Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Ивлева Татьяна Ивановна

рабочая программа по изобразительному искусству по неменскому

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_izobrazitelnoe_iskusstvo_4_klass.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса начальной общеобразовательной школы составлена на основе документов:

1.Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение. 2010.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22. 12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2011

4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. в 2 ч.Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 400с.(Стандарты второго поколения).Ч.2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 231с.(Стандарты второго поколения).

5. Программа Б.М. Неменского, Л.А.Неменской, Н.А. Горяева и др. «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класс./ под ред. Неменского Б.М» М.«Просвещение», 2012гг. К учебнику Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс / Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г

6.Учебный план МОУ «СОШ с.Ивантеевка» на 2015 – 2016 учебный год

7.Положение о рабочей программе педагога МОУ «СОШ с.Ивантеевка».

Роль учебного  курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету «Изобразительное искусство», формируемой участниками образовательного процесса

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

Общая характеристика учебного предмета, курса        

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Главная задача современного образования подготовить функционально грамотную личность, умеющую самостоятельно критически мыслить, решать проблемы, работать с информацией, быть коммуникабельной.

Цели предмета: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи:

формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

формирование художественно-творческой активности школьника;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

●изобразительная художественная деятельность;

●декоративная художественная деятельность;

●конструктивная художественная деятельность.

Технологии, методы и формы решения поставленных задач

Для успешности решения задач курса используются разнообразные формы и методы организации работы: урок-игра, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

 Курс реализует следующие типы уроков:

●урок открытия новых знаний;

●урок- рефлексия;

●урок общеметодологической направленности;

●урок развивающего контроля

На уроках используют  разные формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, что позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании УУД и предметных учебных действий, которые предусмотрены программой максимально реализовывать поставленные задачи.

Основной формой организации уроков изобразительного искусства в 4 классе является урок продолжительностью 45 минут. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся заочные экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.        

 Основные педагогические технологии – информационно – коммуникоативные технологии, элементы других технологий        : здоровьесберегающие технологии,   компьютерные технологи технология тестового контроля, метод проектного обучения.

 Роль и значимость предмета 

Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам  освоения основных образовательных программ  начального  общего образования (стандарты второго поколения). Уникальность и значимость курса «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. 

Практико – ориентированная направленность содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»  обеспечивает связь со смежными предметами эстетического цикла, предметами естественно – научного цикла с целью создания целостной картины мира.

Предмет изобразительное искусство использует и тем самым подкрепляет умение, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки, окружающего мира, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей  к рационально – научному и эмоционально ценностному постижению окружающего мира.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Курс изобразительное искусство для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса  средней общеобразовательной школы и  входит в число дисциплин включенных в учебный план.

Сроки реализации программы: 2015 – 2016 учебный год

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит  135 часов для изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе начального общего образования.

На изучение курса по учебному образовательному плану МОУ «СОШ с.Ивантеевка» на 2015 – 2016 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет  34 учебных часа.

I   четверть –  9 часов

II  четверть –  8 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть –  8 часов

Программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского соотвествует ФГОС 2009 года  для 4 класса, поэтому в рабочую программу, по сравнении с авторской, изменений не внесено.

Резервных часов данной программой не предусмотрено.

Система условных обозначений отсутствует.          

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а    

также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Основные требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства  4 класса 

В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:

понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

 понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни  и нашего общения;

работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты

использовать элементарные приемы изображения пространства;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

 называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:

называть разные типы музеев;

сравнивать различные виды изобразительного искусства;

называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;

использовать различные художественные материалы.

 Четвероклассник получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества  и др.;

использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;

 использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;

использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.

Учащиеся должны знать:

основные виды и жанры изобразительных искусств;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

наиболее крупные художественные музеи России;

известные центры народных художественных ремесел России;

Учащиеся должны уметь:

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Содержание тем учебного курса «Изобразительное искусство» 4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

уроки

проверочные и контрольны е работы

Творческие работы и проекты

1.

Истоки родного искусства 

8 ч

7 ч

1 ч

2 п

2.

Древние города нашей земли

7 ч

6 ч

1 ч

2 п

3.

Каждый народ – художник

11 ч

11 ч

2п

4.

Искусство объединяет народы 

8 ч

7 ч

1 ч

                                    Итого:

34 ч

3 ч

6 п

Календарно – тематический план 

Учебные материалы к урокам прописаны в разделе «Описание материально-технического обеспечения»

УУД, формируемые на уроке

№п/п

Наименование разделов

кол-во  часов

Формируемые универсальные учебные действия у обучающихся:

1

Истоки родного искусства 

8

Познавательные УУД:

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Регулятивные УУД:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

уметь организовать место занятий.

