разработка урока изобразительного искусства "Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

разработка урока изобразительного урока в начальной школе по теме "Хохлома" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства "Хохломская роспись"


Вид: декоративное рисование.

Форма урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ (урок-практикум)

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература

Цели:

  • Познакомить обучающихся с историей промысла Хохломы;
  • Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи;
  • Способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства.

Оборудование:

  • для учителя: методические таблицы, репродукции, презентация;
  • для обучающихся: бумага, карандаш, гуашь, кисти, салфетка;

Зрительный ряд: изображения произведений декоративно- прикладного искусства (хохломская роспись), посуда с хохломской росписью.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов нашей страны.

- Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду, которая удивляет нас сказочной росписью?

 «Золотая хохлома» называют его в народе.

Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, вазы, солонки и удивительные ковши-утицы, а еще детскую мебель.

3. Введение в тему.

Словесно-иллюстративный рассказ о хохломской росписи.

- «Наш далекий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом, который всегда был под рукой и легко обрабатывался. Неудивительно, что на Руси достигли такого высокого искусства в обработке дерева. Любой самый обыкновенный предмет, вырезанный из дерева народным умельцем, становился произведением искусства: в плывущую птицу превращался ковш для питья, ажурной кружевной резьбой украшались стенки колыбели, а зимняя повозка расцветала от красочных узоров. Удивительный мир открывается нам, когда мы знакомимся с предметами, когда- то служившими русскому человеку в его повседневном быту. Образы мифических птиц, невиданных растений смотрят на нас с прялок, колыбелей, посуды. Народный художник описывал все то, что его окружало в быту, для того, чтобы внести праздничность в повседневность, что бы простой предмет стал нарядным и дарил радость людям».

- Где мог увидеть мастер эти сказочные узоры?

Секреты красоты таятся в самой природе, которая остается для художника великим и мудрым учителем.

Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих, заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в употреблении: ковши, братины, миски, ложки найдены в археологических раскопках еще в X – XIII веков.

Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя грязь и быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки моются легче. Тогда, видимо, и возникла мысль покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы. Изделия этого промысла привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.

Удивляя, прорастая,
Как- то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава.
Листья реют, не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Б. Дубровин

- При этом изделия были дешевы, прочны, а покрывавший их лак был так хорош, что выдерживал очень высокую температуру.

Все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодами и цветами обегают стенки сосуда, придавая предмету неповторимо яркий облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других завиваются или бегут по кругу.

 «В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров. Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам».

- А на самом деле мастера писали на деревянных досках, покрывали масляным лаком, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Вот так мастера золотили посуду.

Народный промысел сохранился и по – прежнему радует яркими красками и удивительным узором.

4. Практическая работа.

- Сегодня на уроке вы будете рисовать посуду с хохломской росписью. Задача перед вами стоит не простая, так как необходимо будет не только передать форму предмета, но и выполнить ее роспись, соблюдая традиционную для этой росписи палитру и орнамент. При этом очень важно передать свое настроение, отношение к изображаемому предмету.

- Будем работать по следующему плану:

  1. Ограничить плоскость легкой карандашной линией.
  2. Находим высоту и ширину предмета.
  3. Определяем форму предмета.
  4. Работа над деталями предмета.
  5. Намечаем узор (хохломской).
  6. Работа в цвете (палитра Хохломы).

- Ваши работы буду оценивать по следующим критериям:

  1. Аккуратность работы;
  2. Компоновка на листе, соответствие рисунка теме урока;
  3. Завершенность работы.

Критерии  оценивания знаний и умений:

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

7. Итог урока.

1. Выставка лучших работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами побывали в роли мастера – умельца: придумали интересную форму предмета и расписали его травным орнаментом с ягодами и цветами.

- Что вам на уроке больше всего понравилось?

- Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: подготовить сообщение по темам: «хохломская роспись»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказка зимнего леса" для 2 класса по программе В.С. Кузина

Уроки ИЗО - это прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. В учебном плане этот предмет занимает всего ...

Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе "Зимний праздник"

Добрый день, уважаемые коллеги! Данный урок возможно провести с 1 по 4 классы, облегчая или усложняя задания с учётом развития художественных навыков детей и  их возвастных особенностей развития....

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисую свой портрет"

содержание методической разработки содержит основные задачи, поставленные к данному уроку. этапы урока, и ожидаемый результат....

Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по УМК "Планета знаний "Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево»

Цели и задачи: знакомство  с графикой. Обучение умению анализировать средства  художественной выразительности (линия, штрих, тон). Изучение  особенностей материалов и инструментов для г...

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Сказочная птица"

Урок ИЗО по программе "Перспективная начальная школа"...

Разработка урока изобразительного искусства в 4 классе "Отношение к красоте природы в японской культуре"

Разработка урока  изобразительного искусства  по теме:«Отношение к красоте природы в японской культуре» Класс: 4Учитель: Дюмина Л.Н.       Цель...