Конспект урока " Ажурные ограды"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_azhurnye_ogrady_.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ажурные ограды

Тип урока: урок-восхождение

Цель урока: приобщение детей к миру окружающей их красоты

Задачи урока:

- расширение представлений учащихся о деятельности художников декоративно-прикладного искусства и дизайнеров;

-познакомить  детей с разнообразием и красотой ажурно-сетчатых конструкций оград и решёток (чугунное литьё, ковка); деревянным узорочьем изб, ворот; 

-развивать умение видеть и ценить труд художников, создающий неповторимый облик города,  воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку их работам;

-формирование навыков работы с художественными материалами, овладение навыками прорезной аппликации;

-развитие художественно-творческих способностей учащихся;

-воспитание художественного и эстетического вкуса учащихся

Вид деятельности: прорезная аппликация, изображение на плоскости

Зрительный ряд: презентация «Ажурные ограды» (кружева, деревянное узорочье изб, кузнечное ремесло, чугунные ограды  и решетки Санкт-Петербурга, современные декоративные решетки и ограды), методическая таблица по изготовлению  ажурной ограды, проекты ажурных оград.

Музыкальный ряд: В.А.  Моцарт.  Рондо аллегро  «Маленькая серенада»

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, ластик,  черный фломастер

Этапы урока:

1. Организационный момент

2.Вступительная беседа

3. Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся

4.Объяснение учебного задания

5.Творческая деятельность учащихся

6.Рефлексия

7.Итог урока

8.Д/з


Ход урока

1.Организационный  момент.

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку, активизация внимания учащихся)

2.Вступительная беседа, повторение пройденного материала, актуализация знаний учащихся

- Над какой темой мы работаем  с вами в этой  четверти?

(Искусство на улицах твоего города (села))

- На прошлом уроке мы с вами говорили о парках, скверах, бульварах.

 Для чего в городах создают парки? (зона отдыха)

- А кто занимается проектированием зеленых островков природы в городах, оформляет внешний вид улиц города? (художники-дизайнеры)

 - Какая цель работы художников-дизайнеров? (украшают город)

3.Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся

-Ребята, посмотрите на это  изображение, оно  имеют отношение к сегодняшней теме урока. Это кружево.

-Что же такое кружево? Сообщение уч-ся о кружеве. ( Приложение 1).

Показ презентации «Ажурные ограды»

-Ребята, а как вы думаете, можно ли создать кружево из других материалов?   (Можно)

-Кружевной  ажурный рисунок, можно создать не только переплетением нитей, но и из проволоки, металла и  дерева.

-А что означает  слово ажур? Обратимся к толковому словарю.

 -Ажур-это узор со множеством небольших сквозных участков, разделенных тонкими перемычками  и создающих сложную композицию (используемый в изделиях из металла, дерева, а также в вязании, в плетении и т.п.).

-Давайте с вами посмотрим, где же мы можем увидеть эти ажурные кружева.

Для декоративной отделки предметов быта (чаш, кубков, вазочек для конфет, блюд, туалетных коробочек, пудрениц, подстаканников)  использовали  кружево из гладкой металлической  проволоки, соединенной между собой.

В старину, при постройке дома вырезали кружева для оформления окон (наличники, ставни), фронтонов. Эти детали выполняли из дерева.

Деревянными кружевами оформляли ворота и заборы, пристройки к домам и мебель, уголки в домах и даже печные трубы.

Деревянное кружево мы можем увидеть  и сейчас в нашем селе и в городе Брянске. Посмотрите, какие причудливые узоры, как красиво смотрятся  эти дома, какая красота создана человеком!

А еще были мастера, которые выполняли кружева из металла, металлических прутьев. Их особым образом переплетали, соединяли и получали нарядные ажурные  ограды.

Ребята, тема нашего урока  «Ажурные ограды»

Что же такое ажурные ограды, для чего они нужны  и где мы можем их увидеть?

Ажурные  ограды - это кованное ограждение  из металла.

Ограды нужны для того, чтобы оградить пространство, увидеть их мы можем в парках, скверах, на набережной и т. п.)

