Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Разработана на основе:

1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                             Приложение к    адаптированной основной общеобразовательной программе,

                                                                                                                                введенной в действие приказом №_______   от «    »   . 2017 г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры начального образования

Протокол № _______от «    »         2017 г. 

Руководитель кафедры                     / Терёхина Н.А. /

Согласовано

Заместитель директора                   /Зверева Е.А./

« _  »      .2017г.                                                                           

                                                                                   

Рабочая программа

по ИЗО

для обучающейся 1В класса.

Разработана на основе:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,                

        учитель начальных классов

 1 квалификационной категории.

2017 год.

1. Пояснительная записка.

Обучение слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» - одна из важных задач в тифлопедагогике. Овладение тифлографикой слепым ребенком способствует развитию мелкой моторики руки и сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного. Кроме того, овладевая методикой восприятия и воспроизведения рельефного изображения, ребенок расширяет свои познавательные возможности. Тифлографика выполняет важную коррекционную и компенсаторную роль, снижает появление вторичных отклонений в развитии. Обучение слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тифлографической деятельности открывает большие возможности для проведения коррекционной работы по преодолению и ослаблению недостатков в развитии процессов; мышления, формированию представлений. Тифлографическая деятельность способствует художественному воспитанию незрячих, прививает эстетический вкус, приобщает их к творческой деятельности.

Цель: 

- адекватное восприятие действительности, развитие наблюдательности, образного мышления, пространственной ориентировки и познавательной деятельности, формирование целостной картины мира;

 - овладение элементарными практическими умениями и навыками в доступных видах художественной деятельности.

Основными задачами реализации содержания учебного предмета являются:

- овладение приемами целенаправленного обследования и наблюдения с помощью всех сохранных анализаторов для формирования адекватных представлений о предметах окружающего мира;

- использование приемов и способов осязательного обследования натуральных предметов, их моделей, макетов и рельефных изображений;

- овладение умениями сравнивать предметы по форме, величине и расположению в пространстве; умениями соотносить предметы с моделями, макетами, рельефными изображениями;

- овладение способами ориентировки на приборе для рисования и приемами рельефного рисования;

 - овладение навыками выполнения рельефно-графических изображений;

 - формирование навыков чтения рельефных изображений и соотнесение их с натурой;

- получение первоначального опыта творческой деятельности в доступных видах рельефно-графических изображений;

- ознакомление с некоторыми видами изобразительного искусства.

2.Общая характеристика учебного предмета «Изобразительного искусства. Тифлографика»

Дети познают окружающий мир не только с помощью натуральных предметов, но и их изображений. Занимаясь с детьми, взрослые указывают на изображение какого-либо предмета и называют его. Обучение тифлографике должно вестись по программе, которая учитывает возраст, время поступления в образовательное учреждение, наличие дидактических пособий. Методика по обучению восприятия и воспроизведения рельефных рисунков слепыми детьми разработана и апробирована тифлопедагогами О. И. Егоровой и В. П. Ермаковым. Она включает следующие разделы:

  • ориентировка на плоскости листа;
  • типы линий и их пространственное расположение;
  • изображение плоских предметов, сходных с натуральными предметами и легко получаемых рельефной обводкой;
  • изображение объемных предметов, которые приближаются форме геометрических тел;
  • изображения животных и человека.

Реализация этой методики связана с соблюдением определенной последовательной системы в обучении восприятию и воспроизведению рельефного изображения:

  • обследование предмета по алгоритму;
  • выяснение назначения предмета или действий с предметом;
  • воспроизведение предмета средствами лепки;
  • работа по выкладыванию предмета из геометрических форм; выбор правильного положения предмета для изображения;
  • аппликация предмета с выбором деталей для данной работы;
  • рисование по трафарету и дорисовка с помощью трафарета натурального изображения.

Овладение этой системой предполагает готовность осязательного анализатора воспринимать рельефное изображение, выполненное различными способами: рельефными линиями, пунктиром, точками и т.д.

В работе со слепыми обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используются три вида рельефных изображений: контурный рисунок, аппликационный и барельефный.

1.Контурный рисунок передает только наружный контур предмета, воспринимается силуэт предмета. Часто акцентируются детали, наиболее характерные для данного предмета. Методику переноса изображения в контурное предложил В. С. Сверлов. Она предполагает:

  • знакомство с предметом;
  • знакомство с макетом, выполненным из пластилина;
  • макет разрезается пополам;
  • линия разреза соответствует рельефному рисунку.

