Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Овчинникова Анастасия Сергеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЧТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»          

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

           Утверждено:                                Согласовано:                                   Рассмотрено:                    Принято

Директор СОШ №___                Зам. директора по УВР                         на заседании ШМО            Педагогическим советом школы

__________________               __________________                              протокол №_____                 протокол №___от _______

«___»_______2015г.                 «___»_________2015г.                   от «___»_______2015г.                                                                                        

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительное искусство»

(автор:Л.А.Неменская.)

для 4 класса

на 2015-2016 учебный год

УМК «Школа России»

 

Количество часов в год – 34ч.  (1 ч. в неделю)

 

Уровень изучения предмета – базовый

 

Учитель – ОВЧИННИКОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015г.

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

           Рабочая программа  предмета « Изобразительное искусство»  составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений  автора Б. М. Неменского «Изобразительное искусство, 1-4 классы» (учебно – методический комплект « Школа России»), планируемых результатов начального общего образования. Отвечает требованиям ФГОС. В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство»  в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.( 34 учебные недели).

          Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально - логический тип мышления, изобразительное искусство  направлено в основном на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления  интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

             Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.  Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

               Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.   Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

-  изобразительная художественная деятельность;

-  декоративная художественная деятельность;

-  конструктивная художественная деятельность;

               Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

         Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_4_klass.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЧТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»        

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

           Утверждено:                                Согласовано:                                   Рассмотрено:                    Принято

Директор СОШ №___                Зам. директора по УВР                         на заседании ШМО            Педагогическим советом школы

__________________               __________________                              протокол №_____                 протокол №___от _______

«___»_______2015г.                 «___»_________2015г.                   от «___»_______2015г.                                                                                        

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительное искусство»

(автор:Л.А.Неменская.)

для 4 класса

на 2015-2016 учебный год

УМК «Школа России»

Количество часов в год – 34ч.  (1 ч. в неделю)

Уровень изучения предмета – базовый

Учитель – ОВЧИННИКОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА

                                                                       

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа  предмета « Изобразительное искусство»  составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений  автора Б. М. Неменского «Изобразительное искусство, 1-4 классы» (учебно – методический комплект « Школа России»), планируемых результатов начального общего образования. Отвечает требованиям ФГОС. В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство»  в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.( 34 учебные недели).

          Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально - логический тип мышления, изобразительное искусство  направлено в основном на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления  интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

             Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.  Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

               Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.   Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

-  изобразительная художественная деятельность;

-  декоративная художественная деятельность;

-  конструктивная художественная деятельность;

               Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

         Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись);
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
  • декоративная работа;
  • лепка;
  • аппликация с элементами дизайна;
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/под редакцией Б. М. Неменского. – М: Просвещение, 2014 г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Общая характеристика

        Рабочая программа предмета « Изобразительное искусство»  составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 г.), примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений  автора Б.М.Неменского  « Изобразительное искусство.  1-4 классы»

 (учебно – методический комплект « Школа России»). Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя изучение всех основных видов пространственных искусств: живопись, графика, скульптура; архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника в искусстве  книги, театре, кино и т.д. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по     восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.   Восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия     для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических) помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание  художественной  культуры  своего народа. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребёнок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно –эмоциональной культуры. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.  Тема четвёртого класса – «Каждый народ - художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, как отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная красота, помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.   В четвёртом классе возрастает значение коллективных работ в учебно – воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.  Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.   Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.  Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

-  использование различных художественных материалов, приёмов, техник;

-  изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;

-  передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;

-  выражение настроения художественными средствами;

-  компоновка на плоскости листа и в объёме задуманного художественного образа;

-  использование в художественно – творческой деятельности основ цветоведения;

-  использование знаний графической грамоты;

-  использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;

- индивидуальная работа;

-  передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-  сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Место курса в учебном плане.

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Весь курс рассчитан на 135 ч.  В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по изобразительному искусству реализуется в инвариативной части.    В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебные недели).

