Рабочая программа по ИЗО для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Черноусова Анжелика Евгеньевна

Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по ИЗО для 4 клааса по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по системе УМК «Начальная школа XXI века» под руководством член-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской .

Программа: Программа по изобразительному искусству для 4 класса (авторы программы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.):

 Учебник: Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. – М.:  Вентана-Граф, 2014 .

Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год - 1 час в неделю (34 часа в год).

                                               Планируемые предметные  результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами обучения являются:

  • сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
  • понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
  • умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов  в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  • умение развивать предложенную сюжетную линию;
  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

 

 

   

  Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Всего

К/р

1.

        

Форма.

Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края».

Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

Подражание мастеру. Уголок родной  природы в тенхнике цветной графики в стиле японских или китайских художников.

Природные формы. Жостовский поднос.

Природные формы. Хохломская роспись.

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма.

Коллективное исследование «Чайная церемония в  Китае».

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом».

Национальная посуда. Натюрморт.

Конструкция здания, родные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.  Головной убор сказочного персонажа.

11

2.

Цвет.

Цвета и оттенки.  Гонки (парусные или велосипедные).

Тёплая и холодная гамма цветов и их оттенки. Горы в лучах уходящего солнца.

Интерьер народного жилища.

Украшение класса к Новому году.

Изображение человека средствами разных видов изоб разительного искусства.

Народная одежда «Детские народные игры».

Художники - анималисты.

Изображение животного в естественной среде.

«Рябиновая гроздь» на подоконнике.

9

3.

Композиция.

Трёхмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы.

Тематическая композиция «Старая площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы».

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.

Бытовой жанр.. Композиция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Мои домашние друзья».

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа « Овощи и фрукты на кухонном столе».

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания» в стиле каргопольской игрушки.

Коллективная творческая работа «Базарный день»

6

4.

Фантазия.

Мировое древо. Лист мирового древа. Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом.

Художники-иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке.

Сто лет тому вперёд. Иллюстрация к фантастическому произведению.

 Диковинки. Дымковская игрушка.

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине.

Подготовка «художественного события » на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».

Коллективная творческая работа «Жизнь на Земле через 1000 лет»

8

Календарно-тематическое планирование по ИЗО

Тема

Кол-во часов

Учебные действия

Дата плана

Дата факта

Корректировка

Пейзаж с элементами народной архитектуры «Песня природы твоего родного края»

1

Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»

Эскиз крыльца деревянного терема и окна.

1

Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица» (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.

Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве

1

Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)» с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

21

 Природные формы.

Жостовский поднос.

1

Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера.Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр)

28

28

Народные промыслы в области художественной росписи.

Хохломская роспись.

1

Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.

Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.

Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)

Отображение в декоре элементов окружающей природы

5.10

Природные мотивы в росписи национальной одежде жителей Японии.

1

Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Исследование: изучение традиций народа. Примерная тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Создание декоративных композиций по результатам исследования, например в технике аппликации. Примерные темы композиций: натюрморт, игра, ремесло, праздник. Работа на большом формате, в малых группах по 2–3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины)

12.10

Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве

1

Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте

19.10

 Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция.

1

Проведение коллективного исследования — изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. Составление собственных узоров для крестьянской одежды, например мужской рубашки и женского сарафана. Создание эскиза ковра из войлока, в орнаменте которого используется символика и цветовая гамма, присущие казахскому народному искусству. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей

26.10

Рисование с натуры одного предмета

1

Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и предметов, находящихся в нём. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей(домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы

9.11

Архитектура разных народов.

1

Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит — средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъёмка архитектурных сооружений. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления

Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной

16.11

Знакомство с народными праздниками. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции.

1

Работа с литературой: традиции,отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др. Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей.  Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам

года и сезонным работам . Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности.

23.11

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы

1

Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий.

30.11

.

Художественный образ в произведениях разных видов искусства.

1

Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.
Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.

Народная архитектура в природной среде

7.12

Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве.

1

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея. Примерная тема композиции: «Аул в горах» Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде

14.12

Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения

1

Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Любой человек, обустраивая жилище (квартиру, дом, комнату), выражает свои представления о красоте и пользе. Создание в классе «музея-уголка» народного искусства из собранных учащимися экспонатов, пополнение ими школьного музея.

Ремёсла и виды народного творчества, характерные для региона, где живут ученики .(длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях        

Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов

1

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Примерные темы: «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки». Знакомство с колыбельными песнями разных народов. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа.

1

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.
Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картины.  Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.

Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты

Анималистический жанр.

1

Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.) Отражение формы, характера движений (динамику), смыслового содержания

Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)

Творческие работы по воображению  и представлению. «Рисуем песню»

1

Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо» представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения)

Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.

Организация и проведение работ по памяти или наблюдению

1

Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов, пейзажей). Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы на темы по выбору: развитие многофигурных композиций представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета

Знакомство с пропорциями тела человека.

1

Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса маре, хижине, хате)». Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их одежда). Передача колорита, настроения, динамики в соответствии с выбранным форматом. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках.

Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека

Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства.

1

Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему. Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа? : (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство )(В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника

 Пропорции человека и их отображение в объёме.

1

Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными) Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями

 Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре

1

Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. Аппликация, коллаж , через воспроизведение конкретной среды

Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства.

1

Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей — героев народных сказок. Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов). Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна-красна» Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение)

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек

1

Творческое исследование.

Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение» . Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке

Символика узоров народного орнамента.

1

Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?

Народная архитектура: форма, декоративное украшение

1

Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы» Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона.

Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением

1

Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве — в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Как описывается происхождение мира у разных народов? В чём сходство и различие этих представлений? Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости.величие природы в большом и малом.

«Путешествия на машине времени» Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок

1

Организация коллективных «путешествий» (в том числе «музыкальных», «поэтических») всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций, например: космических зданий, предметов быта, одежды. Коллективная работа в реальной среде: создание необычного пространства (в классе, в школьном музее, в игровой комнате) («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия).

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская)

1

1

Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов России. Например: лепка из глины или пластилина героев народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки. Работа в небольших группах по 4–6 человек. Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

Народные художественные промыслы: игрушка (богогодская, семёновская)

Формирование представления о композиции без конкретного изображения «Барыня»

1

Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Создание композиции по мотивам «образной хореографии». Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня» (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени

Распределять сюжеты среди учащихся в группе.
Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.

Подготовка «художественного события» на тему: «Жизнь на Земле через 1000 лет

1

Организация и проведение в классе или между классными коллективами «художественного события», посвящённого народному искусству своего региона» на темы сказок или на такие как : «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая

музыка»

Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...

Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"

Примерная рабочая программа  для  4  класса  разработана на основе федерального  государственного  стандарта  начального   общего...

Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"

Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....

Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"

Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века"

Данный материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование с учётом ФГОС второго поколения....