Рабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. 5 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Агагулян Надия Фатыховна

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа  составлена применительно к учебной программе    «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.

 Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младшего подросткового возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass_fgos_2012.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Шиловская средняя общеобразовательная школа №2

 муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области

           

          «СОГЛАСОВАНО»

         Зам. директора по УВР_______ (                    )                                                        

        «_30_» август 2012 г.              

                               

                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Шиловская сош № 2

                                 Ручина Л.А.

пр.№ от             2012 г.                                                                                        

           

        Рассмотрено  на заседании ШМО

        учителей  труда, технологии, музыки, ИЗО                                                                        

        протокол №______ от 30   августа 2012 г.

        Рук. ШМО                     (                      )

         

                                         

                                             

                                                                         

Рабочая  программа

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

5 класс.

        Кол-во часов в неделю:1

Составлена на основе авторской программы под редакцией Б.М.Неменского.

                                                             

                                                              Разработчик  программы:  Агагулян Н.Ф., учитель ИЗО

Шилово

2012 г.

Рабочая программа.

5 класс.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа  составлена применительно к учебной программе    «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.

 Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младшего подросткового возраста.  

Цели и задачи:

  • развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
  • гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
  • развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • знакомство с основами декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.


         Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

        Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

        Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

       Обучение детей 5 класса изобразительному искусству  направлено на достижение комплекса следующих результатов.

         Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе
        • в ценностно-ориентационной сфере:
—     формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
—     принятие мультикультурной картины современного мира;
        • в трудовой сфере:
—     формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
—     готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
       • в познавательной сфере:
—     умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

        Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе проявляются:
      • в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 
     • в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
     • в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
    • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

        В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
      • в познавательной сфере:
—     познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
—     осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
—     приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
—     различать изученные виды пластических искусств;
—     воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
—     описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
     • в ценностно-ориентационной сфере:
—     формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
—     развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус-ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
—     понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
—     уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; 
---ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;


       • в коммуникативной сфере:
—     ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
—     организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
       • в эстетической сфере:
—     реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
—     развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
—     воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
—     проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
      • в трудовой сфере:
—     применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.


           Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.

            Содержание программы «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» распределено по четвертям - ступеням, которые последовательно выстраиваются от осознания уникальности народного (крестьянского) искусства к современным формам ДПИ. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

 

Тема всего курса обучения:

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Темы разделов:

Тема 1. Древние корни народного искусства (8 часов)

Тема 2. Связь времен в народном искусстве (9 часов)

Тема 3. Декор – человек, общество, время (8 часов)

Тема 4. Декоративное искусство в современном мире(9 часов)

 

Достижению личностных и метапредметных результатов способствует изучение изобразительного искусства в 5 классе с применением технологии этического диалога, автором которой является А.И. Шемшурина, доктор педагогических наук, зав. лаб. аксиологических основ воспитания. Элементы этического диалога используются при ознакомлении с темами:

           1. Древние образцы в народном искусстве. + Этич. диалог «Человек –хозяин природы или её дитя»
       8.
 Народные праздничные обряды. Масленница. + Этич. диалог «Делу – время, потехе – час» (Раздел «Древние корни народного искусства»).

16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни+ Этич. диалог «Зачем нам корни»

17. Связь времён в народном искусстве. + Этич. диалог «Без прошлого нет будущего» (Раздел «Связь времён в народном искусстве»).

20. Одежда говорит о человеке + Этич. диалог «Внешний вид и внутреннее содержание».

22. О чём рассказывают гербы и эмблемы + Этич. диалог «Рыцарство: пережиток прошлого или веяние будущего» (Раздел «Декор – человек, общество, время»).
            26. Современное выставочное искусство. Этич.диалог «Что такое красота и зачем она нужна людям». (Раздел «Декоративное искусство в современном мире»).

С целью реализации краеведческого аспекта, предусмотренного и  программой Б.М. Неменского, и образовательным стандартом, содержание тематического планирования дополнили уроки знакомства школьников с художественными промыслами Рязанской области, символикой п. Шилово и творчеством художников-прикладников.

   

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ; игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.).

Оценивать работы учащихся по декоративно-прикладному искусству следует по следующим критериям:

-декоративность (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы);

содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия);

-индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиции).

Требования  к уровню подготовки учащихся по данной программе:

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

-истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

-особенности уникального крестьянского искусства;

-семантическое значение традиционных образов, мотивов

- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при  выполнении практических заданий.

Учащиеся должны уметь:

- Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, единство материала, формы, декора;

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- передавать единство формы и декора

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыками работы в конкретном материале.

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству

Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / Под редакцией Б.М. Неменского,— М.: Просвещение, 2009.

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс. - М.: Просвещение, 2007.

Горяева Н.А., Островская О.В Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. 

        Ноутбук, мультимедийный проектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

Этюдники планшетные.

Сборники иллюстративных материалов и репродукций художников.  

Ко всем урокам разработаны презентации в формате Microsoft  Office Power Point


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....

Предмет: Изобразительное искусство Класс: 1 Тема: Узоры, которые создавали люди

Паспорт урока1. Класс: 12. Место проведения: учебный кабинет3. Продолжительность: 45 минут4. Предмет: Изобразительное искусство5. Тема: Узоры, которые создавали люди7. Тип урока: открытие новых знаний...