Коррекционная направленность уроков изобразительной деятельности
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Глазова Екатерина Николаевна

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Изобразительное творчество не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность уроков изобразительной деятельности

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала.  Методы работы с детьми -   рисование, лепка, аппликация  -  являются одними из самых действенных способов. Интересен и сам процесс:  смешение красок, смешение техник (рисунок акварелью и карандашами,  рисунок гуашью,  продуманное или  импульсивное рисование красками – всё это будет красиво!

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Изобразительное творчество не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.  Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

Изобразительная деятельность в  младшем школьном возрасте является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Особенно актуален такой подход к воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Эти дети выпадают из ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются условия познания  ребенком культуры, приобщения к культурному опыту человечества. Возникает потребность в обходных путях, других способах коррекционно-педагогического воздействия.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, по словам М.М.Кольцовой (доктора медицинских наук, профессора) "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ". Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Это дает основание приравнивать ее к артикуляционному аппарату и судить о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции.

Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у современных детей отмечается общее моторное отставание  и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в  жизнь современного человека, облегчающим  его быт. Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше  это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины...  Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка

В процессе изотворчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. [36]

Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.

 У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».

 В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей.

Особенности изодеятельности детей с ЗПР

1) отсутствие интереса к результатам деятельности;

2) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;

3) затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;

4) обилие графических штампов;

5) статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;

6) отсутствие преднамеренного выбора цвета;

7) бедность цветового решения;

8) неразвитость композиционных сюжетных построений;

9) низкий уровень развития познавательных процессов - ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.

Эти рисунки начала прошлого учебного года, вы видите слабую композицию, слабое цветовое решение, совершенно ненасыщенные бедные цвета.  Совершенно очевидно, что цвет не продумывался, а просто  небо красилось  в синий, как и должно это быть, трава – в зеленый, девочка – в красном платье, желтое солнце  и т.д.  Используются  цвета основные (оттенки цветов отсутствуют).

Рисунок примитивен, статичен и схематичен по своей форме и содержанию. В рисунке творчества не проявлено, выполнена  работа в соответствии с инструкцией педагога. Преобладание  штампов.

Положительные стороны:  центрированное изображение, ребенок строит изображение на всем листе, в центре располагает значимый объект. Пропорции соблюдены частично (нарушены соотношения размеров девочки и домика).

  Домик сделан с помощью линейки. Конечно, с одной стороны – это моя гордость, т.к. я их только что научила на математике работать правильно с линейкой, чертить прямоугольники, треугольники, даже прямые линии. Но похвалив Иру за такое решении е нарисовать домик, я ей все же сказала, что если она хочет, чтобы рисунки у нее были удачными, никогда не надо пользоваться линейкой, даже если  рисуешь графический рисунок.

2) ИЗО – это не только манипуляции пальцами, руками, но и ощущение, видение цвета.

Цвету давно приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным органом чувств. Известно, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят, другие раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы. Известно, что синий цвет оказывает успокаивающее действие, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит; фиолетовый – оказывает угнетающее воздействие на психические и физиологические процессы, снижает настроение; красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы; зеленый – оказывает благотворное влияние на ослабленных детей, он успокаивает, создает хорошее настроение; желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

3)  На занятиях изобразительной деятельностью детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов и уточняет их лексические, грамматические и фонетические оттенки.

Например, на уроках труда и рисования я знакомлю детей со свойствами акварели, постоянно говорю им: «Не надо красить кистью, как забор красите, необходимо немного намочить бумагу, а потом накладывать выбранный цвет или оттенок, чтобы он расплылся. В этом вся красота акварельного рисунка». Или:  «разведите на палитре необходимую краску, добавьте к ней другую, например, чтобы получить красивый необычный  цвет, Смесь желтого и синего даёт цвет зеленый. Красный и жёлтый дают оранжевый цвет. Красный и синий дают фиолетовый. Не нужно смешивать более трех красок во избежание загрязнения красочной смеси. Названия красок: кадмий красный, ультрамарин, кобальт синий, синяя лазурь, красный краплак и т.д. При большой цветовой насыщенности акварельных красок их прозрачность пропадает, так как исчезает просвечиваемость бумаги.

