Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

                     Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» разработана на основе  Федерального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начального общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте НОО,  Федерального  Государственного  образовательного  стандарта НОО,   Примерной программы начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы «Природа и художник» Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2_klass.docx33.74 КБ
Файл annotatsiya_izo.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «СОШ п. Красный Текстильщик

Саратовского района Саратовской области

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»                                                                                    ______________________     /Л.Н. Промкина/        

  приказ №_______ от «_____»_________ 2016г.                                                                        

  Рабочая программа

по учебному курсу

 «Изобразительное искусство»

                              во 2 «А» классе

                       на 2016 – 2017  учебный год

                                                                                                   Составитель:

                                                                             Комарова Екатерина Витальевна

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                   

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                     

                                         п. Красный Текстильщик 2016 год                         

Ι.   Пояснительная записка

                     Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» разработана на основе  Федерального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начального общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте НОО,  Федерального  Государственного  образовательного  стандарта НОО,   Примерной программы начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы «Природа и художник» Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

              Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство»  адресована обучающимся второго   класса   общеобразовательной  школы, в соответствии с учебником «Изобразительное искусство» авторы  Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев.

Цели учебного предмета

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира ; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного

Сроки реализации программы 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» в федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства во 2  классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 35 часа в год.

Система условных обозначений

Урок открытия нового знания   - уонз

Урок отработки умений и рефлексии -  уоуи

Уроки развивающего контроля - рк

Планируемые результаты обучения

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным);

-толерантное принятие разнообразия культурных явлений;

-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере:

-способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере: 

-навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

-стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере: 

-понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;                -умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

-сформированности представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;

в ценностно-эстетической сфере: 

-умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству;

-осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

-умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

-проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере: 

-способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях;                     -умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере: 

-умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

-моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

-понимание образной природы искусства;

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

-овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

-умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

-изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

-умение  объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

                       

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

1. Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.

2. Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.  

Для учащихся:

Творческая папка для учащихся к учебнику для 2 класса.

Печатные пособия

1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.

 2.Примерная программа общего начального образования по изобразительному искусству. 3.Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник».

4.Методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе.       5.Наглядные пособия по изобразительному искусству: художественное лото, набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи».

7.Наглядность : посуда, народные промыслы: гжель, хохлома, городец и др.

 8.Портреты выдающихся отечественных и зарубежных художников.

Приложение

Критерии оценивания

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.                                                                                        

 Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.                                                    

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.                                        

 Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

___________________(Иноземцева А.В.) Протокол заседания ШМО      №  1  

от «___»  08. 2016 г.

Зам. директора по УВР

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

______________ (Иноземцева Е.Г.)

«___». 08.2016 г.


                                          Содержание тем учебного курса учебного предмета «Изобразительное искусство»

Элементы содержания

I четверть   Художник и мир природы         7 часов

В первом разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности.  Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы  является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.

II четверть Художник и мир животных           9 часов

Второй раздел «Художник и мир животных» расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д.  Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

III четверть    Художник и мир человека       11 часов

Третий раздел «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер.  Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям  жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Художник и мир искусств   9 часов

В четвёртом разделе «Художник и мир искусства»  осуществляется связь изобразительного искусства  с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.

Итого 35 часа


календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

1 час в неделю, 35 урока

№ п/п

Дата

план

Дата факт

   

                           Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Текущий и промежуточный контроль

1

Теплые и холодные цвета в живописи. «Дорожные знаки» (рисование с натуры).

1

уонз

Текущий.

Ответы на вопросы.

2

Орнамент из геометрических фигур (аппликация).

1

уонр

Текущий.

Ответы на вопросы.

3

Узоры в полосе из растительного орнамента (декоративная работа).

1

уонр

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

4

Набросок: бабочка. Ось симметрии (рисование по памяти и представлению).

