Урок ИЗО в 3 классе. ТЕМА: "Русская матрешка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Скиба Неля Александровна

3 класс.

Тема урока:"Русская матрешка".

Цель урока: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастерству, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешкой. Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана. Создать образ традиционной русской матрешки.

Тип урока: проективный урок и урок изучения нового материала.

Задачи урока: 

- образовательная - сформировать понятие о матрешке и ее видще;

- развивающая - развивать потребность в творчестве;

- воспитательная - формирование эстетического отношения к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka_3_klass.pptx868.63 КБ
Файл matreshka_konspekt.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская матрёшка

Слайд 3

Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде овальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера .

Слайд 4

Буддийский святой Фукурума

Слайд 6

Сергей Малютин

Слайд 8

Сергиев Посад Семёново Полхов -Майдан



Предварительный просмотр:

3 класс. Русская матрешка.

Цель

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешкой.

Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана. Создать образ традиционной русской матрешки.

Тип урока

Проектный урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: выполнить декор традиционной русской матрешки; продолжить формирование у детей кистевой росписи; углубить познания в области народного искусства.

Метапредметные: осуществлять анализ объектов; формировать эстетическое отношение к окружающему миру; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;  выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные:  развивать потребность в творчестве; развивать чувство прекрасного и эстетического; учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный/ коллективная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, матрешка, народные мастера.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация “Русская матрешка”.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчики-непроливайка, салфетка.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

  1. Органи -

зационный момент.

Постановка темы и цели урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Меня зовут Неля Александровна. Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны быть: альбом, гуашь, кисточки, баночки с водой, карандаш, ластик.

- Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Народные мастера – это простые люди из народа, которые из дерева, глины, железа, создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами.

- Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко…

Это… Русская

МАТРЕШКА

- Итак, ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

 - Тема нашего урока “Русская матрешка”.

 (слайд 1)

- Целью нашего урока является узнать историю матрешки; создать образ традиционной русской матрешки.

Приветствие учителя. Готовность к уроку.

 

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к загадке.

- Матрешка.

- Тема нашего урока “Русская матрешка”.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

формируются умения общаться с учителем, рассуждать,  выслушивать точку зрения другого и находиться в диалоге со сверстниками.

Личностные: мотивация к теме урока.

  1. Изучение нового материала.

Физминутка.

- Матрёшка – настоящая русская красавица. (слайд 2)

- Обратите внимание на ее внешний вид, она одета в русский национальный костюм.

- Кто ни будь знает  как называется этот костюм?

- Сарафан одевался по верх белой рубашки. Поэтому рукава отличаются от цвета сарафана.

- А знаете ли вы как  называется полукруглая часть одежды?

- Это передник. Любая хозяйка носила его для того, что бы не испачкать свой красивый сарафан.

(слайд 3)

- «Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде овальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».

- Для знакомства с русской матрешкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие!

-Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

-Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы, которую привезли из Японии. Фигурка изображала мудреца с вытянутой головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец. ( слайд 4)

- Кто же впервые смастерил матрешку и почему она получила именно такое имя?  

 - Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую.(слайд 5) - Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. (слайд 6)

- Это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке.  Фигурка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.  Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка.  Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

- Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку?

- Давайте побываем в гостях у народных умельцев. 

- Представьте, что мы сейчас находимся в мастерской.

-  Как же появляется на свет матрёшка?

(слайд 7)

 - У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево.  Как правило, это липа, берёза, осина. Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Это маленькая матрешка вставляется в более крупную по размеру. И так до самой большой. Когда тело матрёшки готово, начинается   процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись.

- Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия.  Самые известные центры производства игрушек: Сергиев Посад, Семеново, Полхов-Майдан (слайд 8).

- Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга?

- У них разные формы. У Полхов- Майданской матрешки более угловатая форма, форма Семеновской матрешки более округлая, а у Сергиево - Посадской матрешки - более вытянутая. Так же они имеют разные одежды.  На Полхов – Майданской матрешке все элементы обведены черной линией, на Семеновской матрешке изображены крупные красные пионы.

- А сейчас давайте немого отдохнем.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обеду я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- Сарафан.

- Фартук, передник.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Познавательные: работа с информацией, обобщения, сравнения.

Коммуникативные: умение строить диалог с учителем и товарищами, умение рассуждать.

Личностные: определение границ «знания» и «незнания».

  1. Творческая практическая деятельность.

- А сейчас каждый из вас продумает образ русской матрешки и изобразит ее.

На доске вывешиваются наглядные пособия, на которых изображено поэтапное выполнение работы.

- И так, начнем. По середине  листа проведите вертикальную ось симметрии, затем двумя горизонтальными прямыми определите высоту матрешки, вертикальными линиями наметьте голову и туловище. Теперь соедините голову и туловище плавной линией как показано на образце (этап 1). Намечаем лицо матрешки, оно должно быть круглым, как это показано на образце (этап 2), потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки и волосы. Наряд у матрёшки вы выполните самостоятельно. Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать наглядный материал, который находится на доске.                               

- Какие цвета лучше использовать?

- Правильно, желтый, красный, синий и зеленый.

- То место, где нужно использовать белый цвет не закрашиваем.

-Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Желаю всем творческих успехов! А чтобы вам было приятней работать, я вам включу русскую народную музыку, которая поднимет вам настроение и поможет выполнить работу на отлично! (звучит музыка).

Учитель консультирует, советует, помогает.

- Красный, синий, желтый и зеленый.

Самостоятельная работа учащихся – декор игрушки – матрешки.

Самостоятельно выполняют декор игрушки-матрешки на бумаге.

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; самостоятельность в выборе задания;

Познавательные: работа с учебными моделями.

  1. Итог урока.

Рефлексия.

-Ребята, наша работа подходит к концу.

-Я вам предлагаю устроить хоровод матрешек, сначала свой хоровод составит 1 первый ряд, 2, 3.

- …, какому промыслу относится твоя матрешка?

- …, откуда прибыла твоя матрешка? А чем же она отличается от других?

- …, расскажи о наряде своей матрешки?

- Я вижу матрешку, которая прибыла к нам из Полхов-Майдана. Отличается ли она по форме от других?

-Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли мастеров, создавая своих матрешек. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что работы у вас получились очень яркие, красивые.  

- А сейчас каждый уберет свое рабочее место.

- Закрываем все свои краски. Сначала 1 ряд идет мыть кисточки и выливать воду, потом 2,3.

- Сдаем свои рисунки и убираем клеенки.  

Рассматривают выставку, оценивают свою работу и одноклассников.

- Да, отличается. Она имеет более угловатую форму.

Личностные: самоопределение: самооценка своей деятельности.

 Регулятивные: контроль и коррекция.

Познавательные: выполнение операций анализа и сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проект

Урок литературного чтения во 2 классеТема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проекЦель проведения проекта - получение данных для оценки сформированности метапредметных действий....

Конспект урока по изо на тему "Русская Матрешка"

Цель урока:- познакомить обучающихся с историей русской матрешки и ее видами.Задачи урока:Предметные:- выполнить рисунок матрешки;- углубить познания в области народного искусства.Метапредметные:- фор...

Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"

Тема: Русский алфавит или азбука.Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение....

Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев»

Урок направлен на создание условия для формирования умения анализировать поступки главных героев  с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать сво...