В продуктивной (изобразительной) деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и речи у детей с речевым недоразвитием, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи. [45]

 Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик  уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. Особенно высокие показатели наблюдаются при каждодневном использовании всего наглядного материала, оречевлении всех демонстрируемых действий, предметов, их признаков и закреплении значений.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. [48] Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Дети придают нарисованному предмету движение. На основе предметного рисунка, с помощью речи дети создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог.

 Необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»).

Конечно, для моих детей я даю более сложные словесные обозначения, или инструкции. Когда я учила их рисовать золотую рыбку, я, рисуя все линии на доске, говорила: Это линия спинки, посмотрите, как она выгибается, образуя нечто вроде горбика, а линия брюшка более плавная, более округлая.  Иногда я пробовала не сопровождать словами свои действия, результаты получались другими, менее удачными.

Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль учителя  в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки . Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие  воображения.

 Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие объекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого.  Прежде чем предложить нарисовать детям вазу с цветами, я даю эту вазу каждому в руки и прошу обследовать ее пальцами, потрогать выпуклости, шероховатости найти рисунок, если он есть. Каждый из детей может сказать все, что он думает,  или задать те вопросы, которые у него возникают. А возникает у них много вопросов, они с удовольствием спрашивают, какой краской лучше передать цвет, как передать изгиб вазы, выразить сомнения по поводу того, что «у меня это никогда не получится…» Затем я сама указываю на некоторые особенности этой вазы: «Посмотрите, она отбрасывает тень, а вы уже знаете, что если рисуете натюрморт, то тень должна быть обязательна. Обратите внимание, что здесь сторона темнее, а здесь светлее. Посмотрите, какой интересный цвет, его можно получить, смешивая такую и такую краски. И т.д…

Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь.   «Посмотрите, эта сторона вазы освещена больше, чем другая, значит, она должны быть высветлена, т.е. она должна быть более светлая».  «Вот самое светлое пятно,  оно называется рефлекс, чтобы оно ярче выделялось, надо найти и усилить темную часть предмета»,  

Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки. Таким образом, слово помогает осмыслению процесса изображения. На занятиях изобразительной деятельностью успешно развиваются коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных — сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.  «Екатерина Николаевна, у меня жираф получился какой-то шкафообразный!» - у жирафа туловище получилось несколько прямоугольное.  «А я для жирафа нарисовал бочонок с мёдом, чтобы ему было чем угоститься», «Екатерина Николаевна, а правильно, что я рисую освещение с левой стороны?», «Екатерина Николаевна,  как Вы думаете, у меня получилась жизненная черепаха? Она смотрит?  или еще слепая?» . «А какие цвета мне смешать, чтобы сделать фон?» И т.д.

Сама изобразительная деятельность младших школьников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы.

Очень часто дети мне сами предлагают темы для рисования. И эти темы очень разнообразны. Во-первых, они очень любят рисовать животных и птиц, во-вторых, какие-то сцены из литературных произведений, которые в данный момент они изучают на уроках Литературного чтения. Очень их заинтересовала лягушка-путешественница,  и, конечно, почти все ее изобразили держащейся за прут и летящей вместе с утками, как на иллюстрации в учебнике; с удовольствием рисовали царя Салтана, иллюстрировали рассказ В.Драгунского «Он живой и светится., цветы, насекомых. Конечно, я тоже предлагаю им тематику, но бывает так, что они, зная, что сегодня рисование, с самого утра вынашивают образы для своих рисунков и настойчиво уговаривают меня задать им именно их тему.

На занятиях, изобразительной деятельностью решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая и коррекционная направленность уроков физической культуры и занятий ОФП для специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях

Проект     «Профилактическая и коррекционная направленность уроков физической культуры и занятий ОФП дл...

Коррекционная направленность уроков математики с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье сообщается о коррекционной направленности уроков математики в начальной школе для детей с ослабленным зрением....

« Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»

Методическая тема:« Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»Предмет  математика настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занима...

ДОКЛАД "Коррекционная направленность уроков ручного труда в младших классах".

. В процессе практической деятельности при изготовлении конкретных изделий происходит коррекция мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности, формирование учебной деятельно...

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКА

Параметры коррекционной направленности урока...

Конспект урока коррекционной направленности по "Изобразительному искусству", 4 класс, тема: Осенний пейзаж родной земли

Класс: 4 ВУМК: «Школа России»Тип: открытие нового знанияТема урока: «Осенний пейзаж родной земли.»Цель урока: формировать у учащихся понимание своеобразия пейзажной живописи и ...

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...