Рабочая программа для тифлопедагога по окружающему миру, 1 класс.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Разработана на основе:

1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                             Приложение к    адаптированной основной общеобразовательной программе,

                                                                                                                              введенной в действие  приказом №_______ от  «    »   . 2017 г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры  начального образования

Протокол № _______от «    »            . 2017 г. 

Руководитель  кафедры                     / Терёхина Н.А. /

Согласовано

Заместитель  директора                   /Зверева Е.А./

«     »      .2017г.                                                                                                                             

Рабочая программа

по окружающему миру

для обучающейся 1 В класса.

Разработана на основе:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
  2. Учебник для общеобразовательных организаций «Окружающий мир» по образовательной программе «Школа России». Москва «Просвещение»- 2017г.

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,                

        учитель начальных классов

 1 квалификационной категории.

2017 год.

1. Пояснительная записка.

Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на достижение образовательно-коррекционной цели в 1 классе: расширение представлений о взаимосвязях живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.

Для обучения учащейся используются учебники по образовательной программе «Школа России», в связи с отсутствием в издательстве учебников для слепых обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели изучения предмета:

  • дать знания об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах;
  • формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Задачи:

1) формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

2) формирование умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы;

4) преодоление вербализма знаний об окружающем мире;

5) овладение доступными способами изучения природных явлений и процессов, некоторых социальных объектов;

6) приобретение опыта взаимодействия с живой и неживой природой;

7) понимание значения осязания, остаточного зрения, слуха и обоняния в познании окружающего мира.

2.Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Учебный предмет «Окружающий мир» является начальным звеномформирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у слепых умственно отсталых обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, а также не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введение пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными умениями наблюдать природные явления и простейших опытных действий, уточнения имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе. Содержание программы и уроки по предмету «Окружающий мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особенное значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Слепые дети производят действия наблюдения, опираясь на тактильные и слуховые анализаторы. На уроках учитель использует муляжи, объёмные наглядные пособия, а также рельефные и барельефные изображения.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

«Окружающий мир» в учебном плане - 66 часов в год, 2 часа в неделю.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

              Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • международное сотрудничество как основа мира на Земле;
  • патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5.Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения программы по окружающему миру за 1 класс: для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отражают:

овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

развитие любви к своей стране и городу;

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

развитие эстетических чувств;

формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.

Базовые учебные действия.

Личностные:

  • чувство любви к своей стране, городу (родному краю);  
  • учебно-познавательный интерес к миру живой и неживой природы;
  • восприятие «образа Я» как субъекта природосообразной деятельности.  Коммуникативные
  • умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего характера);
  • умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слепой – нормально видящий», «слепой -  слепой» в процессе познания окружающего мира;
  • построение понятного для партнёра устного высказывания.

Регулятивные:

  • экологически сообразное поведение в быту и природе, безопасное поведение для человека и окружающей среды;
  • принятие норм и правил взаимоотношений с другими людьми, социальными группами;
  • соблюдение элементарных правил здорового образа жизни.

Познавательные:

  • овладение начальными формами предметно-практической деятельности;
  • сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
  • установление простейших взаимосвязей и взаимоотношений между миром живой и неживой природы;
  • использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных умений, развитие компенсаторных возможностей;
  • освоение и использование элементарных общих понятий;
  • расширение знаний, кругозора.

Предметные результаты по окружающему миру.

Формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

Развитие умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы.

Понимание простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы.

Преодоление вербализма знаний и речи.

Закрепление доступных способов непосредственного восприятия природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов. приобретение опыта взаимодействия с миром живой и неживой природы; соблюдение правил поведения в мире природы и людей, правил здорового образа жизни.

6.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

У обучающихся предполагается сформировать представления о живой и неживой природе, о погоде и её явлениях.

Обучающиеся будут способными:

  • наблюдать за природными явлениями;
  • проводить простейшие опытные действия;
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

7. Содержание учебного предмета.

Человек и природа

Природа вокруг нас. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце, Земля. Общее представление о планете Земля, ее форме и размерах. Рельефный глобус как модель Земли.

Смена дня и ночи на Земле. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края на основе использования всех сохранных анализаторов (в том числе остаточного зрения).

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений на основе наблюдений реальных объектов посредством использования всех сохранных анализаторов (в том числе остаточного зрения).

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Питания разных животных (общие представления).

Правила поведения в природе.

Человек и общество

Понятие семьи. Семейные традиции (первоначальные представления). Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Некоторые профессии людей. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина. Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России. Президент Российской Федерации.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, Праздники и памятные даты своего региона.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва как столица России. Некоторые достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь.

Города России. Санкт-Петербург: некоторые достопримечательности(Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).