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

          - духовно-нравственное развитие ребенка;

-воспитание гражданственности и патриотизма;

- знакомство с многообразием культур разных народов и ценностными связями, объединяющими всех людей   планеты;

- природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения;

 - Россия — часть многообразного и целостного мира;

  -связь искусства с жизнью человека;

  -работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности;

  -широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности;

          - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека;

           - развитие способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд. и музыкальный ряд;

            - развивать деятельностную форму личного творческого опыта;

              -вызывать собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий;

            -воспитание эстетической отзывчивости;

            -освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах четвероклассников, которые они должны приобрести по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общение с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему   миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-  умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с   точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей четвероклассников.

Коммуникативные :

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные :

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные :

  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выделение и формирование учебной цели.
  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение логической цепи рассуждения

Предметные результаты характеризуют опыт четвероклассников в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;

  - понимание красоты, как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

-  овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

-  овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусств);

-  применение художественных знаний, умений и представлений в процессе выполнения художественно – творческих работ;

-  умения обсуждать и анализировать произведения искусства;

-  усвоение названных ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-  умение видеть проявление визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

Содержание учебного курса:

Истоки родного искусства (8 ч.)

Красота природы в произведениях русской живописи.

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой.

 Деревня — деревянный мир.

Украшения избы и их значение.

Красота человека.

Образ русского человека в произведениях художников.

Народные праздники (обобщение темы). 

Древние города нашей Земли (7 ч.)

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Новгород. Псков.

Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник (11 ч.)

Страна Восходящего солнца.

 Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Юрта как произведение архитектуры.

Города в пустыне.

Макет среднеазиатского города.

Древняя Эллада.

Олимпийские игры в Древней Греции.

Европейская одежда Средневековья.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы (8 ч.)

Материнство.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

 Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои - защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

раздела

и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

        Практическая часть

Истоки родного искусства.

8 ч

1.

Красота природы в произведениях русской живописи

1

Передать в рисунке красоту каждого времени года (работа в парах).

2.

Пейзаж родной земли.

1

Изображение красками пейзажа родной природы.

3.

Гармония жилья с природой.

1

 Разные образы русской избы (изба – богатырь, избушка – бабушка) или создание своего образа избы.

4.

Деревня — деревянный мир.

1

Коллективное панно «Деревня».

5.

Украшения избы и их значение.

1

Изображение древнего деревянного храма.

6.

Красота человека.

1

Портрет – образ русской красавицы.

7.

Образ русского человека в произведениях художников.

1

Изображение крестьян в народных костюмах.

8.

Народные праздники (обобщение темы). 

1

Коллективное панно на тему народных праздников.

Древние города нашей Земли.

7 ч

9

Древнерусский город-крепость.

1

Древние башни русских городов.

10.

.

Древние соборы.

1

Коллективная работа – макет «Древний собор».

11.

Города Русской земли.

1

Рисунок «Древний город».

12.

Новгород. Псков.

1

Рисунок «Звонницы».

13.

Владимир и Суздаль. Москва.

1

(Рисунок по выбору учащегося).

«Рельефы Дмитриевского собора», «Храм Покрова на Нерли».

14.

Узорочье теремов.

1

Создание узоров для терема.

15.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

1

Коллективная работа – панно «Пир в теремных палатах» (в написанные красками палаты вклеить фигуры людей).

Каждый народ — художник.

11 ч

16.

Страна Восходящего солнца.

1

Рисунок «Японский сад» или «Сакура».

17.

Образ художественной культуры Японии.

1

Создание образа японки.

18.

Искусство народов гор и степей.

1

Рисунок «Степной пейзаж».

19.

Юрта как произведение архитектуры.

1

Изображение юрты в степи.

20.

Города в пустыне.

1

Особенности изображения мечети.

21.

Макет среднеазиатского города.

1

Коллективная работа –макет города из бумаги.

22.

Древняя Эллада.

1

Создание образов древних греков.

23.

Олимпийские игры в Древней Греции.

1

Изображение фигур спортсменов.

24.

Европейская одежда  Средневековья.

1

Костюмы, которые носили в Средние века в Западной Европе.

25.

Европейские города Средневековья.

1

Коллективная работа в смешанной технике «Площадь средневекового города».

