Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему "Изразцовая русская печь"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: изразцовая русская печь

Цели урока: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве; ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

Планируемые результаты:

•        Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.

•        Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)

Основные понятия и термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход, лежанка.

Оборудование: -для учителя: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Изразцовая печь»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; фломастеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._izraztsovaya_russkaya_pech.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

изобразительного искусства

        

      Шарыкина Анастасия Андреевна

     

Челябинск, 2016

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2В

Тема урока: изразцовая русская печь

Цели урока: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве; ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

Планируемые результаты:

  • Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
  • Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)

Основные понятия и термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход, лежанка.

Оборудование: -для учителя: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Изразцовая печь»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; фломастеры.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организацион-ный момент


Словесн.: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся.

Сегодняшнее занятие необычное.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Л: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний

Словесн.: беседа.

3 мин

- О каком народном искусстве вы говорили на прошлом уроке?

- Конечно об изразцах. Давайте вспомним, что же такое изразцы? (Керамические (глиняные) плитки, предназначенные для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий)

- Какую форму они имеют? (Квадрат, прямоугольник)

- Какие изразцы вы знаете? (Муравленые, гжельские) Чем они отличаются?

- Что изображено на изразцах? (Зверей, птиц, травушку, цветы)

Закреплять знания прошлого урока.

Р: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

 
Словесн.: беседа.

2 мин

- Отгадайте загадку:

Зимой много ест,

А летом много спит;

Тело тёплое,

А крови нет;

Сесть на нее – сядешь,

А с места тебя не свезет. (Печь)

- Предположите, какую тему мы будем изучать? (Предположения детей)

- Сегодня мы с вами поговорим о русской печи, тема нашего занятия: «Изразцовая русская печь».

-Кто может сформулировать задачу нашего урока? Смотрите на опору.

(Познакомимся с устройством русской печи (конструкцией); научимся выполнять печь, которую в старину украшали изразцами)

Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему, цель урока.

К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

Знакомство с новым материалом

Словесн.: беседа

Словес.: слово учителя.

Наглядно- иллюстративный: просмотр иллюстраций, презентации.

Словесн.: слово учителя

Практич.: пед. показ

6 мин

2 мин

Изучение нового материала

- Видели ли вы где-нибудь русскую печь? Где её можно увидеть? (В деревне у бабушек) Почему печь нужна была в каждом доме? (В старину печь была всему хозяйкой в доме; она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала; без печи изба - не изба; затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно).

- Издревле людей лечили на нагретом на печи кирпиче. Отсюда и пошло выражение: «Греть косточки на печи».

- Кроме того, что печь кормила и грела, она еще и украшала жилище. Что же делало ее нарядной? (Изразцы) Посмотрите, какими нарядными были печи.

- Давайте рассмотрим, как выглядит русская печь?  Из чего выполнялась? (Печь строили из кирпичей (камней), скрепленных между собой глиной, а затем покрывали известью)

- Давайте рассмотрим, как утроена русская печь. Рассмотрите схему на слайде. Прочитайте названия частей печи:

 Дымоход – печная труба.

 Печурки – отверстия, из которых выходит тёплый воздух.

 Устье – самое узкое отверстие в русской печи, через него закладываются дрова.

 Шесток – ровная подставка для печной посуды.

 Опечье – деревянные брёвна, служившие фундаментом печи.

 Лежанка - печи была любимым местом для сна и отдыха.

- Посредине зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». По обычаю зимними долгими вечерами в доме  рассказывали сказки. Нередко в них  и сама печь становилась героиней.

- В каких сказках печь была героиней? Назовите эти сказки. («По щучьему велению», «Гуси-лебеди»)

- Как ведет себя печь в русских народных сказках? (Верно, в трудные и моменты, когда героям грозит опасность,  печь выручает их из беды)

Педагогический показ

- Рассмотрите композиции. -Чем я их нарисовала?

-Что изображено в центре?

- Рассмотрите, какие части печки я изобразила?

- Какие бытовые предметы вы видите около печки?  

- Чем я её украсила?

-Можно дополнить композицию рисунком Емели или фигуркой девочки.

Воспринимать новую информацию

Слушать рассказ учителя, анализировать.

Аргументировать своё мнение под руководством учителя.

Определять особенности композиции.

Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы.

К: участвовать в учебном диалоге.

П: формировать умение наблюдать, делать выводы,  внимательно следить за материалом.

К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

П: формировать умение следить и усваивать практические приемы работы.

Практическая работа

Словесн.: инструктаж

Практич.: выполнение работы

1 мин

23 мин

Постановка творческой задачи

- Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: придумать сюжет из сказки, где главным героем является печь. Выполнять работы вы будите сразу фломастерами. А простым карандашом вы можете изобразить только контур печки.

- Печь должна находиться в центре, изображаться крупно и ярко. Не забывайте, что в сказках многие окружающие нас предметы, в том числе и печь, могут передвигаться, разговаривать и многое другое. Фантазируйте!

Во время работы звучать аудио-сказки « Гуси лебеди» и «По щучьему велению».

Практическая часть

- А сейчас приступайте к работе.

Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием.

Планировать деятельность на уроке.

Воспринимать учебную задачу.

Выполнять практическую работу.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: беседа.

 

Практич.: выставка работ, выявление ошибок.

2 мин

Выставка работ

-Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Приносим свои работы и вывешиваем на доску.

- Что нового вы узнали о конструкции русской печи?

Давайте полюбуемся работами друг друга. Внимательно посмотрите на работы. Чьи работы вам кажется наиболее творческими? У кого получились наиболее яркие работы?

- Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Сегодня вы сделали настоящую сказку. У вас получились настоящие русский печки. Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Отвечать на вопросы.

Оценивать свои достижения.

Р: выделять и осознавать, что усвоено на уроке, анализировать качество и уровень усвоенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Русская зима. Графика." 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: " Русская зима. Графика". 3 класс....

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему "Русская масленица - саночки"

Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: Русская масленица - саночкиЦели урока: ввести детей в мир яркого народного праздника - Масленицы; углубить представления второклассников о знаках ...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (2 класс).

Цели деятельности учителя:формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространс...