Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_3_klass_gotovo.doc578 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»  для 3 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2010г.) с изменениями и дополнениями и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

       Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Содержание рабочей программы полностью соответствует Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.)  и программы  начального общего образования – авторы: Неменский Б.П., Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С.   («Изобразительное искусство» - Москва «Просвещение», 2013 г.).

      Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:

- развитие личности учащихся средствами искусства;

- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

      Задачи курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В основу программы положены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей. Их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;

- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- систем межпредметных связей (литературное чтений, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Планируемые предметные результаты  освоения учебного предмета.

• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание учебного предмета.

Искусство в твоем доме (9 ч.)

Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Тема. Твоя игрушка. (2 часа)                        

Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.

Задание: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.              

Вариант задания: создание игрушки из любых подручных материалов.                            

Материалы: пластилин или глина, гуашь, водоэмульсионная краска для грунта, кисти маленького размера, тампоны; солома, кусочки меха, деревянные брусочки, кусочки ткани, природные материалы.                                                                                                            

Зрительный ряд: разнообразные игрушки с ярко выраженным художественным образом; народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская, богородская), игрушки из подручного материала — упаковок, ткани, меха.                                          

Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.

Тема. Твоя посуда. (2 часа)                                                                                                                                                                                                                                                        Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.                                                                                                    

Задание: лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.                                          

Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая).

Материалы: пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.                                                                                                                                                  

Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).

Тема. Мамин платок. (1 час)                                                                                                                      

 Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.                                                                                

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).                                                                                                                            

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.                                                                                

Зрительный ряд: яркие примеры росписи платков и тканей (слайды и натурный фонд); женские образы в произведениях искусства; фотографии, кадры из фильмов; природные мотивы в росписи платков; образцы детских работ по этой теме.

Тема. Обои, шторы, в твоем доме.  (1 час)                                                                                                  

   Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.            

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.                                                                                                        

Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.                                                                    

Зрительный ряд: фотографии художественно разработанных интерьеров, отобранные образцы обоев, художественные эскизы, детские работы по теме.

Тема. Твоя книжка.  (1 час)                                                                                                                                

Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги.                                                                                                                                                                              

Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.                                                                  

Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказки или конструирование

обложки для книжки-игрушки.                                                                                                

Материалы: для учащихся — гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы; для учителя — степлер.                                                                                                                  

Зрительный ряд: детские книги с хорошими иллюстрациями, книжки-игрушки, различные по назначению и форме взрослые книги; иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке.                                                                                                                                  

Литературный ряд: текст выбранной сказки.

Тема. Поздравительная открытка (декоративная закладка).   (2 часа)                                                 

Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.                                                                                                                    

Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки. Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.                                

Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.                                                                                                                                      Зрительный ряд: лучшие образцы печатных и самодельных открыток; старинные открытки, которые иногда берегут в семье на добрую память;  произведения тиражной графики,  различные по технике; детские работы по теме.

В создании всех предметов в доме принимал участие художник. В любой работе ему помогали наши волшебные Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.                                                                                            На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке детских работ, выполненных в течение четверти. «Ведут беседу» три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни и есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники. Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом четверти и одновременно открытием.

Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ за период четверти.

Учебно- тематический план

Содержание программного материала

Характеристика   деятельности обучающихся

  Количество часов

1

Искусство в твоем доме

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками  создания выразительной формы посуды в лепке. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. Понимать роль художника и Братьев – Мастеров  в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации.. Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию и пользоваться ею. Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

8 ч

2

Искусство на улицах твоего города

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание  основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.  Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры  города.  Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения.  Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной  задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию и пользоваться ею. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

7 ч

3

Художник и зрелище

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное представление. Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году. Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

11 ч

4

Художник и музей

Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления  о самых разных видах музеев. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать  о наиболее понравившихся картинах. Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.

8 ч

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству  3 «Б» класс (34 часа в год, 1 час  в неделю)

№п/п

Тема урока

Плановые сроки

Скорректированные сроки изучения

1 четверть  (9 ч)

Искусство в твоём доме  (8 ч)

1

Вводное занятие. Твои  игрушки.

01.09  – 09.09

2

«Посуда у тебя дома»

01.09  – 09.09

3

«Обои и шторы у тебя дома»

12.09 – 16.09

4

«Мамин платок»

19.09 – 23.09

5.

«Твои книжки»

26.09 – 30.10

6.

«Твои книжки»

03.10 – 07.10

7.

«Открытки»

10.10 – 14.10

8.

«Труд художника для твоего дома». Обобщающий урок 1 четверти.

17.10 – 21.10

Искусство на улицах твоего города  (7 ч)

9.

«Памятники архитектуры»

24.10 – 28.10

2 четверть  (7 ч)

10.

«Парки, скверы, бульвары»

07.11 – 11.11

11.

«Ажурные ограды»

14.11 – 18.11

12.

«Волшебные фонари»

21.11 – 25.11

13.

«Витрины»

.

28.11 – 02.12

14.

«Удивительный транспорт»

05.12 – 09.12

15.

Обобщающий урок 2 четверти «Искусство на улицах твоего города»

12.12 – 16.12

Художник и зрелище (11 ч)

16.

«Художник в цирке»

19.12 – 23.12

3 четверть  (10 ч)                                

17.

«Художник в цирке»

09.01 – 13.01

18.

«Художник в театре»

16.01 – 20.01

19.

«Художник в театре»

23.01 – 27.01

20.

«Театр кукол»

30.01 – 03.02

21.

«Театр кукол»

06.02 – 10.02

22.

«Театральные маски»

13.02 – 17.02

23.

«Театральные маски»

20.02 – 24.03

24.

«Афиша и плакат»

27.02 – 03.03

25.

«Праздник в городе»

06.03 – 10.03

26.

«Школьный карнавал» Обобщающий урок 3 четверти.

13.03 – 17.03

4 четверть  (8 ч)                        Как говорит искусство (8 ч)

27.

«Музей в жизни города»

27.03 – 31.03

28.

«Картина – особый мир. Картина – пейзаж»

03.04 – 07.04

29.

«Картина – портрет»

10.04 – 14.04

30.

«Картина – портрет»

17.04 - 21.04

31.

«Картина – натюрморт»

24.05 – 28.04

32.

«Картины исторические и бытовые»

02.05 – 12.05

33.

«Скульптура в музее и на улице»

15.05 – 19.05

34.

Обобщающий урок 4 четверти «Художник и музей»

22.05 – 25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...