26.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

1

Создание рисунка, который передаст особенность одной из культур мира (по выбору).

Искусство объединяет народы.

8 ч

27.

Материнство.

1

Рисунок «Мама и я».

28.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

1

Составление рассказа - описания по иконам. Рисунок «Для мамы».

29.

Мудрость старости.

1

Портрет бабушки или дедушки.

30.

Сопереживание.

1

Найти или придумать рисунок «Сопереживание».

31.

Герои - защитники.

1

Работа с пластилином. Эскиз памятника народному герою.

32.

Героическая тема в искусстве разных народов.

1

Открытка «9 Мая – День Победы».

33.

Юность и надежды

1

Придумать и нарисовать образ радости детства и светлой юности.

34.

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

Создание коллективной композиции «Всем нужен мир!» (учащиеся в парах выполняют рисунок, передающий особенности культуры отдельного народа; из этих рисунков создаётся общая композиция).

Итого

34 ч

Практические работы - 34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (количество часов), тема урока

Формы и темы контроля

Примечание

План

Факт

План

Факт

Истоки родного искусства (8 ч.).

1.

Красота природы в произведениях русской живописи

Работа в парах

2.

Пейзаж родной земли.

Индивидуальн.раб.

3.

Гармония жилья с природой.

Индивидуальн. раб

4.

Деревня — деревянный мир.

Коллективн.раб.

5.

Украшения избы и их значение.

Индивидуальн.раб.

6.

Красота человека.

Индивидуальн.раб

7.

Образ русского человека в произведениях художников.

Индивидуальн.раб

8.

Народные праздники (обобщение темы). 

Коллективн.раб.

Древние города нашей Земли (7 ч.)

9.

Древнерусский город-крепость.

Индивидуальн.раб

10.

Древние соборы.

Коллективн.раб.

11.

Города Русской земли.

Индивидуальн.раб

12.

Новгород. Псков.

Индивидуальн.раб

13.

Владимир и Суздаль. Москва.

Индивидуальн.раб

14.

Узорочье теремов.

Индивидуальн.раб

15.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Коллективн.раб.

Каждый народ — художник (11 ч.)

16.

Страна Восходящего солнца.

Индивидуальн.раб

17.

Образ художественной культуры Японии.

Индивидуальн.раб

18.

Искусство народов гор и степей.

Индивидуальн.раб

19.

Юрта как произведение архитектуры.

Индивидуальн.раб

20.

Города в пустыне.

Индивидуальн.раб

21.

Макет среднеазиатского города.

Коллективн.раб.

22.

 Древняя Эллада.

Индивидуальн.раб

23.

Олимпийские игры в Древней Греции.

Индивидуальн.раб

24.

Европейская одежда  Средневековья.

Индивидуальн.раб

25.

Европейские города Средневековья.

Коллективн.раб.

26.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Индивидуальн.раб

Искусство объединяет народы (8 ч.)

27.

Материнство.

Индивидуальн.раб

28.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Индивидуальн.раб

29.

Мудрость старости.

Индивидуальн.раб

30.

Сопереживание.

Индивидуальн.раб

31.

Герои - защитники.

Индивидуальн.раб

32.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Индивидуальн.раб

33.

Юность и надежды

Индивидуальн.раб

34.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Коллективн.раб.

Критерии оценивания.

   Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

     Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

     Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

      Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся.  Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих   силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:  

обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее  изученных терминов и понятий;

 «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.

     «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.

 «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Печатные пособия.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – М.: Просвещение, 2011

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс.

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.

 Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 1-4класс.» — М.: Просвещение, 2012 г.

 Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 1-4класс.» — М.: Просвещение, 2011 г.

Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. «Искусство вокруг нас» — М.: Просвещение, 2011 г.

 Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд» М.: Просвещение, 2011г.

 Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству». М.: Просвещение, 2011 г.

Книги о художниках и художественных музеях.

Таблицы, схемы; портреты художников;

  1. Информационно-коммуникативные средства.

1. Электронное приложение к учебнику Изобразительное искусство. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : Л. А Неменская. - М.: Просвещение, 2014.

  1. Материально-технические средства.

1. Ноутбук

2. Образцы работ по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...