Конспект урока по ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Золотова Наталья Вячеславовна

Конспект урока по теме "Пейзаж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Пейзаж.

Зарисовки городского и сельского пейзажа.

Цель: расширить представления учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с пейзажами таких художников как М.Нестеров, И.Шишкин, К.Моне, Э.Мане, Д.Беллини, Э.Греко и др., выделить своеобразие творчества каждого из них.

2. Подчеркнуть общие черты пейзажного искусства, расширить знания о видах пейзажа.

Материалы: бумага, кисти, акварель.

Ход урока:

  1. Организационный момент

1) Приветствие, позитивная установка на урок.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Определение степени готовности к уроку.

  1. Беседа.

а) Введение в тему.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о различных жанрах изобразительного искусства. Помимо изображения людей, животных и предметов, художник нередко обращается к природе. Изображая природу, мастер старается перенести на полотно ту реальную действительность, которая окружает его в тот или иной момент жизни. Сегодня мы будем говорить о пейзаже: об истории пейзажа, его видах, а также узнаем какую роль он играет в развитии мирового искусства.

Пейзаж (от фр. – paysage – вид страны, вид местности) – особый жанр искусства, образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроение и чувства 

б) Виды пейзажа

Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными, их разделяют по сюжетам. Существует несколько видов пейзажа:

временные пейзажи разделяются на сезонные – весенний, летний, осенний, зимний; по времени суток – на дневной, вечерний, утренний, ночной. Выбор того или иного времени года и суток зависит, главным образом, от замысла художника - детальный пейзаж представляет собой изображение картины природы в определенный момент, однако с соблюдением всех подробностей и тонкостей состояния, растительности, условий погоды и т.д. Подразумевает полную идентичность - ландшафтный пейзаж разделяется на несколько видов: горный, долинный, лесной (к данному виду относится творчество И.Шишкина); морской (марина); пустынный пейзаж - импрессионистический пейзаж изображает природу в момент ее изменения. Его основными выразительными средствами являются цвет и свет, как наиболее изменчивые элементы. В таких пейзажах наиболее полно передается световоздушная среда, отсутствует четкий контур и используется гамма сдержанных цветов - лирический пейзаж дает ясное представление о внутреннем состоянии художника, в нем отражается чувство единения, согласия, гармонии с природой (

мифологический пейзаж – изображение фантастической природы, выдуманных образов. Картина чаще всего строится по мотивам различных мифов (слайд 9).

пейзаж-панорама – изображение большого пространства с расположенными там природными объектами. Обычно воспроизводится с высоты птичьего полета в) История пейзажа.

К изображению природы художники впервые обратились еще в эпоху неолита ). Именно тогда начали проявляться первобытные представления людей о природных закономерностях, появились первые представления-композиции, включавшие условные обозначения небесных светил, сторон света, отдельных растений, животных. До нас дошли изображения природы, запечатленные в сценах охоты, рыбалки, войны, относящиеся к культуре Древнего Египта и Двуречья .Причем на картинах изображались не просто деревья, но и их виды. Пейзаж нередко выступал в качестве росписи и рельефа – так древние люди выражали свое отношение к природе.

Пейзажная живопись получила большое распространение в Древнем Китае. Важно отметить, что китайские художники изображали природу не с целью создания украшения, а с целью навести зрителей на глубокие размышления. Картины на шелках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда только для того, чтобы окунуться в мир размышлений. Древние китайцы с глубоким трепетом относились к природе и ее силам. Художники уделяли большое внимание изучению природных форм. Духовными символами становились горы, цветы, травы, деревья. Картины не являлись видами какой-то конкретной местности. Мастер писал пейзаж не с натуры, а создавал обобщенные образы. Для изображения природных форм китайские мастера использовали черную тушь, работая в технике мягких размывов.

В эпоху Средневековья в произведениях восточного искусства все чаще встречаются элементы пейзажа (). Уже с XIII-XIV вв. пейзаж начинает занимать значительное место в книжном деле (различные иллюстрации). Пейзажные образы постепенно приобретают поэтический подтекст. В искусстве Италии нашла отражение эмоциональная сила природы, ее обновление. Появляются символические мотивы – изображение горной сосны, бамбука, человеческих фигур на фоне природы.

  1. Творческое задание.

Сегодня я предлагаю нарисовать вам небольшой пейзаж (городской или сельский), в котором вы бы смогли отразить всю красоту русской природы. Для работы используйте акварель светлых тонов. Постарайтесь, чтобы ваш рисунок был правдивым, с точностью отражающим многообразие родного пейзажа.

  1.  Подведение итогов урока.

(учащиеся демонстрируют свои работы)

- Что такое пейзаж?

- Назовите основные виды пейзажа.

- Расскажите о пейзажных мотивах в различных произведениях искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...