Давайте с вами перенесемся в прошлое и узнаем  как и кем  рождалась эта  красота из железа. Сообщение уч-ся. (Приложение 2).

Железо долго живёт. Поэтому красота эта дошла до наших дней. Сохранились и по-прежнему украшают городские и деревенские улицы кованые решётки, ворота, навесы над крыльцом.

Вам, наверное,  встречались невзрачные, угрюмые заборы из сплошных досок или бетонных плит…Город они не украшают, глаз не радуют.

Ажурные ограды  делают из металла, для их создания требуется тяжелый труд, но кажутся ли они грубыми, тяжеловесными? Наоборот, они выглядят легкими и изящными. Ажурные, строгие, причудливо изогнутые, изящные формы вызывают чувство восхищения.

Это природа подсказала художнику, как можно сделать такие прочные и изящные конструкции.

Откройте учебник на странице 57. Рассмотрите крылышки бабочки и стрекозы, посмотрите на паутинку

 Как сцепились между собой тончайшие нити и жесткие перегородочки! Это сцепление и переплетение сделало хрупкие творения природы очень прочными.

Паутина, замысловатые морозные узоры  на стекле, элементы растений - все это и легло в основу ажурных оград.

 Многие ажурные ограждения, которые есть в городах нашей страны, известны всему  миру  и представляют собой художественную ценность.

Это произведения кузнечного искусства в  Санкт- Петербурге, красивейшего города основанного Петром I. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево»- садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари,  Не случайно воспевая красоту Петербурга, поэты  упоминали и «оград узор чугунный».

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»

А.С. Пушкин

-Ограда летнего сада известна всему миру (автор проекта ограды - архитектор Юрий Матвеевич Фельтен).

О Фельтен! Как дивятся поколенья

Твоей решетке (век она жива!),

Когда сквозь тонко связанные звенья

Просвечивает сизая Нева…»

Из мрамора волнистого колонны

Кругом теснились чинно, и балконы

Чугунные воздушною семьей

Меж них гордились дивною резьбой,-

В.А.Рождественский

-Ребята, в нашем городе тоже есть места, где можно увидеть ажурные ограды.

 Они тоже очень красивы и изящны.

Физкультминутка

Попрошу всех ровно встать,

Что скажу — всем выполнять.

Руки кверху поднимите,

Все вдохните — выдохните,

Наклонитесь — разогнитесь,

Выпрямитесь — улыбнитесь,

На «раз-два» — быстро присядьте,

«Три-четыре» — снова встаньте.

Влево, вправо наклонитесь

И еще раз потянитесь.

Все, за парты мы садимся,

И к работе возвратимся.

4.Объяснение учебного задания

- Какую работу мы выполняли на прошлом уроке? (создавали образ парка)

-Как вы думаете, чего не хватает в нашей работе?  (ажурных оград)

- Хотите, чтобы в нашем городе не было скучных заборов? Да!

   Каждый из вас сегодня выступит в роли художника-дизайнера.

И вашей задачей будет выполнить проект ажурной  ограды.

-Что значит ажурное ограждение? (воздушное, легкое)

Да, ограда должна быть легкой и воздушной, чтобы не перекрывать красоту природы, а дополнять ее.

(С помощью демонстрационных таблиц детям объясняется поэтапное выполнение работы). Инструктаж по охране труда при работе с ножницами и клеем.

Технологическая карта:

-складывание базовой заготовки;

-нанесение рисунка;

-вырезание элементов рисунка ограды  (обратить внимание детей на то, что необходимо оставить перемычки, иначе конструкция распадется)

-развертывание заготовки и приклеивание ее на альбомный лист

 (в качестве фона может быть использована работа «Парк»)

5.Творческая деятельность учащихся – выполнение проекта ажурной ограды (техника прорезной аппликации или рисунок)

Музыкальный ряд: Моцарт: Рондо аллегро (Маленькая серенада)

6.Выставка работ учащихся

Рефлексия

- Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

-Какая ажурная ограда очень знаменита?