Однако, осматривая рельеф, ребенок не ощущает его поверхность, фактуру.

2.Аппликационный рисунок знакомит со всей поверхностью предмета, когда ощущается не только контур, но и площадь изображения. Не раскрывая свойств данного предмета, аппликация дает основную информацию об изображенном предмете, хотя на таком рисунке отсутствуют округлость перспективы, мелкие детали, теряется часть информации о форме предмета.

3. Барельефный рисунок передает не только контур, фактуру и форму поверхности изображаемого предмета. Этот рисунок наиболее полно удовлетворяет потребности детей. Барельефный рисунок можно отнести к скульптуре.

Многие слепые дети с нарушением интеллекта при поступлении в школу не владеют навыками осязательного обследования, поэтому, не следует торопить их в процессе овладения тифлографическими умениями и навыками, перегружать рельефный рисунок мелкими деталями. Нужно отражать в рисунке важные детали, характеризующие данный рисунок. На одной странице не следует изображать несколько предметов одинакового размера, но разных по величине в реальной действительности. Восприятие ситуации, выполненной рельефно, предполагает предварительное опознание детьми изображения отдельных предметов, которые включены в сюжетный рисунок.

В основе осязательных ощущений (В. С. Сверлов, Д. И. Зоричев и др.) лежат чувства давления и движения. В связи с этим слепого ребенка следует научить при осмотре предметов дифференцировать предметы по температурному, болевому признакам, состоянию поверхности.

Развитие активного осязания незрячего ребенка предполагает выделение ведущей и контролирующей руки, действий двумя руками сразу, сохранение направления движения при изучении рельефного изображения.

Работа по тифлографике начинается со знакомства с элементарными инструментами для рельефного рисования. Их несовершенство затрудняет воспроизведение рельефного рисунка детьми, требуя большой силы надавливания на брайлевскую бумагу или лавсановую пленку, поэтому здесь необходима помощь педагога.

Элементарным рельефным объектом для рисования является точка, которая легко ассоциируется с крошкой, крупой, песчинкой, каплей дождя, снежинкой и т. д.

Опыт показал, что чтение и воспроизведение точки вызывает у детей интерес. Множество точек легко соединяются в линию, квадрат, круг, доступные для выполнения грифелем в трафарете.

Рисование простейших геометрических фигур можно выполнять и шариковой ручкой сплошной штриховкой на лавсановой пленке, что тоже дает рельеф.

Особенностью предмета является целенаправленное внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников.

Содержание предмета «Изобразительное искусство. Тифлографика» имеет пять разделов: «Технические средства и приемы рельефного рисования»,

«Чтение рельефных изображений», «Рисование с натуры», «Декоративное рисование», «Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности».

Содержание раздела «Технические средства и приемы рельефного рисования» направлено на первоначальное знакомство с рельефным рисунком и его назначением, приборами и инструментами, основными правилами и приемами выполнения рельефного рисунка.

Содержание раздела «Чтение рельефных изображений» имеет целью составить по рисунку представления о предмете и направлено на первоначальное знакомство с элементарными понятиями пространственной ориентировки в микропространстве, формирование навыков чтения и сравнение величины и формы предметов в натуральном виде и изображенных на рельефном рисунке.

Слепые первоклассники получают первоначальный опыт чтения предметов простых форм, близких к геометрическим сенсорным эталонам.

Содержание раздела «Рисование с натуры», являясь основой метода обучения рисунку, имеет важное компенсаторное, коррекционное, образовательное значение. Рисование с натуры обогащает новыми знаниями о предметах окружающего мира, позволяет формировать адекватные представления о форме, величине, фактуре предметов, обладает большими возможностями в реализации таких процессов как наблюдение, сравнение, конкретизация и обобщение, развивает логическое и абстрактное мышление, стимулирует познавательную деятельность.

Слепые первоклассники с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают первоначальный опыт обследования шаблонов и трафаретов, чтение их рельефных изображений и рельефного изображения простейших элементов с помощью учителя. В 1 классе обучающиеся изучают различные типы линий, сенсорные эталоны, соотносят их с формой предметов окружающего мира, учатся соотносить рисунок с предметом и его рельефным изображением.

Слепые обучающиеся 1 класса учатся словесно описывать на основе предложенного алгоритма изученные предметы, учатся выделять их существенные признаки.