1

уонр

Текущий. Ответы на вопросы

5

«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. Натюрморты художника Ильи Машкова» (беседа). «Листья деревьев» (лепка).

1

уонз

Текущий.

 Ответы на вопросы.

6

«Ваза с фруктами», «Корзина с грибами, овощами» (лепка).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

7

«Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве» (беседа). Узор в полосе.

Орнамент из цветов, листьев, бабочек  для украшения  коврика»  (декоративная работа).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

8

Красота гжельских узоров. «Волшебная тарелка» (декор. работа).

1

уонз

Текущий. Сам. Работа по образцу

9

«Жизнь природы. Художник-пейзажист Николай Ромадин» (беседа).

«Осенний волшебный дождь» (рисование на тему).

1

уонр

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

10

Жостовская роспись. «Букеты цветов на подносе» (декоративная работа).

1

уонр

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

11

Орнамент. «Украшаем варежки узором из геометрических фигур» (аппликация).

1

уонр

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

12

«Овощи и фрукты» (рисование с натуры).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

13

Мастера села Полхов-Майдан. Русская  матрешка.  

«Праздничные  краски   русской  матрешки»  (декоративная работа).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

14

«Игрушечные машины» (рисование с натуры).

1

уонр

Текущий.

15

«Любимая книга» (рисование с натуры, выполнение графических и живописных упражнений).

1

уонз

Текущий

16

«Ёлочные игрушки» (рисование с натуры).

1

уонр

Текущий.

17

«Ветки ели или сосны с шишками» (рисование с натуры).

1

уонр

Текущий.

18

«Барыня» (лепка, дымковская игрушка).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

19

«Художники-сказочники.    Иван Билибин,     Виктор     Васнецов»  (беседа).

«Маша   и    медведь» (иллюстрирование русской народной сказки).

1

уонр

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

20

Архангельские и тульские печатные пряники. Рисование тульского пряника. «Фигурки животных и людей» (декоративная работа).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

21

«Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. Илья Репин. Иван Шишкин» (беседа). «С чего начинается  Родина»  (рисование по памяти и представлению).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

22

«Зимние развлечения с друзьями» (рисование на тему).

1

уонз

Текущий.

Творческая работа.

23-24

Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы (декоративная работа).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

25

«Городские и сельские пейзажи» (беседа).

С. Есенин «Береза»  (иллюстрирование произведений литературы).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

26

«Главные художественные музеи России» (беседа).

1

уонз

Текущий. Ответы на вопросы.

27

Филимоновские глиняные игрушки (лепка игрушек несложной формы по народным мотивам).

1

уонз

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

28

«Художники- анималисты. Василий Ватагин, Михаил Кукунов.

Животные в творчестве Валентина Серова» (беседа).

1

уонз

Текущий.

29

Силуэты  животных.  Силуэты  в  изобразительном   искусстве.  Контрасты  (рисование на тему).

1

уонз

Самостоятельная работа по образцу.

30

«Праздничный салют» (рисование на тему).

1

уонр

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

31

«Мои любимые животные».

(рисование по памяти)

1

уонр

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу.

32

«Красота вокруг нас» (рисование с натуры простых по форме цветов)

1

уонз

Текущий. Самостоятельная работа по образцу

33

«Поле маков» (аппликация).

1

уонз

Текущий. Самостоятельная работа по образцу.

34

Путешествие в страну «Волшебный мир дизайна».

1

урк

Фронтальный.

35

Дизайн. Проект детской площадки.

1

урк

Игровые задания

Итого: 35 часа

        




Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству, составленной на основе основной образовательной программы ФГОС НОО МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» и примерной программы начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы «Природа и художник» Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония») в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования.

Название

Изобразительное искусство

Используемый УМК

1. Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.

2. Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.  ; учебно-методический комплект «Гармония».

Класс

2

Количество часов

35

Цель курса

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции

Структура курса

Художник и мир природы    

Художник и мир животных        

Художник и мир человека  

Художник и мир искусств