Коммуникативные УУД:

овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Личностные УУД

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ – художник

11

4

Искусство объединяет народы 

8

п/п

Раздел программы                        

Тема урока

Кол-во

часов

        дата            

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов  деятельности учащихся

Тип урока

По плану

По факту

I четверть – 9 часов

Истоки родного искусства 

8

1

Пейзаж родной земли.

1

01.09

Красота природы родной зем ли. Эстетические характерис тики различных пейзажей — среднерусского, горного, сте пного, таежного и др. Разноо бразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.

Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

Характеризовать красоту природы родного края, разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)

открытия нового зн ания

2

Красота природы в произведениях русской живописи. Входной мониторинг

1

08.09

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)

открытия нового зн ания разв ивающе го конт рол

3

Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы.

1

15.09

Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома-избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений-представлений о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначе ние ее частей. Единство красо ты и пользы. Единство функци ональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтичес кие образы мира. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы,

Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа,

Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы. Объяснять конструкцию избы и назначение ее частей. Понимать единство красоты и пользы. Рассказывать об украшениях избы и их пользе, храмовой архитектуре. Изображать избу или моделировать ее на бумаге, используя материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Создавать образ традиционной деревни.

общеметодологической направле нности

4

Деревня – деревянный мир

1

22.09

общеметодологической направле нности

5

Русская красавица

1

29.09

Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев)Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.

Объяснять представление наро да о красоте человека, связаное с его традициями жизни и тру да. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Размышлять о традиционной одежде. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать мужские и женские образы в народных костюмах, используя гуашь, кисти, ножницы, бумагу, клей.

открытия нового зн ания

6

Образ русского человека в произведениях художников

1

06.10

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

открытия нового зн ания

7

Календарные праздники

1

13.10

Праздник-народный образ радости исчастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей.

Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.)

Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни, понимать роль народных праздников в жизни людей. Создавать индии видуально-композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника, осваивать  алгоритм выполне ний коллективного панно на тему народного праздника.

открытия нового зн ания

8

Народные праздники

1

20.10

открытия нового зн ания

Древние города нашей земли

7

9

Родной угол.

1

27.10

Города Древней Руси

Создавать индивидуально-композиционные работы

открытия нового зн ания

II четверть – 8 часов

10

Древние соборы

1

10.11

Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущес тва и силы государства. Собор -архитектурный и смысловой центр города.Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Построй ка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.

Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплоще нии красоты, могущества и си лы государства. Раскрывать особенности конструирования и символики древнерусского ка менного храма, объяснять смыс ловое значение его частей. Соз давать макет города с помощью лепки.

открытия нового зн ания

11

Города Русской земли

1

17.11

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные стру ктурные части города. Разме щение и характер жилых пос троек, их соответствие сельско му деревянному дому с усадьб ой. Монастыри как произведе ния архитектуры и их. роль в жизни древних городов. Жите ли древнерусских городов, соответствие их одежды архитек турно-предметной среде. Един ство конструкции и декора.

Называть основные структурные части города, сравнивать  и определять их функции, назначение. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, о монастыря как произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки города. Использовать материалы: коробки, ножницы, клей, тушь, кисти.

открытия нового зн ания

12

Древнерусские воины- защитники

1

24.11

Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.

Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека..

Рассказывать о князе и его дружине, о торговом люде. Определять значение цвета в одежде. Изображать русских воинов, княжескую дружину.

общеметодологической направле нности

13

Золотое кольцо России.

1

01.12

Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Рассказывать о храмах – памятниках этих городов. Графически изображать древнерусский город, используя материалы: тушь, кисти, бумагу или мелки.

развиваю щего конт роля

14

Узорочье теремов. Изразцы. Мониторинг за первое полугодие.

1

08.12

Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатствоукрашений.

Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Изображать интерьер теремных палат: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

общеметодологической направле нности

15

Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».

1

15.12

Роль п  Постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.

Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.Значение старинной архитектуры для современного человека.

Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира, изображать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей.

открытия нового зн ания

Каждый народ – художник

11

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

1

22.12

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.

Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.

Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.

Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево. Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Изображать природу через детали, характерные для японского искусства.

открытия нового зн ания

17

Оригами.

1

29.12

открытия нового зн ания

III четверть – 9 часов

18

Страна восходящего солнца. Образ человека, характер  в японской культуре

1

12.01

Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства, приобретать навыки в изображении человека.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

открытия нового зн ания

19

Искусство народов гор и степей.