Содержание раздела «Декоративное рисование» в 1 классе предполагает лишь общее и первоначальное знакомство с орнаментом и его использованием в быту. Обучающиеся выполняют узор на основе изученных ранее простейших форм (линии, сенсорные эталоны). Для обследования предлагаются только рельефные узоры, состоящие из простейших элементов. Выполнение подобного задания в 1 классе выполняется только посредством повтора образца. Для формирования представлений об узорах возможно использовать работу с пластилином и технику аппликации. Содержание раздела «Беседы об искусстве» (Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности) в 1 классе является неотъемлемой частью раздела «Декоративное рисование», на наглядных примерах раскрывает значение и использование декора в быту.

В 1 классе занятия носят в основном ознакомительный характер. Преимущественно структура каждого урока включает 3 этапа:

1. Формирование предметных представлений.

2. Чтение рельефных изображений.

3. Формирование навыков самостоятельной рельефно-графической деятельности.

  1. Место учебного предмета в учебном плане.

На уроки по «Изобразительному искусству. Тифлографике» отводится 1 час в неделю, в 1 классе - 33 час за год.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитиеребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

  1. Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты отражают:

овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

развитие любви к своей стране и городу;

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

развитие эстетических чувств.

Предметные результаты отражают:

формирование эстетических чувств, развитие умения отличать «красивое» от «некрасивого»;

умение высказывать мнения о произведениях искусства («нравится» – «не нравится»);

овладение элементарными практическими умениями и навыками в процессе освоения отдельных видов художественной деятельности;

расширение опыта самовыражения средствами изобразительного искусства.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

По учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» к концу учебного года слепой первоклассник с легкой степенью умственной отсталости имеет возможность научиться следующему.

Минимальный уровень:

  • при помощи учителя организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги или картона на столе, держать природный материал, пластилин, краски, кисть (для детей с остаточным зрением) и др.;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
  • передавать с натуры формы геометрических фигур и предметов простой формы после их обследования; передавать в рисунке или композиции, поделке содержание несложных предметов в соответствии с темой;
  • применять изученные приемы работы пластилином, акварельными красками (для детей с остаточным зрением);
  • ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • адекватно передавать цвет изображаемого объекта после предварительной работы со слепым обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (возможна постоянная поддержка и помощь учителя или видящего сверстника).

Достаточный уровень:

  • строить орнамент, используя учебные пособия с рельефно-точечным изображением;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
  • оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво);
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами (при помощи учителя);
  • изображать пластилином и красками, работая по границам узорных линий рельефно-точечным изображением, и передавать основные признаки изображаемого объекта.
  1. Содержание учебного предмета.

Слепые дети с легкой умственной отсталостью, как правило, не посещают дошкольных образовательных учреждений и поэтому оказываются совершенно не подготовленными к изобразительной деятельности. Поэтому в 1-м классе основное внимание должно уделяться подготовке учащихся к тифлографике и самим приемам доступной для них рельефно-графической деятельности.

Перечислим основные разделы предмета «Тифлографика».

Технические средства и приемы рельефного рисования.

Значение и назначение тифлографики для слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Использование слепыми тифлографических приборов для рисования (прибор «Школьник»). Инструменты: шариковая ручка, грифель. Ориентировка на листе, в приборе «Школьник». Расположение предметов в пространстве, на плоскости. Приемы обследования предметов, выявление «ведущей руки». Приемы изображения точек, проведения линий, формирование чувства давления на грифель (шариковую ручку) для получения рельефных линий на лавсановой пленке (при слабом надавливании на грифель линии будут иметь небольшой рельеф и не будут восприниматься тактильно; при сильном надавливании - грифель порвет пленку и линии не будут пригодны для тактильного восприятия), деление изобразительной плоскости на две равные части.

Чтение рельефных изображений

Знакомство с элементарными понятиями пространственной ориентировки в направлениях при чтении изображений (право-лево, верх-низ, середина). Сравнение величины предметов, их силуэтов, выполненных из плотного картона путем наложения (больше - меньше, короче - длиннее, равные, толще - тоньше). Понятие формы, величины. Чтение линий, точек.

Рисование с натуры

Рисование с натуры простых форм (точки, линии) в различных положениях,

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые). Понятие контура. Рисование с натуры предметов, включающих сочетание горизонтальных, вертикальных линий (счетные палочки).

Овладение элементарными навыками лепки. Лепка обследуемых предметов из пластилина (колобок, мяч, пирамида из 2-3 колец).

Силуэты предметов, имеющих в основе объемную геометрическую форму (фрукты, овощи). Использование трафаретов, их заполнение, «закрашивание» пластилином.