  Многонациональность России. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

           Режим дня школьника, чередовани труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Направления работы.

Диагностическое направление предполагает проведение диагностических процедур (вводная (начало учебного года), промежуточная и итоговая диагностика (конец учебного года)), анализ результатов, позволяющих получать информацию о состоянии психо-эмоционального статуса обучающихся, о его продвижении в овладении знаниями, умениями и навыками при освоении учебного материала по окружающему миру, мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении программы 1 класса. (Все данные заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, протоколы консилиумов по каждому из обучающихся 1 класса).

Коррекционно-развивающее направление предполагает:

- обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития и профилактику вторичных отклонений в развитии;

-проведение уроков по окружающему миру с учетом специальных образовательных потребностей слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), например, экскурсии в природу.;

-участие в реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями).

Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:

-взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями;

-проведения консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-участие в разработке комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.

Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов, а также уроки – экскурсии, сюжетно-ролевые игры, практические занятия.

Основные виды деятельности.

На уроках окружающего мира в 1 классе слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • наблюдают за изменениями в живой и неживой природе;
  • -обследуют природные объекты;
  • -изучают основные части тела человека;
  • -участвуют в практических занятиях;
  • -выполняют аппликации из природных материалов.

8. Календарно- тематическое планирование.

№ урока с н..уч.г.

№ урока

по теме

Название раздела, темы урока.

Кол.

часов

Дата-план

Дата-факт

1

1

 Знакомство с учебниками.

1

2

2

Живая и неживая природа.

1

3

3

Неживая природа. Времена года.

1

4

4

Осень. Признаки осени.

1

5

5

Осень. Животные  и  растения осенью.

1

6

6

Осень. Занятия и одежда детей осенью.

1

7

7

Осенний урожай. Грибы.

1

8

8

Месяцы.

1

9

9

Закрепление пройденного материала.

1

10

10

Труд людей осенью.

1

11

11

Дни недели.

1

12

12

Сутки.

1

13

13

Закрепление.

1

14

14

Домашние животные (кошка, собака и др.)

1

15

15

Домашние животные (Корова. лошадь и др.)

1

16

16

Дикие животные (волк, лиса  и др.)

1

17

17

Дикие животные ( заяц, медведь и др.)

1

18

18

Закрепление пройденного материала.

1

19

19

Признаки зимы.

1

20

20

Зимние месяцы.

1

21

21

Зимующие птицы.

1

22

22

Перелётные птицы.

1

23

23

Одежда детей зимой

1

24

24

Занятия детей зимой.

1

25

25

Закрепление пройденного материала.  Игра «Угадай, что это такое?»

1

26

26

Деревья зимой.

1

27

27

Хвойные деревья.

1

28

28

Дикие животные зимой.

1

29

29

Жилища диких животных.

1

30

30

Закрепление пройденного материала.

1

31

31

Зимние забавы.

1

32

32

Скоро Новый год

1

33

33

Обобщающий урок по теме «Животные».

1

34

34

Весна.

1

35

35

Признаки весны.

1

36

36

Закрепление.

1

37

37

Одежда детей весной.

1

38

38

Занятия детей весной.

1

39

39

Растения весной.

1

40

40

Изменения в неживой природе весной.

1

41

41

Жизнь домашних животных весной

1

42

42

Жизнь диких животных весной

1

43

43

Изменения в живой природе весной.

1

44

44

Жизнь растений весной. весной.

1

45

45

Деревья весной.

1

46

46

Труд людей весной.

1

47

47

Викторина.

1

48

48

Лето.

1

49

49

Признаки лета.

1

50

50

Одежда детей летом.

1

51

51

Занятия детей летом.

1

52

52

Живая природа. Растения..

1

53

53

Строение растений. Сходство и различие растений

1

54

54

Разнообразие цветов. Семена.

1

55

55

Приспособление растений к разным сезонным изменениям

1

56

56

Плоды растений.

1

57

57

Овощи и фрукты

1

58

58

Обобщающий урок по теме «Растения»

1

59

59

Викторина.

1

60

      60

Обобщающий урок по теме «Времена года».

1

61

61

Викторина.

1

62

62

Экскурсия в парк.

1

63

63

Наступает лето.

1

64

64

Признаки лета.

1

65

65

Растения и животные летом.

1

66

66

Повторение пройденного за год

1

Итого - 66 ч

9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

1. Приборы 18-строчные для письма по Брайлю, грифел (детские, женские), тетради для письма по Брайлю.

2. Колодка - шеститочие, колодка - ряд шеститочий, кубик для набора комбинаций точек, рассыпная азбука,

3. Прибор «Графика». Прибор «Ориентир» (малый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.

Разработана на основе:   Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по труду, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по СБО, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...