1

19.01

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Посе ления в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоски ми крышами. Крепостной хар актер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведен ие архитектуры. Образ степн ого мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Ор намент и его значение; природ ные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Рассказывать об изобретатель ности человека в построении своего мира. Называть природ ные мотивы орнамента. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств.

открытия нового зн ания

20

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры

1

26.01

открытия нового зн ания

21

Города в пустыне. Образ художественной культуры Средней Азии.

1

02.02

Города в пустыне. Мощные портально-купольные пост ройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина-главный строительный материал. Креп остные стены.Здание мечети: купол, торжественно украшен ный огромный вход-портал. Минареты. Мавзолеи. Орнаме нтальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.Торговая площадь-сам ое многолюдное место города.

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ.

открытия нового зн ания

22

Древняя Эллада

1

09.02

16.02

Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Образ гре ческой природы. Мифологиче ские представления древних греков. Воплощение в предс тавлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как соверше нное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.Конструкт ивность в греческом понима нии красоты мира. Роль про порций в образе построек. Кра сота построения человеческо го тела «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком-особенность мироп онимания.Искусство гречес кой вазописи. Рассказ о повсе дневной жизни.Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особен ности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Использовать материалы: цветная бумага, ножницы, клей, мелки.

открытия нового зн ания

23

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

1

16.02

01.03

Образ греческой природы. Мифологические представле  ния древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творчес кой работе с помощью цвета, композиции

открытия нового зн ания

24

Средневековый город

1

01.03

15.03

открытия нового зн ания

25

Образ готического храма в  средневековом городе

1

15.03

22.03

Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги.

открытия нового зн ания

26

Многообразие художественных культур в мире Обобщение по теме «Каждый народ – художник»

1

22.03

05.04

Художественные культуры мира-это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ-художник».Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Рассуждать о многообразии и богатстве художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, образ красоты человека, на народные праздники. Участвовать в выставке работ на тему «Каждый народ – художник»

открытия нового зн ания

IV четверть – 8 часов

Искусство объединяет народы 

8

27

Материнство. Портрет мамы.

1

05.04

12.04

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства-матери, дающей жизнь. Тема материнства-вечная тема в искусстве.Великие произведе ния искусства на тему матери нства: образ Богоматери в русском и западноевропейск ом искусстве, тема материнст ва в искусстве XX века.  Разви тие навыков творческого восприятия произведений искус ства и навыков композицион ного изображения.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, изображающими образ матери и дитя.

Изображать образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу.

 Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу.

открытия нового зн ания

28

Образ богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

1

12.04

19.04

открытия нового зн ания

29

Все народы воспевают мудрость старости.

1

19.04

22.04

  Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.

Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).

Наблюдать проявление духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства. Создавать изображение любимого пожилого человека, стараясь выразить его внутренний мир. Использовать гуашь или мелки.

открытия нового зн ания

30

Сопереживание. Дорогою добра.

1

26.04

26.04

Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.

Рассуждать о том,  что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.

Создавать рисунок с драматическим сюжетом.

Использовать материалы: гуашь, кисти.

открытия нового зн ания

31

Герои, борцы и защитники

1

10.05

Все народы имеют своих геро ев-защитников и воспевают их в своем искусстве.В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духо вной красоты.героическая

Героич тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев – защитников и воспевают их в своем искусстве.

Выполнять лепку эскиза памятника герою.

открытия нового зн ания

32

Героическая тема в искусстве разных народов

1

17.05

открытия нового зн ания

33

Юность и надежды. Итоговый мониторинг.

1

24.05

Тема детства, юности в изобра зительном искусстве.В искус стве всех народов присутству ют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Приме ры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве

Рассуждать о том, что в искус стве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое буду щее, радость молодости и люб овь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путе шествиях, открытиях. Исполь зовать гуашь, кисти, мелки.

открытия нового зн ания

34

Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»

1

26.05

Вечны темы в искусстве.

Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.

Искусство помогает людям понимать себя и других людей.

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов, объяснять почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать сои работы и работы одноклассников с позиции творческих задач. Участвовать в обсуждении выставки.

общеметодологической направле нности

Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»

Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходимо:

Учебный методический комплект ученика  

1. «Изобразительное искусство. Каждый народ- художник» 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская – 2-е изд., перераб. - М. «Просвещение.»,2013 

2. Рабочая тетрадь  «Твоя мастерская»- 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений Л.А. Неменская/. – 3-е изд., перераб. – М. :  «Просвещение», - 2015

Перечень учебно-методического обеспечения учителя.

