Конспект урока "Изразцовая русская печь" 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Астахова Ирина Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izraztsovaya_russkaya_pech_2_kl.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Изразцовая русская печь»

Дисциплина: изобразительное искусство

Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)

Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве, введения в активный словарь учащихся терминов: опечье, печурка, под, устье, шесток; содействовать формированию у второклассников художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

Планируемые результаты:

- личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

-предметные: приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений;  проявляют интерес к искусству, художественным традициям своего народа;

-метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (архитектура); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность; овладевают художественной интуицией и памятью.

Основные понятия и термины: опечье, печурка,  устье, шесток, дымоход ,лежанка.

Оборудование урока:  -для учителя: презентация «Изразцовая печь», композиционные схемы.

-для уч-ся: фломастеры, белый лист бумаги формата А4

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный:

слово учителя.

1

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Приветствуют учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Мотивационный

Словес.:

Беседа.

1-2

- О каком народном искусстве вы говорили на прошлом уроке?

- Конечно о изразцах. Давайте вспомним, что же такое изразцы. (керамические  (глиняные) плитки, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий).

- Какую форму они имеют? (квадрат, прямоугольник)

- Какие изразцы вы знаете? (муравленые, гжельские) Чем они отличаются?

- Что изображено на изразцах? (зверей, птиц, травушку ,цветы)

- Отгадайте загадку:

Зимой много ест,

А летом много спит;

Тело тёплое,

А крови нет;

Сесть на него – сядешь,

А с места тебя не свезет.

                        (Печь.)

-Предположите, какую тему мы будем изучать?(предположения детей)

- Сегодня мы с вами поговорим о русской печи, тема нашего занятия: «Изразцовая русская печь».

-Кто может сформулировать задачу нашего урока? Смотрите на опору.

(Познакомимся с устройством русской печи (конструкцией)

Научимся выполнять печь, которую в старину украшали изразцами                                                      )

Самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему, цель урока.

Р: умение самостоятельно определять круг учебных задач.

3.

Знакомство с новым материалом

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Наглядно- иллюстративный: просмотр иллюстраций, презентации.

Анализ

Анализ печи

2

5-7

-  Верно. Видели ли вы где-нибудь русскую печь? Где её можно увидеть? (в деревне, у бабушек)

- Почему печь нужна была в каждом доме? (В  старину  печь  была  всему  хозяйкой  в  доме.  Она  и  кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно..).

- Издревле людей лечили на нагретом, на печи кирпиче. Отсюда и пошло выражение: «Греть косточки на печи».

- Кроме того, что печь кормила и грела, она еще и украшала жилище.

- Что же делало ее нарядной? (изразцы)        

- Посмотрите, какими нарядными были печи.

- Давайте рассмотрим, как выглядит русская печь?  Из чего выполнялась? (Печь строили из кирпичей (камней), скрепленных между собой глиной, а затем покрывали известью) 

- Давайте рассмотрим, как утроена русская печь.

- Рассмотрите схему на слайде. Прочтите названия частей печи.

 Дымоход – печная труба.

 Печурки – отверстия, из которых выходит тёплый воздух

Устье – самое узкое отверстие в русской печи, через него закладываются дрова.

 Шесток – ровная подставка для печной посуды.

 Опечье – деревянные брёвна,  служившие  фундаментом печи.

Лежанка - печи была любимым местом для сна и отдыха

- Посредине зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». По обычаю зимними долгими вечерами в доме  рассказывали  сказки.  Нередко  в  них  и  сама  печь  становилась  героиней.

- В каких сказках печь была героиней? Назовите эти сказки. («По щучьему велению», «Гуси-лебеди»)

- Как ведет себя печь в русских народных сказках? (Верно, в трудные и моменты, когда героям грозит опасность,  печь выручает их из беды)

Слушают рассказ учителя, анализируют, аргументируют своё мнение, под руководством учителя самостоятельно определяют особенности композиции.

П:поиск и извлечение

информации

 Р:принятие цели и

постановка задач

урока

П: умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом.

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

4.

Педагогический показ

объяснение,

показ

2

- Рассмотрите композиции.

-Чем я их нарисовала?

-Что изображено в центре?

-Рассмотрите, какие части печки я изобразила?

-Какие бытовые предметы вы видите около печки?  

- Чем я её украсила?

-Можно дополнить композицию рисунком Емели или фигуркой девочки.

Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы.

П: умение следить и усваивать практические приемы работы.

5.

Постановка творческой задачи

Инструктаж

1

- Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: придумать сюжет из сказки, где главным героем является печь. Выполнять работы вы будите сразу фломастерами. А простым карандашом вы можете изобразить только контур печки.

- Печь должна находиться в центре, изображаться крупно и ярко. Не забывайте, что в сказках многие окружающие нас предметы, в том числе и печь, могут передвигаться, разговаривать и многое другое. Фантазируйте!

Во время работы звучать аудио-сказки « Гуси лебеди» и «По щучьему велению»  

Принимают общую задачу.

Р: умение воспринимать задачу, мобильно выполнять работу. Формирование ответственного творческого отношения к работе.

6.

Практическая работа

20

- А сейчас приступайте к работе.

Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием.

Самостоятельно выполняют задание.

Р: умение организовывать свою учебную задачу.

Учиться определять степень успешности выполнения своей работы,   давать оценку работе.

7.

Итог урока

Словесный:

Беседа.

Выставка детских работ, выявление ошибок, анализ работ.

5

-Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Приносим свои работы и вывешиваем на доску.

- Что нового вы узнали о конструкции русской печи?

Давайте полюбуемся работами друг друга. Внимательно посмотрите на работы. Чьи работы вам кажется более творческими? У кого получились наиболее яркие работы?

- Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Сегодня вы сделали настоящую сказку. У вас получились настоящие русский печки.

Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение.

Р: самооценка, умение анализировать результаты своего труда и труда других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....