- В каком городе она находится?

-Что понравилось? В чем испытывали трудность?

7.Итог урока

Все работы интересны по-своему, в  каждой есть что-то особенное.

Все ребята молодцы!

  Ребята, самые различные здания, сады, парки, витрины, фонари, ажурные ограды – все это вместе составляет лицо города, его образ. И мы  уже знаем, какую большую роль здесь играет художник.

Давайте будем  внимательными и аккуратными, бережно относиться к труду людей, которые создают для нас красоту.

8.Д/з: поискать в журналах, книгах образцы ажурных оград и оценить их художественные достоинства.

  9.Уборка рабочего места

Приложение 1.

КРУЖЕВО, текстильное изделие (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Кружева выполняют из ниток с помощью плетения, вязания или вырезания из тканей.

 В России кружево было распространено с давних пор, даже в глухих  деревнях умелые женские руки стремились украсить самую простую, неприхотливую повседневную вещь,

Приложение 2.

Это было в старые времена. На берегу тихого заросшего пруда, чуть в стороне от села, стоял дом, больше похожий на сарай. Из села доносились ребячьи голоса, лай собак, пенье петухов.  А здесь тишину нарушали лишь удары тяжёлого молота, звонкий стук небольших молотков и шипенье воды.

В приоткрытые ворота при вспышках красноватого зарева можно было увидеть бородатых людей с прокопчёнными лицами, с волосами, стянутыми вокруг головы ремешком, в широких кожаных фартуках и с сильными мускулистыми руками. Здесь, в кузнице, трудились кузнецы.

Слово «кузнец» в русских источниках означало «мастер по металлу».

Знали кузнецы особые секреты, разгадать которые мог не каждый. Долго приходилось поработать парню в подмастерьях, чтобы постичь все хитрости кузнечного ремесла.

Вот перед мастером железо. Он рассматривает, раздумывает, что да как будет из него делать. Рядом в большой печи — горне, подмастерье раздувает мехами огонь. На жаркие-жаркие угли он кладёт железо. И сначала раскалится оно докрасна. А когда совсем побелеет, станет податливым и послушным, тут-то вытащат его клещами из горна и положат на наковальню.

Поворачивает, постукивает по нему небольшим молотком мастер, намечая форму будущей вещи. Только стукнет молоточком, как на это же самое место с силой опускается молот-кувалда.

Молот мнёт железо, сплющивает, растягивает, то делает его плоским, то закручивает в завиток. Уверенно работает мастер. И под точными ударами бесформенный кусок металла, глядишь, превращается в подкову или в дверную ручку, да не простую, а похожую на птицу.

Готовую вещь опускают в кадку с холодной водой. Вода шипит, пузырится.

 А железо закаливается и становится ещё твёрже. Теперь оно долго будет служить людям.

Много разных вещей для домашней работы ковали кузнецы. Старались кузнецы делать всё нарядным, чтобы вещи радовали своей красотой. А сколько причудливых решёток для оград приходилось ковать!..

Железные ограды получались самых причудливых узоров.  Вот где проявились фантазия и умение кузнецов!

Железо долго живёт. Поэтому красота эта дошла до наших дней. Сохранились и по-прежнему украшают городские и деревенские улицы кованые решётки, ворота, навесы над крыльцом. А ещё искусство кузнецов можно увидеть в музеях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока ИЗО по теме "Ажурные ограды"3 класс

Конспект открытого урока изобразительного искусства в 3 классе по программе Неменского...

Конспект урока изо на тему: Ажурные ограды

рисование оград различного типа...

Конспект урока ИЗО "«Ажурные ограды и фонари». 3 кл школа россии

Конспект урока ИЗО "«Ажурные ограды и фонари». 3 кл школа россии...

Конспект урока "Ажурные фонари в парках нашего города" (3 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование представлений об искусстве на улицах города; Планируемые результаты:Предметные:      -овладение практическими умениями и навыками худож...

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Ажурные ограды в парках нашего города"

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Ажурные ограды в парках нашего города"...