Декоративное рисование

Понятие орнамента. Тактильно-осязательное восприятие орнаментов, в полосе. Выделение элементов орнамента. Понятие чередования, повтора (1 элемент (круг, квадрат), разный по фактуре поверхности двух видов или две разные геометрические фигуры: круг, треугольник).

Выполнение простого орнамента в полосе по образцу из готовых форм.

Рисование на темы

Понятие аппликации. Выполнение простых аппликаций из готовых форм (изображение дома из квадрата и треугольника) по образцу.

Беседы об искусстве

Скульптура. Мелкая пластика.

Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма; бумага— сгибание).

Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности. Знакомство с народными промыслами по производству игрушек (семеновская матрешка).

Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов. Так же формами организации учебных занятий по изобразительному искусству. Тифлографике в 1 классе - участие обучающихся совместно с родителями в мини проектах и их защита, сюжетно - ролевая игра.

Основные виды учебной деятельности.

На уроках по предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» в 1 классе слепые обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями):

  • изучают форму и величину предмета;
  • изображают на лавсановой пленке точки, соединяют их линиями;
  • учатся выполнять внешний и внутренний контур предмета;
  • учатся работать на тифлотехнических приборах «Школьник», «Графика»;
  • лепят из пластилина;
  • знакомятся с предметами декоративно-прикладного искусства (семеновская матрешка)
  • учатся читать рельефные рисунки и барельефные изображения простых знакомых предметов;
  • выкладывают орнамент в полосе (1-2 элемента).

8. Календарно- тематическое планирование.

№ урока с н..уч.г.

№ урока

по теме

Название раздела, темы урока.

Кол.

часов

Дата-план

Дата-факт

1

1

Знакомство с предметом «изобразительное искусство». Знакомство со школьными принадлежностями на уроках ИЗО.

1

2

2

Изображение рамки в приборе для рисования «Школьник».

1

3

3

Линии.. Формирование понятия «Линия».

1

4

4

Рисование по внутреннему трафарету. Квадрат.

1

5

5

Рисование по внутреннему трафарету. Круг.

Знакомство  с полукругом

1

6

6

Рисование узора в приборе для письма по Брайлю.

1

7

7

Рисование по внутреннему трафарету. Прямоугольник.

1

8

8

Рисование по внутреннему трафарету. Треугольник.

1

9

9

Рисование по внутреннему трафарету. Домик.

1

10

10

Рисование предметов разной величины. Неваляшка.

1

11

11

Рисование узора в приборе для письма по Брайлю.

1

12

12

Фрукты. Яблоко и груша. Предметный урок. Формирование на полимодальной основе образов яблока и груши.

1

13

13

Закрепление представления о яблоке.

Рисование с натуры яблока.

1

14

14

Закрепление представления о груше. Рисование с натуры. Груша.

1

15

15

Совершенствование представления о внешнем виде елочной игрушки – шара.

Рисование елочной игрушки –  шара.

1

16

16

Рисование на тему «Новогодняя елка»

1

17

17

Рисование с натуры зимних вещей. Шарф.

1

18

18

Рисование с натуры зимних вещей. Шапка.

1

19

19

Рисование с натуры светофора. Совершенствовать представления о ПДД.

1

20

20

Составление в полосе узора из треугольников для закладки.

1

21

21

Кораблик. Предметный урок.

1

22

22

Рисование с натуры – игрушка – кораблик. Актуализация знаний о цвете.

1

23

23

Рисовать узор для открытки ко дню 8 марта. Символ8 марта – мимоза.

1

24

24

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

25

25

Тематическое рисование: дом, ёлка, забор. Закрепление знаний о геометрических фигурах, их изображении на листе. Познакомить с понятием «Композиция».

1

26

26

Иллюстрация к сказке «Колобок».

1

27

27

Декоративное рисование.  Узор в круге (круг — готовая форма). Деление круга на равные части.

1

28

28

Составление в полосе узора из треугольников.

1

29

29

Иллюстрация к сказке «Три медведя». Рисование с натуры посуды разной величины и цвета (чашки).

1

30

30

Рисование в полосе узора из растительных форм.

1

31

31

Познакомить с цветком «Первоцвет»; Предметный урок.

1

32

32

Рисование первоцветов.

1

33

33

Букет в вазе.

1

Итого - 33 ч

                                         9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

      Проигрыватель, для виниловых дисков, виниловые диски, музыкальный центр, компакт-диски (CD, MP3, DVD), компьютер; принтер.

;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.

Разработана на основе:   Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Рабочая программа для тифлопедагога по русскому языку, 1 класс

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по окружающему миру, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по труду, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по СБО, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...