - Какую форму они имеют? (Квадрат, прямоугольник)

    - Какие изразцы вы знаете? (Муравленые, гжельские) Чем они отличаются?

    - Что изображено на изразцах? (Зверей, птиц, травушку, цветы)

    Закреплять знания прошлого урока.

    Р: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

    Постановка учебной задачи

     
    Словесн.: беседа.

    2 мин

    - Отгадайте загадку:

    Зимой много ест,

    А летом много спит;

    Тело тёплое,

    А крови нет;

    Сесть на нее – сядешь,

    А с места тебя не свезет. (Печь)

    - Предположите, какую тему мы будем изучать? (Предположения детей)

    - Сегодня мы с вами поговорим о русской печи, тема нашего занятия: «Изразцовая русская печь».

    -Кто может сформулировать задачу нашего урока? Смотрите на опору.

    (Познакомимся с устройством русской печи (конструкцией); научимся выполнять печь, которую в старину украшали изразцами)

    Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему, цель урока.

    К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

    Знакомство с новым материалом

    Словесн.: беседа

    Словес.: слово учителя.

    Наглядно- иллюстративный: просмотр иллюстраций, презентации.

    Словесн.: слово учителя

    Практич.: пед. показ

    6 мин

    2 мин

    Изучение нового материала

    - Видели ли вы где-нибудь русскую печь? Где её можно увидеть? (В деревне у бабушек) Почему печь нужна была в каждом доме? (В старину печь была всему хозяйкой в доме; она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала; без печи изба - не изба; затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно).

    - Издревле людей лечили на нагретом на печи кирпиче. Отсюда и пошло выражение: «Греть косточки на печи».

    - Кроме того, что печь кормила и грела, она еще и украшала жилище. Что же делало ее нарядной? (Изразцы) Посмотрите, какими нарядными были печи.

    - Давайте рассмотрим, как выглядит русская печь?  Из чего выполнялась? (Печь строили из кирпичей (камней), скрепленных между собой глиной, а затем покрывали известью)

    - Давайте рассмотрим, как утроена русская печь. Рассмотрите схему на слайде. Прочитайте названия частей печи:

     Дымоход – печная труба.

     Печурки – отверстия, из которых выходит тёплый воздух.

     Устье – самое узкое отверстие в русской печи, через него закладываются дрова.

     Шесток – ровная подставка для печной посуды.

     Опечье – деревянные брёвна, служившие фундаментом печи.

     Лежанка - печи была любимым местом для сна и отдыха.

    - Посредине зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». По обычаю зимними долгими вечерами в доме  рассказывали сказки. Нередко в них  и сама печь становилась героиней.

    - В каких сказках печь была героиней? Назовите эти сказки. («По щучьему велению», «Гуси-лебеди»)

    - Как ведет себя печь в русских народных сказках? (Верно, в трудные и моменты, когда героям грозит опасность,  печь выручает их из беды)

    Педагогический показ

    - Рассмотрите композиции. -Чем я их нарисовала?

    -Что изображено в центре?

    - Рассмотрите, какие части печки я изобразила?

    - Какие бытовые предметы вы видите около печки?  

    - Чем я её украсила?

    -Можно дополнить композицию рисунком Емели или фигуркой девочки.

    Воспринимать новую информацию

    Слушать рассказ учителя, анализировать.

    Аргументировать своё мнение под руководством учителя.

    Определять особенности композиции.

    Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы.

    К: участвовать в учебном диалоге.

    П: формировать умение наблюдать, делать выводы,  внимательно следить за материалом.

    К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

    П: формировать умение следить и усваивать практические приемы работы.

    Практическая работа

    Словесн.: инструктаж

    Практич.: выполнение работы

    1 мин

    23 мин

    Постановка творческой задачи

    - Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: придумать сюжет из сказки, где главным героем является печь. Выполнять работы вы будите сразу фломастерами. А простым карандашом вы можете изобразить только контур печки.

    - Печь должна находиться в центре, изображаться крупно и ярко. Не забывайте, что в сказках многие окружающие нас предметы, в том числе и печь, могут передвигаться, разговаривать и многое другое. Фантазируйте!

    Во время работы звучать аудио-сказки « Гуси лебеди» и «По щучьему велению».

    Практическая часть

    - А сейчас приступайте к работе.

    Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием.

    Планировать деятельность на уроке.

    Воспринимать учебную задачу.

    Выполнять практическую работу.

    Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Итог урока. Рефлексия

    Словесн.: беседа.

     

    Практич.: выставка работ, выявление ошибок.

    2 мин

    Выставка работ

    -Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Приносим свои работы и вывешиваем на доску.

    - Что нового вы узнали о конструкции русской печи?

    Давайте полюбуемся работами друг друга. Внимательно посмотрите на работы. Чьи работы вам кажется наиболее творческими? У кого получились наиболее яркие работы?

    - Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Сегодня вы сделали настоящую сказку. У вас получились настоящие русский печки. Спасибо за урок!

    Подводить итог урока.

    Отвечать на вопросы.

    Оценивать свои достижения.

    Р: выделять и осознавать, что усвоено на уроке, анализировать качество и уровень усвоенного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

    Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

    Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"

    Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Русская зима. Графика." 3 класс (конспект + презентация)

    Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: " Русская зима. Графика". 3 класс....

    Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему "Русская масленица - саночки"

    Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: Русская масленица - саночкиЦели урока: ввести детей в мир яркого народного праздника - Масленицы; углубить представления второклассников о знаках ...

    Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

    Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...