"Гжель прекрасная"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Науменко Наталья Александровна

Внеурочное занятие, воспитывающее интерес младших школьников к народным традициям, русскому декоративно-прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_gzhel.docx96.04 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

Тема: «Гжель прекрасная».

Задачи:

  • закреплять знания детей о хохломской росписи и гжели;
  • закрепить умение расписывать предметы гжельскими узорами: цветами, листьями, точками, сеточками, сочетаниями синего и голубого цветов;
  • воспитывать интерес к народным традициям, русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;

  1. Организационный момент

 Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж, захватывает дух!

- Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости. Подходите да поглядите, какие здесь у нас игрушки,  да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Хохломы, Гжели.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!

2. Учитель: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись — алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.  (Хохломские игрушки)

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!

Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.

Мир волшебной хохломы

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

Учитель: Сегодня мы с вами вспомним элементы хохломской росписи:  травка, капелька, ягодка.

. http://festival.1september.ru/articles/583083/image006.jpg

http://festival.1september.ru/articles/583083/image007.jpg

Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

«Капельки» - рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.

«Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная.

3. Учитель. Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво нарисовать, вышить.

Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

–А, что же могут наши руки.

4. Беседа о росписи, ее многообразии

Это была роспись деревянной посуды. Умельцы на Руси всегда славились еще и гончарным мастерством. Чтобы посуда из глины была красива, ее тоже расписывают. В росписи посуды прославились мастера из города Гжель.

Учитель. А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе ее названье – Гжель.

Дети подходят к гжельскому столу, где стоит гжельская посуда, представлены фотоиллюстрации гжельских изделий.

Учитель. Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?

Дети: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Учитель: Где расположен узор?

Дети: В центре изделия.

Учитель: С чего начинали расписывать узор?

Дети: С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.

Учитель: А что раскрашивали потом?

Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.

4. Физкультминутка (под музыку)

Подготовка руки к рисованию.

Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?

Учитель: А вот сейчас вы попробуете сами побывать мастерами народного промысла.

Учитель: Дети, какой близится праздник, которого вы ждете с нетерпением?

( Новый год)

Учитель: Что является главным атрибутом этого праздника? (Новогодняя елка)

Учитель открывает доску с изображением  елки.

 Эту елочку мы с вами сегодня будем наряжать. Игрушки будут не простые, игрушки будут расписные. А помогут нам в работе зайчик и дракончик.

5. Гимнастика для глаз.

Зайчик быстро убегает

И Дракону уступает,

Но его мы не забудем

Лишь хорошим помнить будем.

Скоро-скоро Новый год!

Год  Дракончика придет.

И веселье и подарки

 Всем ребятам принесет!

6. Практическая работа.

Учитель:

  • I вариант – вам, девочки,  предстоит расписать шаблоны  зайчиков и использовать элементы росписи Гжель.
  • II вариант – у вас, мальчики,  на партах лежат шаблоны дракончиков, которые должны преобразиться при помощи вашей фантазии и мастерства в Гжельскую керамику.

Дети расписывают животных, уже нарисованных у каждого на листах. Во время росписи звучит музыка. Учитель помогает отдельным учащимся.

Игрушками,  которые вы расписали  своими руками,  мы украсим елку.

5. Итог занятия.

Учитель:  Мы сегодня говорили, что наши руки могут многое. Что же могут наши руки? (Ответы детей)

Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

– Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: “У тебя доброе сердце”, “У тебя большое сердце”. Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Разработка интегрированного урока- проекта "Какая она Гжель?"

Хочу поделиться опытом работы по проектной деятельности. Этот проект часть работы, которую мы с моими учениками проводим. Итогом проекта стал детский альбом "Всё о Гжели" и презентация....

Изобразительное искусство + развитие речи. Комбинированный урок. 2 класс. "Синяя птица Гжели"

Урок проводится после проведения урока изобразительного искусства "декоративное рисование, знакомство с техникой гжели". Ученики работают по группам, сказка про синюю птицу может быть устной или запис...

Гжель

УМК "Планета знаний",предмет ИЗО,конспект, приложения...

прекрасная гжель

роспись гжель...