1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева идр.] под редакцией Б.М.Неменского- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.- 129с.

2.Закон «Об образовании»  РФ.

3.Методическое пособие для учителя: под редакцией народного художника России, академика РАО  Б.М Неменского «Каждый народ- художник» -4 класс Москва. «Просвещение.»,2004

4. Поурочное планирование изобразительное искусство.4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А.Неменской/авт.-сост. Н.В.Бабакова. – Волгоград:Учитель, 2013. – 188 с. 

5.Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник- М. «Просвещение.»,2008

6.Изобразительное искусство Развитие цветового восприятия у школьников   (описание опыта, конспекты уроков)-1-6 классы. Авторы составители СА. Казначеева, СА БандарёваВолгорад .Издательство   «Учитель» -2009

7.В помощь преподавателю « Изобразительное искусство». Занимательные материалы. Терминологические диктанты. Кроссворды. Тесты. Викторины  1-7 классы  Волгоград. Издательство   «Учитель» -2010

Специфическое оборудование: 

Печатные средства обучения

1.Портреты художников

Оборудование и приборы

1.Магнитная доска.

2.Компьютер с принтером.

3.Проектор.

4.Карандаш, кисти разных размеров, гуашь, акварель, цветная бумага, картон,  ножницы, клей, пластилин

Список дополнительной литературы для учащихся:

1.И. Агапова « 200 лучших игрушек из бумаги» - Москва, Просвещение,2008

2.Джейн Дженкинс «Узоры и мотивы из бумажных лент: интересные идеи» -  Контэйн, 2009, перевод с английского У.Сапциной

3.Е.Немешаева «Фантазии из природных материалов» - Санкт-Петербург, Детство пресс, 2008

4.С.В.Сокольникова «Оригами» - Санкт-Петербург, Детство пресс, 2008

Медиаресурсы и Интернет-ресурсы

Электронные учебные пособия:

1.Интернет- ресурсы. .  http://www.proshkolu.ru/    http://viki.rdf.ru/        http://pedsovet.su/

2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-  collection.edu.ru

3.КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). –  Режимдоступа: http:// www.km-school.ru

4.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.  

1september.ru/urok

Приложение к программе

№ п/п

Темы плановых контрольных уроков

Дата

1

Входной мониторинг.

08.09

2.

Мониторинг за первое полугодие

08.12

3.

Итоговый мониторинг.

17.05

Приложение к программе

Темы творческих работ учащихся

№ п/п

Название мероприятия

Форма работы

Сроки

1

Село мое родное  Гармония жилья с природой

мини проект

08.09 ур. № 2

2

Коллективная работа «Деревня – деревянный мир»

мини проект

22.09 ур. № 4

3

Образ русского человека (женский образ)

рисунок

29.09 ур. № 5

4

Образ русского человека (мужской образ)

рисунок

06.10 ур. № 6

5

Народные гуляния

презентация

13.10 ур. № 7

6

Народные праздники

        презентация

20.10 ур. № 8

7

Древнерусский город – крепость. Башни

рисунок

17.11 ур. № 11

8

Древние соборы

сообщения, презентация

10.11 ур. № 10

9

Древнерусские воины-защитники

рисунок

24.11. ур. № 12

10

Древний город и его жители

мини проект

01.12. ур. № 13

11

Терема и их украшения.

мини проект

08.12. ур. №14

12

Образ японских построек (по представлению)

рисунок

22.12. ур. № 16

13

Образ человека и одежды в японской культуре

рисунок

12.01. ур. № 18

14

Средняя Азия. Обрывная аппликация из цветной бумаги

поделки

02.02. ур. №21

15

Олимпийские игры в Древней Греции.

презентация

16.02. ур. № 23

16

Красота древнегреческого   человека (художествен., образ)

рисунок

01.03 ур. №24

17

Праздничный пир  в княжеских  палатах(коллективный проект)

проект

15.12 ур. № 15

18

Древнегреческая архитектура

проект

15.03 ур. № 25

19

Олимпийские игры в Древней Греции.

проект

16.02 ур. № 23

20

Оригами « Кошка»

поделки

29.12. ур. № 17

21

Аул в горах

презентация

19.01. ур. № «19

22

Спортивные соревнования в Древней Греции.

презентация

16.02. ур. №23

23

Свободная тема: «Каждый народ – художник» проекты

проект

23.02. ур. № 26

24

Чайная церемония в Китае

исследование

26.04. ур.№ 30

25

Все народы воспевают материнство

рисунок

19.04. ур.№ 29

26

Необычные фотографии природной среды

фотографии

17.05 ур. № 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...